РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.
материал по истории на тему

Бабынин Сергей Анатольевич

Актуальный педагогический опыт за последние три года работы в системе НПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_babynin.doc423.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ДПО БЕЛГОРОДСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ  

 

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ  КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.

 

                                                 Бабынин Сергей Анатольевич,

                                                 преподаватель истории и обществознания

                                       ГОУ НПО ПУ №16    г. Строитель          

                Яковлевского района  Белгородской области.

     

 

       

Белгород. 2010

Бабынин Сергей Анатольевич

Содержание:

 I. Информация об опыте………………………………………………..3

            1.1  Условия становления опыта.

            1.2  Методика выбора оптимальных решений.

            1.3  Педагогические противоречия.

            1.4 Теоретическая база опыта.

II. Технология опыта…………………………………………………….7

2.1 Цель и задачи опыта.                                                                                           2.2 Приёмы, формы и методы реализации опыта.

III. Результативность…………………………………………………….10

IV. Библиографический список………………………………………...17   V. Приложения…………………………………………………………....18

«2»

Бабынин Сергей Анатольевич

I.  Информация об опыте.

                                     «Знание возникает на основе не заучивания,

а самостоятельного размышления над фактами,

                            а мышление развивается в результате

               систематической переработки  

        конкретных фактов и идей»

                                                                            /Н.Г. Дайри/

    1.1  Условия становления опыта.

   Накопление опыта происходило постепенно, в течение многих лет работы, но временем формирования и развития  конкретной идеи можно считать последние три года  преподавания  истории и обществознания в ГОУ НПО ПУ №16  г. Строитель.

1.2  Методика выбора оптимальных решений.

   Главная цель начального профессионального образования, как и любой системы образования - способствовать становлению компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни страны.

   В этом плане одним из приоритетных направлений в современной педагогике является разработка личностно ориентированного обучения, требующего от педагога направлять свою деятельность на создание условий для становления личности учащегося, способного самостоятельно работать с информацией, умеющего разбираться в общественно-политической ситуации, не боящегося принимать ответственные решения.

  Основа конкурентоспособной личности, заключается  именно в способности к самостоятельному мышлению и самостоятельной работе, обеспечивающему полноценное участие человека в общественной жизни.

    «Иду на урок!» Из года в год  тысячи учителей произносят эту фразу.  

С чем? Для чего и, главное, для кого? Что ждет каждого учителя на уроке?   Как сделать его источником радостного и вдохновенного труда учащихся, школой самостоятельности и творчества?

   Поиск ответа на эти вопросы заставляет обратиться к изучению теории  развития познавательной активности учащихся.                                                         Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания, ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, познавательной деятельности.    

«3»

                                         Бабынин Сергей Анатольевич

                                   

  Сегодня в основе общепринятого преподавания истории лежит изучение интерпретаций.                                                                                                                                   Данный подход несет в себе несомненные преимущества, так как в процессе освоения исторического содержания посредством обсуждения, толкования фактов и доказательств, складываются личностные смыслы, способы объяснения мира и, как результат – самостоятельность мышления.        Знакомство с различными версиями оценок исторических явлений, их анализ  делает сознание школьников раскованным, так как нет такой теории, версии, которую нельзя было бы оспорить, а мышление многогранным, так как в повествовании о прошлом не бывает одного единственного, правильного голоса, все голоса важны, их надо уметь и захотеть услышать. Наконец, такая  разная, многомерная история формирует альтернативное сознание, так как всегда приглашает к размышлению: что было бы, если бы?                                                 Таким образом, содержание истории, как и особенности её изучения, открывают для учителя широкие возможности в развитии самостоятельного и творческого мышления школьников. Предлагаемая система формирования самостоятельного мышления на уроках истории, построенная на принципах личностно-ориентированной педагогики, позволяет создать глубокий, устойчивый интерес к предмету и является наиболее результативной в области исторического и обществоведческого образования.                                                                                 Для современной школы вопрос о самостоятельной работе на уроках истории имеет исключительное  значение, так как мы должны заботиться об активизации познавательной деятельности учащихся, о развитии их самостоятельности.                                                                                                                Так, например, Н.Ф. Бунаков считает, что способ обучения  « должен представлять собой процесс самообучения, возбуждая, поддерживая и направляя самостоятельность ребенка». М.И. Деликов, полагает, что « только тот урок можно признать вполне хорошим, где у учащихся была самостоятельная работа, т.е. такая работа, при которой школьники должны самостоятельно видоизменять материал, или комбинировать его с прежде усвоенным».

1.3  Педагогические противоречия.

   На международной конференции «Историческое образование: тенденции и перспективы» Москва, 2000г. в качестве одной из основных проблем выделяется перенасыщение школьного курса фактами, событиями, персонажами без оценки их в контексте гуманистических ценностей, уход многих учителей в информативность истории.

   Исходя из собственного опыта, я бы выделил ещё одну важную проблему, это противоречие между объёмом, сложностью исторического материала и

«4»

Бабынин Сергей Анатольевич

временем, отведённым учебным планом на реализацию задач общего школьного курса истории.  

    Так же, ещё одной трудностью является отсутствие чётких программ и соответствующих им учебников, несоответствие расчёта часов учебников и учебных планов старшей школы.

    Ко всем этим проблемам добавляются недостаток оснащения учебного процесса, устаревшие карты и атласы, недостаток хрестоматий, сборников документов, отсутствие или сложности использования электронных ресурсов.

   В практике своей работы я столкнулся с противоречиями, связанными с некомпетентностью самих учащихся, это как  их неумение устанавливать причинно-следственные связи, отсутствие навыков нахождения нужной информации, её переосмысления.

Ведя наблюдения за практикой организации самостоятельной работы на протяжении ряда лет и анализ результатов выполнения учащимися большого числа таких работ позволили мне выделить ряд недостатков в их организации:                                                                                                                       -нет системы в организации работ, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме;                                                                                                                                                       -уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует  учебным возможностям учащегося;                                                                                                                                                     -слабо выражен индивидуальный  подход в подборе заданий;                                                самостоятельная работа однообразна, её продолжительность не оптимальна для данной группы.                                                                                                                                                   Поэтому  необходимо было выработать определённую систему организации учебной работы учащихся, чтобы разрешить данные противоречия.    Изучая опыт ведущих педагогов по данному вопросу, постепенно внедряя различные эффективные элементы в свою педагогическую деятельность, я пришёл к выводу, что такая  система предполагает поэтапную организацию изучения тем параллельных курсов зарубежной и отечественной истории.                      Задача первого этапа – информационного – дать учащимся сведения об основных фактах, выделить сложные, проблемные вопросы, познакомить с разными оценками изучаемого в исторической науке. На этом этапе основным является вербальный метод: лекция, лекция с элементами беседы (с привлечением видеоряда).                                                                                               Цель второго этапа – углубление основных проблемных вопросов изучаемой темы. Занятия проводятся в активных формах: урок-семинар, урок-конференция, урок - ролевая игра и т.д. Это дает учащимся возможность погрузиться в эпоху, выделить тенденции и направления развития исторического процесса.                                                                                  На третьем этапе подводятся итоги самостоятельной работы с применением полярно-структурного метода изучения истории.                                                                                                      

                                                                «5»                                                                                                

Бабынин Сергей Анатольевич

Сущность, которого заключается в том, что при взгляде почти на каждую историческую проблему легко обнаружить две противоположные точки зрения, два крайних подхода.

 Имеющими право на существование следует признать обе

противоположности, обязательным является их соотнесение между собой.  

