Опыт использования приёмов технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках истории и во внеурочной деятельности
статья по истории на тему

Из опыта работы учителя истории. Работа для аттестации на высшую категорию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Kozlova_format.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Нижегородской области

Нижегородский институт развития образования

Кафедра истории и обществоведческих дисциплин

Творческая работа

Опыт использования приёмов

технологии развития  критического мышления

для работы с текстом

на уроках истории и во внеурочной деятельности

Работу выполнила

Учитель истории и обществознания

МОУ СОШ №7 Нижегородского р-на

Г. Нижнего Новгорода

Козлова Елена Викторовна

Нижний Новгород

2009г


Содержание

                                                                                                                                Стр.

Введение ……..…………………………………………………………….        3

Глава 1  Критическое мышление как образовательная технология…….        5

1.1 Что такое «ТРКМ»……………………………………………………...        5

1.2 Этапы технологии развития критического мышления……………….       7

1.3 Типы текстов…………………………………………………………….       9

Глава 2 Возможности использования приёмов технологии развития

 критического мышления на уроках истории……………………………..       10

2.1 Опыт применения отдельных приёмов для работы с текстом……….       10

2.2 Урок по теме «Экономическое и социально-политическое развитие

СССР в 30-е годы»…………………………………………………………..       18

2.3 Урок по теме «Отечественная война 1812 года»………………………       23

2.4 Специфика использования приёмов технологии развития

 критического мышления во внеурочной деятельности…………………        28

Заключение……………………………………………………………………     31

Список литературы…………………………………………………………...     32

Приложения…………………………………………………………………...     34


Введение

Каждый педагог определяет для себя – чему он будет учить своих питомцев. Можно учить конкретным знаниям, выдавая необходимую информацию, а можно пойти другим путём. Работая в школе в течении 19 лет, я преподавала историю и общественные дисциплины в классах с разными способностями, с разным уровнем подготовленности. И с самого начала своей педагогической практики я поняла, что можно «достучаться» до каждого ребёнка, только для этого нужно использовать не традиционные приёмы, а новые технологии. Об этих технологиях я узнавала на курсах повышения квалификации, из педагогических  журналов и книг, из опыта работы своих коллег. Но чаще других использую на своих уроках приёмы из технологии развития критического мышления.

         Проблеме «чему учить детей» не всегда уделяют центральное место в психолого-педагогической литературе и дискуссиях. В итоге мы довольно часто сталкиваемся с такой ситуацией: после обучения в школе (училище, вузе и др.) выпускник не умеет самостоятельно мыслить, не видит не только оригинального, но и даже общего, как в типовых, так и неординарных ситуациях, объектах и явлениях. Наконец, он не может отстоять собственную точку зрения.

Общеизвестно, что даже самые новейшие и современные знания очень быстро теряют актуальность, устаревают и становятся невостребованными. Поэтому невозможно дать ученикам такой учебный материал, такую информацию, которая оказалась бы актуальной и профессионально востребованной ими на протяжении всей жизни. И это понятно: нельзя же предугадать дальнейшие направления и достижения научно-технического прогресса, выбор профессионального жизненного пути ученика. Можно научить учащихся работать по определенным технологиям сегодня, а завтра они устаревают и на смену им придут новые. Можно заставить учащихся выучить все даты и понятия, но он никогда не поймёт взаимосвязи исторических процессов. Намного продуктивнее, решила я, научить учащихся пользоваться словарём, справочником, сформировать у них способность анализировать источник и находить общий принцип каких-либо событий, их основную идею. Такое обучение является конкретной реализацией известного положения, сформулированного лауреатом Нобелевской премии Максом Лауэ: «Образование есть то, что остается у человека, когда все выученное им забыто».

Не секрет, что конкретные знания часто не только остаются невостребованными, но к тому же еще и не развивают у ученика мыслительных способностей. Поэтому в своей педагогической деятельности я стараюсь сформировать в своих учениках то, что будет актуальным всегда и везде – это критическое мышление, интеллект и активная гражданская позиция.

        Цель данной работы: обобщение педагогического опыта использования приёмов  технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках истории и во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.

        Задачи:

 1. Раскрыть сущность технологии развития критического мышления.

2. Проиллюстрировать на примере конкретных уроков возможность использования технологии развития критического мышления для работы с текстом.

 3. Раскрыть возможности использования приёмов технологии развития

 критического мышления во внеурочной деятельности.

      Новизна данного опыта состоит в том, что известные приёмы я использую при работе с различными текстами на уроках истории и во внеурочной деятельности.

       


Глава 1. Критическое мышление как образовательная технология

        1.1  Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

       Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

        Дайана Халперн  в своей работе «Психология критического мышления» определяет критическое мышление следующим образом: «Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение – направленное мышление». [1] С ней соглашаются и другие современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.)  и под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя. С точки зрения психологии, критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд). В своей статье «Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма»  И.О.Загашев пишет: « Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей».[2]

    В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. 

Какие цели и задачи ставит данная технология?

1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

2)   Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

3) Развитие аналитического, критического мышления.

Задача научить школьников:

-         выделять причинно-следственные связи;

-         рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

-         отвергать ненужную или неверную информацию;

-         понимать, как различные части информации связаны между собой;

-         выделять ошибки в рассуждениях;

-         делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

-         избегать категоричности в утверждениях;

-         быть честным в своих рассуждениях;

-         определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

-         выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;

-         уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

-         подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

-         отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

4)   Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

5)  Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Каким же образом происходит организация учебного процесса? Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль учителя – в основном координирующая.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

1.2 Рассмотрим фазы технологии критического мышления.  Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данной технологии выделяют три основных этапа:

     Первый этап работы называется стадия вызова – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению». На этой стадии у ребёнка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового.

     Вторая стадия называется осмысление содержания (получение новой информации). Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А школьники со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы. Задачи стадии реализации смысла:
- помочь активно воспринимать изучаемый материал,
- помочь соотнести старые знания с новыми.

