Рабочая программа по курсу «История и культура Санкт-Петербурга (технология экскурсоводческой деятельности)» (для 10-х классов).
рабочая программа по немецкому языку (10 класс)

Используя свой лингвокультурный опыт и свои национально-культурные традиции и привычки, обучающийся как субъект межкультурной коммуникации одновременно пытается учесть не только иной языковой и культурный код, но и иные нормы социального поведения. Культурный код есть та часть общей культуры человечества, которой обучающийся может овладеть в процессе коммуникативного иноязычного образования в познавательном (культуроведческом), развивающем (психологическом), воспитательном (педагогическом) и учебном (социальном) аспектах. Культурологический подход предполагает исследование взаимоотношений культуры (и языка как ее составляющей) с сознанием (внутренним миром) человека, который является носителем этой культуры. Из этого следует, что изучение языка, его системы идет параллельно с изучением человека как «языковой личности», несущей в себе особенности национального мышления, ценностных ориентиров и этнической культуры в целом.

В качестве принципов отбора содержания и способов организации образования на основе культурологического подхода необходимо выделить следующие принципы. Принцип диалога культур - предполагает анализ культуроведческого материала в целях использования его в качестве дидактического наполнения при разработке учебных программ; контрастивно-сопоставительное соизучение родной и изучаемой культур в контексте их непосредственного и опосредованного историко-культурного взаимовлияния; создание дидактических условий для подготовки учащихся к выполнению роли субъектов диалога культур. Принцип культуросообразности, согласно которому в отборе культуроведческого материала лежат следующие положения: определение культурной и ценностной значимости отбираемых материалов; определение значимости понятий «культурное наследие», «культурное многообразие», «диалог культур»; целесообразное использование культуроведческого материала в конкретной группе обучающихся с учетом их возрастных и интеллектуальных возможностей. Принцип доминирования проблемных культуроведческих заданий, согласно которому учащиеся учатся собирать, систематизировать, обобщать и интерпретировать культуроведческую информацию; овладевать стратегиями культуроведческого поиска и способами интерпретации культур; использовать стратегии культурного самообразования; участвовать в творческих работах культуроведческого и коммуникативнопознавательного характера. Принцип интегративности - ориентирован на восприятие культуроведческого содержания на основе междисциплинарных связей и зависимостей, предполагает интеграцию философско-культурологических, регионоведческих, лингвистических знаний. Принцип культурной вариативности и рефлексии - обнаруживается при разработке комплекса дидактических средств в рамках учебной дисциплины и при отборе культуроведческого материала для учебных целей. Данный принцип может служить основой разработки проблемных культуроведческих заданий, которые направлены на межкультурное развитие обучающихся.

Формы организации занятий внеурочной деятельностью.

  • познавательная экскурсия - повышения познавательного интереса к истории Санкт-Петербурга с помощью виртуальных экскурсий, создание виртуальных экскурсий, воспитание уважительного отношения к объектам культурного и исторического наследия города,
  • дискуссия - развитие умений устной иноязычной речи, умения предотвращать и избегать конфликтные ситуации, аргументировать свою точку зрения, обращаться к своему опыту и опыту других людей, развитие умений прогнозирования, читательской и функциональной грамотности,
  • групповая - совместная деятельность обучающихся при выполнении проектно-исследовательской деятельности, подготовки маршрутных листов, рекламных плакатов, работа с текстом (изучающее и поисковое чтение),
  • индивидуальная - подготовка индивидуальных учебных проектов, развитие способностей к репродуктивным и продуктивным речевым действиям, накопление и проявление нового для опыта деятельности на базе усвоенного ранее опыта действия, реализация нового способа деятельности,
  • парная - использование Методики взаимотренажа ля определения сформированности культурологической компетенции,
  • проектно-исследовательская деятельность - решение коммуникативной задачи творческим путем, изучение и обобщение фактов, создание собственного продукта, формирование социальной позиции, приобретение навыков планирования и тайм-менеджмента, развитие надпрофессиональных гибких навыков.
  • дискуссия - развитие умений устной иноязычной речи, умения предотвращать и избегать конфликтные ситуации, аргументировать свою точку зрения, обращаться к своему опыту и опыту других людей, развитие умений прогнозирования, читательской и функциональной грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\302\Downloads\Закон Санкт-Петербурга от 13.05.2003 N 165-23  О детальном о (1).jpg