   В связи с этим, актуальность темы состоит в том, что хорошо организованная самостоятельная работа вырабатывает у учащихся умения ориентироваться в потоке научной и политической информации, а также является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью учеников.

Что и явилось предметом моего исследования.

1.4 Теоретическая база опыта.

    Теоретической базой опыта, несомненно, можно считать работы ведущих психологов и педагогов по развитию различных видов мышления, по использованию проблемных заданий, по организации самостоятельной работы учащихся.

  • Лернер И.Я «Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории».
  • Щукина Т.В. «Теория развития познавательного интереса».
  • Гальперин П.Я. Талызина Н.Ф. «Теория поэтапного формирования умственных действий».
  • Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. «Теория развивающего обучения».              
  • Степанова Е.Н.  «Личностно ориентированный подход в работе педагога». 

    Многие современные технологии основываются на идеях методистов конца XX века - Е.Е.Вяземского и О.Ю.Стреловой, М.В.Коротковой и  других, которые рассмотрели все этапы работы педагога и выделили такую категорию, как  «познавательные возможности учащихся».

   Таким образом, уроки истории призваны знакомить учащихся с методами современной исторической науки, приемами самостоятельного познания общественных явлений и процессов.

   Формируя понятие исследовательского принципа в обучении, отмечаем, что учащийся под руководством учителя приобретает навыки и умения с помощью методов исторической науки самостоятельно анализировать и объяснять исторические факты и явления, взятые в литературе, вещественных памятниках, а также в реальной жизни.

«6»

Бабынин Сергей Анатольевич

II. Технология опыта.

                                                     «Современный педагог должен

                                                      не только знать свой предмет,

                                                      но и уметь пробуждать в ученике

                                              жажду познания, а уже потом  научить –

                                                    вот, в чем суть педагогического мастерства».

                                                                                                           /В.Ф.Шаталов/

   

2.1 Цель и задачи опыта.  

Цель: Способствовать развитию познавательной активности и интереса, учащихся к   предмету «История» посредством организации и оптимизации их самостоятельной работы на учебном занятии и во внеурочной деятельности по предмету.

Задачи:

  • организовать и руководить деятельностью учащихся по переработке полученной информации в собственные личностные знания;
  • создать такие условия, когда каждый ученик хотел бы и мог бы наиболее эффективно осуществлять деятельность по добыванию и систематизации знаний, отрабатывая свои умения и навыки;
  • способствовать воспитанию гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственностью и способностью к самореализации.

 2.2 Приёмы, формы и методы реализации опыта.

Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, мы должны использовать различные приёмы, формы и методы, дающие определённый результат.

Развитие полярно-структурного метода, в рамках которого противоположности рассматриваются не как нечто жестко очерченное, а скорее как импрессионистский образ. Этот метод позволяет видеть не только полярные позиции, но весь спектр оценок между этими полюсами, и представить историю более полной, объемной, многокрасочной.

Итог работы на данном этапе – формирование личной позиции учащихся в отношении ключевой проблемы изучаемой темы, под которой понимается интеллектуальный и ценностный выбор каждого ученика, не исключающий право на существование иных взглядов.

Реализация данного метода предполагает выбор и использование определенных методических приемов.

«7»

Бабынин Сергей Анатольевич

   Доминирование вербальных методов на первом этапе связано с рядом факторов. Исходным является убеждение, что в обучении истории устное слово учителя играло, и будет играть ведущую роль.

Одной из основных форм организации учебного занятия является лекция /Приложение №1/.

  Выделяю следующую классификацию лекций:

 Вводные лекции: на них учащиеся знакомятся в свернутом виде с основными теоретическими положениями темы и с общей характеристикой крупной проблемы.

  Установочные лекции: сжатое, компактное и при том неполное изложение основного содержания какой-либо темы. Установочные лекции необходимы, если требуется создание прочной основы для формирования на последующих уроках темы соответствующих знаний и умений.

  Teкyщиe лекции: целесообразны при разъяснении сложной темы, если для ее традиционного изучения у учащихся отсутствует необходимый потенциал.

  Обобщающие лекции: анализ изученных ранее проблем на основе обобщения и систематизации знаний, полученных учащимися на предшествующих занятиях по теме.

  Обзорные лекции: рассмотрение основных, узловых вопросов темы, изучение которой в соответствии с программой осуществляется в порядке общего ознакомления. Необходимы они и при подготовке к экзамену.

  Проблемные лекции: именно этой форме я отдаю предпочтение, т.к. здесь процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности.  

   Это один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного знания по истории в условиях дефицита учебного времени и объема учебного материала. Живая речь учителя позволяет оперативно включать в учебный процесс новейшие данные исторической науки, озвучивать проблемы современности. В то же время она естественно включает в себя другие источники информации: документы, рисунки, таблицы, карты, видеоматериалы.

   В основе лекции, беседы или рассказа лежит не только информационно-рецептивный подход, хотя и он нужен, так как изучение истории предполагает, прежде всего, усвоение фактического материала, но и проблемно-концептуальный, не дающий готовых и бесспорных ответов на поставленные вопросы.

На первом этапе цель считается достигнутой, если ученики совместно с учителем ознакомятся со всем объемом предполагаемой к изучению информации.

    На втором этапе изучения темы, использование активных форм обучения (семинары, диспуты, уроки-игры) представлена исключительно  работа учащихся как индивидуальная, так и в группах /Приложение №2/.

«8»

Бабынин Сергей Анатольевич

   Семинар – форма организации урока, при которой школьники самостоятельно изучают материал по различным источникам знаний, решают задачи и оценивают результаты самостоятельной деятельности под руководством учителя.

   Обязательным элементом на семинаре должно быть коллективное обсуждение результатов самостоятельной деятельности.

   Значительно более высока степень самостоятельности учащихся при подготовке к семинару и активности во время коллективного обсуждения результатов этой подготовки.

  Домашние задания при подготовке к семинару носят опережающий характер, а их проверка совпадает с изучением нового материала, таким образом, меняется очередность этапов урока.

  Семинар тесно связан с такой формой обучения, как консультация.

 С использованием данной формы работы изменяется содержание работы учителя и учащихся на уроке: информационная функция деятельности преподавателя на семинаре ослаблена, а организаторская – ярко выражена, в деятельности школьников информационная функция становится ведущей.

   Результат работы с учебником, документом, дополнительной литературой предъявляется на уроке в рамках дискуссии как собственная аргументированная позиция.

   На третьем этапе с помощью полярно-структурного метода учитель вместе с учащимися выявляет глубинное, самое важное в проблемных, неоднозначных вопросах истории, сопоставляя разные оценки изучаемого вопроса, формируя свое собственное видение и давая собственную оценку явлениям /Приложение №3/. 

  Диспут - успех диспута во многом определяется  темой, заключающей в себе, как минимум, две противоречивые позиции. Продумываются задачи диспута, его предполагаемое течение, его варианты и главное выводы.

  Цель диспута – научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, показать истинность той или иной позиции

  При этом учащиеся учатся не только спорить в поисках истины, рассуждать, думать, обосновывать, доказывать и отстаивать свою точку зрения, понимать, какие критерии лежат в основе выбора позиции, но и слушать, слышать и уважать чужое мнение, считаться с этим мнением, обогащаясь интеллектуально и духовно.

   Основу этой технологии составляет постоянное внимание учителя к пробуждению и поддержке непрерывного познавательного интереса.