     Третья стадия - стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. Задачи стадии рефлексии:  
- помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал,
- помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
           «По своей сути рефлексия представляет собой обращённость познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, своё психологическое состояние. Именно во время рефлексии мы можем сомневаться, делать выводы, осознавать новое».[3]  На разных стадиях используются приёмы и методы, о которых и пойдёт в дальнейшем речь.

- Инсерт (активное чтение с маркировкой)

 -Кластер (гроздь) (по Гудлат): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.

- Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии.

- Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.


- Сводная таблица: «Плюс. Минус. Интересно» (ПМИ) (по Э.де Боно). Эмоциональная оценка интересующих ученика фактов и мыслей: «Что хорошего?», «Что плохого?», «Что в этом интересного?».

- Прием «РАФТ» (по К.Санте). Название представляет собой сокращение: Р(оль)- А(удитория)- Ф(орма)- Т(ема). Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица, а от  имени исторического персонажа (король, крестьянин, революционер и т.д.). Затем выбираем, для кого будем писать, и определяем стиль создаваемого текста. Это может быть письмо, заметка в газету, жалоба чиновнику и т.д.

       1.3. Используя такие приёмы, я помогаю ученикам наиболее продуктивно использовать текст, как источник информации. Выше говорилось, что главная роль при работе в режиме ТРКМ отводится тексту. Что же такое «текст»? Какие существуют стили и типы текстов? Текст (от лат. textus «ткань; сплетение, связь, сочетание») — в общем плане связная и полная последовательность знаков. При этом текст обладает следующими признаками:

- текст – это высказывание на определённую тему;

- в тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;

- текст любого размера – это относительно автономное (законченное) высказывание;
- к тексту можно подобрать заголовок;

- правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

      Тип текста - способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач:
- статически изобразить действительность, описать ее;
- динамически отразить действительность, рассказать о ней;
- отразить причинно-следственные связи явлений действительности.
В соответствии с этими целями коммуникации
выделяются три основных типа речи: описание, повествование, рассуждение.
     Тип текста связан с функционально-смысловым
стилем речи. Выделяют следующие стили: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный. Научные тексты многообразны. Это учебники, статьи, доклады, энциклопедические статьи и многое другое. Некоторые из научных текстов имеют как письменную, так и устную форму, например, научная лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение. Особенностью данных речевых жанров является то, что в устном общении они представляют собой устную реализацию письменной формы[4].  Деловой стиль представлен деловыми и коммерческими документами, нормативно – правовыми актами, контрактами, договорами и т.д. К публицистическому стилю относится  газетная заметка, хроника, текст публичного выступления. На своих уроках я часто предлагаю учащимся работу с разными по типу и стилям текстами. Например, служебные доклады, воспоминания, летописи, законодательные акты, и конечно же тексты параграфов учебника. Это помогает им вспомнить, что известно по изучаемому вопросу, делать предположения, задавать вопросы. Учащиеся учатся анализировать, обобщать, систематизировать, делать выводы, критически мыслить. Давайте подробнее разберём некоторые из приёмов работы с текстами, и рассмотрим возможность их применения на уроках истории.


Глава II. Опыт использования приёмов  и методов технологии развития

критического мышления на уроках истории

     2.1  На своих уроках я часто применяю отдельные приёмы ТРКМЧП. Одним из них является  ИНСЕРТ (Воган и Эстес, модификация Мередит и Стил)- маркировка текста значками по мере его чтения. Название приёма складывается из первых букв его  назначения: interactive (интерактивная)  noting (размечающая) system (система)  effective (для эффективного) reading and (чтения и)  thinking (размышления). В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: “V” - уже знал, «+»- новое,  «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы.  Этот приём можно использовать при работе с текстом исторического источника. В пояснительной записке к программе по истории России говорится, что школьники «…должны уметь вести поиск информации в  исторических источниках, анализировать их…».[5]  Работа с источниками требует особых навыков.  В 10 классе учащиеся при изучении темы «Восточные славяне в 6 – 9 веках» из летописи «Повесть временных лет» узнают о территории расселения восточных славян, о деятельности первых князей. Так как первое знакомство  с этим источником происходит в 7 классе, в 10 классе, используя условные значки можно проверить свои предположения («v»), осознать новые знания («+»), исправить неверные предположения («-»), пробудить дальнейший интерес к теме («?»). Учитель выступает в роли помощника, комментируя непонятные отрывки текста, отвечая на вопросы учеников. Авторы книги «Учим детей мыслить критически» считают: «Активное чтение способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать информацию и развитию умения видеть новое».[6]   Приём  ИНСЕРТ  помогает  ученикам читать текст источника более внимательно, способствует  лучшему запоминанию материала. Этот приём осуществляется в несколько этапов.  1 э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию. 2 э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.  3 э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

 «V» (то, что уже известно)

знак «-» (то, что противоречит представлению)

 знак «+» (то, что является интересным и неожиданным)

 «?» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

...

...

...

...

4 э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Работая над заполнением таблицы, ученики выявляют свои представления или более конкретные знания по изучаемой теме и это помогает им придти к новому знанию. Учителю необходимо уметь принимать все варианты, правильные и не правильные. Часто возникающие варианты противоречат друг другу, и это подталкивает ребят преодолеть противоречия, собрать больше информации, найти аргументы в доказательство своей точки зрения. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

       Ещё один приём графического  оформления текста  я использую на своих уроках. Это сводная таблица: «Плюс. Минус. Интересно» (ПМИ) Соответствующие знаки ставят прямо в тексте учебника или заполняют таблицу. Разбирая тему «Экономика СССР в 1953 – 1964 гг.», получилась такая таблица:

«+» (факты носят положительный характер)

«-« (отрицательное значение)

«?» (мне это интересно)

Колхозы получили право вносить изменения в свои уставы

Введены пенсии колхозникам, паспорта

Возросли темпы роста с/х. продукции

Быстрые темпы развития тяжёлой  промышленности

Запуск первого в мире  иск. Спутника Земли

Искусств. материалы, тепловозы, электровозы.

