План урока: Мораль в первобытном обществе
план-конспект урока истории (5 класс) по теме

Кудашова Людмила Юрьевна

План урока содержит четко сформулирванные цели и задачи. Дано подробное содержание и рекомендации, а так же интересный кроссворд для закрепления пройденного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

План урока.

Неделя 20, Урок 2, § 40 «Мораль в первобытном обществе»

Тематический раздел учебника – «Возникновения людей и общества» (§ 10-64). Он содержит информацию о появлении человечества на земле, его эволюция, развитие и существование в первобытное время. Параграфы предложенного учебника выстроены в хронологической последовательности. В методологическом плане параграфы объединяет наличие иллюстраций, которые помогают лучше усвоить предложенный материал и представить единую картину происходящих событий.

Данный § имеет важное место среди других § учебника и дополняет его материал. Методологическое значение заключается в том, что учащиеся усваивают новые понятия «мораль», «честь» и «бесчестие», а так же обозначение русских слов «здравствуйте» и «спасибо».

Связь с предыдущими § : для усвоения материала необходимо знать § 27 – 28 «Первобытная религия», смысловую и терминологическую связь которого составляют такие слова как «душа», «священные предметы», «религия». Так же тесная связь с последующим § «Знания наших предков».

Полученные знания о морали наших предков пригодится в будущем на уроках обществознания и этики.

Связь с другими курсами и дисциплинами: психология.

Задачи урока:

  1. сообщить учащимся, что мораль зародилась в первобытном обществе
  2. сообщить учащимся, что мораль прошла развитие от добросовестного желания работать до возникновения вежливости.
  3. сообщить учащимся, что мораль скрепляла отношения между сородичами.

Тема урока: «Правила жизни и поведения - мораль» сообщается устно.

Тип урока комбинированный.

Метод и формы работы – словесный (монолог).

База урока: учебник «Всемирная история. История первобытных времен»; раздаточный материал: рабочая тетрадь.

Д/З § 40 «Мораль – правила жизни», прочитать, озаглавить каждый абзац из § и записать в тетрадь.

Предварительная подготовка учащихся к уроку не требуется.

Кудашова Л.Ю. ии-501

Основная часть.

Время

(мин)

Содержание

Методические действия

1

Здравствуйте, садитесь. И сразу запишите домашнее задание на следующий урок: § 40 «Мораль – правила жизни», прочитать, озаглавить каждый абзац из § и записать в тетрадь.

Домашнее задание записывается мелом на доске. На следующем уроке проверяется работа в  тетради, и выставляются оценки в журнал.

0,5

Теперь давайте проверим вашу подготовку прошлого домашнего задания, где вы должны были прочитать самостоятельно § 39 и письменно ответить на вопросы к заданному §.

§ 39 «О древнейшей письменности»

2

Вопрос: Для чего людям нужна письменность?

Ответ: С каждым столетием люди накапливали все больше знаний. И то, что было уже известно, уже не помещалось в памяти. Устные мифы становились огромными, длинными. Их было невозможно заучить наизусть. Особенно трудно было произвести подсчеты и удержать в уме цифры. Первобытные люди ошибались в счете дней года. А чтобы не сбиться, требовалось как-то отмечать дни, вести календарь, то есть обозначать числа. (Ответ на вопрос по списку журнала. Ученик может зачитать ответ из тетради, в которой работал дома самостоятельно, отвечая на вопросы к §).

Если ученик(и) затрудняются ответить на поставленный вопрос им помогаю я или вместе обращаемся к тексту учебника и ищем ответ.

2

Вопрос: Расскажите о рисунковой и узелковой письменности?

Американские индейцы вязали особые узелки на длинных шнурах, отмечая так дни и месяцы. Потом стали брать разноцветные шнуры и при помощи сложнейших узелков и петелек обозначать самые разные вещи. Один человек мог вязать узлы, а второй их разглядывал, ощупывал и разгадывал, что они означают. По-прежнему жрецы сберегали росписи в священных местах. Рисунки очень помогали жрецам. Ведь священный рисунок делали к каждой легенде, к каждому рассказу. По таким изображениям вспоминали и сообщали что-то важное и полезное. Люди поняли, что мысли можно передавать друг другу не только устно, но и письменно. Так возникла рисунковая письменность. (Ответ на вопрос по списку журнала. Ученик может зачитать ответ из тетради, в которой работал дома самостоятельно, отвечая на вопросы к §).

Если ученик(и) затрудняются ответить на поставленный вопрос им помогаю я или вместе обращаемся к тексту учебника и ищем ответ.

1

Что такое иероглифы?

Иероглифы – это письменные значки, которые обозначают только одно слово или один слог. (Ответ на вопрос по списку журнала. Ученик может зачитать ответ из тетради, в которой работал дома самостоятельно, отвечая на вопросы к §). Если ученик(и) затрудняются ответить на поставленный вопрос им помогаю я или вместе обращаемся к тексту учебника и ищем ответ.