  Для чего существуют основные требования, которые мы и предъявляем к организации самостоятельной деятельности для учащихся на уроке:

  • Всякая самостоятельная работа должна быть посильной для учащихся, привлекать их внимание и возбуждать  интерес.
  • Самостоятельная работа  должна строго вытекать из программы,

«9»

Бабынин Сергей Анатольевич

являться углублением и закреплением по определенному учебному предмету.

  • Каждой самостоятельной работе должны предшествовать точные и ясные указания учителя о том, как ее нужно выполнить.
  • При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять контроль  её выполнения.
  • Во время самостоятельной работы учащимся  оказывается помощь.  
  • Каждая самостоятельная работа учащихся должна быть  просмотрена, исправлена и оценена.
  • Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности должна  иметь конкретные цели,  каждый ученик знать порядок и приемы выполнения работы.
  • Содержание работы, формы ее выполнения должны вызывать  интерес учащихся, желание выполнять работу  до конца.
  • Самостоятельная работа организуется так, чтобы она вырабатывала навыки и привычку к труду.

   На любом учебном занятии можно использовать следующие эффективные формы работы:

  Работа с учебником:

  • работа с учебником на уроке тщательно планируется, включает один из видов самостоятельной деятельности школьников, подбираются удачные темы для такой работы. Например, работа с документами в параграфе.
  • действия учащегося  управляются следующим образом: что читать, с какой целью, на какие вопросы отвечать, какие части озаглавить, какие выполнять упражнения после чтения параграфа.
  • при чтении учащиеся учатся  выделять главную мысль каждого абзаца,  её конспектировать, составлять план прочитанного.
  • Широко используется графический материал учебника для самостоятельной работы: рассказ по картинкам, анализ рисунка, чтение и анализ графиков и карт.
  • хорошие результаты дает рецензирование книг, журналов, газетных статей, особое значение  на уроке имеет работа с различной справочной литературой.

Работа с документами:

    Исторические документы являются дополнительным источником  знаний к основному – учебнику и делятся на следующие группы:

«10»

Бабынин Сергей Анатольевич

  • документы государственного характера – грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий («Законы Хаммурапи», «Русская правда»);
  • документальные источники международного характера -  договора, соглашения, деловая переписка государственных деятелей («Договор Египта с Хеттским Царством», «Договор Киевской Руси с Византией»);
  • документы политического характера – программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации («Солон о демократических реформах», «Воззвание к русскому народу»);
  • документы исторического характера – хроники, анналы, летописи, исторические сочинения  («Повесть временных лет»);
  • документы личностного характера – мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев;
  • документы литературного жанра – проза, басни, мифы, крылатые выражения (Мифы древней Греции, «Слово о полку Игореве).

  Результат работы учащихся с документальным материалом зависит от правильной её организации на уроке. Исходя из целей урока, содержания учебного материала, подготовленности класса, избираются и определенные приемы изучения документов:

  • Документ включается в объяснения учителя в том случае, если он передает сущность события, усиливает эмоциональность в изложении материала, повышает интерес к предмету.
  • Исторический документ включается в объяснение учителя и для конкретизации изучаемых явлений и процессов.
  • Материал документа может быть  включен в объяснение при характеристике общественно-политических взглядов исторических деятелей, так как для учащихся характерен интерес к личности исторического деятеля, к внутреннему смыслу его поступков.
  • Тексты документов, доступные для понимания  учащихся,  могут быть даны для самостоятельного изучения с предварительной постановкой задания.

   Организуя работу учащихся с документами,  мне приходится учитывать уровень подготовленности класса  и соответственно подбирать задания.

  В старших группах я провожу практические и лабораторные занятия (Приложение №4).

 Практические и лабораторные работы:

   Лабораторное и практическое занятие – это форма учебного занятия по истории, где на основе ранее изученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической и творческой деятельности или осваивают сложные

«11»

Бабынин Сергей Анатольевич

познавательные приемы, необходимые для серьёзного и активного изучения прошлого.                                                                                                                 Организация любой лабораторной работы  начинается с установления её места в системе уроков по данной теме. В тематическом блоке они логически следуют  за уроками изучения нового материала, лекциями, информационными блоками. Учителю следует уточнить сроки проведения темы сразу после начала её изучения. Определенная подготовительная работа поводится перед уроком. Всё это позволяет более продуктивно использовать время урока. Предлагаются задания творческого типа, чтобы ответ на них  не содержался в учебнике. Задания могут быть разной сложности.                                        В соответствии с основной дидактической задачей практикумы  по истории делятся на три вида:

  1. практическое занятие по развитию познавательных умений;
  2. практическое занятие по решению познавательных задач;
  3. практическое занятие по проверке результатов творческо-поисковой деятельности.

Работа с картой:

   История, практически единственный предмет, при изучении которого события рассматриваются во времени и пространстве.

Знакомство с историческим фактом, будь то отдельное событие  или явление, как  правило, начинается с его временной и пространственной локализации.

Локализация исторических фактов во времени и пространстве одно из основных условий осознания школьниками отдельных фактов как последовательных звеньев закономерных исторических процессов, протекающих на определенной территории и в соответствующей историко-географической среде. Локализация исторических фактов в пространстве опирается на картографические знания. На уроках карта  используется при ответе на вопросы, решении  различных учебных задач, привлекается  при рассказе о том или ином событии.

 

Подготовка докладов и рефератов: 

   Является одной из форм развития навыков самостоятельной работы, которая  позволяет развить творческую, поисковую, исследовательскую  деятельность учащихся. Доклады и рефераты  позволяют разнообразить урок, проводить его в форме семинара, конференции. При их  подготовке к уроку ученики вырабатывают навыки изучения литературных источников, их конспектирования, анализа различных мнений, систематизации материала

«12»

 

Бабынин Сергей Анатольевич

вокруг темы доклада (Приложение №5). При этом, с использованием источников Интернета, необходима проверка источника информации.                                                            

   Учащихся  из урока в урок необходимо настраивать изучать новый материал на уроке, а не дома. Необходимо организовать систему работы так, чтобы приём информации, будь то самостоятельная работа с учебниками, документами или мой рассказ, был бы как можно меньше по времени.

А вот та часть урока, состоящая из анализа, обсуждения материала, высказывания точек зрения учениками и их обоснованием, делаем более продолжительной, с тем, чтобы большее количество учащихся вовлечь в обсуждение и совместную мыслительную деятельность (в идеале беседа должна вестись между самими учениками).

  Практически получается, что, на каждом уроке каждый ученик или их большая часть принимает участие в обсуждении того или иного вопроса, проблемы, тем самым, в определённой мере, реализуется метод эвристической беседы.

    Например, после изучения темы «Реформа об отмене крепостного права в России» ученикам предлагают задание: Какая из приведенных  ниже оценок характера и результатов реформы 1861г. кажется вам наиболее точной и справедливой?

  • Реформа 1861 года была вынужденной уступкой крепостников и сохранила привилегии последних.
  • Реформа была компромиссом между крепостниками и либералами, единственно возможным в конкретных исторических условиях.
  • Реформа не дала бывшим крепостным реальной политической и экономической свободы и не улучшила положение крестьян.
  • Реформа была хитрой уловкой самодержавия и крепостников.
  • Реформа окончательно решила аграрный вопрос.
  • Если вас не удовлетворяет ни один из вариантов предложенной оценки, постарайтесь сформулировать и обосновать собственную.              

  Такая система проблемных вопросов создаёт условия для активной работы всех учащихся на каждом уроке, а не эпизодически, от оценки до оценки. При этом важно стимулировать деятельность детей, не ущемляя их достоинства, опираясь только на положительные качества и черты в них.    Эвристическая беседа формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения проблемного задания и находит их. Знания, необходимые для решения задания, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает порой нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческое начало личности учащегося.  

