Технология продуктивного чтения на уроках немецкого языка
статья по немецкому языку (9 класс)

Шипаева Зинаида Алексеевна

Технология продуктивного чтения является эффективным инструментом для формирования читательской грамотности у учеников.  Она позволяет научить вдумчиво прочитывать текст, осмыслять его и развивать критическое и креативное мышление, а также обеспечивает полноценное восприятие и понимание прочитанного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья26.12 КБ

Предварительный просмотр:

       Технология продуктивного чтения на уроках немецкого языка                                                                                                  

Учитель немецкого/французского  языков

ГБОУ СОШ № 27 им. И.А. Бунина

Шипаева Зинаида Алексеевна

     Технология продуктивного чтения является эффективным инструментом для формирования читательской грамотности у учеников.  Она позволяет научить вдумчиво прочитывать текст, осмыслять его и развивать критическое и креативное мышление, а также обеспечивает полноценное восприятие и понимание прочитанного текста.

     Чтение и понимание текста одновременно является и целью, и средством в современном образовании. Ведь в СПО уже приходят обучающиеся, которым не нужно объяснять буквы и правильное произношение слов, а вот научить понимать прочитанное – есть главная задача для преподавателя.

     Разберем подробнее активно-продуктивную технику чтения немецких текстов. Главное её преимущество – активная позиция обучающегося к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций. В большей степени эта техника способствует развитию познавательных УУД.

     Цель продуктивного чтения - формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию).

     Таким образом, работа с текстом включает в себя три аспекта. Первый - это поиск информации и понимание прочитанного, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. Второй аспект - преобразование и интерпретация. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Третий аспект - оценка информации, это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

     Что же такое стратегии продуктивного или смыслового чтения?

     Стратегии продуктивного чтения - это различные комбинации приемов, которые используются для восприятия текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

     Наиболее распространенные стратегии смыслового чтения, применяемые на разных этапах работы с текстом:

  1. Предтекстовый этап (ориентировочный):

     Целью ориентировочных предтекстовых  стратегий является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, повышение скорости чтения и количества прочтений, мотивирование читателя, включение механизма антиципации -прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над текстом до чтения. На данном этапе применяются следующие приёмы продуктивного чтения:

  • «Ориентиры предвосхищения содержания» (верно-не верно, согласен-не согласен, до-после, что к чему подходит)
  • «Мозговой штурм». (Ассоциации по поводу заявленной темы)
  • «Глоссарий». (Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.)
  • «Предваряющие вопросы». (Придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте)
  • «Рассечение вопроса». (Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.)
  • «Прогноз и впечатления». (Попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации)

2.Текстовый этап (чтение)

     Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является понимание текста и создание его читательской интерпретации, выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное:

  • «Чтение в кружок» (попеременное чтение)
  • «Чтение в парах»
  • «Чтение с пометками»
  • «Чтение с вопросами» (Ответить на поставленные вопросы, соотнести тексты и иллюстрации, определить верно или неверно, заполнить пропуски в тексте).
  • «Чтение с остановками»
  • «Тайм-аут!» (паузы для сохранения информации).

3.Посттекстовый этап (рефлексивно-оценивающий этап)

     Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

  • «Отношение между вопросом и ответом»
  • «Вопросы после текста» (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста.)
  • «Взаимовопросы».
  • «Синквейн» (развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности)
  • «Сводные таблицы»

     Итак, обучение стратегиям чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном; оно включает процедуры обучения пониманию, когда читатель анализирует то, как он понимает содержание текста, и способы работы с ним. Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях, умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания, владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Владение навыками смыслового чтения позволяет продуктивно учиться по книгам всегда. Все это может дать человеку Чтение.

     Таким образом, использование технологии «Шести шляп мышления» на уроках  позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи.

     Таким образом, прорабатывая текст, используя наибольшее количество упражнений, можно смело утверждать, что чтение текстов на иностранном языке в огромной мере способствует расширению лексического запаса, умению понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков. Текст является основой для развития умений учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме.  Применение  вышеперечисленных методов и приемов  обучения  повышает мотивацию обучающихся, и , как следствие, качество знаний.

     Успешное овладение чтением на иностранном языке будет оказывать положительное влияние на формирование познавательных универсальных действий. Иностранный язык может и должен развивать речевую деятельность обучающихся посредством работы с текстом.                                                                                                                                                        

Такой вид работы можно провести при чтении текста «Ein Elefant, der Eva heißt, und Cola im Gartencafe»  (отрывок из книги «Горький шоколад» Мириам Пресслер) по учебнику «Deutsch» автор Бим И.Л.

