Разработка урока истории в 7 классе. Тема: "Гражданская война в Англии"
план-конспект урока истории (7 класс) по теме

Гришаева Оксана Анатольевна

Материал составлен для проведения урока по новой истории для учащихся 7 класса. Главная цель урока:

познакомить с важным историческим моментом эпохи Английской буржуазной революции – гражданской войной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Grazhdanskaya_voyna_v_Anglii.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданская война в Англии.

Класс: 7

Продолжительность: 45 минут.

Предмет: история.

Методы: рассказ, беседа, объяснение, сравнение, частично-поисковый, метод аналогий.

Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить с важным историческим моментом эпохи Английской буржуазной революции – гражданской войной.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с гражданской войной в Англии.
  2. Выяснить причины гражданской войны.
  3. Определить хронологию событий.
  4. Изучить понятия: гражданская война, диктатура.

Развивающие:

  1. Развивать аналитическое мышление, логическое мышление, память внимание, устную монологическую речь, сравнивать исторические события.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство толерантности к другим людям, чувство любви к истории как науке.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

План урока.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Изучение нового материала.

а) Начало гражданской войны.

б) Личность О.Кромвеля.

     в) Диктатура Кромвеля.

г) Итоги гражданской войны.

  1. Повторение и обобщение материала.

Термины и понятия:

Гражданская война – вооруженная борьба между гражданами одного государства за власть.

Диктатура – неограниченная власть одного лица или группы, использующие средства принуждения для сохранения порядка.


Сегодня на уроке мы познакомимся с этапом революции в Англии - гражданской войной. Но для начала необходимо вспомнить особенности развития Англии накануне войны.

У каждого из вас на парте лежит лист с текстом. Вы должны внимательно изучить содержание рассказа. На эту работу вам дается 10 минут. Разрешается делать записи в тетради. Ровно через 10 минут этот текст будет собран, и вы получите другие листы с похожим текстом. Только в нем будут ошибки, которые вам нужно найти. Победит та группа, которая за определенное время правильно обнаружит наибольшее количество ошибок. Время пошло.

Работая с текстом, учащиеся заполняют таблицу:

Ошибка.

Правильный ответ.

1

2

3….

Текст № 1. без ошибок.

В северных районах Англии находятся феодальные поместья. Местные крестьяне за пользование землей платят оброк лендлордам. Барщина сохранилась в редких хозяйствах.

В окрестностях Ньюкасла патриархальную средневековую деревню сменяют многочисленные угольные шахты. Добыча ископаемых привела к активному развитию промышленности.

На юге страны земли также принадлежали лендлордам, но предприимчивые люди арендовали или скупали у них участки. Новые хозяева, ориентированные на получение максимальной прибыли, не были заинтересованы в получении скудных урожаев. Они сгоняли крестьян с земель, огораживая свои участки, устраивали на них пастбища и разводили овец. Так проходил процесс огораживания. Большинство крестьян, лишившись своих земель, были вынуждены идти работать на мануфактуры. Поселения вокруг мануфактур стали превращаться в новые города. Стихийный рост городов, кризис цеховой организации подтачивал власть короля.

Землевладельцы, купечество, владельцы мануфактур, шахт, металлургических предприятий не были заинтересованы в сильной власти короля, тормозившей развитие капиталистических отношений. А лендлорды являлись опорой династии.

Текст № 2. С ошибками.

В южных районах Англии находятся феодальные поместья. Местные крестьяне за пользование землей платят оброк лендлордам. Барщина не сохранилась ни в одном феодальном хозяйстве.

В окрестностях Ньюкасла патриархальную средневековую деревню сменяют многочисленные алмазные шахты. Добыча ископаемых привела к активному развитию сети железных дорог.

На юге страны земли также принадлежали лендлордам, но предприимчивые люди силой забирали у них участки. Новые хозяева, ориентированные на получение максимальной прибыли, были заинтересованы в получении скудных урожаев. Они сгоняли крестьян с земель, огораживая свои участки, устраивали на них пастбища и разводили коз. Так проходил процесс огораживания. Большинство крестьян, лишившись своих земель, были вынуждены идти работать на мануфактуры. Поселения вокруг мануфактур стали превращаться в новые города. Стихийный рост городов, кризис цеховой организации укреплял власть короля.

Землевладельцы, купечество, владельцы мануфактур, шахт, металлургических предприятий не были заинтересованы в сильной власти короля, тормозившей развитие аграрных отношений. А лендлорды являлись опорой династии.