«13»

Бабынин Сергей Анатольевич

III. Результативность.

                                               «Самостоятельность головы учащегося –

                                                единственное прочное основание

                                                всякого плодотворного учения».

                                                                                                     / К.Д.Ушинский/

   

    В педагогической литературе существуют различные точки зрения  о значении самостоятельной работы на уроках.

 Мы придерживаемся, позиции тех, кто считает, что в соответствии с двусторонней  природой педагогического процесса самостоятельная работа выступает и как форма организации обучения, и как способ деятельности учащихся по овладению образовательным материалом, умениями, навыками.      Основная специфическая цель самостоятельной работы – это формирование самостоятельности, при этом не только самостоятельности личности

(под которым понимают область характера, поведения), но и самостоятельности в широком смысле слова – характера, мышления, побуждения, самостоятельности человека в целом.

   Серьёзными достижениями за годы исследований   по проблеме можно считать: большая часть учащихся имеют высокую степень развития устной и письменной речи, навыки поиска, обработки и изложения дополнительной информации.

   Дополнительная литература помогает отыскивать доказательства и обоснования заинтересовавшей проблемы, развивает стремление к собственным маленьким открытиям, укрепляет познавательную мотивацию. Нередко ученики опережают программный материал, знакомясь с дополнительными источниками, что может принести в учебный процесс информацию, которой нет в учебнике, и это вызывает у ребёнка чувство удовлетворения и самоуважения, поднимает авторитет в классе. Это обязательно мною отмечается в группе, что укрепляет познавательный интерес.

  К  приходу в  училище  учащиеся уже  знакомы с основными справочными материалами по предмету, имеют навык работы с ними.

Таким образом, существенную часть знаний учащиеся получают не в готовом виде, а в процессе самостоятельного поиска информации, вследствие чего у них укрепляются познавательные интересы и потребности, а также волевое стремление преодолевать трудности учебной работы.

В результате работы по теме исследования были выявлены следующие положительные моменты:

- Повысилось качество изучаемого материала, возросла скорость его усвоения за счёт активизации деятельности учащихся.

                                                              «14»

Бабынин Сергей Анатольевич

- Повысилось качество выполняемых контрольных и самостоятельных  работ.

- Слабые учащиеся, имеющие тройки, активизировав свою деятельность, подтянулись, заметен их умственный рост, они стали более активно работать на уроках.

- Самостоятельная работа на уроках, а также с дополнительной литературой при подготовке к урокам, способствует формированию познавательных мотивов.

- Во время самостоятельной работы на уроках снижается состояние тревожности, незнание не наказывается, стимулируется процесс познания. Учащиеся достигают лучших результатов.

- Организованная на уроке самостоятельная работа позволяет осуществлять индивидуальный подход.

   Система нашей работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и таким образом, я получаю возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания.

    Развивается эмоционально-волевая сфера учащихся, формируется у них вера в себя и высокую самооценку при стремлении к постоянному росту.

Есть и еще один аспект результативности моей работы: его успешность.

 

Качество знаний

по результатам итоговой аттестации

Предмет

2006-2007

учебный год

2007-2008

учебный год

2008-2009

учебный год

Кол. человек

получили

Качество

знаний

Сред. балл

Кол. человек

получили

Сред. балл

Кол. человек

получили

Качество

знаний

Сред. балл

5

4

3

2

5

4

3

2

Качество

знаний

5

4

3

2

История

75

1

17

52

3

24

3,1

52

9

10

33

-

36,5

3,5

43

6

11

26

-

40

3,6

за  2006-2009гг.

«15»

Бабынин Сергей Анатольевич

Динамика результативности учебной деятельности

по итогам мониторинга за  2006-2009гг.

Учебный год

Группа

Успеваемость,

%

Качество знаний, %

2006-2007

2

98

52

2007-2008

2

100

54

2008-2009

2

100

63

Результаты участия учащихся в мероприятиях

различных уровней  по учебной деятельности

№ п/п

Ф.И.О.

Группа

профессия

Конкурс  

Время проведения

Место

1

Пшеничных М.А.

№32; мастер общестроительных работ

Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество»

2009

Лауреат

2

 Пшеничных М.А.

 №32; мастер общестроительных работ

Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество»

2010

Лауреат

3

 Хапёрский  Е.Н.

 №25; мастер отделочных работ

 Районный конкурс рефератов «Молодёжь и выборы»

2010

2 место

   

   Задачи, которые можно поставить после трех лет исследования:

- комплексно развивать познавательные способности учащихся; (образное и логическое мышление, навыки поиска, обработки и изложения учебной информации, анализу источников и др.),

- развивать эмоционально-волевые сферы учащихся (волевое стремление преодолевать трудности в учебной работе, веры в собственные силы).

    Главным условием успеха своей работы, считаю, оптимистично-позитивное отношение ко всем ученикам, постоянное поощрение, не только достигнутых результатов, но и стараний, веры в свои возможности и способности.

«Вот мой род занятий: быть самим собой; верно, служить тому, кто мне доверится; любить того, кто честен; знаться с тем, кто рассудителен и мало говорит…драться, когда нет другого выхода».

                                                                                             /В.Шекспир/

«16»

Бабынин Сергей Анатольевич

IV. Библиографический список.

1. Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе [текст]/Л.Н.Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе.2005.-№9.

2. Виноградова М.Д., Тербин И.В. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М., 1977.

3. Дьяченко В.К. Коллективная структура учебного процесса и ее развитие. – М., 1986.

4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1955.

5. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории,- М., 1982;

6. Селевко Г.К.Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП /Г.К.Селевко. - М., Изд-во НИИ шк. Технологий, 2005.

 7. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания / Собр. соч.: В 11 т.– М., 1950.

 

8. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. –  М., 1987.

 

«17»

Бабынин Сергей Анатольевич

V. Перечень приложений.

Приложение №1: План проведения  учебного занятия по истории «Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке».

Приложение №2: План проведения  учебного занятия по истории «История древнего мира».

Приложение №3: Разработка интегрированного учебного занятия «Конституция и право».

Приложение №4: Тестовые задания.

Приложение №5: Материалы к урокам: «Памятки-алгоритмы», «Карточки-задания», подборка документов к уроку.

Дополнительные материалы.

«18»

Приложение №1

 ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

                     

по предмету:  История России и мира

                                                                                    Учебное занятие № 16-17

Тема учебной программы: 

Европа и Азия в средние века

Тема учебного занятия:

Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII в.

Цели учебного занятия:

1. Показать характеристику иноземных сил, угрожающих Руси в XIII в.   2.Определить причины поражения русских княжеств в борьбе с монголо-татарами.

3.Дать характеристику личности Александра Невского и оценку его политического и полководческого таланта.
4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, учащихся в различных видах учебной деятельности.

Тип учебного занятия:

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению  знаний и способов деятельности.

Формы проведения учебного занятия:

Практическое занятие.

Материальное обеспечение учебного занятия:

ПК. Презентация.

Карта «Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке».

Схема «Невская битва», «Ледовое побоище».

Дидактический материал.

Литература:

1. Н.В. Загладин Н.А.Симония  История России и мира с древнейших времен до конца XIX в., Раздел 2,- Москва, Русское слово,2007г.

2. И.П  Зырянов  Н.К. Буганов   История России часть1,- Москва, Просвещение, 2002г.