Потеря кадров механизаторов и др.

Упадок личного хозяйства

«Кукурузная» эпопея

Кризис в освоении целинных земель – эрозия почв

Продовольственный кризис

Предприятия лёгкой пром. отставали

Реформа управления народным хозяйством

Экономический курс Маленкова – интенсивный путь

Экономический курс Хрущева – экстенсивный путь

Социальная политика направлена  на улучшение жизни народа

   Как мы видим, сводные таблицы можно использовать не только при работе с информационным текстом, но и при работе с историческими документами.

      Ещё один приём, который я использую в своей работе, это составление КЛАСТЕРА. Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. При изучении темы «Хозяйственное развитие России в 17 веке» у нас получился такой кластер:

                                            Хозяйство России

Территория                            Деятельность                             Население

               С/х                 Промышленность                 Торговля

             Средства пр-ва             Мануфактура                      Внутр. Рынок                      Ярмарки

Типы хоз-ва                                                               внешн. рынок    

                                                                                                                     Импорт

                                                                                                    Экспорт

Эта схема расширялась, дополнялась новыми фактами и знаниями. Но кластер можно использовать не только при работе с текстом учебника. Такую форму работы я применяю и при работе с источником. Составление кластера при работе с источником поможет учащимся систематизировать свои знания. Например, работая с текстом о земских учреждениях («Либеральные реформы 60-80-х гг.19 века») у ребят получилась такая схема: (См. приложение )                                                                

Земские учреждения

      Полномочия                                                                                      Ограничения    

                               Приобретение имущества                   не могут вмешиваться в дела                                                        

Договоры                                                                 правительственных   общественных властей

                 обязательства  

     Для формирования навыков работы с источниками я часто использую приём  ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика.   Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить. Анализ доклада министра финансов С. Ю. Витте (1899г.) может выглядеть так:

 Позиция:      С.Ю. Витте считает, что правительству России сейчас необходимо проводить политику протекционизма, развивать свою промышленность.

 Обоснование: Потому что, Россия свои потребности в промышленных товарах удовлетворяет за счёт импорта из-за границы, расплачиваясь сырьём.

 Подтверждение:    Я могу подтвердить это словами из доклада С.Ю.Витте: «Россия и по настоящее время остаётся ещё страной существенно земледельческой. За все свои обязательства перед иностранцами она расплачивается вывозом сырья, преимущественно хлеба».

Следствие:    Следовательно, экономическая и политическая задача – создание своей собственной промышленности. (См. приложение)

       Как мы видим, всякая аргументация содержит в себе четыре основных элемента. Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение. Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще всё, что говорит в пользу данной аргументации. Аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных - контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек зрения только усиливает аргументацию.                                                                                                                                    Девид Клустер (США), доброволец программы РКМЧП, профессор, преподаватель американской литературы считает, что: «критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той или иной проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих».[7] 

      Предлагаю познакомиться с опытом применения СИНКВЕЙНА. Название приёма происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.    Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны могут применяться в качестве:

1) инструмента для понимания сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразительности;

4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности

Существуют определённые правила написания синквейна:

1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

       Процесс написание синквейна очень нравиться моим ученикам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка. Сначала ребята просили не читать вслух их работы, но затем боязнь сказать что-то не то, прошла, ведь каждое мнение имеет право на существование, особенно, высказанное в стихах!

На уроке краеведения своё отношение к нижегородским меценатам ребята выразили следующим образом:

Бугров Николай Александрович

Добрый, славный

Строил, помогал, любил

Я им восхищаюсь

Память

А на уроках истории рождаются шедевры на тему: «Революция», «Гитлер», «Сталин», «Коллективизация»  и другие (См. приложение ).

         ЭССЕ – один из приёмов, который используют в технологии развития критического мышления. Эссе - жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. В последнее время очень часто используется отечественными педагогами. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание, обычно, на стадии рефлексии. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Детям (да и не только им) не всегда легко выразить свое мнение в развернутом, логичном виде сразу, – читая свои записи это сделать проще. Ни в коем случае нельзя оценивать эти эссе с точки зрения грамотности. Их нужно воспринимать как способ развития мышления и формирование культуры чтения. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

     10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит, в течение 10 мнут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

     5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. Очень интересными получились работы учащихся на темы «Почему так быстро пала романовская монархия?» и «Трагедия гражданской войны». (См. приложение №4). Форму эссе используют организаторы всевозможных конкурсов. Мои ученики неоднократно становились победителями конкурсных работ проекта «Наследники Минина за Веру и Отечество», «Старый Нижний» и других. Очень актуальной стала эта форма в связи с новой системой итоговой аттестации. Одно из заданий ЕГЭ необходимо выполнить в виде небольшой письменной работы – эссе.

ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ. На отдельные листы или на доску выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. В таком виде это задание используется на стадии вызова. На стадии рефлексии, учащимся предлагается расставить события в правильной последовательности после прочтения текста или лекции учителя. Аналогичные формы заданий встречаются в тестах ЕГЭ, поэтому такие формы работы на уроке помогают учащимся подготовиться к предстоящим экзаменам.

       2.2. В своей работе я использую как отдельные приёмы, так и технологию в целом. Предлагаю рассмотреть  примеры конкретных уроков, которые наглядно показывают продуктивность технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

 Урок по теме «Экономическое и социально-политическое развитие СССР  в 30-ые годы» (курс «История России»  9 класс)

 Тип урока: Урок обобщающего повторения с элементами исследовательской и творческой деятельности.

      Цели урока:

1. Образовательная: обобщить знания по истории России 1928-1938 годов, повторить основные понятия из истории этого периода.

2. Развивающая: развивать навыки работы с текстом, с наглядными пособиями.

3. Воспитательная: воспитание критического и объективного отношения к событиям отечественной истории, воспитание гражданской позиции и патриотических чувств.