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 356

с углубленным изучением немецкого и английского языков

Московского района Санкт-Петербурга

196158 Санкт-Петербург, ул.Ленсовета, дом 68, лит.А

тел.:417-57-58, факс: 417-57-59; e-mail school356.spb@yandex.ru

ОКПО 52157449 ОГРН 1037821001327 ИНН/КПП 7810214814/781001001

ПРИНЯТО

Педагогическим советом ГБОУ школа № 356 Московского района Санкт-Петербурга

Протокол № ___ от _____________

УТВЕРЖДАЮ

Директор

___________________ Н.П. Хондожко

Приказ № ______ от ______________

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«История и культура Санкт-Петербурга (технология экскурсоводческой деятельности)»

направление общеинтеллектуальное

для 10-х  классов

2 часа в неделю (всего 68 часов)

Автор-составитель:

Варсонова Дарья Александровна,

учитель немецкого языка

2021-2022 учебный год

Санкт-Петербург

2021

1 Пояснительная записка

Нормативные правовые акты

Рабочая программа по учебному курсу «Мой Петербург» составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Министерства образования и науки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • приказа Министерства Просвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
  • основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ школа № 356 Московского района Санкт-Петербурга;
  • учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом ГБОУ школа №356 Московского района Санкт-Петербурга;
  • рабочей программы воспитания ГБОУ школа №356 Московского района Санкт-Петербурга.

Цели курса -

обобщить и углубить знания по страноведению и на основе этих знаний совершенствовать коммуникативные умения во всех видах речевой деятельности, отдавая предпочтение говорению, развить личность школьника, способного участвовать в межкультурной коммуникации.


Задачи курса

  • обеспечение соответствия программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися,
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
  • организация проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • социальное и учебно-исследовательское проектирование,
  • формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия;
  • обеспечение духовной, культурной и социальной преемственности поколений;
  • формирование духовных ценностей.

Место в учебном плане

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 год обучения (68 часов в год, 2 часа в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время, в кабинете, оборудованном устройствами с выходом в интернет.        

Методическое обеспечение

Для обеспечения выполнения программы используются следующие материально-технические ресурсы:

  • дидактический материал, наглядность;
  • мультимедийные обучающие программ;.
  • компьютер;
  • плакаты, содержащие необходимый страноведческий материал;
  • грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала;
  • компьютер.

Актуальность курса обуславливается необходимостью ориентироваться в культурном пространстве города и иметь представление о возможных путях самореализации в нем:

  • уметь грамотно взаимодействовать с окружающим миром;
  • осознавать ценность, значимость наследия города;
  • воспринимать наследие города как часть отечественного и всемирного культурного наследия;
  • уметь самостоятельно находить нужную информацию об объекте, о людях с ним связанных;
  • активно использовать культурный потенциал Санкт-Петербурга.

  1. Содержание программы
  1. Краткая характеристика содержания учебного материала

Темы

разделов

Кол-во часов

Содержание

1

Модуль Литературный Петербург

10

Введение нового лексического материала по теме. Развитие умений задавать вопросы и отвечать на вопросы. Сравнение исторического города в разные временные промежутки. Повторение лексико-грамматического материала. Развитие умений монологической речи по теме "Мое любимое произведение А.С. Пушкина". Развитие умений диалогической речи по теме "Вслед за А.С. Пушкиным"

2

Модуль 2.

Архитектурные стили Санкт-Петербурга

22

Введение нового лексического материала по теме. Знакомство с основными достопримечательностями города, стилями архитектуры и искусства. Знакомство с нормативно-правовой базой сферы сохранения объектов культурного наследия, в частности с ФЗ  № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. Развитие умений устной и письменной иноязычной речи по темам Ориентирование в городе, Экскурсионная деятельность.