3. В.Н. Балязин  Неофициальная история России,- Москва, ОЛМА-ПРЕСС,

2006г.

1

№№

п-п

Ход учебного занятия и последовательность изложения основных вопросов содержания темы

Время в мин.

I

Организационный этап:

2

1.1 Приветствие, контроль посещаемости.

1.2 Проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.

II

Этап проверки домашнего задания:

5

§ 18 (феодальная лестница).

III

Этап актуализации: новая тема, цели и задачи, план изучения /слайд №1/  

2

IV

Этап первичной проверки понимания учащимися нового материала:

2

Почему вторжение иноземных захватчиков было неизбежно?

V

Этап изучения нового материала:

20

5.1 Монголо-татары /работа с дидактическим материалом/.

5.2 Чингисхан /слайд №3./  

5.3 Битва на Калке /анализ документа/

5.4 Батыево разорение /слайд № 4/. Монголо-татарское иго /понятия и термины/.

5.5 Невская битва и Ледовое побоище /слайд №5/  

5.6 Святой князь Александр Невский /слайд №6/ - исторический портрет.

VI

Этап закрепления и обобщения темы:

8

6.1 Персоналии.

6.2 Основные даты, понятия и положения.

6.3 Вопросы и задания – с.160-161.

6.4 Выводы по теме.

VII

Этап контроля и самоконтроля:

3

7.1 Выводы и замечания по ходу занятия.

7.2 Оценка работы учащихся на занятии.

VIII

Этап информации о домашнем задании:

1

Составить таблицу: «Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке».

IX

Этап рефлексии.

2

Приложение №1

2

Приложение №1

Дидактический материал к учебному занятию.

Фрагменты закона Чингисхана 

      1. Кто лжет с намерением или волхвованием, или кто подсматривает за поведением другого, или вступается между двух спорящих и помогает одному против другого... предается смерти.
      2. Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза.
      3. Кто даст пищу или одежду полоненному без позволения полонивших, тот предается смерти.
      4. Кто найдет бежавшего раба или убежавшего пленника и не возвратит его тому, у кого он был в руках, подвергается смерти.
      5. Он  поставил уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному.
      6. Если кто проезжает подле людей, когда они едят, он должен сойти с коня, есть с ними без их позволения, и никто из них не должен запрещать ему это.
      7. Он запретил им опускать руку в воду и велел употреблять что-нибудь из посуды для черпания воды.
      8. Он запретил им мыть их платье в продолжение ношения, пока совсем не износится.
      9. Он предписал, чтобы женщины, сопутствовавшие войскам, исполняли труды и обязанности мужчин, в то время как последние отлучались на битву.
      10. Он предписал им представлять в начале каждого года всех своих дочерей султану (хану), чтобы он выбрал для себя и для своих детей.
      11. Он предписал... учреждение постоянных почт...
      12. Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяину с прибавкой девяти таких же лошадей; если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то вместо лошадей брать у него детей, а когда не было детей, то самого зарезать как барана.
      13. Запрещается заключать мир с монархом, князем или народом, пока они не изъявили полной покорности.
      14. Закон о браке предписывает, что мужчина должен выкупать себе жену и что браки первой и второй степени родства не допускаются. Мужчине предоставляется (право) жениться на двух сестрах или иметь несколько наложниц... Мужчинам разрешается заниматься только войной и охо
той.

 Задание к документу: сгруппируйте положения закона, которыми должны были руководствоваться жители империи, в составленную самостоятельно таблицу, которая должна содержать следующие графы:

 а) общественные отношения; б) семейные отношения;                                 в) быт;  г) взаимоотношения с покоренным населением.

        3

Приложение №1

Описание битвы на Калке в Галицко-Волынской летописи 

      В год 6732 (1223). Пришло неслыханное войско, безбожные моавитяне, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них — Юрий Кончакович — не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты — до реки Днепра. Татары же повернули назад и пошли в свои вежи. И вот, когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: «Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете».
      ...Шли восемь дней до реки Калки. Встретили их татарские сторожевые отряды. Когда сразились сторожевые страды, был убит Иван Дмитриевич и еще двое с ним. Татары отъехали; около самой реки Калки встретились татары с русскими и половецкими полками. Мстислав Мстиславич повелел сначала перейти реку Калку Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: «Вооружайтесь!» Мстислав Романович и другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда.
      ...Побеждены были все русские князья. Такого же никогда не бывало. Татары дошли до Новгорода Святополкова. Русские же, не ведая об их лживости, вышли навстречу им с крестами и были все перебиты.

Вопросы к документу:

1. Какие причины трагического для Руси исхода битвы на Калке выделяет летописец?

2. Какую опасность для Руси представляли монголы?

Понятия и термины

       Араты — рядовые монголы-скотоводы.
      
Нойон (господин, князь) — название предводителей древних монгольских аристократических родов.
      
Нукеры — дружинники на службе монгольской знати в XII—XIII вв.
      
Тумен — высшая организационно-тактическая единица монголо-татарского войска, насчитывавшая 10 тысяч воинов. Возглавлялся темником.
      
Улус — родоплеменное объединение с определенной территорией, подвластное хану или вождю.
      
Хан (тюркский и монгольский титул в Средние века и Новое время) — вождь племени, государь.
      
Баскаки — военная охрана сборщиков дани.
      
Золотая Орда — государство, созданное в ходе монгольских завоеваний

4

Приложение №1

в начале 40-х гг. XIIIв. ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили степи Восточной Европы, Казахстана и Западной Сибири, земли в Крыму, на Северном Кавказе, Волжско-Камская Булгария, Северный Хорезм. Находясь в вассальной зависимости от Золотой Орды, «Русский улус» (Северо-Восточная Русь) сохранял автономию, старые княжеские династии и христианство. Столицы: Сарай-Бату, с первой половины XIV в. — Сарай-Берке (Нижнее Поволжье). В XV в. Золотая Орда распалась на Большую Орду, Сибирское, Казанское, Крымское и другие ханства.
      Ливонский орден — католическая государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев в Восточной Прибалтике на латышских и эстонских землях в 1237—1561 гг. Орден вел захватнические войны против Литвы и Руси.
      
Ордынское иго (1243—1480 гг.) — система эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями. Установлено в результате нашествия Батыя.
      
Ордынский выход — дань, выплачиваемая русскими князьями монголо-татарам.
      
Ярлык — грамота на княжение.

 

Из «Жития Александра Невского»

      ...Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии... Князь Александр — побеждал, но был непобедим.
      Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю  Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».
      Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде». Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною...
      После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего.
      Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего творца.
      ...Когда же приблизились немцы, то — проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец Александра, Ярослав,

5

Приложение №1

прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя»...
      Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.
      ...И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями».
      В то же время был в восточной стране сильный царь, которому покорил Бог народы многие от востока и до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие народы? Что же — один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приди скорее ко мне и увидишь славу царства моего».
      Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно, он отпустил Александра.
      После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую. После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их.
      Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.
      ...князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем!
      Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру.

Вопрос: В чём проявился полководческий талант Александра Невского?

6

Приложение №2

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

                       

по предмету:  История России и мира

                                                                                    Учебное занятие № 10-11

Тема учебной программы: 

 Человечество на заре своей истории

Тема учебного занятия:

 История древнего мира

Цели учебного занятия:

 1. Формировать в сознании учащихся исторической преемственности событий, понимания закономерностей исторического развития, особенностей фактического материала при изучении древней истории.

 2. Закрепить и обобщить основные знания учащихся по заданной теме.