     Задачи урока:

1. Предоставить возможность всем ученикам, независимо от способностей, показать свои знания по данной теме («письма от имени исторического персонажа).

Научить систематизировать полученные знания, обобщать, делать выводы (через «фишбоун» - прием из технологии развития критического мышления)

2. Научить выражать своё отношение к историческим событиям и персоналиям (синквейн)

  1. Создать условия для проявления творчества и самостоятельности.

     Дидактическое оборудование урока:

- фотографии Сталина,

- плакаты,

- на доске ключевые слова и схемы,  

- документы к параграфу №25.

Ход урока:

     1.  Учитель приветствует учеников, заполняет журнал,    отмечает отсутствующих.

     2. На доске тема урока: Экономическое и социально-политическое развитие СССР в 30-е годы. Учитель сообщает тему и ставит перед учениками цель работы:

-вспомнить, как проходила сталинская модернизация и оценить её результаты;

-ответить на вопрос: как изменилась политическая система в СССР к концу 30-х годов?

     3.Учитель характеризует данный период и напоминает основные события советской индустриализации и коллективизации. Предлагает классу выполнить задание, написав письмо от имени участника тех событий, используя ключевые слова.

1 ряд – от имени строителя Сталинградского тракторного завода (пятилетка, стахановское движение, социалистическое соревнование, ударный труд, низкая зарплата)

2 ряд – от имени крестьянина. (Колхоз, раскулачивание, середняк, норма хлебозаготовки, трудодни).

3 ряд - от имени члена семьи политзаключённого (репрессии, ГУЛАГ, Беломорканал, норма выработки, бесплатная рабочая сила)

     4.Через 5 минут учитель сообщает, что тоже написал письмо, но оно от имени партийного номенклатурщика и предлагает ребятам зачитать свои письма и сравнить их. Ребята читают свои письма, обсуждают их, слушают письмо учителя и говорят об итогах первых пятилеток. Подводя  итог этой работе, следует сделать вывод о больших успехах индустриализации и коллективизации, достигнутых очень высокой ценой.

     5.Учитель напоминает о вопросе, поставленном в начале урока, рисует на доске «фишбоун» - скелет рыбы, и объясняет правила заполнения этого скелета «мясом» - причинами, фактами и событиями из общественно-партийной жизни страны. Дети самостоятельно или с помощью учителя отвечают на вопрос и делают вывод: в стране установился тоталитарный режим.

     6.Чтобы на примерах подтвердить этот вывод детям предлагается провести исследовательскую работу с источниками. Текст из учебника -   воспоминания Андре Жида из книги «Возвращение из СССР» и плакаты сталинской эпохи.

     7. Выполнив задания, ребята отвечают на вопросы и выражают своё отношение к культу личности и господствующей идеологии.

     8.Учитель обращает внимание учащихся на портреты Сталина и предлагает свои впечатления выразить в стихах в виде «синквейна», где:

 1 строка – имя

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – своё отношение

5 строка - вывод

     9.Через три минуты дети зачитывают свои произведения, учитель комментирует и отмечает наиболее удачные работы.

     10.В виде домашнего задания предлагается подумать над вопросом: кто виноват? Сталин? Партийная номенклатура? Или «советский народ», который позволил всему этому случиться?

     11.Учитель подводит итог. Оценивает работу класса и выставляет оценки в журнал. Просит сдать тетради с классной работой, чтобы оценить тех, кто не успел прочитать на уроке. Благодарит за работу. Урок окончен. (См. приложение ).

План урока.

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Прогнозируемый результат

1. Организационный

2. Постановка цели и мотивация

(вызов)

3. Активизация знаний (осмысление)

4. Проверка задания

5. Активизация знаний (рефлексия)

6. Осмысление содержания.

7. Проверка задания

8. Закрепление

(рефлексия)

9. Проверка задания

10. Домашнее задание

11. Итог

1 минута

1 минута

10 минут

 4 минут

7 минут

4 минут

5 минут

3 минуты

3 минуты

1 минута

1 минута

Приветствие, знакомство с учениками

Сообщение темы и цели урока

Вводное слово учителя об индустриализации, коллективизации; вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивация к дальнейшей работе

Руководит проверкой, подводит итог, предлагает заслушать «свое письмо»

Активизирует интерес учащихся на выполнение следующего задания, связанного с систематизацией и обобщением старых знаний и новой информации. «Фишбоун»

Деятельность учителя направлена на сохранение интереса к теме, при непосредственной работе с историческими источниками, постепенное продвижение «от старого к новому».

Учитель руководит проверкой.

Учитель дает задание составить синквейн, объясняет принцип.

Руководит проверкой. Отмечает наиболее удачные образы, комментирует.

Формулирует и объясняет домашнее задание

Подводит итоги

Приветствие учителя

Запись темы в тетрадь

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположение

Ребята читают свои письма, слушают письма других; сопоставляют и оценивают

Систематизируют информацию, называют факты, явления, записывают схемы в тетрадь, делают вывод (самостоятельно или с помощью учителя).

Работают с текстом исторического документа, отвечают на вопросы к плакату.

Отвечают на поставленные вопросы

Выражают свое отношение к историческому персонажу

Читают свои стихи

Записывают домашнее задание в дневник

Сдают тетради с работами

Настрой на работы

Понятие важности темы

Повторение, систематизация знаний, погружение в историческую эпоху. Составляют письмо по ключевым понятиям

Происходит осмысление полученных знаний

Схема заполнена, Ответ на поставленный вопрос получен.

Активная работа с источниками.

Делают выводы, дополняют друг друга.

Проявляют творческие способности на эмоциональном уровне, выражают свое отношение к историческому деятелю.

Получен позитивный настрой

        Как мы видим, в ходе урока прослеживаются все этапы технологии развития критического мышления. Учитель на стадии вызова  использовал знания учащихся для написания письма от имени участника тех событий по ключевым словам, вызвал интерес, зачитав своё письмо. Стадия осмысления включала в себя работу со схемой «фишбоун» и анализ источников. На стадии рефлексии ученики, выражали своё отношение, через творческую работу – синквейн. Давайте рассмотрим все приёмы, использованные на уроке, и результат, к которому они привели.