Подготовка маршрутных листов для экскурсий. Подготовка открыток с использованием цифровых технологий. Подготовка учебных проектов. Развитие читательской и функциональной грамотности. Развитие умений цифровой грамотности. Дискуссия по теме.

3

Модуль 3.

Промышленный Петербург

5

Введение нового лексического материала по теме. Работа с аутентичным материалом (в частности изучении информации на сайтах железнодорожных вокзалов, музея железных дорог России). Дискуссия. Развитие умений диалогической речи по теме "Покупка билетов на вокзале", "Ориентирование в пригородах Санкт-Петербурга". Развитие умений цифровой грамотности.

4

Модуль 4. Театральная жизнь Петербурга

3

Введение нового лексического материала по теме. Развитие умений диалогической речи по теме "Визит в театр". Развитие умений письменной речи по теме "Рецензия на театральную постановку.

5

Модуль 5. Революционный Петербург

6

Введение нового лексического материала по теме. Составление хронологической ленты. Определение судьбы объектов культурного наследия. Развитие умений поискового чтения.

6

Модуль 6. Блокадный Петербург

8

Введение нового лексического материала по теме. Развитие аудитивных умений. Определение судьбы объектов культурного наследия. Развитие умений изучающего чтения.

7

Модуль 7. Из истории Московского района

2

Введение нового лексического материала по теме. Развитие умений монологической речи по теме "Памятники архитектуры Московского района". Представление видеооткрытки.

8

Модуль 8. Дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга

5

Введение нового лексического материала по теме. Развитие умений устной и письменной иноязычной речи по темам Ориентирование в городе, Экскурсионная деятельность. Подготовка маршрутных листов для экскурсий. Подготовка открыток с использованием цифровых технологий. Подготовка учебных проектов. Дискуссия по теме.

9

Модуль 9. Праздничные традиции в Санкт-Петербурге

7

Введение нового лексического материала по теме. Повторение лексико-грамматического материала. Развитие умений письменной речи: составление рекламного проспекта с указанием мест, рекомендованных к посещению, и городских праздников.

Итого:

68

  1.  Межпредметные связи учебного предмета

Особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что он изучается не только как филологическая дисциплина, но и как средство общения. Поэтому иностранный язык открыт для использования материала из различных областей знания и содержания других учебных предметов.

2.3 Ключевые темы, прослеживаемые в межпредметных связях

Программа данного курса предусматривает работу с текстами содержащих в себе факты (или явления, события, их оценки) из других областей знания. Таким образом, осуществляются связи со следующими предметами: изобразительное искусство, литература, математика, история.

  1.  Преемственность по годам изучения

Преемственность в изучении иностранным языкам обеспечивается посредством учета возрастных особенностей школьников. Преемственность обеспечивается в предметном содержании благодаря повторяющимся темам на разных этапах обучения, которые изучаются с новыми лексическими единицами и новыми грамматическими структурами, соответствующими этапу обучения.

  1.  Деятельность учителя в соответствии с рабочей программой воспитания

Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
  • организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.
  1.  Формы организации занятий
  • познавательная экскурсия - повышения познавательного интереса к истории Санкт-Петербурга с помощью виртуальных экскурсий, создание виртуальных экскурсий, воспитание уважительного отношения к объектам культурного и исторического наследия города,
  • дискуссия - развитие умений устной иноязычной речи, умения предотвращать и избегать конфликтные ситуации, аргументировать свою точку зрения, обращаться к своему опыту и опыту других людей, развитие умений прогнозирования, читательской и функциональной грамотности,
  • групповая - совместная деятельность обучающихся при выполнении проектно-исследовательской деятельности, подготовки маршрутных листов, рекламных плакатов, работа с текстом (изучающее и поисковое чтение),
  • индивидуальная - подготовка индивидуальных учебных проектов, развитие способностей к репродуктивным и продуктивным речевым действиям, накопление и проявление нового для опыта деятельности на базе усвоенного ранее опыта действия, реализация нового способа деятельности,
  • парная - использование Методики взаимотренажа ля определения сформированности культурологической компетенции,
  • проектно-исследовательская деятельность - решение коммуникативной задачи творческим путем, изучение и обобщение фактов, создание собственного продукта, формирование социальной позиции, приобретение навыков планирования и тайм-менеджмента, развитие надпрофессиональных гибких навыков.
  • дискуссия - развитие умений устной иноязычной речи, умения предотвращать и избегать конфликтные ситуации, аргументировать свою точку зрения, обращаться к своему опыту и опыту других людей, развитие умений прогнозирования, читательской и функциональной грамотности.
  1. Планируемые результаты (культурологический аспект)