Урок, как видно из названия, посвящен важнейшему этапу в ходе Английской революции. Ее называют еще гражданской войной.

Выясним смысл этого понятия исходя из определения в учебнике на с.127.

Понятие

Признаки.

Родственные понятия.

Гражданская война.

  1. В одном государстве.
  2. Между соотечественниками.
  3. Вооруженное противостояние.
  4. участвует все общество.
  1. Гражданские войны в Риме.
  2. Революция во Франции.
  3. Нидерландская революция.

По ходу урока мы будем заполнять таблицу, которая поможет вам лучше разбираться в хронологии событий гражданской войны.

Дата.

Событие.

Его значение.

22 августа 1642г: Карл 1 в Ноттингеме поднял свой личный стандарт. Это согласно английским традициям, означало объявление войны.

Подготовка войск короля и парламента различалась.

Подумайте,  исходя из предыдущего материала, в чем могли выражаться эти отличия?

Не смотря на то, что парламентская армия располагала большими средствами, в начале войны им сопутствовали неудачи? С чем это связано?

Сторонники парламента захватили флот и главные порты Англии. Посмотрите на карту. В каких условиях находился король, после побед парламентской армии?

Общество разделилась на 2 части.

Английское общество

        левеллеры        индепенденты.

Король заключает союз с Шотландией. Это способствовало усилению сил восставших. Парламенту стало понятно, что добиться победы над королем можно только после смены командования.

На предыдущем уроке мы совершали путешествие в предреволюционную Англию и побывали в хозяйстве пуританина Оливера Кромвеля. Как ему удалось стать лидером индепендентов?

Послушаем сообщение об этом человеке.

Сообщение биографии О.Кромвеля.

 Кратчайшие сроки Кромвелю удалось создать новую регулярную армию. Именно принцип регулярности отличал новой войско. Войско состояло из небогатых джентри, крестьян, ремесленников.

Результаты не оставили себя долго ждать.

14 июня 1645 года в сражении при Нейзби королевская армия была полностью разбита. Король бежал во Францию. Где был продан парламенту.

1646 г. – победа была закреплена отменой королевской опеки над земельной собственностью подданных, утрачивали силу все феодальные повинности.

Успешный итог не примирил восставших. Рассмотрим схему противоречий.

        Восставшие

        

                          Парламент        армия

                

                   Пресвитериане        индепенденты

           Революция завершена.        Революция должна свершить          целый ряд радикальных преобразований.

        

           Принуждение короля

           принять конституцию

Памфлетная война

Памфлет – обличительное сочинение.

        

Левеллеры

(уравнители): выступали за единство всех людей

        

        Надо было решать вопросы в срочном порядке. Полковник Прайд в 1648 году совершает чистку парламента. Что вы понимаете под этими словами? В историю это событие вошло как Прайдова чистка.

Ликвидировав парламентскую оппозицию, Кромвель убирает с политической арены сторонников короля.  1 января 1646 года на площади при большом скоплении народа Карл 1 был казнен.

Английский парламент в это время состоял лишь из общин. Палата лордов была убрана за ненадобностью. Вместо короля власть осуществлял государственный совет, но реальная власть в стране принадлежала Оливеру Кромвелю. Он опирался не только на мощную армию, но и на простой народ. Фактически в Англии установилась неограниченная власть Кромвеля – диктатура.

Вы познакомились с первым периодом Английской революции.

Ответьте мне на следующее вопросы:

  1. Предположите, что стало причиной появления движения левеллеров?
  2. Правильно ли утверждение, что казнь короля по приговору суда могла произойти только в эпоху нового времени?
  3. Можно ли считать, что разгром королевских сил в ходе гражданской войны был, достигнут лишь благодаря полководческому таланту Кромвеля?

Домашнее задание: §12 и ответы на вопросы в конце параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"

Урок раскрывает направления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японской войны 1904-1905 гг , ход военных действий, итоги и последствия Русско - японской войны....

Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"

Урок расскрывает напрвления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японскойвойны, ее итоги и последствия. Показаны личности - участники события, а также тображение...

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

урок истории 8 класс "Франко-прусская война"

Разработка урока по  Новой истории для 8 класса. Данная разработка содержит подробный конспект урока, позволяющий актуализировать знания по истории Франции и Пруссии (исторический диктант в начал...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Тест по истории 5 класс тема "ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ В РИМЕ"

Тест по истории 5 класс тема "ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ В РИМЕ"...