Приём

С какой целью использовался

Какие результаты получены

Ключевые слова

РАФТ

Фишбоун

ПОПС

Синквейн

Вспомнить основные события и факты, относящиеся к изучаемой эпохе.

Погрузиться в изучаемую эпоху, обобщить имеющиеся знания.

Систематизировать и

обобщить старые знания и получить новую информацию.

Ответить на  вопрос о политической системе.

Поддержать интерес к теме.

Отработка навыков работы с источниками

Осознать полученную информацию, на эмоциональном уровне выразить своё отношение.

Позволили не уйти за рамки темы урока.

Слабые ученики смогли сконструировать текст по ключевым словам.

Восстановлены события, связанные с индустриализацией, коллективизацией страны, с массовыми репрессиями.

Письма, написанные от имени разных участников, дают разную оценку тем событиям.

Ребята не боятся высказать «крамольную» точку зрения, так как, она звучит не от их лица.

Ребята вспомнили факты из экономической, политической и духовной жизни советского общества, записали их в виде схемы.

Делают предположения о причинах существующего режима.

Формулируют вывод, отвечая на вопросы учителя.

Из текста источника получают новые сведения.

Отвечая на вопросы к плакатам сталинской эпохи, появляются новые вопросы и желание в них разобраться.

В ходе дискуссии доказывают свою точку зрения, учатся принимать позицию других.

В творческой форме выражают своё отношение к историческому деятелю. Отношение неоднозначное. Это вызывает интерес и желание узнать новые факты в подтверждение своей позиции.

2.3 Урок по теме «Отечественная война 1812 года» (Курс "История России". 8 класс)

   Тип урока: комбинированный урок    

    Цели урока:

1. Образовательная:  получить знания по военной истории России 1812 года, повторить основные понятия из истории этого периода.

2. Развивающая: Развить умение систематизировать, ставить вопросы, искать информацию, делать выводы, работать с источниками, что способствует процессу развития критического и творческого мышления.

3. Воспитательная: Воспитание критического и объективного отношения к событиям отечественной истории, воспитание гражданской позиции и патриотических чувств.

   

     Задачи урока:

  1. Предоставить возможность всем ученикам, независимо от способностей, получить новые знания по данной теме.
  2. Научить систематизировать полученные знания, обобщать, делать выводы. Научить выражать своё отношение  к историческим событиям и персоналиям.
  3. Создать условия для проявления творчества и самостоятельности.

     

    Дидактическое оборудование урока:

- учебник «История России 19 век». А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, Москва,         «Просвещение», 2006г.

- карта «Отечественная война 1812 года»

- даты основных событий и имена полководцев

- документы к параграфу № 4.

       Ход урока:

  1. Учитель называет тему и предлагает вспомнить основные события внешней политики России 1801 -1812 годов (проверка домашнего задания).  
  2. Учащиеся заполняют таблицу (З-Х-У)

Что мы знаем

Что хотим узнать

Что узнали, и осталось узнать

  1. В первой колонке появляются записи:

- Тильзитский мир

-Обострение отношений России и Франции

- Отечественная война 1812 года

- Бородинское сражение

- Кутузов

- Пожар в Москве

- Наполеон

Таким образом, на стадии вызова, ученики показывают свои начальные знания по данной теме, но их необходимо расширить. Для этого нужно, заинтересовать ребят, дать им возможность самим сформулировать вопросы для второй колонки таблицы.

  1. Учитель предлагает составить вопросы и заполнить вторую часть таблицы. Ребята работают в парах, это позволяет привлечь к работе всех учащихся. Появляются вопросы:

- Почему началась война?

- Кто же выиграл Бородинское сражение?

- Почему Кутузов оставил Москву?

- Кто такие партизаны?

          - Чем закончилась война?

5.     Далее учитель направляет деятельность учащихся. Начинается стадия осмысления.  Класс получает задание для работы в группах. Необходимо, используя свой отрывок текста учебника или документ, найти ответ на вопрос и заполнить третью колонку таблицы.

Первая группа – пункт № 1 «Начало войны. Планы и силы сторон»

Вторая группа – пункт № 4 «Бородино»

Третья группа – пункт № 5 «Тарутинский манёвр» и документы на стр.28

Четвёртая группа – пункт № 6 «Партизанское движение».

Учащиеся погружаются в «активное» чтение. С карандашами в руках они делают в тексте пометки (ИНСЕРТ).

         После такой работы, представитель от каждой группы отчитывается в результатах поиска и, совместно с учителем обсуждается представленный материал. Педагог комментирует, задаёт дополнительные вопросы, фиксирует наиболее интересные высказывания. На этой стадии начинается этап рефлексии. У ребят есть возможность проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. На доске заполняется третья колонка таблицы.

6.     Что бы задействовать и разум и чувства ребят, учитель предлагает в качестве домашнего задания написать синквейн о Кутузове или о Наполеоне. Кто не успел заполнить таблицу полностью, может сделать это дома. На этой стадии, как и на стадиях вызова и реализации смысла, важен, прежде всего, процесс, а не результат. Процесс дискуссии, корректность, аргументированность высказываний, разумность задаваемых вопросов не менее важны для развития мышления ребёнка, чем само содержание. Знания могут позабыться со временем, а умение действовать в определённых ситуациях остаётся надолго.

        На данном уроке таблица «З-Х-У» использовалась не вся, а частично. Этот приём разработан Донной Огл и имеет ещё две колонки:

 (         Главные слова  (категории информации).

            Откуда узнали   (источники информации)

1

2

3

1

2

3

   

        Графическая организация материала делает наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при изучении того или иного материала. Авторы книги «Учим детей мыслить критически» советуют учителям, применяющим визуальные формы работы, «объяснять ученикам, как будет изучаться материал, начинать с простых форм, помогать, советовать по ходу работы, отмечать успех и проверять понимание.» [8]. Именно, исходя из этого, я упростила форму таблицы. Рассмотрим и этот урок с точки зрения целесообразности использования приёмов технологии развития критического мышления.

Приём

С какой целью использовался

Какие результаты получены

Таблица

З-Х-У

ИНСЕРТ

Синквейн

Собрать уже имеющуюся по теме информацию, вызвать интерес к теме.

Расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу.

Активизировать деятельность учащихся для поиска ответов на поставленные вопросы.

Осознать полученную информацию, на эмоциональном уровне выразить своё отношение.

Ученики демонстрируют свои начальные знания по данной теме.

Формулируют вопросы, расширяя границы интереса.

Учатся работать в парах, слушать, доказывать, соглашаться.

Ученики более вдумчиво читают текст учебника и источников.

Находят ответы. Делая пометки, отмечают для себя наиболее интересные и непонятные факты.

 Активизируется деятельность учащихся.

В творческой форме выражают своё отношение к историческим  деятелям. Резюмируют полученную информацию, излагая свои чувства и представления  в нескольких словах.

      Как мы видим, использование приёмов и методов из технологии развития критического мышления дают возможность:

- Развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся.

- Повышать познавательное отношение к прочитанному тексту учебника.

- Развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемного характера.

- Совершенствовать навыки работы с историческими источниками.

- Научиться систематизировать и обобщать полученные знания.

- Применять полученные навыки за стенами школы.

2.4  Внеурочная деятельность

     Внеурочная деятельность учителя истории очень разнообразна. Это и организация поисковой работы учащихся для создания выставок. И исследовательская работа в ходе написания научных работ для НОУ. Подготовка учащихся для участия в районных и городских конкурсах разной направленности. Кроме этого, работа классного руководителя, которая требует сил и времени не меньше, а иногда и больше, чем преподавательская деятельность. Приёмы технологии развития критического мышления помогают добиться в этой сфере хороших результатов.

      Уже  в течении пяти лет я работаю в рамках городской программы «Честь имею!». На основе этого опыта  мной создана  программа гражданско-патриотического воспитания класса «Мы – Юность России». Ключевым делом одного из этапов этой программы является игра «Классные манёвры». Участники игры, проходя определённый маршрут, должны дать ответы на вопросы помощников. Справиться с этим заданием смогут только те команды, которые при подготовке внимательно читали исторические, справочно–биографические и военные тексты, заранее подобранные организаторами. Занимаясь с командами на «Школе юнг», я использую приём ИНСЕРТ и чтение с остановками. Для того, чтобы понять и освоить содержание не простого текста, ребятам хватает одного занятия. На старт команды выходят подготовленными и уверенными в своих  силах. (См. приложение). В городской игре команда нашей школы уже пять лет является победителем.

    Основные принципы ТРКМ мне помогли в подготовке учащихся 10 класса на районный конкурс «Экскурсовод временной выставки». В нашей школе нет музея, нет группы юных экскурсоводов, с которыми бы велась планомерная подготовительная работа. Но мы иногда организуем и оформляем временные выставки к праздничным и значительным событиям истории нашей страны. К 90-летию ВЛКСМ в кабинете истории открылась такая выставка. «Если тебе комсомолец имя, имя крепи делами своими» - девиз нашей экспозиции. Здесь были собраны различные экспонаты, свидетельствующие о трудовом пути комсомольцев – учителей нашей школы. Но как заинтересовать 16-летних девочек, которые о комсомоле имеют смутное представление? Вызов, осмысление, рефлексия – эти стадии я сконструировала при работе над текстом экскурсии по выставке. На первом этапе мы разглядывали фотографии учителей комсомольского возраста,  комсомольские билеты, значки, грамоты, газеты прошлых лет. И мои «экскурсоводы» вспомнили, что и у их родителей было что-то такое! Домой пошли с твёрдым намерением узнать как можно больше о комсомоле. Вторая стадия  - осмысления, началась, когда в следующий раз я рассказывала о своей комсомольской поре, а девчонки добавляли рассказы родителей. Попытались составить текст экскурсии, опираясь на вещественные и письменные источники – экспонаты нашей выставки. А дальше рефлексия – переосмысление, доработка и первая экскурсия по выставке. На конкурсе Рубцова Мария и Овсянникова Ольга представляли мультимедийную презентацию и заняли 3 место, уступив, тем школам, где есть музеи. Для первого раза очень хороший результат. (См. приложения). Незаменимы некоторые приёмы ТРКМ  и при работе над рефератами для конференций НОУ. Мои ученики на районных и городских чтениях НОУ неоднократно занимали призовые места.

Результативность

.

участие

количество

Победители, дипломанты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Школьное НОУ 2008г.

Районное НОУ 2008г.

Городское НОУ 2008 г.

шк. олимпиада по истории 2007г.

шк. олимпиада по истории 2008 г

район. Рождественские чтения 2007г.

район. Рождественские чтения 2008г

гор. Рождественские чтения 2007г.

«Старый Нижний...»- презент.2006-07

Проект «Наследники Минина...»2008г.

Арсенинские чтения 2008г.

Городская игра «честь имею!»2007-08г

Конкурс экскурсовод выставки 2008 г.

.

18

7

2

39

49

4

2

2

2

35

5

3 класса по 25 чел

2

7

3

Дипл. 1, 3 степени

7

6

1

1

1

1

6

2 дипл. 1 степ.

команда 7-б кл.

3 место

       

        Эффективность данного опыта работы изучалась при помощи педагогического наблюдения, статистического анализа, анализа участия учащихся в НОУ, в предметных конкурсах и проектах, в работе творческих объединений при помощи диагностирования уровня интеллектуальной и творческой активности.

 Показателями проявления  качества знаний стали:

 - позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние  годы

- позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по  учебным предметам

 Показателями проявления гражданских качеств, стали:

- активное участие в делах класса и школы, преобладание коллективистских мотивов

    Показателями проявления творческих качеств, стали:

- участие в исследовательской и краеведческой работе, в НОУ

- посещение выставок, музеев

- участие в конкурсах, играх и викторинах.