Задачи

Планируемые результаты

Формирование устойчивого познавательного интереса к городу, предоставив каждому обучающемуся возможность выявить уникальность петербургского наследия, связь сегодняшнего Санкт-Петербурга с прошлым, увидеть перспективы дальнейшего развития города

Интереса к изучению города  выражается в желании совершить познавательные прогулки по городу, в музеи; в чтении дополнительной литературы; в желании выполнять творческие задания; следить за событиями, происходящими в городе,  в стремлении реализовать свои знания и умения проектно-исследовательской деятельности

Способствовать пониманию значимости  петербургского наследия для современных петербуржцев, для чего необходимо углубить и расширить имеющиеся у ребенка знания об этапах формирования  культурного наследия Санкт-Петербурга и конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия

Грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные, называют важнейшие для каждого периода исторические события; соотносят их с памятниками наследия; называют фамилии знаменитых петербуржцев, соотносят их с соответствующими памятниками наследия, рассказывают об их жизнедеятельности, высказывают свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие города

Способствовать дальнейшему формированию у обучающихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

  • ориентироваться по карте города,
  • ориентироваться в городском пространстве,
  • воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации,
  • применять знания в учебной и повседневной ситуации

Ориентируются по различным видам карт (карта транспорта, достопримечательностей, историческая), применять знания в учебной и повседневной ситуации учителем: находить на карте нужные объекты, прокладывать оптимальные маршруты, читают карты как источник информации.

Ориентируются в городском и музейном пространстве  Умеют извлекать необходимую информацию из разных письменных источников, узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать» изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими изображениями); соотносить с реальным объектом города; объяснить роль конкретных памятников, традиций, людей в определенный период истории города, их значение для развития культуры города; применять полученные знания и умения в реальной жизни

Способствовать совершенствованию общеучебных умений учащихся.

Умеют сравнивать, сопоставлять памятники, а также и их изображения; работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать с наглядным материалом; аргументировать свой ответ; извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, задавая им вопросы

Содействовать выражению обучающимися собственного впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению

Оценивают конкретных объектов, традиций, деятельности горожан, культурного потенциала города, его роли в жизни России; осуществляют проектно-исследовательскую деятельность

Личностные результаты:

  • обучающиеся получат возможность для развития творческого потенциала с целью самоопределения и формирования личностного смыла для изучения иностранного языка,
  • получат позитивное отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура),
  • приобретут опыт самостоятельного общественного действия, дружелюбного отношения к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах,
  • получат возможность научиться вести и поддерживать развернутый диалог, вести дискуссии согласно предлагаемой коммуникативной ситуации.

Метапредметные результаты:

  • совершенствование стратегической компетенции учащихся, гибкости и способности ориентироваться в заданиях различного типа,
  • совершенствование умения анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности,
  • обучающиеся получат возможность приобрести навыки применения основных норм речевого поведения в процессе диалогического общения, построения развернутых и логичных монологических высказываний по образцу.

Предметные результаты:

  • расширить лингвистические представления, необходимые для овладения устной и письменной речью на иностранном языке;
  • получить возможность узнать больше о культуре Санкт-Петербурга;
  • воспринимать на слух и понимать тексты, построенные на изученном языковом материале.
  • обобщить и расширить  лексико-грамматический материал.

4. Формы учета (представления) достижений планируемых результатов

Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации

Самоанализ и самооценка обучающихся.

Словесная характеристика (оценка).