     Для повышения интереса к изучаемому иностранному языку, необходимо использование активных форм обучения, разнообразие средств и приемов работы на уроке. Такие формы обучения целесообразно применять на итоговых уроках, когда у учащихся накоплена информация по данной теме и имеется достаточный запас слов для развития устной речи.

     Эффективность данных упражнений состоит в том, что они заставляют учащихся многократно повторять наиболее важные слова и обороты речи текста.
Итак, говоря об организации занятий по иностранному языку с учетом специфики этого предмета, необходимо подчеркнуть еще раз следующее: основной удельный вес занятий должна занимать самостоятельная работа учащихся. Усвоение материала должно проходить поэтапно с проговариванием до полного понимания; тогда учащиеся полностью усвоят изученное на уроке, а дома смогут приступить к изучению нового.
Это повысит эффективность работы и будет способствовать развитию навыков приёма информаций на иностранном языке и употреблению изученного на практике.

ПРЕДТЕКСТОВЫЙ  ЭТАП     Предъявляем учащимся иллюстрацию к тексту и заголовок (текст пока не представлен).

1. Определить тематику текста по заголовку и на основе иллюстрации.

2. Ознакомиться с новой лексикой по словарю ( Stein m -(e)s, -e - камень Knie n -s - колено,  Seemann m -(e)s, ..leute - моряк,  Wasserhahn m -(e)s, ..hähne – водопроводный кран Busch m -es, Büsche – куст, кустарник).

3. Найдите в тексте предложение с новыми словами. Почему новые слова в предложении написаны иначе, чем в словаре.

4. Переведите это предложение на русский язык.

5. Определите значение подчеркнутых слов и выражений, используя подсказку.

6. Попытайтесь определить, какое утверждение соответствует тексту (richtig), а какое не соответствует (falsch):

a)  Eva geht mit Michael ins Kino.

b)  Eva geht in die 9. Klasse.

c)  Michael gefällt ihr nicht.

d) Eva geht mit einem Jungen zum ersten Mal.

7. Найдите 7 слов в буквенном поле и переведите их.

ТЕКСТОВЫЙ  ЭТАП

1. Прочтите текст, найдите в нем описание места действия.

2. Разделите текст на смысловые части, придумайте названия к каждой из них.

3. Найдите в тексте предложение, соответствующее переводу: «В первый раз Ева шла с мальчиком.

4. Прочитайте выделенные предложения и три варианта их перевода. Выберите наиболее точный вариант перевода:

а) Мальчик подходит, Ева дает ему руку. Потом он поднял пакет с купальником .

б) Михаэль помог Еве встать. Потом нагнулся, чтобы поднять пакет.

в) Он протянул ей руку, помог ей встать. Потом нагнулся и поднял её пакет с купальником.

5. Найдите в тексте предложение с глаголом в Infinitiv и объясните грамматическое правило. Составьте предложение: «Ева должна ещё один год учиться в школе». Запишите это предложение в тетрадь.

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ  ЭТАП

1. Докажите, что.

2. Охарактеризуйте Еву, используя иллюстрацию к тексту.

3. Зачитайте в тексте предложения, соответствующие данным:

а) Ева подняла голову. Перед ней стоял мальчишка, примерно её возраста .

б) Она смутилась ещё больше, а потом разозлилась .

в) Они пошли в летнее кафе, которое располагалось на другом конце парка .

г) Её лицо нельзя назвать некрасивым, да и волосы, светлые и вьющиеся, тоже были хороши .

4. Расположите вопросы по содержанию текста в правильном порядке, ответьте на них:

a)  Wohin gehen die Kinder?

b)  Was macht Eva zu Hause?

c)  Wo und wie begegnen sich Eva und Michael?

d)  Hat Eva Angst vor ihrem Vater?

e)  Worüber sprechen sie im Gartencafe?

f)  Was hat ihr Vater gern?

5. Перескажите текст от лица Евы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения на уроках математики

«Как научить школьников самостоятельно работать с текстом учебника». Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по трем эт...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках географии

Использование технологии продуктивного чтения на уроках георафии...

Технология продуктивного чтения на уроке географии в 8 классе.

Разработка урока "Почва- особое природное тело" с использованием технологии продуктивного чтения....

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения.

Статья знакомит с особенностями использования технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения....

Технология продуктивного чтения на уроках биологии

Статья содержит приёмы повышения познавательной активности учащихся, используемые на стадии вызова, осмысления и рефлексии урока при применении технологии продуктивного чтения...

Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы

Технология продуктивного чтения позволяет учителю более глубоко и серьезно работать с текстом. В выступлении отражаются три этапа работы с текстом, даются комментарии, какие приемы можно использовать ...

Технология продуктивного чтения на уроках английского языка как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции

Обучение чтению предполагает решение следующих задач:1) формирование техники чтения и приѐмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие...