"Кроссенс" как один из приёмов формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка
учебно-методический материал по немецкому языку

Ванаева Елена Анатольевна

 рассматривается современный методический приём «Кроссенс» как  один из приёмов формирования положительной  мотивации к изучению иностранного языка. Даются  определение  «мотивация» и краткая характеристика «Кроссенс» и способы использования его на уроках немецкого языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Кроссенс» как один из приёмов формирования положительной  мотивации к изучению иностранного языка

Ванаева Елена Анатольевна,

учитель немецкого языка, первая квалификационная категория,

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Фоминичская средняя общеобразовательная школа»,

Калужская область,Кировский район, с.Фоминичи

        Аннотация: рассматривается современный методический приём «Кроссенс» как  один из приёмов формирования положительной  мотивации к изучению иностранного языка. Даются  определение  «мотивация» и краткая характеристика «Кроссенс» и способы использования его на уроках немецкого языка.

        Ключевые слова: мотивация, методический приём «Кроссенс»

       Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования диктует новые требования  к процессу  обучения школьников и в организацию обучения иностранному языку. В основе стандарта лежит системно – деятельностный подход, который активирует учебно – познавательную деятельность обучающихся, направленную на формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности. В последнее время роль предмета «Иностранный язык» возрастает. Возникает новая система оценки достижения планируемых результатов, меняются ценностные ориентиры.

        В образовании мотивация к обучению играет важную роль. Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения обучающихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивировать обучаюшихся на уроке – это значит дать им возможность проявить себя, реализоваться в процессе деятельности.

         Значит, основная задача учителя является в выборе методов и приёмов стимулирования познавательной деятельности обучающихся к реализации их творческого потенциала.

         ФГОС акцентирует внимание учителей на необходимость использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие обучающихся и сделать учебный процесс более интересными и доступным.

        В своей педагогической  деятельности наряду с современными педагогическими технологиями  я применяю методический приём «Кроссенс». «Кроссенс» - от англ. (inter - “между”; act – “действие”). Слово "Кроссенс" означает "пересечение смыслов".  Данный приём относится к интерактивным методам обучения, которые соответствуют личностно – ориентированному подходу. Он способствует формирования креативности, коммуникации и критического мышления обучающихся на основе деятельностного подхода.

        Впервые  «Кроссенс» был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».  Идея его создания принадлежит нашим соотечественникам – Сергею Федину (писатель, педагог, математик) и Владимиру Бусленко (доктор технических наук, художник и философ).  Они говорили, что идея «Кроссенса» как и всё простое, гениальна. В отличие от кроссворда, где пустые клеточки необходимо заполнять, в   «кроссенсе»  они уже заполнены картинками, между которыми надо найти связь.

         «Кроссенс» представляет собой цепочку ассоциаций, которые замкнуты в поле из 9 квадратов. И картинки  расставлены таким образом, что каждая картинка имеет ассоциативную связь с последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько картинок. Соответственно обучающиеся должны решить задачу: составить ассоциативную цепочку, посредствам взаимосвязи картинок. Разгадывая «Кроссенс» необходимо пользоваться нормами изучаемого языка.

       Способы чтения «Кроссенса»:

  1. Картинки   будут связаны по смыслу. Получается цепочка, завёрнутая «улиткой» (рис.1)
  2. Чтение по периметру, то есть картинка, которая находится в середине, может быть связана по смыслу с несколькими картинками или каждой (рис.2)
  3. Чтение текстом, то есть картинки  будут связаны по диагонали (рис.3)

        

1

2

3

1

2

3

1

2

3

4

5

6

4

5

6

4

5

6

7

8

9

7

8

9

7

8

9

Рис.1         Рис.2        Рис.3

       Так же обучающийся может найти узнаваемую для себя картинку и установить взаимосвязи с остальными. Он  может начать разгадывать «Кроссенс» не с первого изображения, а с того, которое ему более знакомо. Таким образом, каждый ученик вносит вклад в общее дело. Данные связи могут быть как поверхностными, так и глубинными. В любом случае это будет являться упражнением развития логического и творческого мышления, и мотивировать обучающихся применять имеющиеся знания  и желание приобретать новые.

        Методический приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам:

  • Научность – имеет научное обоснование
  • Эффективность – гарантирует результаты уже с первых дней применения
  • Гуманность – облегчает процесс обучения и улучшает качество образования
  • Универсальность – можно использовать в преподавании разных учебных предметов, на разных ступенях обучения, и с детьми разного уровня развития
  • Креативность – способствует развитию творческого мышления

        Анализируя данные принципы, можно сделать вывод, что «Кроссенс» формирует все виды универсальных учебных действий, повышает мотивацию обучающихся изучать иностранный язык. Ведь не только учитель, но и ученики могут создавать «Кроссенс». Это показывает насколько ученик или группа учеников понимает заданную тему, насколько владеют лексическим, грамматическим, страноведческим  материалом, способствует развитию логического и образного мышления, развивает способность самовыражению, умению работать в группе. Заинтересовавшись, обучающиеся стремятся найти дополнительный тематический материал, что бы вступить  в контакт с собеседником или подготовить монологическое высказывание. Уроки становятся более интересными, обучающиеся лучше усваивают и запоминают учебный материал. «Кроссенс» помогает на уроке создать ситуацию успеха. Если обучающиеся  сами не достигнут успеха, настоящего желания к обучению не будет. Если обучающимся задаются слишком легкие задачи, желание учиться может исчезнуть.