5. Поурочно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Модуль 1. Литературный Петербург

10

1

Инструктаж по ТБ. Введение в курс

1

2

Пушкинская Эпоха

1

3

Пушкинский  Санкт-Петербург

1

4

Восстание декабристов

1

5

Пушкин и декабристы

1

6

Пушкин. Биография

1

7

Лирика Пушкина

1

8

Лирика Пушкина

1

9

Петербург. Конец 19 века

1

10

Лексика по теме. Работа с текстом

1

Модуль 2. Архитектурные стили Санкт-Петербурга

22

11

Биография К.И. Росси

1

12

Творчество К.И. Росси

1

13

Площадь искусств

1

14

Елагин дворец

1

15

Ансамбль Дворцовой площади

1

16

Эрмитаж

1

17

Сенатская площадь

1

18

Площадь Островского

1

19

Улица Зодчего Росси

1

20

Составление плана экскурсии

1

21

Развитие умений письменной речи по теме "И камни имеют память"

1

22

Петербург середины 19 века

1

23

Культура и искусство Петербурга

1

24

Исаакиевский собор

1

25

Завершение формирования центра города

1

26

П.К. Клодт. Расцвет фундаментальной культуры

1

27

Поиск новых стилей. Эклектика

1

28

Морская тематика. Античность.

1

29

Сады и парки Петербурга

1

30

Архитектура модерна

1

31

Новорусский стиль

1

32

Спас на Крови

1

Модуль 3. Промышленный Петербург

5

33

Петербург во второй половине 19 века

1

34

Развитие промышленности.

1

35

Строительство железной дороги

1

36

Санкт-Петербург. Северная Венеция

1

37

Мосты Санкт-Петербурга

1

Модуль 4. Театральная жизнь Петербурга

3

38

Культура и искусство Петербурга во второй половине 19 века

1

39

Петербургская театральная традиция

1

40

На рубеже веков

1

Модуль 5. Революционный Петербург

6

41

Память о революции и войне

1

42

Февральская революция

1

43

Марсово поле

1

44

Октябрьская революция

1

45

Смольный

1

46

Крейсер "Аврора"

1

Модуль 6. Блокадный Ленинград

8

47

Блокада Санкт-Петербурга

1

48

Памятники блокадного Ленинграда

1

49

Блокадные мемориальные доски

1

50

Пискаревское кладбище

1

51

Дорога жизни

1

52

Площадь Победы

1

53

Парк Победы

1

54

Экскурсия "Блокадный Ленинград"

1

Модуль 7. Из истории Московского района

2

55

Московский район

1

56

История Московского района

1

Модуль 8. Дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга

5

57

Пригороды Петербурга

1

58

Петродворец

1

59

Пушкин и его достопримечательности

1

60

Павловск

1

61

Кронштадт

1

Модуль 9. Праздничные традиции в Санкт-Петербурге

7

62

Традиции Петербурга

63

День города

64

Праздник выпускников

65

Фестиваль "Белые ночи"

66

Петербург как центр международного туризма

67

Составление рекламного проспекта города

68

Составление рекламного проспекта города

Итого

68

6. Список литературы

Основная литература:

  1. О.А.Радченко, О.В. Гутброд, М.А. Лытаева Немецкий язык. 10 класс. Учебник. Углубленный уровень, Москва, Просвещение, 2021

Дополнительная литература:

  1. М.А. Лытаева, Н.В. Базина Немецкий язык. 10 класс. Рабочая тетрадь. Углубленный уровень, Москва, Просвещение, 2020
  2. Т.Г. Заславская, М.А. Кручинина Sankt Petersburg. Geschichte und mythen. Санкт-Петербург. История и мифы. Учебное пособие на немецком языке, Москва, изд-во КАРО, 2018

Цифровые образовательные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга". 7-9 класс

Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" 7-9 класс составлена по материалам сборника "Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы...

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга"

Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" с календарно-тематическим планированием. Рабочая программа основана на учебнике Ермолаева Л. К., Захваткина И.З., Лебедева И.Н., Шей...

Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 5 класс

Пояснительная записка   Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверж...

Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 6 класс

Пояснительная записка       1.    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный государственный образовательный...

Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 7 класс

Пояснительная записка       1.    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный станд...

Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 8 класс

Пояснительная записка1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом...