Внеклассное мероприятие по истории "Битва под Москвой"
классный час (история, 9 класс) по теме

Филимонов Евгений владимирович

Методическая разработка классного часа для 9 класса (в зависимости от аудитории легко адаптировать), посвящённая битве под Москвой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas._moskovskaya_bitva.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель МОУ СОШ №14г. Коломна

Филимонов Е.В.

Классный час

«Московская битва»

Задачи:

  1. на основе знакомства с новыми фактами воссоздать ход Московской битвы, быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени;
  2. поддерживать интерес учащихся к истории своей страны;
  3. развивать навыки отбора и обработки научной информации, усвоения знаний по нескольким источникам, а также развивать навыки публичных выступлений.

Необходимые материалы:

  1. карточки для работы групп (см. приложение);
  2. контурная карта (см. приложение);
  3. карандаши;
  4. ручки;
  5. фломастеры
  6. листы А – 4;
  7. клей;
  8. ножницы;
  9. плакаты военных лет для оформления кабинета;
  10. магнитофон;
  11. записи песен военных лет;
  12. титульный лист для «книги» - Московская битва.

Форма занятия: классный час.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Ход занятия:

Учитель:

- 22 июня 1941 года на рассвете, без объявления войны, вероломно нарушив договор о ненападении, немецко-фашистские войска вторглись на советскую землю. Тысячи немецких орудий внезапно открыли огонь по советским пограничным заставам, по штабам и расположениям войск. Так началась Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии.

(звучит песня «Священная война»)

- А уже 30 сентября началось наступление немецко-фашистских войск на Москву. На центральном участке советско-германского фронта развернулось ожесточенное сражение, положившее начало битве под Москвой, которая продолжалась до конца апреля 1942 года и стала главным событием первого года войны.

Обращаемся мы сегодня к истории Великой Отечественной войны не случайно, ведь именно в этом году вся страна празднует 65 – летие контрнаступления советской армии под Москвой.

Сражения под Москвой остановили противника. «Тайфун» - так называлась операция по захвату Москвы, разбился о неприступную крепость – мужество, героизм и силу советского народа. Поэтому не случайно, что эпиграфом к нашему занятию служат слова из песни Дунаевского и Лисянского «Моя Москва» (Эпиграф написан на доске):

И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова

Дорогая моя, столица!

Золотая моя, Москва!

В великих сражениях решалалась судьба войны, судьба Родины, судьба всего мира. Московская битва… В битве за отчий край стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках. И сегодня мы с вами вспоминаем о подвиге героев Московской битвы, выражая благодарность и любовь солдата, защищавшим Родину:

Помяни нас, Россия, в декабрьскую стужу,

Перед тем как сойдешься на праздничный стол.

Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил,

Кто берег тебя вечно и в вечность ушел.

Кроме того, мы узнаем о том, в чем заключался план операции «Тайфун», попытаемся выявить значение Московской битвы, и ненадолго заглянуть в военную Москву. Работа нам предстоит очень большая и сложная. Сейчас класс разделится на 4 группы, каждая из которой получит карточки с текстом, над которыми в течение 20 минут и будет работать.

Задание:

(Пока команды будут выполнять задание, звучит негромкая военная музыка)

Первая группа получает текст «Операция «Тайфун»»(см. прил.).задача группы заключается в том, чтобы заполнить, опираясь на текс контурную карту, после чего представить ребятам из других групп свой рассказ об операции  «Тайфун».Группа должна обратить внимание в своем рассказе на такие вопросы как:

  1. Что собой представлял план операции «Тайфун»? (мощными ударами крупных группировок, сосредоточенных в районах Духовщины, Рославля, Шостки окружить основные силы войск Красной армии, прикрывавших столицу и уничтожить их в районах Брянска и Вязьмы, а затем стремительно обойти Москву с Севера и Юга с целью ее захвата)
  2. Какого числа началось наступление немецко-фашистских войск? (30 сентября)
  3. Кто был назначен командиром войсками Западного фронта? (Г.К. Жуков);
  4. Что такое Московская зона обороны? (вся система обороны на ближних подступах к Москве)
  5. Какого числа началось контрнаступление советских войск? (5 – 6 декабря).

