Главные вкладки

    Методическая разработка по истории (6 класс) по теме:
    Восточные славяне

    Дамзина Ирина Анатольевна

    План открытого урока по истории Отечества в 6 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    p_l_a_n_vostochnye_slavyane.doc148.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Автор: Дамзина Ирина Анатольевна

    Учитель истории и обществознания

    МАОУ Гальчинская СОШ,

    городской округ Домодедово,

    Московской области

    П Л А Н

    ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА В 6  КЛАССЕ

    ТЕМА: "ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ".

    ЦЕЛЬ УРОКА: Обеспечить усвоение учащимися знаний о занятиях, быте, верованиях и общественном устройстве восточных славян.

    ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Карта "Киевская Русь в IX - начале XII вв", изображение скульптуры летописца Нестора, таблица "Земледелие у восточных славян", иллюстрация "Одежда восточных славян", раздаточный материал, вещественные источники к уроку.

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс - М.: Просвещение, 2009 г.;

    Атлас и контурные карты по Истории России 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2009 г.;

    Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 6 класс: Поурочные разработки -  М.: Просвещение, 2007 г.

    ЭПИГРАФ: "Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней. Вспоминай их добрым словом -Слава им, борцам суровым!

    Слава нашей стороне! Слава русской старине!"

    Н. Кончаловская.

    Время урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    0-1

          2-6

       

    5 -33

    34 – 43

    44 - 45

    ОРГМОМЕНТ

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

    Вопросы для беседы с учащимися:

    1.        Знакомо   ли   Вам   понятие   "восточные славяне?

    (Восточные славяне – племена, населяющие восточную Европу.)

    2.        Имеет ли этот народ отношение к терри тории нашей страны?

    (Восточные славяне – предки русского народа).

    После беседы отмечаю, что к концу урока уча щиеся должны знать:

    -территорию расселения восточных славян;

    -основные занятия восточных славян;

    -верования;

    - управление у восточных славян.

    ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

    ПЛАН

    1. Происхождение и расселение восточных славян.
    2. Занятия славян
    3. Быт и нравы.
    4. Верования.
    5. Общественный строй и управление.

    Славянские племена издавна обитали в Центральной Европе, в Прикарпатье, на Балканском полуострове. Их движение на восток происходит в V-VII вв. н.э. Постепенно они проникают в лесные массивы Восточно-Европейской равнины. Освоение славянами этой обширной территории обошлось без кровавых столкновений с населявшими ее балтийскими и угро-финскими племенами. Пришельцы и старожилы, как правило, мирно уживались друг с другом; при этом в ходе постоянных хозяйственных и прочих контактов значительная часть местного населения ославянивалась. Иначе складывались взаимоотношения славян с их южными соседями — скотоводческими народами, кочевавшими в степях. В начале VII в. союз антов, состоявший в основном из земледельческих славянских племен, был разгромлен в Северном Причерноморье кочевыми племенами аваров. В том же VII в. другие кочевники — хазары — создали здесь сильное государство Хазарский каганат, расположившийся на территории Северного Причерноморья, Северного Кавказа и прикаспийских степей. Многие восточнославянские племена вынуждены были признать господство хазар и платить им дань.

    Расселение славян по территории Восточно-Европейской равнины в VII в. в основном завершилось. Племена, жившие рядом в одинаковых природных условиях, как правило, создавали племенные союзы для совместного освоения территории и защиты ее от внешних врагов. Обширные земли на севере, вокруг озера Ильмень, находились во владении союза славен ильменских. Относительно густо были заселены центр и юго-запад. В верховьях Днепра располагались союзы дреговичей, древлян, радимичей и северян; на землях в среднем течении Днепра, где леса постепенно сменялись лесостепью, жили поляне. Плодородные земли по Днестру были заняты белыми хорватами и волынянами, угличами и тиверцами. Наконец, на глухой восточной окраине, в покрытом лесами междуречье Верхней Волги и Оки, жили немногочисленные племена кривичей и вятичей.

    Основу экономической жизни славян составляло земледелие. Те немногие племена, которые населяли плодородные лесостепные районы, практиковали залежную систему земледелия: на определенном участке выжигали траву, удобряли почву золой, после чего использовали землю до полного ее истощения. Затем участок забрасывали. В лесных же районах славяне прибегали к подсечной системе, когда приходилось вырубать и сжигать значительные участки леса. В условиях трудоемкости и низкой производительности подобных работ важнейшую роль играла общественная и хозяйственная организация славян. Она носила общинный характер. Именно из отдельных общин складывались племена, которые затем создавали грандиозные союзы. В V—VII вв. еще господствовала родовая община. Все члены ее были связаны кровным родством. Собственность на средства производства — землю, рабочий скот, инвентарь — и само производство носили коллективный характер; распределение же было уравнительным. Однако по мере того как совершенствовались трудовые навыки и земледельческие орудия, по мере того как росла производительность земледелия, род постепенно распадался на отдельные семьи, и родовая община сменялась соседской. В такой общине жилище, скот и инвентарь переходили в семейную собственность; земля же, хотя и оставалась в коллективном владении всей общины, делилась на участки, которые передавались в пользование отдельных семей.

