Рим завоевывает Италию
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Зарипов Шавкат Закиевич

Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Рим завоевывает Италию".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rim_savjev._italiiu..zip1.72 МБ
Package icon rim_savjev._italiiu._urok.zip13.77 КБ

Подписи к слайдам:


Рим завоевывает Италию

Урок истории в 5 классе

Учитель истории Ш.З. Зарипов

План урока:

Какие народы заселяли Италию?

Нашествие галлов и латинов на Рим.

Самнитские войны.

Дороги Рима.

Пиррова война.




Цель урока:

Описать события приведшие к завоеванию Италии Римом.

Какие народы заселяли Италию
в 5-3 вв. до н.э.

Галлы

Латины

Самниты

Греческие колонии




Нашествие галлов и латинов на Рим

Они были воинственными племенами. Высокие, белокурые галльские воины сражались полуобнаженными. Они шли в бой с воинственными криками и ужасными песнями. Все это устрашающе действовал на противников.

Нашествие галлов и латинов на Рим

Ночью галлы попытались неслышно подняться на Капитолий. Воины и собаки не заметили приближения врагов, но гуси, жившие в храме Юноны, стали гоготать и разбудили нерадивую стражу. Галлы были оттеснены, а у римлян появилась поговорка "Гуси Рим спасли"

Самнитские войны.

Самнитские племена населяли центральную и южную часть Апеннин. В основном они занимались скотоводством, жили в небольших городах и деревнях. Нередко самниты совершали набеги на богатую и плодородную область Кампанию и ее главный город Капую. Жители Капуи попросили защиты у римлян.




Задание.

На карте найдите Капую.










Самнитские войны.

Во второй самнитской войне римляне потерпели позорное поражение.

Римляне стерпели поругание, но вскоре разгромили самнитов и тоже прогнали их "под ярмом позора".

Самнитские войны завершились победой римлян.







Дороги Рима

Во время самнитских войн в 312 году началась прокладка дороги, связывавшей Рим с Капуей. Это было сделано по приказу цензора Аппия Клавдия Слепого, поэтому дорога получила название Аппиевой.

Качество строительства Аппиевой дороги было таковым, что и через 900 лет она прекрасно служила без ремонта. И сегодня сохранились отдельные участки Аппиевой дороги, поражающие своей незыблемостью.







Пиррова война

Вначале Пирр побеждал римлян. Однако римляне собрались с силами. И хотя Пирр в 279 году до н. э. одержал новую победу над ними, но понес такие потери, от которых его армия не смогла оправиться. Так родилось выражение "пиррова победа", то есть победа, за которую было слишком дорого заплачено. Окончательное поражение от римлян Пирр потерпел в 275 году.

Покорение римлянами Италии завершает историю Ранней республики.






Предварительный просмотр:

Рим завоевывает Италию

Тип урок: систематизация новых знаний.

Вид урока: традиционный с применением ИКТ.

Цели урока:

Образовательные: описать события, которые привели к завоеванию Италии Римом

Объяснить учащимся что было главной причиной побед римлян над племенами Италии.

Развивающие: Развивать навыки работы с учебником, с датами и понятиями.

Воспитательные: Развивать интерес к историческим событиям и пониманию всеобщей истории.

Наглядно демонстрационные материалы: Компьютер, презентация к уроку, глобус,

Основные понятия: галлы, аппиева дорога, пиррова война, самниты, денарий

Ход урока

I. Орг. момент

II. Проверка дом. задания

- назовите римских богов. Кому и в чем они покровительствовали?

- что такое фамилия, отеческие нравы, великий понтифик?

- кто такая матрона?

- сравните воспитание детей в Спарте и римской республике?

- каким образом религиозные верования разделяли патрициев и плебеев?

- кто такой великий понтифик, и что из себя представляет коллегия жрецов?

III. План урока:

  1. Какие народы заселяли Италию?
  2. Нашествие галлов и латинов на Рим.
  3. Самнитские войны.
  4. Дороги Рима.
  5. Пиррова война.

IV.  Основная часть урока.

  1. Какие народы заселяли Италию? Вспомним тему из §46 и перечислим народы заселявшие территорию Италии. (Слайд 4). Ответ обучающихся.

  1. Нашествие галлов и латинов на Рим.