 3. Дать образное представление о культурном наследии древних цивилизаций, о влиянии на развитие  общества деятельности исторических личностей древности.

4. Способствовать формированию и развитию основных учебных умений и навыков, учащихся при выполнении различных видов деятельности.

Тип учебного занятия:

 Учебное занятие по обобщению, закреплению и комплексному применению знаний и способов деятельности.

Формы проведения учебного занятия:

 Практикум

Материальное обеспечение учебного занятия: 

ПК.   Презентация.  Тесты.

Литература:

1. Н.В.Загладин  Н.А.Симония  История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.; Раздел II,- Москва, Русское слово,2007г.

2. Дьяконов И.М. История древнего мира, часть I-II,- Москва, Просвещение, 2001г.

3. Хачатурян А.А. История мировых цивилизаций; глава1,- Москва, Дрофа, 1996г.

7

Приложение №2

№№

п-п

Ход учебного занятия и последовательность изложения основных вопросов содержания темы

Время в мин.

I

Учебное занятие №1    Организационный этап:

    2

1.1 Приветствие, контроль посещаемости.

1.2 Проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.

II

Этап актуализации:

    2

2.1 Тема и эпиграф-проблема: «Зачем нам нужна история?»

2.2 План-порядок выполнения и характер заданий  /слайд №1-2/

III

Этап выявления понимания учащимися изучаемой темы:

   2

3.1 Этапы развития общества

3.2 Страны и регионы         /слайд №1-2/        

IV

Этап закрепления и обобщения знаний и способов деятельности:

    30

4.1 Древнейшие люди /ролевая игра/ - работа в группах по таблице:

«Австралопитеки» «Неандертальцы»  «Эксперты» /слайд №3-4/

 Практические выводы – переходное звено в эволюции

4.2 Счёт лет в древней истории - решение исторических

 задач   /слайд №5/

4.3 Боги древнего мира - выстроить логический ряд /слайд №6-7/

Практические выводы – олицетворение сил природы и занятий людей

4.4  События и даты – работа с таблицей и учебником;

взаимопроверка  /слайд №8-9/

4.5 Словарная работа - дать определение понятий /слайд №10-11/

V

Этап контроля и самоконтроля:

    5

5.1 Выводы и замечания по ходу учебного занятия

5.2 Оценивание работы учащихся

VI

Этап информации о домашнем задании:

    2

Подготовить сообщение: «Миф древнего мира»   /слайд №12/

VII

Этап рефлексии   /слайд №13/

    2

VIII

Учебное занятие №2   /тесты/    

8

 Приложение №2

«История древнего мира» /тесты/

  1. Древнейшего человека называют:

А) неандерталец   Б) кроманьонец  В) австралопитек Г) снежный человек

  1. Занятием древнего человека было:

А) собирательство Б) земледелие В) скотоводство Г) ремесло

  1. Ледниковый период наступил:

А) 50тыс. л. назад Б) 100тыс. л. назад В) 150тыс. л. назад Г) 200тыс. л. назад.

  1. Правитель Египта назывался:

А) раджа Б) император В) король Г) фараон

  1. Автором первых законов был:

А) Хеопс Б) Тутмос В) Хаммурапи Г) Солон

  1. Главной рекой Междуречья был (а):

А) Нил Б) Тигр В) Инд Г) Хуанхэ

     7. Гробница фараона называлась:
А) куб Б) квадрат В) ромб Г) пирамида

     8. Самым бесправным населением в древности были:
А) крестьяне Б) вельможи В) рабы Г) жрецы

     9. Раскопками занимается наука:
А) археология Б) антропология В) этнография Г) география

    10. История древнего мира – это эпоха:

А) феодализма Б) рабовладения В) капитализма Г) социализма

    11. «Отцом истории» называют:

А) Конфуция Б) Гомера В) Геродота Г) Софокла

    12. «Власть народа» - это:

А) демократия Б) автократия В) деспотия Г) аристократия

    13. История древнего мира закончилась в:

А) II век Б) III век В) IV век Г) V век

    14. Первым диктатором Рима был:

А) Октавиан Б) Константин В) Цезарь Г) Помпей

    15. Вавилон находился в:

А) Африке Б) Передней Азии В) Средней Азии Г) Юго-Восточной Азии

    16. Переводом древних языков занимается:

А) лингвистика Б) статистика В) беллетристика  Г) шагистика

    17. Главным богом древних греков был:

А) Посейдон Б) Аид В) Зевс Г) Геракл

    18. Италию называли страной:

А) котят Б) щенят В) ягнят Г) телят

    19. Первая цивилизация возникла в :

А) Европе Б) Америке В) Африке Г) Австралии

    20. Рабов в древнем Египте называли:

А) живые мертвые Б) живые убитые В) живые зарытые Г) живые пропащие

9

Приложение №3

Разработка интегрированного учебного занятия «Конституция и право».

Тема занятия: Конституция и право.

Цели и задачи занятия:

 1. Показать историю развития законодательства, его назначение в различные эпохи.

 2. Раскрыть демократические принципы Конституции Российской Федерации в соответствии с нормами международного права.

 3. Разобрать и закрепить основные правовые нормы, понятия и положения по теме.

 4. На основе фактического материала развивать политическое мышление и правовые знания учащихся.

 5. Развивать умения и навыки работы учащихся с фактическим материалом, планами и схемами; анализировать материал, делать обобщения и выводы.

Основные понятия и положения: закон; правовые нормы; Конституция; власть; демократия; права и свободы; гражданское общество.

Тип занятия: Учебное занятие по изучению нового материала и комплексному применению  знаний и способов деятельности.

Форма занятия: Лабораторная работа.

Оборудование и средства обучения: ПК, планы-схемы, слайды, таблицы, дидактический материал.

Эпиграф занятия: « Нравы - это люди, законы – разум страны».

                                                                                      / О. Бальзак /

Внутрипредметные  и  межпредметные  связи:

1.Право- «Современные  подходы к пониманию права».                                                                              2. История - «Первые государства древнего мира»; «История России».                                                                                3.Обществознание - «Политическая жизнь современного общества».

                            Ход учебного занятия:

I. Этап организации занятия.

- Проверка списочного состава.

- Проверка у учащихся  наличия  рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей и других средств обучения.

II. Этап актуализации:

- Учителем сообщается:

 1. Новая тема: « Государство и право».

 2. Эпиграф урока:  

 « Нравы - это люди, законы – разум страны».

                                                       / О. Бальзак /     (слайд№1).

 3. План изучения нового материала:

  - Первые законы.

  - Законы феодальной эпохи.

  - Конституции советского периода.

  - Новая Конституция Российской Федерации (слайд№2).

10

Приложение №3

 4. Актуальность изучаемой темы в современных условиях политической        жизни / слово учителя/:

  - Конституция Российской Федерации и международное право.

  - Демократические права и свободы и соблюдение Закона.

- Человек. Общество. Государство – точки соприкосновения.

III. Этап изучения и первичного закрепления нового материала и способов деятельности:

Вступительное слово учителя:

- С самого раннего детства мы слышим « Это нельзя!», «Это можно». Откуда у нас такая уверенность в своей правоте? Что нам дает возможность разрешать или запрещать? Почему человек может сделать свой, с его точки зрения, правильный выбор? С этими вопросами мы и будем сталкиваться на нашем занятии. Они волновали и наших далеких предков.

1.Задание№1: Используя контрольные вопросы и опорные слова,                           восстановить текст                        (слайд№3).                                   

- Учащиеся создают текс               (слайд№4).

Вывод: Древнее государство полностью стояло на страже               интересов рабовладельцев.