Вторая группа получает текст «Москва военная» (см. прил.).Задача ребят заключается в том, чтобы составить развернутый план, по которому можно было бы подробно рассказать данный материал остальным группам. При раскрытии материала ребята должны обратить внимание на так4ие вопросы как:

  1. Как происходила дезориентация противника в военной Москве? (крыши, асфальты красили зеленой краской, вокзалы, мосты укрывались фанерными пристройками).
  2. Какую помощь фронту оказывали женщины и дети?(помогали в тушении пожаров, дежурили в госпиталях, рыли окопы, работали на заводах и ыфабриках, становились донорами).
  3. что было в Москве самым безопасным и просторным бомбоубежищем? (метро).
  4. Как москвичи спасали музейные ценности? (коллекции Музея  изобразительных искусств им. Пушкина, Третьяковской галереи, Оружейной палаты были эвакуированы в Сибирь).

Третья группа получает текст «Герои Московской битвы». Задача ребят составить боевые листки по предложенному материалу, на которых должны быть фотографии и краткая информация о героях Московской битвы. Листы должны быть оформлены с использованием военной атрибутики, например, танки, самолеты, звезды, красный фон страниц. После оформления группа представляет свой рассказ остальным ребятам, при этом, обращая внимание на такие вопросы как:

  1. Каким именем Зоя Космодемьянская назвалась немцам? (Таней)
  2. За что казнили Зою Космодемьянскую?(за поджог домов)
  3. За что звание Героя советского Союза получил Виктор Талалихин? (за ночной таран)
  4. Кто такие панфиловцы? (воины 316 стрелковой дивизии героически сражавшиеся под командованием генерал – майора И.В. Панфилова в октябре – ноябре 1941 года с немецко-фашистским войсками в Московской битве).

Четвертая группа получает текст «Значение московской битвы» (см. приложение). Ребята составляют схему по данному материалу и представляют ее ребятам других групп. При составлении схемы необходимо отразить такие моменты как:

  1. международное значение Московской битвы;
  2. политическое значение;
  3. экономическое;
  4. моральное .

Примерную схему см. в приложении.

 Таким образом, каждая группа работает над своим заданием. После того, как ребята выполнят практическое задание, из группы выбирают 1 – 2 человек для представления сообщений. На выступление отводится по 3 минуты.

№ группы

Теоретический материал

Практическое задание

1 группа

Операция «Тайфун»

Заполнение контурной карты

2 группа

Москва военная

Составление развернутого плана - схемы

3 группа

Герои московской битвы

Изготовление боевых листков

4 группа

Значение Московской битвы

Составление схемы

После того как выступят все группы со своими докладами, все практические материалы (контурная карта, развернутый план – схема, боевые листы, схема) собираются в одну «книгу» название которой определено темой занятия, и титульный лист для которой заранее приготовлен (см. приложение). Можно предложить ребятам придумать самим название «книги».

Учитель:

- Мы с вами совместными усилиями оформили свое пособие по изучению истории Московской битвы.

А сейчас я вам предлагаю проявить свое внимание, и память также как и советским солдатам приходилось проявлять смекалку, ум на полях сражений. Каждой группе по очереди будут заданы материалу, который обсуждался на занятии. За каждый правильный ответ ребята получают 1 балл. Побеждает группа, набравшая большее количество баллов.

Вопросы:

  1. Что собой представлял план операции «Тайфун»? (мощными ударами крупных группировок, сосредоточенных в районах Духовщины, Рославля, Шостки окружить основные силы войск Красной армии, прикрывавших столицу и уничтожить их в районах Брянска и Вязьмы, а затем стремительно обойти Москву с Севера и Юга с целью ее захвата)
  2. Какого числа началось наступление немецко-фашистских войск? (30 сентября)
  3. Кто был назначен командиром войсками Западного фронта? (Г.К. Жуков);
  4. Что такое Московская зона обороны? (вся система обороны на ближних подступах к Москве)
  1. Какого числа началось контрнаступление советских войск? (5 – 6 декабря).
  2. Как происходила дезориентация противника в военной Москве? (крыши, асфальты красили зеленой краской, вокзалы, мосты укрывались фанерными пристройками).
  3. Какую помощь фронту оказывали женщины и дети?(помогали в тушении пожаров, дежурили в госпиталях, рыли окопы, работали на заводах и фабриках, становились донорами).
  4. Что было в Москве самым безопасным и просторным бомбоубежищем? (метро).
  5. Как москвичи спасали музейные ценности? (коллекции Музея  изобразительных искусств им. Пушкина, Третьяковской галереи, Оружейной палаты были эвакуированы в Сибирь).