В четвертом веке римляне еще воевали с соседними племенами. К этому времени  воинственное кельтское племя галлов, живших на территории современной Франции, проникло через Альпы в Северную Италию. (Слайд 5). Они были воинственными племенами. Высокие, белокурые галльские воины сражались полуобнаженными. Они шли в бой с воинственными криками и ужасными песнями. Все это устрашающе действовал на противников. Постепенно,  захватывая италийские земли и города, в 387 году галлы подошли к Риму и осадили его. Римское войско было разгромлено. В руках римлян оставался только Капитолий.

Ночью галлы попытались неслышно подняться на Капитолий. Воины и собаки не заметили приближения врагов, но гуси, жившие в храме Юноны, стали гоготать и разбудили нерадивую стражу. Галлы были оттеснены, а у римлян появилась поговорка "Гуси Рим спасли". (Слайд 6).

Однако галлы подожгли Рим и вынудили его жителей заплатить выкуп. Когда взвешивали на весах римские драгоценности, предводитель галлов, издеваясь, бросил на чашу в добавление к гирям свой тяжелый меч. На протест римлян галл свирепо закричал: "Горе побежденным!"

Не в характере римлян было падать духом при поражении. В окрестностях Рима они создали новую армию и обратились к ранее изгнанному Камиллу с просьбой возглавить ее. Камилл, отбросив обиду, внял просьбам сограждан. Под его руководством войско разгромило галлов. Они были вынуждены уйти из Рима и из Италии. Камилл позже неоднократно избирался диктатором и одержал еще немало побед. В годы его правления был избран первый консул-плебей, свершилось примирение патрициев и плебеев и был построен храм Согласия. Камилл восстановил сожженный Рим, и за это его назвали вторым основателем Рима.

Через 50 лет после нашествия галлов против римлян выступили их ближайшие соседи - жители города Лация. Римляне одержали решающую победу. Латиняне и их города подчинились Риму. Наиболее покладистые города получили римское гражданство, а другие заключили союзнические договоры с Римом.

  1. Самнитские войны.

 Самнитские племена населяли центральную и южную часть Апеннин. В основном они занимались скотоводством, жили в небольших городах и деревнях. Нередко самниты совершали набеги на богатую и плодородную область Кампанию и ее главный город Капую. Жители Капуи попросили защиты у римлян. (Слайд 7).

Начало самнитских войн пришлось на то время, когда Александр Македонский уже объединил под своей властью огромную державу. По сравнению с завоеваниями Александра самнитские войны римлян выглядели не столь значимыми. Однако в будущем именно римлянам удалось создать великую державу, превзошедшую дерзкие замыслы Александра Македонского.

Задание. На карте найдите Капую.

Пока же во второй самнитской войне римляне потерпели позорное поражение.  (Слайд 8). В 321 году самниты Заманив их в 321 году в Кавдинском ущелье, перегородили вход и выход. Обманным путем самниты заключили мирный договор с пойманным ими консулом, возглавлявшим римское войско. Самих же римских воинов заставили бросить оружие и выползать из ущелья под градом насмешек через сооружение из трех коротких самнитских копий, сложенных как арка. Такая позорная арка называлась виселицей или ярмом. Римляне стерпели поругание, но вскоре разгромили самнитов и тоже прогнали их "под ярмом". Самнитские войны завершились победой римлян.(Слайд 8).

  1. Дороги Рима.

Покорив племена центральной Италии, римляне упорно продвигались на юг Апеннинского полуострова. Часть захваченных земель они раздавали римским крестьянам. Римляне основывали новые города и поселения, куда переселялись жители Рима и Лация. Во время самнитских войн в 312 году началась прокладка дороги, связывавшей Рим с Капуей. Это было сделано по приказу цензора Аппия Клавдия Слепого, поэтому дорога получила название Аппиевой. (Слайд 9).

Римские дороги сохранились до наших дней. Римляне строили их основательно, на века. Сначала землемеры точно намечали маршрут дороги. Затем выкапывалась глубокая канава необходимой ширины. Ее заполняли слоями камней. Верхняя часть дороги мостилась огромными, хорошо подогнанными друг к другу булыжниками или каменными плитами. Чтобы дорогу не размывали дожди, ее середина делалась выше обочин, а вдоль дороги выкапывались канавы. Качество строительства Аппиевой дороги было таковым, что и через 900 лет она прекрасно служила без ремонта. И сегодня сохранились отдельные участки Аппиевой дороги, поражающие своей незыблемостью.

Аппиева дорога стала "родоначальницей" знаменитых римских дорог, пролагавшихся везде, где проходили римские войска. Там, где дорога подходила к реке, римляне строили мосты. Иногда над мостами надстраивались акведуки - водопроводы. Такие мосты до сих пор сохранились в Южной Франции, Испании и в других местах. Римские дороги давали возможность быстро достигать отдаленных окраин государства, развивать торговлю. Немало современных автострад в Европе проложено по дорогам, намеченным еще римлянами.

  1. Пиррова война. 

Достигнув юга Италии, римляне столкнулись с расположенными там греческими городами-колониями. Жители крупнейшего из них - города Тарента разграбили римские корабли, а пять из них уничтожили. Когда римские послы явились требовать возмещения убытка, тарентцы оскорбили их. Война была неизбежна.

Жители Тарента предпочитали торговлю военному делу. Для защиты своего города они пригласили наемников. По их зову пришли войска Пирра. Пирр был родственником Александра Македонского и царем небольшого государства Эпир на северо-западе Балканского полуострова. Он мечтал создать мощную державу. (Слайд 10).

В армии Пирра было 20 тысяч воинов и 20 слонов. Римляне, никогда не видевшие прежде этих животных, пришли в ужас и отступили.

Вначале Пирр побеждал римлян. Однако римляне собрались с силами. И хотя Пирр в 279 году до н. э. одержал новую победу над ними, но понес такие потери, от которых его армия не смогла оправиться. Так родилось выражение "пиррова победа", то есть победа, за которую было слишком дорого заплачено. Окончательное поражение от римлян Пирр потерпел в 275 году.

После победы над Пирром Рим превратился в хозяина Италии. Греческие города стали "морскими союзниками" Рима. От них римляне получали военные корабли. "Союзники Рима " потеряли свою политическую самостоятельность, они не могли без разрешения Рима заключать международные договоры. По всей Италии получила хождение единая монета - римский серебряный денарий. 

V. Закрепление:

Что способствовало римлянам победе над другими племенами при завоевании Италии?

Примерный ответ обучающегося: единство римского народа, примирение патрициев и плебеев, уважение закона и формы правления республики обществом, строгое воспитание, сильная армия и ее выучка.

Вывод: Покорение римлянами Италии завершает историю Ранней республики.

VI. Домашнее задание: § 50, Вопросы на стр. 248-249. Задание на стр. 248.

Подготовиться к §51.  

Использованная литература и ссылка на источники:

Учебник «История Древнего мира» В. И. Уколова, Л. П. Маринович. Стр. 245-249.

Рисунки в презентации: http://www.roman-glory.com/zubkov-gallery — история римской армии (Зубков Н.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Объединение Италии"

Урок для 8 класса с использованием ИКТ раскрывает основные этапы объединения Италии и позволяет рассмотреть личности главных участников этого процесса....

Каникулы в Италии.

Статья об экскурсионно-познавательной поездке "Клуба любителей путешествий в Италию"....

Рим: от его возникновения до подчинения Италии

ттттИтоговый тест. Повторение....

День Земли - страна Италия

Разработка шуточного выступления класса на общешкольном конкурсе ко Дню ЗемлиКлассы представляли различные страны....

Материалы для проведения урока на тему "Рим завоевывает Италию", 5 класс

Цель урока: сформировать представление учащихся о процессе завоевания Римом всей Италии. Задачи урока: 1. Научить учащихся описывать и анализировать события, которые привели к завоеваниям Ри...

Тема. «Люди севера – норманны. Сколько раз завоевывали Англию»

Цель: Создать условия для формирования представлений о возникновении государственности в Англии; познакомить с терминами : англы, саксы, кельты, бритты, норманны, викинги....

урок 6 класс "Сколько раз завоевывали Англию?" (Всеобщая история. История средних веков)

АННОТАЦИЯ   К  ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ  КАРТЕ В разработке предложено описание этапов интегрированного урока, в ходе которого мной используется потенциал УМК издательства «...