Заключение

    В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Изучив специальную литературу по данной технологии, я пришла к выводу, что на предметах гуманитарного характера, таких, как история, где приходится часто работать с «сухими» и неинтересными текстами, очень актуальна технология критического мышления. Некоторые приёмы позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками. Мои уроки с использованием этих приёмов в общеобразовательной средней школе №7 доказали, что это действительно так. Конечно, урок требует холодной рассудительности и бесстрастной строгости, но атмосфера радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству, является залогом успешности в совместной деятельности учителя и учеников. Подводя итоги всему выше сказанному, остановимся на главных выводах:

 Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Алгоритм урока в режиме данной технологии состоит из трёх основных этапов: вызов, осмысление и рефлексия.

Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Тексты бывают трёх типов - повествование, описание, рассуждение. И подразделяются на следующие стили: разговорный, научный, деловой, публицистический и художественный. Приёмы ТРКМ применимы ко всем типам и стилям.

 Для работы с текстом применяют разнообразные приёмы. Среди них: инсерт, кластер, синквейн,  фишбоун, сводные таблицы, рафт, эссе и т.д.

Приём  инсерт  помогает  ученикам читать текст более внимательно, способствует  лучшему запоминанию материала.

 Кластер - способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

 Для формирования навыков работы с источниками используется приём  ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения.

Синквейн часто используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Эссе используется как небольшое письменное задание, обычно, на стадии рефлексии для того, чтобы выразить свои мысли в письменной форме  и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения.

Разработанные и проведённые мной уроки наглядно показывают продуктивность использования приёмов технологии развития критического мышления для работы с текстами.

Внеурочная деятельность – ещё одно направление, где успешно могут применяться приёмы ТРКМ.

  Мой опыт работы может использоваться в каждой школе, в каждом коллективе. Он доступен по форме и средствам воплощения. Я с радостью готова поделиться им и делаю это: в декабре 2006 года я организовала и провела «Круглый стол» по обмену опытом работы в организации игры «Честь имею!» для учителей и заместителей директора по воспитательной работе. Весной 2007 года в рамках школьного Калейдоскопа инновационных технологий разработала и провела два открытых урока: один - по истории России на тему «Реформаторская деятельность Александра I », второй - интегрированный урок: литература плюс история по творчеству Солженицына «Политическая система сталинизма». В октябре 2007 года представляла учителей г. Нижнего Новгорода на конференции ПФО, посвящённой проблемам воспитания и выступала на секции «Семья» с докладом по теме «Основные пути и методы  духовно-нравственного воспитания ребёнка в семье». Участвую  в педагогических чтениях (2008 год, Диплом 2 степени), семинарах и конференциях. В 2008 году представляла школу на районном конкурсе «Учитель года», где показывала урок по теме «Экономическое и социально-политическое развитие СССР  в 30-ые годы» (курс «История России»  9 класс).        Надеюсь, мои знания, мой опыт поможет моим коллегам расширить свои педагогические возможности.  Встречая своих выпускников, я с радостью узнаю от них, что навыки и умения, полученные в школе, им очень помогают в студенческой и взрослой жизни. Большинство из них смогли самореализоваться, стали специалистами в различных областях деятельности, но, главное – они занимают активную жизненную позицию и стали достойными гражданами своей страны.      

Список литературы

1. Валеева Н.Г. Жанрово – стилистические характеристики научных текстов //www.trpub.ru/valeeva-har-text.html.

2. Дулама Мария Элиза. Кластеры как форма организации мышления. //lib. 1september/ru htm

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.

4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Издательство «Скифия», «Альянс – Дельта». СПб. 2003г.

5. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // lib. 1september/ru. 2004/17/15. htm-35к.

 6.  Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004 г.

7. Клустер Д Статья «Что такое критическое мышление?»  газета «Русский язык» №29, 2002 г //www pedagogical.freenet.kz/technology/krit1/htm

8. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Издательство «Каро» СПб.2006 г.

9. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Журнал  «Директор школы» №1 2002 г.

10. Муштавинская И.В. ТРКМ: научно – методическое осмысление.// Методист. 2002, №2

11. Муштавинская И.В. Школа с видом на город.// Преподавание истории в школе.2003, №4

12. Низовская И. Критическое мышление это…Газета «Библиотека в школе» №16, 2003г. //lib. 1september/ru htm

13. Нетрадиционные уроки по истории России 20 века. Автор - составитель Корнева Т.А. Издательство «Учитель». Волгоград. 2002г.

14. Осовецкая Н. Новый образовательный стандарт. //Журнал народное образование №7. 2008г.

15. Плигин А. Чему и как учить – классика и современность. // Журнал народное образование №8. 2008 г.

16. Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 10-11 классы, Москва, Просвещение, 2007 год.

17.  Технологии развития критического мышления в ВУЗе: перспективы для школьного образования в 21 веке. Материалы конференции. Н.-Новгород.2001 г.

 18. Фёдоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия.// Инновации в образовании. 2007. №4.

19. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб, Издательство «Питер», 2000 г.

20. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до конца 18 века. Пособие для учителя. Москва «Просвещение» 1989г.

21. Эпоха реформ 1860-х годов в России. Учебное пособие. Москва 1993г.


Приложение

Письмо – отчёт от имени партийного руководителя

   Наша страна под руководством  Коммунистической партии  и товарища Сталина добилась небывалых результатов в деле построения  коммунизма.

    Темпы роста тяжёлой промышленности выросли в 3 раза;

Производство продукции всей промышленности к концу 19937 года выросло по сравнению с 1932 годом в 2,2 раза, а по сравнению с 1928 годом – в 4,5 раза.

     Ударным трудом ответили рабочие на призыв партии и тов. Сталина «Пятилетку в 4 года!» и досрочно выполнили первый пятилетний план. В 1938 году почин горняка Алексея Стаханова подхватили не только шахтёры, но и работники других отраслей промышленности. Инициатива трудящихся одобрена ЦК ВКП(б) и нормы выработки повышены на 15-20%.

