Статья "Духовно-нравственное воспитание ребенка в современной школе"
статья по немецкому языку

Канунникова Ирина Алексеевна

Проблема нравственного развития ребенка в современном обществе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работая учителем, мы попутно решаем много задач, которые ставит нам государство. Одна из основных задач – это дать детям качественное образование. Качество образования - качество жизни...  Образование становится неотъемлемой частью жизни - и получить его уже не только престижно, но и просто необходимо, потому что именно знания ценились и ценятся в обществе превыше всего и сегодня становятся гарантом успешности.   Качественное образование зависит от многих факторов. Главнейший из них, на мой взгляд, воспитание духовности и нравственности. Теодор Рузвельт говорил: Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно – значит вырастить угрозу для общества. Только духовное воспитание в тандеме со знаниями, полученными в школе – дает нам высокоразвитую личность. Будущее любого народа зависит прежде всего от того, насколько подрастающее поколение усвоит и сбережет духовно-нравственные ценности и традиции народа. Каждый из нас ассоциирует слово «нравственность» с разными понятиями. Если спросить у Вас, что такое нравственность, что Вы ответите? Однако нравственность очень субъективна. Многие вещи, которые приемлемы для одних людей, другим кажутся абсолютно аморальными и безнравственными, поэтому общество приняло общее значение. В понятие нравственности обычно включают основные положительные качества личности: доброту, честность, порядочность, ответственность, сострадание и прочее.  Современное образование ставит в качестве центральной задачи воспитание такого гражданина, который бы обладал рядом нравственных качеств и компетенций. На данном этапе развития Россия нуждается в грамотной образовательной политике, а именно в развитии личности в духовно-нравственном направлении, поэтому многие задачи системы образования касаются именно этого аспекта воспитания подрастающего поколения. Поворот образования в сторону духовно-нравственного воспитания личности не случаен. Это связано с социальным запросом государства и духовно-нравственными проблемами, которые имеются в современном обществе.  Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из самых актуальных в современном образовании. Вызвано это, прежде всего тем, что подрастающее поколение растет и воспитывается в среде с размытыми нравственными ориентирами, низким уровнем общественной морали, в атмосфере бездуховности и агрессивности. Среди основных проблем в духовно-нравственном воспитании можно выделить не соблюдение исторической преемственности поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знает, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решать для полноценного духовно-нравственного воспитания.  Наиболее важной, на мой взгляд, проблемой духовно-нравственного воспитания  школьников  является  девальвация  семейных  ценностей.  Недаром существует  высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение  и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства  современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и  воспитания ребенка приводит к большим проблемам духовно-нравственного воспитания  детей. По данным официальной статистики, в стране примерно треть семей — неполные, то есть ребенка воспитывает мать-одиночка. Соответственно у родителя будет только одна мысль – выжить и поставить ребенка на ноги. У многих  родителей  отсутствует  такое  понятие,  как  «ответственность» за воспитание.  Поэтому так важно школе как можно больше обращать внимание на духовное воспитание, ведь с этого года ввели «разговоры о важном», у нас давно в школьной программу присутствуют такие уроки как ОДНКНР и ОРКСЭ, где дети изучают различные традиции и культуры, а самое главное, их учат помнить о своих корнях. К сожалению, здесь присутствует грустная статистика, многие родители против таких предметов, так как не понимают какую смысловую нагрузку это несет, присутствуют такие случаи, когда родитель намеренно не водит ребенка на эти уроки, хотя они считаются обязательными. Ребенок видит настрой родителя, слышит, что на этот счет говорят родители, и накладывает их мнение на свое, ребенок приходит в школу уже с негативным отношением к этому уроку. И порой переубедить ребенка бывает очень сложно! Но важно развивать духовность не только на специально выделенных уроках, важно это делать на остальных уроках, например, через дружескую беседу, дискуссии, развивающие игры. В 7 классе мы читаем на немецком про русские города, где рассказывается про русские традиции, про деревянное зодчество, мы это обсуждаем и приходим к тому, что как важно знать культуру нашей страны.  Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Это нужно для формирования способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебноигровой, предметнопродуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, традиционных для народов России, российского общества, непрерывного образования, самовоспитания и стремления к нравственному совершенствованию. Такая программа  укрепляет нравственность, которая основана на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести. Через это происходит формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам. Нравственное воспитание – это очень сложно, так как прежде всего это работа над самим собой. Таким образом, для того чтобы достичь главной цели воспитания — формирования морально активной личности, способной творчески мыслить, руководствоваться знаниями в процессе выбора своего поведения в различных жизненных ситуациях, необходимо использовать методы активного обучения, которые используем мы на своих уроках, позволяют обучающимся под руководством взрослых достигать новых результатов в своем развитии, приводят к формированию личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совершенствование духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе».

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых вопросов, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Данное направление в моей работе является приоритет...

Воспитание толерантности в современной школе (Фомина Л. В. - воспитатель)

Воспитание толерантности в современной школе (Фомина Л. В. - воспитатель)...

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание подростка в современной школе"

Духовно-нравственное воспитание  - это передача детям знаний, которые формирую их нравственность на основе традиционной для России духовности, формирования опыта поведения и жизнедеятельности....

Забота о здоровье ребенка в современной школе.

Забота о здоровье ребенка в современной школе....

«Духовно – нравственное воспитание учащихся в современной школе»

Цели: Дать понятие о нравственных качествах личности, о доброте.Работать над выработкой положительных черт характера.развивать творческий потенциал ребенка. Учить высказывать свои мыслиСпособствовать ...

Программа «Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы»

Программа «Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; text-align: l...

Программа "Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы"

Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предметов «география» и «биология» образовательные технологии, показав реальные возможности их соверш...