10. Каким именем Зоя Космодемьянская назвалась немцам? (Таней)

  1. За что казнили Зою Космодемьянскую? (за поджог домов)
  2. За что звание Героя советского Союза получил Виктор Талалихин? (за ночной таран)
  3. Кто такие панфиловцы? (воины 316 стрелковой дивизии героически сражавшиеся под командованием генерал – майора И.В. Панфилова в октябре – ноябре 1941 года с немецко-фашистским войсками в Московской битве).
  4. Какое международное значение играла битва за Москву? (см. приложение)
  5. Какое экономическое значение было у битвы под Москвой? (см. приложение)
  6. Какое политическое и моральное значение было у битвы под Москвой (см. приложение).

Учитель:

- Мы с вами сегодня на занятии познакомились с некоторыми аспектами Московской битвы: узнали о героях Советского Союза, отличившимися в годы битвы за Москву, определили значение этого сражения, «увидели», что происходило в Москве военных лет. Даже тот небольшой материал с которым мы с вами сегодня познакомились показывает нам , что победа в битве под Москвой была достигнута самоотверженной борьбой советских воинов, партизан, боровшихся по ту сторону линии фронта, всех тружеников нашей великой многонациональной страны, трудящихся столицы, делавших все для защиты Москвы. Угроза, нависшая над столицей, еще выше подняла патриотические чувства советских людей. Здесь в боях под Москвой рождались новые герои, множились их ряды. Слова, произнесенные в окопах разъезда Дубосеково: «велика Россия, а отступать некуда – позади Москва» стали общенародным девизом. Они выражали мужество, стойкость и самоотверженность советских людей на фронте борьбы с гитлеровской агрессией.

Литература:

  1. Великая Отечественная война 1941 – 1945: энциклопедия/ Гл. ред. М.М. Козлов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1985.
  2. Видякин и др. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. – Волгоград: Учитель, 2005.
  3. Кирилов В.В. , Черкова М.Н. История России: поурочные методические разработки, М.: Изд – во Эксмо, 2006.
  4. Криворучко М.Г., Скотников Ю.А. Боевая слава Подмосковья. М.: Изд – во «Московский рабочий», 1986.
  5. Муриев Д.З. Провал операции «Тайфун». М.: Изд. Воениздат, 1972.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвящённое 865-летию Москвы " Россия начинается с Москвы "

Сценарий вечера, посвящённого 865-летию Москвы,  содержит фрагменты из произведений М.Ю. Лермонтова, Н. Асеева, В. Фирстова, М. Луконина и может быть использован как вместе с презентацией, так и ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..."

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..." было подготовлено совместно с учениками для учащихся начальной школы. На мероприятии присутствов...

Внеклассное мероприятие, посвященное битве под Москвой 1941г.

Классный час о Великой отечественной войне, внеклассное мероприятие, посвященное битве под Москвой в 1941 году, 5-6 класс....

Внеклассное мероприятие "Сибиряки стояли под Москвой"

Данное внеклассное мероприятие направлено на патриотическое воспитание и формирование у учащихся готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.  О под...

Внеклассное мероприятие "Экологическое путешествие по Москве"

В материале описывается экологическая обстановка в Москве и составлены математические задачи экологического содержания...

Презентация внеклассного мероприятия "Экологическое путешествие по Москве"

презентация к внеклассному мероприятию "Экологическое путешествие по Москве"...

Внеклассное мероприятие посвященное битве под Москвой

Внеклассное мероприятие, посвященное битве под Москвой«МОЯ МОСКВА»Цели:·         гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития и...