                       

2. Задание№2: Проанализировать схему «Законы феодальной эпохи».                                                                                                    

                                                            (слайд№5)

-Дополнительное задание: Дать определение понятий «Юрьев день», «Урочные лета».

- Источники феодального права     (слайд№6).

- Вопрос: Можно ли законы феодальной эпохи назвать справедливыми?

                (слайд№7)

Вывод: Нет, они носили классовый характер и закрепляли возможность одних слоев общества угнетать другие.

3. Задание№3: Изучение и анализ таблицы «Конституции советского периода»                                                   (слайд№8)

        Дополнительное задание:

- Расшифровать аббревиатуру: ВКП (б); КПСС; ВЧК; НКВД; КГБ.

- Анализ статьи№6 Конституции СССР 1977г.

-Тоталитарный (авторитарный) режим (слайд№9).

-Вопрос: Можно ли Конституции советского периода назвать демократическими?                                (слайд№10)

Вывод: Нет, так как они защищали интересы не всех слоев общества.

4. Новая Конституция Российской Федерации.

 - Информационный блок: 12декабря 1993г.                   (слайд№11)

11

Приложение №3

 - Утверждение демократических принципов в российском  обществе - работа с учебником –  анализ документа в учебнике « Обществознание» за 10 класс,  стр. 239 – 240 - по списку литературы № 2.   (слайд№12).

Вывод: Конституция РФ закрепляет общепризнанные демократические принципы и регулирует наиболее важные отношения между личностью, обществом, государством.                                

- Воспитательный блок  «Общество равных возможностей» /слово учителя/ -

- Не следует ожидать от демократии немедленного улучшения социальных      условий жизни. Возможности демократии нужно использовать для того, чтобы побуждать власть к решению социальных проблем и контролировать выполнение этих решений.

IV. Этап контроля и самоконтроля:

 - Итоги и выводы по ходу занятия.

 - Оценивание работы учащихся.

V. Этап информации о домашнем задании:

 - По конспекту готовиться к тестированию для обобщения темы.

VI. Этап рефлексии: « Я приду на следующее занятие, потому что…»

Список использованной  литературы:

1. Конституция Российской Федерации; глава 1-2,- М., изд-во « Юридическая литература», 1997г.

 2. И А. Мишина  Учитель истории в условиях стандартизации образования; в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе»,- №6, 2007г.

 3. А.Г. Еременко  Актуальные проблемы преподавания новейшей отечественной истории и обществознания в свете разработки стандартов второго поколения; там же,- №10, 2007г.               

4.  Л.Н. Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеева  «Обществознание»

/ Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений, базовый уровень/  гл.III, - Москва, Просвещение, 2008г.

5.  Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова «Человек и закон. Обществознание»           / Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений, базовый уровень/  часть II, гл.V, - Москва, Просвещение, 2002г.

6. Н.В. Загладин, Н.А. Симония «История России и мира» / Учебник для  10 класса общеобразовательных учреждений/ гл.III, - Москва, Русское слово, 2007г.

7. А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов «История России» / Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/ часть I , - Москва, Просвещение, 2006г.

8. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова «История Отечества. XXвек» / Учебное пособие/, - Москва, Просвещение, 2000г.

9. Смирнов И.П.  Введение в  современное обществознание: глава VII: (учебник для образовательных учреждений НПО),- М.; Академия, 2003.

12

Приложение №3

         

Закрепление темы «Государство и право» (тесты).

                         

1.Где появились первые законы?

     а) В древнем Китае б) В Киевской Руси в) В древнем Вавилоне.

2.Кто автор первых законов?

     а) Князь Владимир б) Царь Хаммурапи в) Император Август.

3.Чьи интересы защищали первые законы?

     а) Рабов б) Крестьян и ремесленников в) Рабовладельцев.

4.Привиллегированным сословием в России были?

     а) Крестьяне б) Горожане в) Дворяне.

5.Понятие «Конституция» относится к сфере?

     а) Экономической б) Духовной в) Политической.

6.Аббревиатура КПСС означает?

     а) Коммунистическая политика б) Коммунистическая партия

     в) Крестьянская партия.

7.Органы КГБ должны были?

    а) Организовывать общество б) Защищать общество

     в) Контролировать общество.

8.Конституция СССР в первую очередь защищала интересы?

    а) Пролетариата б) Крестьянства в) Интеллигенции.

9.Новая Конституция Российской Федерации была принята?

    а) В 1991г. б) В 1993г. в) В 1996г.

10. Перед чем все равны в демократическом государстве?

     а) Совестью б) Законом в) Друг другом.

11.Понятие «брак» относится к праву?

     а) Семейному б) Трудовому в) Уголовному.

12 Законодательную власть в Российской Федерации  осуществляет?

     а) Госдума б) Администрация президента в) Правительство.

13.Семейное право устанавливает в семье?

     а) Равные права супругов б) Главенство мужчины

     в) Главенство женщины. 

14.Несовершеннолетним  считается лицо, не достигшее?

     а) 16 лет   б) 18 лет   в) 20 лет.

15.Должны воспитывать детей?

     а) Мать б) Отец в) Оба родителя.

13

Приложение №4

Тестовые задания.

Европа и Азия в средние века /тесты/.

1. К какому времени относится завершение формирования Древнерусского государства:
      а) VII в.;
      б) VIII в.;
      в) IX в.;
      г) Х в.
2. С именем, какого князя связан разгром Хазарского каганата:
      а) Владимира I Святого;
      б) Святослава;
      в) Олега;
      г) Игоря.

3. Принятие христианства:
      а) повлияло на развитие ремесел;
      б) способствовало укреплению язычества;
      в) усилило влияние волхвов;
      г) способствовало развитию культуры;
4. Формой политического устройства Древнерусского государства была:
      а) абсолютная монархия;
      б) сословно-представительская монархия;
      в) боярская республика;
      г) раннефеодальная монархия.
5. Соотнесите даты правления князей с их именами.
      1) 912—945 гг.         А) Ярослав Мудрый
      2) 980—1015 гг.       Б) Игорь
      3) 1113—1125 гг.     В) Владимир I Святой
      4) 1019—1054 гг.     Г) Владимир Мономах
 
6Соотнесите термин и его объяснение.

Термин

Объяснение термина

1) фреска

А) Вид искусства, буквально означающий «сложенный из кусочков»

2) летопись

Б) Форма живописи, когда краски наносятся на мокрую штукатурку

3) мозаика

В) Запись событий по годам

4) икона

Г) Сакральное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории

 14

Приложение №4

7. В каком году произошла первая  битва русских с татарами:

а) 1223г.;

б) 1224г.;

в) 1225г.;

г) 1226г.

8. Как назывался литературный памятник, посвященный Куликовской битве:

а) «Повесть временных лет»;

б) «Задонщина»;

в) «Слово о полку Игореве»;

г) «Русская правда».

9. Современниками были:

а) Иван III и Аристотель Фиораванти;

б) Иван IV и Андрей Рублёв;

в) Дмитрий Донской и Иван Федоров;

г) Иван Калита и Ермак Тимофеевич.

10. Восточная политика Ивана IV привел к…

а) завоеванию Поволжья и Западной Сибири;

б) получению выхода к Балтийскому морю;

в) получению выхода к Черному морю;

г) освоению Восточной Сибири.

11. Назовите город, в котором Кузьма Минин собирал ополчение, освободившее Москву от польских захватчиков.

а) Вологда;

б) Устюг Великий;

в) Нижний Новгород;

г) Владимир.