2

Что такое буквы и когда они возникли?

В 8 веке до н. э. было сделано великое открытие. Жрецы заметили, что каждое слово в речи состоит из отдельных звуков. И решили обозначать не слова, а звуки отдельными значками. Письменные значки, которые обозначают только один звук, называются буквами. (Ответ на вопрос по списку журнала. Ученик может зачитать ответ из тетради, в которой работал дома самостоятельно, отвечая на вопросы к §). Если ученик(и) затрудняются ответить на поставленный вопрос им помогаю я или вместе обращаемся к тексту учебника и ищем ответ.

1

Сейчас запишите тему нашего сегодняшнего урока: «Мораль – правила жизни».

Тема записывается мелом на доске.

1

Много столетий идут споры о том, каковы люди? Одни утверждают, что человечество – доброе и разумное. Другие считают, что, напротив, главное в людях – ненависть и жестокость. Часто говорят, что Бог заложил в души людей только хорошее, а плохое люди сами в себе воспитали. Такие споры идут о морали.

1

Запишите под диктовку определение: моралью называются правила поведения и отношения людей друг к другу.

Определение записывается в тетрадь под диктовку.

3

У животных нет никаких моральных правил. Ведь животные не имеют сознания. А у людей сознание есть, притом очень развитое.

Человек способен схитрить, солгать, обидеть и даже убить другого человека. Но если бы сородичи так относились к другу, родовая община распалась бы и все погибли. Правила морали удерживали людей от плохих поступков разрушающих общину.

Никто не учит котят повадкам взрослых котов. Все животные с рождения ведут себя так, как велит им инстинкт. А правила поведения людей так не передаются. В сказке Р. Киплинга «Маугли» придумано, будто в стае волков вырос человеческий ребенок и стал гордым, честным и умным юношей, а потом вернулся таким к людям. Действительно бывали случаи, когда потерявшихся детей «воспитывали» стаи диких животных. Но такие дети не умели разговаривать, не знали правил морали. Они вели себя в точности так же, как вырастившие их дикие звери. Запомните: правила морали, можно воспитать в человеке только в обществе других людей. Когда старейшины обучали молодых сородичей мифам рода и племени, молодежь узнавала из легенд и песен правила морали, усваивала, как нужно вести себя и как относится к сородичам.

Выделенное предложение записывается в тетрадь под диктовку.

4

Задание: 1. из первого раздела  «Мораль – правила жизни» найдите предложения, которые указывают на то, что мораль была необходима для первобытного общества.

2. как молодежь узнавала о морали?

 Дети самостоятельно ищут ответ на вопрос и устно отвечают по желанию.

1.Правила морали удерживали людей от плохих поступков разрушающих общину. (Ответ по желанию).

2.старейшины обучали молодых сородичей мифам рода и племени, молодежь узнавала из легенд и песен правила морали, как нужно вести себя и как относится к сородичам. (Ответ по желанию).

Если дети затрудняются в поиске предложений им помогаю я.

2,5

Раз все люди трудились сообща и без принуждения, должны были добросовестно относится к работе. Если кто-то добывал пищу в одиночку, он не ел, а нес к общему очагу рода. Правила морали заставляли все делить между сородичами по справедливости. Удачливому охотнику или усердному пахарю при дележе доставалось не больше, чем остальным. Зато его хвалили, им гордились, и это было наградой.

Каждый считал для себя самым большим счастьем принести пользу всему роду.

Любой сородич знал, как ему поступать в разных случаях жизни. Все беспрекословно подчинялись старшим. Все уважали женщин. Оскорбить женщину в материнской родовой общине считалось тяжелейшим преступлением. Детей полагалось беречь и защищать, а от них требовалось полное послушание. Презиралось трусость на охоте и походе. Мораль не разрешала отступать перед опасностью и требовала щадить жизнь за свой род. С презрением относились к прожорливым и ленивым, к жадным и лгунам. Ложь считалась особенно отвратительной. Когда индейские пленные попадали в плен к врагам, они молчали даже под страшными пытками. Они могли сказать правды и выдать секретов свого племени, но и лгать, чтобы спасти жизнь, считалось позором.

Очень ценилось гостеприимство. Если в хижину рода входил чужак и садился у огня, это означало, что он просит защиты у духа очага. Гостя полагалась приютить и накормить, даже если это был враг. Даже с заклятым врагом встречались с оружием в руках в поединке, а у родного очага его невозможно было обить! Появились слова “честь” и “бесчестье”! Тот, что выполнял все законы рода, не нарушал обещаний, соблюдал правила морали, гордо именовал себя честным. Нарушителям же говорили, что они потеряли совесть и забыли стыд.