        Применяя данный методический приём на своих уроках, хочу заметить, что его хорошо использовать при введении новой темы на стадии «вызова». Обучающиеся быстро определяют тему и цели урока. Здесь можно использовать как коллективную работу, так и рабочую группу, которая состоит из трёх человек. Также «Кроссенс» можно применять и на следующих этапах урока:

  • Контроль домашнего задания (по ассоциативным картинкам можно рассказать о материале прошлого урока)
  • Формулировка темы урока, постановка цели урока
  • Обобщение  и закрепление учебного материала, когда обучающиеся обладают достаточным количеством лексических единиц по данной теме
  • Организация групповой работы
  • В качестве домашнего задания (составление «Кроссенса» в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему)

        «Кроссенс» можно подготовить  в Word - распечатать на листах и раздать либо отдельно каждому обучающемуся, либо группе, если это групповая работа. Также и в Power Point. С помощью «Кроссенса» можно организовать как индивидуальную, так и групповую работу.

        При составлении «Кроссенса» я использую следующий алгоритм:

  • Определить тему
  • Выбрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме
  • Найти связи между этими элементами
  • Определить последовательность элементов
  • Сконцентрировать смысл в одном элементе (как правило, это пятый квадрат)
  • Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента
  • Поиск и подбор картинок
  • Поострить ассоциативную связь между элементами, определить последовательность
  •  «Кроссенс» готов

        Приведу пример использования «Кроссенс» в начале урока в 6 классе по УМК  И.Л. Бим, Л.В .Садомова, по теме «Tagesplan».   Основная задача для обучающихся -  найти связь между девятью картинками и определить тему урока и то, что предположительно будем делать на уроке (см.рис.4)

https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2019/09/kartinki-zaryadka-dlya-detej-15.jpg

https://sun9-24.userapi.com/sun9-36/impg/c856036/v856036959/1f1418/6YiEV2scIgI.jpg?size=604x559&quality=96&sign=035892ecf031c1b48642c8740c45efa2&type=album

                                                     Рис.4

        В «Кроссенсе» я использовала цепочку картинок. Обучающиеся нашли взаимосвязи картинок  и назвали тему урока. На следующем уроке можно предложить этот же «Кроссенс» в качестве контроля домашнего задания.  Более  успешным обучающимся можно предложить составить свой распорядок дня в форме ассоциативных картинок  и рассказать о нем.  

        В 8 классе, работая по теме «Wir bereiten uns auf eine Reise vor», УМК И.Л.Бим, Л.В. Садомова делю обучающихся на две группы и предлагаю им задание в форме «Кроссенс». В нём представлены   достопримечательности немецкого города. Задача обучающихся – определить этот город, найти информацию об этих достопримечательностях и изложить её (рис.5).

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5111894109cd41fe5ceedc374384347a-l&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/751940/pub_5bc5b3d3e9bf0f00ac363faf_5bc5b3f235b68100aa417757/scale_1200

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/69/Berlin_Rotes_Rathaus_2.jpg/1280px-Berlin_Rotes_Rathaus_2.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=91c97a5683d504240daf57b7ad733e26-l&n=13

Старый музей

                                      Рис.5

   Конечно же,  существует и проблема, с которой сталкиваешься при составлении «Кроссенса» - это подбор картинок, которые могут быть не очень понятны обучающимся. Поэтому можно дать текстовую подсказку, кто или что изображено на картинке, и это поможет найти связь с соседними картинками.

        И не стоит так же забывать о том, что «Кроссенс» выполняет не только образовательные, но и воспитательные задачи, которые стоят перед современной школой. Его можно использовать для организации классного часа, внеклассной работы по предмету, коллективно творческого дела и т.д.

       «Кроссенс» – это головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: загадка, ребус, головоломка. Работа с «Кроссенс» способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией. Использование такого приема в образовательном процессе, несомненно, будет способствовать развитию у обучающихся качеств, отвечающим требованиям, прописанным в Федеральном государственном образовательном стандарте.   Школьники будут стремиться   думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает обучающимся  самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни.

 Список литературы:

  1. Журнал  «Наука  и  жизнь»  №12,  2002  г
  2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с.
  4. Чучалина Н.В. Кроссенс как прием формирования положительной мотвации к изучению иностранных языков в контексте ФГОС ООО

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектное обучение как метод формирования положительной мотивации при изучении иностранного языка.

Мотивация играет важную роль при изучении иностранного языка. Метод проектов помогает вовлечь в процесс обучения как и слабоуспевающих учащихся, так и одаренных, высокомотивированных учеников....

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ.

В течение последнего десятилетия благодаря расширению профессиональных контактов, более свободному обмену информацией, распространению научной и учебно-методической литературы, издаваемой за рубежом, ...

Презентация на тему "Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся начальной школы".

Презентация на тему "Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся  начальной школы"....

Формирование положительной мотивации к изучению английского языка.

Английский язык получает все большее распространение в мире и, не без основания,  претендует на звание «языка международного общения». Результативность учебно-воспитательной деятельности учи...

Региональный компонент как средство формирования положительной мотивации в обучении иностранному языку

Статья посвящена роли регионального компонента в преподавании иностранного языка в средней школе, месту, целям и подходам в реализации региональной части содержания учебного курса а также её значению ...

КРОССЕНС как приём формирования положительной мотивации к изучению иностранных языков в контексте ФГОС ООО

В статье описывается применение необычного методического приёма КРОССЕНС на уроках английского языка. Кроссенс относят к интерактивным методам обучения, соответствующим личностно-ориентированному подх...

"Кроссенс" как один из приёмов формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка

рассматривается современный методический приём «Кроссенс» как  один из приёмов формирования положительной  мотивации к изучению иностранного языка. Даются  определение...