Дидактические принципы обучения
консультация по немецкому языку

Токарева Наталья Михайловна

Теоретические рекомендации для использования в работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_printsipy_obucheniya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические принципы обучения

Токарева Н.М.

1. Принцип воспитания в процессе обучения.

Особенность реализации этого принципа в обучении иностранному языку заключается в формировании в сознании учащихся диалектического материализма в мировоззрении, в воспитании у них чувства патриотизма, уважения к народу, язык которого они учат, к его национальным традициям, культуре, литературе, искусству.

2. Принцип связи теории с практикой.

Диалектическое и дидактическое единство теории и практики предусматривает овладение учащимися всеми видами речевой деятельности на иностранном языке на основе минимума теоретических знаний, который должен обеспечивать коммуникативно достаточное пользование иностранным языком как средством общения и осмысленное овладение им.
Специфика обучения иностранному языку как средству коммуникации в школе предполагает ведущую роль практики в процессе овладения языком, что выражается в выполнении учащимися речевых упражнений на иностранном языке. Таким образом, практика должна носить речевой и коммуникативный характер и в ходе нее должны реализовываться названные категории методики.

3. Принцип научности.

Принцип научности в обучении иностранному языку выражается в научном подходе к организации процесса овладения языком, что выражается в следующем: а) научно обоснованный отбор языкового материала для активного и пассивного владения языком; б) учет закономерности овладения языковым материалом (речевыми навыками) и всеми видами речевой деятельности в заданных пределах (речевыми умениями); в) соответствие сообщаемых теоретических сведений, знаний и привил современному уровню развития науки о языке.

4. Принцип доступности.

Этот принцип выражается в том, что учащиеся должны понимать языковое явление с тем, чтобы употреблять его в различного вида речевых операциях и действиях, формулирующих навыки и умения. Принцип посильности предполагает ограниченное количество трудностей при овладении языковым явлением, речевыми навыками и умениями, речевыми действиями.

5. Принцип сознательности в обучении иностранному языку предполагает сознательное отношение учащихся к процессу овладения языком как средством общения. Учащиеся должны понимать сходные и отличительные черты в языковых явлениях родного и иностранного языка и правильно ориентироваться в употреблении языковых явлений. Сознательность обеспечивается планомерным формированием входящий в речевые действия (умения) ориентировочных и исполнительных операций.

6. Принцип активности.

Активность учащихся обусловлена рядом факторов: интересом к овладению иностранным языком, наличием у учащихся потребности и желания общаться на изучаемом языке (положительная, побудительная мотивация). Развитию активности способствует правильный выбор приемов и форм работы, отвечающих возрастным особенностям, специфике речевой деятельности, условиям обучения; рациональное сочетание копируемых и самостоятельных форм работы обучающихся, сознание целесообразности своей деятельности.

7. Принцип наглядности.

Существует два основных вида наглядности. Первый вид - языковая лингвистическая наглядность. К ней относится демонстрация коммуникативной функции языкового явления в речи, лингвистическая схемная наглядность (схемы, таблицы и прочее) и демонстрация языковых явлений в изолированном виде (слова, предложения). Второй вид – не языковая наглядность, к которой относят все способы и средства предъявления и создания неязыковых факторов учебной или естественной ситуации (картины, фильмы, слайды), в которых отрабатываются языковые средства, формируются речевые навыки и развиваются в ситуативной речи речевые умения и речевая реакция учащихся. В зависимости от вида анализатора различают слуховую, зрительную, двигательно-моторную и слуховую наглядности. При обучении иностранному языку наглядность является не только действенным средством понимания смысла, но и средством овладения иноязычной речью, обусловленной ситуацией. Принцип наглядности в обучении говорению на иностранном языке – это, прежде всего, принцип ситуативной наглядности, при обучении чтению - контекстная, или текстовая, наглядность.

8. Принцип прочности.

Этот принцип в обучении иностранному языку реализуется путем прочного владения языковым материалом, то есть автоматизированными речевыми навыками. Прочное владение языковым материалом обеспечивается сложным взаимодействием разных видов памяти, произвольного и непроизвольного запоминания и упражнениями на автоматизацию языкового материала. Поэтому при выборе упражнений необходимо учитывать те мыслительные процессы, которые лежат в основе усвоения языкового материала, закономерности и этапы формирования речевых навыков как автоматизированных компонентов творческой речевой деятельности, а так же стадии развития умений.

9. Принцип систематичности.

Система обучения иностранным языкам рассматривается как информационная система, в основе которой лежат процессы приёма, переработки, хранения, передачи информации для обеспечения общеобразовательного и воспитательного уровня обучаемых и приобщения их к иноязычному речевому владению и иноязычному речевому поведению и иноязычному общественному опыту.

Система обучения реализуется в учебно-методическом комплексе и включает ряд взаимосвязанных компонентов: цель, средства, содержание и методы обучения. В этой связи системой обучения считают всеобщую модель учебного процесса, соответствующую определённой методической концепции, в которой реализуются названные компоненты.

10. Принцип оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм в обучении.

Литература.

1. Л.С. Андреевская-Левенстерн. Методика преподавания французского языка в средней школе. – М., 1983

2. А.П. Старков. Обучение английскому языку в средней школе. – М., 1978, с. 4-27

3. С.Ф.  Шатилов. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – Л., 1977, с. 53-65

4. Г.В. Рогова. Методика обучения английскому языку. – Л., 1975, с.34-100

5. О.И. Москальская. Понятие «практическое владение иностранным языком в средней школе». – Иностранные языки в школе, 1971, №1, с.54

6. Г.В. Рогова. Цели и задачи обучения иностранному языку в средней школе. – Иностранные языки в школе, 1974, №4

7. К.И. Саломатов, С.Ф. Шатилов. Практикум по методике преподавания иностранных языков. – М., 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные дидактические принципы в обучении математике

Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержани...

Современные дидактические принципы в обучении математике.

Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержани...

Из опыта работы. Наглядный пример применения дидактических принципов в обучении.

Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержани...

Дидактические принципы развивающего обучения.

Выступление на педсовете, обобщение опыта работы. В приложении есть файлы с экранами соревнований, которые использую для  иотивации решения залач повышенной сложности....