       Благодаря заботе и вниманию партии, нашего дорогого вождя тов. Сталина, Советский Союз вышел на второе место в мире по объёмам производства, а темпы роста  - стали самыми высокими в мире!

Приложение

Гитлер

Самонадеянный, жестокий

Захватывал, убивал, ненавидел

Поднял Германию против мира

Захватчик

Гитлер

Жестокий, властолюбивый

Захватывает, уничтожает, ненавидит

Россия не покорится ему

Проиграл

Коллективизация

Обобщающая, соединяющая

Объединяет, выравнивает, отбирает

Она не прошла гладко

Труд

Сталин

Великий, военный

Репрессировал, председательствовал, побеждал

Председатель совета народных комиссаров

Тиран

Революция

Пылающая, кровопролитная

Наступает, разрушает, убивает

Принесла много потрясений

Большевизм

Коллективизация

Колоссальная, обобществляющая

Ограничивала, помогала, объединяла

Объединение всех в колхозы

Кооперирование

Приложение

Классные маневры

Игровая программа для учеников 6-х классов.

 Цели и задачи:

Воспитание у школьников чувства патриотизма, гражданского долга, уважения к истории России.

Совместная деятельность взрослых и детей по подготовке к празднику Победы; формирование чувства уважения к ветеранам среди детей и подростков; физическое воспитание детей.

Участники:

В игре принимают участие учащиеся 6-х классов средней школы №7. Каждый класс-команда. На старте-4 команды.

Оформление и реквизит:

Государственный флаг России, плакаты, секундомер, обручи, мячи, кегли, маршрутные листы.

Музыкальное оформление: песни военных лет.

Время проведения: 6 мая 12-00.

Место проведения: школьный стадион.

Условия проведения:

За 3 недели до проведения игры команды получили домашнее задание: познакомиться с биографиями полководцев России, с историей Великой Отечественной войны, подготовить «визитку» (название, девиз, эмблема, форма одежды)

Организаторы оформляют рубежи, где посредники оценивают спортивный конкурс и теоретическое задание, делая пометки в маршрутном листе команды.

Ход игры:

1. Парад-построение.

2. Рапорт.

3. Поднятие флага.

4. Открытие игры. Приветственное слово.

5. Команды получают маршрутные листы и начинают преодоление рубежей. 1-й рубеж – кросс, теория – «Александр Невский», 2-й рубеж- метание мяча в цель, теория – «Александр Суворов», 3-й рубеж – полоса препятствий, теория – «Михаил Кутузов», 4-й рубеж – минное поле, теория – история  В.О. войны.

6. Построение, подведение итогов, награждение.

7. Победители спускают флаг.

8. Закрытие игры.

Условия оценки: 1-й и 3-й рубежи – оценивается время прохождения по последнему участнику, сплоченность и взаимовыручка. 2-й и 4-й рубежи - количество попаданий и найденных мин. За каждый правильный ответ в познавательных конкурсах зачисляется по одному баллу.

Вопросы.   

                «Александр Невский»

1.За что Александра Невского стали звать Невским?

2.Сколько лет было Александру Невскому когда он стал княжить в Новгороде?

3.В чем состояло обучение Александра Ярославича?

4.Какой торжественный ритуал был совершен, когда будущему князю было три года?

5. Какие слова, сказанные Александром Невским, навсегда вошли в героическую историю нашей Родины?

                     «Александр Суворов»

1. Расскажите о детстве Суворова.

2. Просто ли было Суворову стать военным?

3. Кто такие суворовские чудо-богатыри?

4. Как Суворов относился к солдатам?

5. Назовите самый высокий чин, присвоенный Суворову.

6. Как называется книга, которую написал Суворов?

7. Назовите великого русского полководца, который проходил суворовскую школу.

                       «Михаил Кутузов»

 1.Каким было детство Кутузова?

2. Как учился будущий полководец? Сколько ему было лет, когда он окончил инженерную школу?

3. Как отличился Кутузов при штурме Измаила?

4. В ходе какой войны Кутузов был назначен главнокомандующим русской армией?

5.Какова была тактика полководца в Отечественной войне 1812 года?

6. Назовите главное сражение этой войны.

                «История Великой Отечественной войны»

1.Назовите годы В.О. войны.

2.Какие сражения этой войны вы знаете?

3.Назовите города-герои.

4.Что вы знаете о детях-героях?

5. В честь кого названа одна из улиц нашего микрорайона?

6.Что вы знаете о юнгах Северного флота?


[1] Д. Халперн,  Психология критического мышления, СПб, издательство «Питер», 2000г.,

с. 56.

[2] . Загашев И.О.Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма //

[3] И.О. Загашев, С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская, «Учим детей мыслить критически», СПб, 2003г., с.156

[4] Валеева Н.Г. Жанрово – стилистические характеристики научных текстов//www.trpub.ru/valeeva-har-text.html.

[5] Программы общеобразовательных учреждений, История, обществознание. 10-11 классы, Москва, Просвещение, 2007 год, с.4

[6] И.О. Загашев, С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская, «Учим детей мыслить критически», СПб, 2003г., с.103

[7] Д. Клустер Статья «Что такое критическое мышление?», газета «Русский язык» №29, 2002 г.

[8] И.О. Загашев, С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская, «Учим детей мыслить критически», СПб, 2003г., с.81


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...

Опыт использования приёмов технологии развития критического мышления на этапах современного урока в соответсвтии с требованиями ФГОС

Зачем использовать технологию критического мышления на современном уроке. Личный опыт использования приёмов технологии критического мышления на различных этапах урока технологии....

Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения.Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности"

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...

Методическая разработка мастер-класса на тему: «Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления».

Использование различных форм и методов работы с текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем, с которыми каждый педагог встречается при организации образовательной деятел...

Мастер - класс «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности»

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...