Возникла вежливость. Люди начали желать сородичам счастья и здоровья при встречи. Русское слово “здравствуйте” – это пожелание здоровья. Арабское приветствие “Салам алейкум” означает “Мир вам”. Немецкое “Гутен таг” – “Добрый день”. За помощь наши предки – славяне благодарили сородича: “Спаси тебя боги”, отсюда и слово “спасибо”. Чтобы показать дружелюбие, мужчины поднимали открытую ладонь правой руки, как бы показывая: “У меня нет оружия”. Они прижимали руку к сердцу, или пожимали руку сородича, выражая добрые чувства. Женщины в знак приветствия склоняли головы.

Выделенные слова я записываю мелом на доске, а дети записывают их в тетрадь.

4

Вопрос: какие появились слова, связанные с моралью и что они означали?

Дети напротив каждого записанного слова ищут самостоятельно определение из второго раздела параграфа и пишут определение данных слов.

1

В морали первобытных племен было очень много хороших правил. Но все правила относились лишь к сородичам. К чужеплеменникам разрешалось быть беспощадным, жестким, мстительным. Если у кого-то из людей от руки чужеплеменника погибал родственник, то за смерть полагалось обязательно отомстить, отплатив убийством за убийство.

Многие народы именовали себя «люди», «говорящие», а своих соседей называли «нелюди», «не так говорящие». Славянские племена потому называли себя славянами, что они знали понятный им язык, «слова». А все другие народы были для славян «не умеющими понятно говорить, немыми», или «немцами».

Первобытная мораль воспитывала храбрых и честных людей. Но она же подавляла сознание человека, полностью подчиняла его роду и племени. Люди жили интересами своей родовой общины и враждебно относились к чужим племенам.

3

Вопрос: 1. Почему славянские племена называют себя «славянами»?

2. Кого славяне называли немцами?

Дети самостоятельно ищут ответ на вопрос из третьего раздела учебника «Мораль – правила жизни» и устно отвечают по желанию.

Если дети затрудняются ответить на поставленные вопросы я им помогаю или ищем ответ вместе.

  1. Славянские племена потому называли себя славянами, что они знали понятный им язык, «слова».

      2.   Другие народы были для славян «не умеющими понятно говорить, немыми», или «немцами».

5

А сейчас мы проверим, как вы запомнили термины, нашей новой темы. Вам необходимо ответить на вопросы кроссворда.

Дети выполняют предложенное им задание. Если они затрудняются в выполнении задания то могут обратиться к тетради, где они в течении урока фиксировали термины урока. Или им помогаю я. Листок с кроссвордом раздается каждому ученику. Кроссворд я проверяю в конце урока когда ученики выполняют другие задания. (Кроссворд прилагается на странице 8).

5

А сейчас дополнительное задание. Работа в рабочей тетради

Задание № 41. выполните задание: каковы главные правила первобытной морали. Задание выполняется самостоятельно. При затруднении в выполнении задания обратите внимание на второй раздел § под названием «Главные требования первобытной морали».

3

Ребята, обратите внимание на рисунок в рабочей тетради к нашему §. Озаглавьте его пожалуйста и опишите то, что вы видите на данном рисунке.

Дети самостоятельно выполняют работу в рабочей тетради.

3

Подведение итогов в конце урока

Выставление оценок ученикам за работу на уроке.

7м

О

2З

Д

Р

А

В

8С

Т

В

У

Й

Т

Е

А

П

4Ч

Л

А

1Б

Е

С

Ч

Е

5С

Т

Ь

Е

С

С

Л

И

Т

А

Б

Ь

В

О

Я

Н

6Н

3Л

Е

Г

Е

Н

Д

А

М

Ц

Ы

По горизонтали:

      1. Какое качество присваивали человеку, который нарушал законы, потерял совесть и забыл стыд.

  1. Какое русское слово означает пожелание здоровья
  2. Откуда молодежь узнавала правила морали

По вертикали:

      4. Какое качество присваивали человеку, который выполнял все законы рода, не нарушал обещаний, соблюдал правила морали.

      5. Как называли себя славянские племена

      6. Как славяне называли другие народы, которые «не умели понятно говорить»

      7. Как называются правила поведения и отношения людей друг к другу.

      8. Какое слово говорили наши предки славяне, благодарив сородича


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольно-обобщающий урок по теме "Первобытное общество" В 5 классе.

Контрольно-обобщающий урок используется при закреплении темы "Первобытность" . Урок- игра где учащиеся могут проверить свои знания исрользуя презентацию к уроку....

Изображение человека в первобытном обществе.

От пещерной и наскальной живописи до Древней Греции и Египта....

"Искусство первобытного общества. Наскальная живопись"

Урок по изучению первобытного искусства...

дидактический материал для 5 класса по теме"Первобытное общество"

Презентация с дидактическим материалом для 5 класса. Тема "Первобытное общество". Содержит различные тесты, игру, таблицы....

Презентация к уроку МХК "Искусство первобытного общества"

Четкая периодизация, выделение основных особенностей каждого временного периода, изображения памятников культуры относящихся к каждому периоду времени, сопровожденных описаниями, поможет ученикам скор...