12. Кто и о ком говорит в драме Пушкина «Борис Годунов» следующие слова: «Презренный раб, татарин, зять Малюты».

а) В. Шуйский о Годунове;

б) Отрепьев о Шуйском;

в) Варлам об Отрепьеве;

г) Михаил о Годунове.

13. Из перечисленных органов управления Русским государством в конце XV в., подчеркните центральные органы:

а) приказы;

б) наместники;

в) Боярская дума;

г) волостели.

15

Приложение №4

14. Установите соответствие между понятиями и их определениями.

Понятия

Определения

1) «урочные лета»;

2) «заповедные лета»;

3) вотчина;

4) пожилое.

а) плата за проживание на земле господина;

б) сроки, в течение которых владелец земли мог возвратить покинувших его крепостных крестьян;

в) крупная земельная собственность, принадлежащая феодалу на правах полного распоряжения и наследования;

г) сроки, в течение которых временно запрещался крестьянский переход в Юрьев день;

 

15.  Назовите имя царя, избранного Земским собором в 1613 году.

а) Борис Годунов;

б) Василий Шуйский;

в) Иван IV;

г) Михаил Федорович.

16. В каком году на Руси было учреждено патриаршество:

а) 1437г.;

б) 1500г.;

в) 1550г.;

г) 1589г.

17. Укажите годы крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.

а) 1606–1607гг.;

б) 1670–1671гг.;

в) 1707–1708гг;

г) 1773–1775гг.

18. Место, куда свозился товар со всей России, называлось

а) ярмаркой;

б) мануфактурой;

в) посадом;

г) станом.

 

16

Приложение №4

19. В результате военной реформы XVI веке в России появились…

а) рекруты;

б) стрельцы;

в) драгуны;

г) гвардейцы.

20. Первым московским князем был…

а) Даниил Александрович;

б) Юрий Долгорукий;

в) Андрей Боголюбский;

г) Александр Невский.

21. В результате, какой войны Россия получила выход в Балтийское море:

а) Ливонской (1550–1583гг.);

б) Смоленской (1622–1634гг.);

в) Северной (1700–1721гг.);

г) Семилетней (1756–1763гг.).

22. Укажите год, с которым связано начало династии Романовых.

а) 1649г.;

б) 1645г.;

в) 1613г.;

г) 1654г.

23. Как назывался документ, определяющий в XVIII веке систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе.

а) табель о рангах;

б) указ о единонаследии;

в) строевое положение;

г) регламент адмиралтейства.

24. Что собой представляла, основанная Петром I Кунсткамера:

а) ботанический сад;

б) картинную галерею;

в) одну из 12 коллегий;

г) естественно­научный музей.

25. Служилые люди, охранявшие границы российского государства и в XVIII веке ставшие сословием назывались:

а) казаками;

б) стрельцами;

в) рекрутами;

г) опричниками.

17

Приложение №5

Памятки-алгоритмы.

Памятка – алгоритм по развитию умений доказывать.

  1. Доказательство состоит из аргументов (доводов), рассуждений и вывода.
  2. Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.
  3. Определите вывод, который будете доказывать.
  4. Определите источник, каким будете пользоваться для аргументации своих выводов.
  5. Выделите существенные факторы, подтверждающие, ваш вывод и систематизируйте их.
  6. Логично выстойте свои доказательства, свяжите их с выводом
  7. Выясните, все ли аргументы исчерпаны.

Памятка – алгоритм для характеристики исторической личности.

  1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
  2. Задачи, которые стремится решить историческая личность, и методы их решения.
  3. Интересы, какого класса выражает исторический деятель?
  4. Значение его личных качеств.
  5. Оценка результатов деятельности исторической личности.

Памятка – алгоритм по изучению материалов о войнах.

  1. Причина и характер войны: основные противоречия, приведшие к войне; подготовка к войне, соотношение сил; планы сторон.
  2. Ход войны (основные этапы): повод к войне и её начало; основные этапы и главные сражения; окончание войны, условия мира, итоги.
  3. Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.

Памятка – алгоритм на сравнение  исторических событий и явлений.

  1. Проанализирует событие или явление, выделите      

линии сравнения.

  1. Определите черты сходства и различия.
  2. Если возможно, выделите этапы в явлении, определите, что изменилось в этих этапах, а что осталось без изменений.
  3. Сделайте все необходимые выводы из проведенного сравнения.
  4. Свои действия оформите в текстовую таблицу:

Линии сравнения   Общее    Различное

18

Дополнительные материалы.

Методическая разработка викторины:

«Что ты знаешь о Конституции».

Цели: 1.Формирование политической культуры и «Основного Закона» Р.Ф.

2.Всестороннее развитие личности, охватывающей ее

интеллектуальный и нравственный рост.

3.Развитие умений и навыков ценностно-ориентировочной деятельности, дающей осмысление социальных и общечеловеческих ценностей.

Тип мероприятия: викторина.

Эпиграф: «Политика – искусство управления государством».

        ( Цицерон)

Литература:

                     1.Конституция РФ – М., Политиздат, 1996 г.

 2.Боголюбов Л.Н., Лабезникова А.Ю. Человек и общество,-     М.,Просвещение, 2006 г.

 3. Загладин Н.В. История России и мира,- М.,Русское        слово,2008г.

План:  1.Отборочный тур.

          2.Полуфинал.        

   3.Финал.

Ход викторины:

1. Отборочный тур.

- Основной Закон государства. (Конституция)

- Народовластие. (Демократия)

- Глава государства. (Президент)

-Нижняя палата парламента. (Госдума)

-Документ гражданина РФ (паспорт)

-Как формируются органы власти? (выборы)

-Партия президента? (Единая Россия)

-Какую власть осуществляет прокурор? (судебную)

2.Полуфинал.

-Главная песня страны? (гимн)

-Другие символы государства? (герб, флаг)

-12 июня? (День Независимости)

-Сколько цветов на флаге Белгородской обл.(5)

19

Дополнительные материалы.

-Животные на гербе Белгородской обл. (орел и лев)

-4 ноября? (День народного единства)

-Всадник на гербе Москвы? (Георгий Победоносец)

-12 декабря? (День Конституции)

-Белгород после Курской битвы? (город первого салюта)        

-Столицы Руси, России? (Киев, Москва, Петербург)

-23 февраля? (День Защитника Отечества)

3.Финал.

-Документ работника? (трудовая книжка)

-Возраст избирателя?(18лет)

-Без нее документ – простая бумажка (печать)

-Документы кота Матроскина? (усы, лапы, хвост)

-Срок полномочий президента РФ?(4 года,2срока)

-Первый президент РФ? (Б.Н.Ельцин)

-Лидер ЛДПР? (В.В.Жириновский)

-Председатель правительства РФ? (В.В.Путин)

-Президент РФ? (Д.А.Медведев)

  • Подведение итогов
  • Награждение победителей.

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.

Актуальность темы состоит в том, что хорошо организованная самостоятельная работа вырабатывает у учащихся умения ориентироваться в потоке научной и политической информации, а также является важнейшим ...

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ   КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ....

Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка

Использование возможностей информационных технологий доступных учащимся сегодня  в  процессе обучения ведет к повышению мотивации учащихся, развитию интереса к предмету,  а так же предо...

Витагенное обучение как средство активизации познавательного интереса к предмету

 Презентация "Витагенное обучение как средство повышения познавательного интереса к предмету" была представлена на НПК "Перспективные технологии тв профильном обучении" как итог работы не ...

Нетрадиционные формы урока как средство формирования познавательного интереса учащихся

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источникам...