    Подобные перемены постепенно приводили к имущественному неравенству; оформлялся слой богатых, знатных людей. Важную роль в этом процессе играли и войны, особенно походы на владения богатой Византии, которые в случае удачи приносили огромную добычу, распределявшуюся далеко не равномерно. Поначалу в таких походах участвует ополчение, включавшее в себя большую часть мужчин племени, постепенно его заменяет дружина — группа отборных воинов-профессионалов, постоянных боевых соратников племенного вождя, который все в большей степени превращается в князя — руководителя этой дружины. Дружина используется племенной верхушкой и для поддержания порядка в своем собственном племени, т.е. принимает на себя функции государства. Таким образом, в VII — VIII вв. восточные славяне переживают очень медленный, но последовательный процесс становления классового общества и зарождения государства.

     

    Демонстрирую        изображение        летописца

    Нестора.

    "В монастырской келье узкой,

    В четырех глухих стенах

    О земле о древнерусской

    Быль записывал монах.

    Он писал зимой и летом,

    Озаренный тусклым светом.

    Он писал из года в год

    Про великий наш народ."

    А написал он "Повести временных лет" где со-

    держатся самые ранние сведения о восточных

    славянах.

    Задание учащимся: Используя текст "Повести

    временных  лет"  и  карту  заполнить  таблицу

    "Расселение восточных славян".

    Названия славянских

    Географические  ори-

    племен

    ентиры поселения

    Поляне

    р.Днепр

    Дреговичи

    Между реками При-

    пять и Двина

    Полочане

    р.Полота, впадающая

    в реку Двина

    Славяне

    Оз.Ильмень

    Северяне

    Р.Десна,    р.Сейм    и Сула

    Радимичи

    Р. Сож

    Вятичи

    Р. Ока

    2.   Задание  учащимся:   По  второму  пункту учебника составить схему: "Занятия славян"

    .ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН

    Земледелие                                        Бортничество

                                                       Охота

    Рыболовство

    Скотоводство   Ремесло

    Лесная зона Подсечно-огневая система

    Степная и лесо степная зоны Переложная система

    Задание учащимся: Заполните таблицу "Хо-зяйство древних славян"

    Присваивающее

    Производящее

    Охота

    Земледелие

    Рыболовство

    Скотоводство

    Бортничество

    Ремесло

    Занимаясь  земледелием  землю  обрабатывали

    сохой, оставлявшей в земле частые борозды.

    Бороной почву выравнивали, а убирали хлеб

    серпами.

    Использую демонстрационный материал.

    Демонстрирую вещественные источники.

    Вопрос учащимся: О каких занятиях свиде тельствуют данные источники?

    (Охота и ремесла)

    Физкультминутка.

    Исходное положение – стоя руки на поясе.

    1.Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.

    Повторить 6 раз

    Исходное положение – стоя руки на поясе.

    2.Взмахом правую руку занести через левое плечо, голову повернуть вправо.

    Повторить 6 раз.

    3. “Утро, пробуждается природа.

         Первые рассветные лучи

         На воротах древнего поселка

         Отблески оставили свои.

         Здесь живет народ,

         высокий и красивый, -

         Светлоокие и сильные мужи,

         Женщины, изящные, как ивы,

         Дети, словно крепкие дубки.”

    Задание учащимся: Работая с документом №2 ответить на вопросы

    Славянские поселки располагались по берегам рек и озер. Они состояли из 5 – 10 дворов. В лесной зоне дома в виде деревянных срубов, а в лесо-степной это полуземлянки.

    При объяснении материала использую картину “Славянский поселок”

    Это были храбрые воины.

    Задание учащимся: Работа с документом №3

    4. Славяне были язычниками.

    Задание учащимся: Прочитать пункт о верованиях славян и выписать почитаемые божества.

    Ярило – бог Солнца

    Перун – бог грома и молнии

    Стрибог – бог ветра

    Волос – покровитель скотоводства

    Мокош – божество плодородия

    Верили в домовых, русалок, леших, водяных

    Провожу словарную работу.

    Идол – статуя языческого бога

    Волхвы – люди, умеющие общаться с богами

    5. Соседская община сменила родовую.

    Словарная работа:

    Вервь – соседская община

    Задание учащимся: Ознакомившись с пунктом 5 учебника составьте схему “Управление племенем восточных славян”

                                        ВЕЧЕ

                         С Т А Р Е Й Ш И Н Ы

    Словарная работа:

    Вече – народное собрание

    Таким образом мы изучили материал согласно плана нашего урока.

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

    Письменная работа для учащихся:

    Продолжите предложения….

    1. Предками русского, украинского и белорусского народа являлись…(Восточные славяне)

    2. Основными занятиями этих племен были…(Земледелие, скотоводство, ремесло, охота и рыболовство )

    3. В своей трудовой деятельности использовали следующие орудия труда…(Соху, борону и серп)

    4. По религиозным верованиям племена были…(Язычниками)

    5. Изображения славянских богов назывались…(Идолы)

    6. Высшим органом власти у славян было…(Вече)

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

    Параграф №1 Вопросы 1-5. Для наиболее сильных учащихся – сочинение “Один день в славянском поселке”

    РЕФЛЕКСИЯ: Ваше отношение к уроку.

    Красный квадратик – Вам трудно, но интересно.

    Желтый квадратик – Вам легко и интересно.

    Синий квадратик – Вам трудно и неинтересно.

    Отвечают на вопросы.

    Работа в парах по заполнению таблицы

    Составляют схему. Работа в парах.

    Заполняют таблицу

    Отвечают на вопрос

    Работая в парах с документом отвечают на вопросы.

    Слушают документ, используя раздаточный материал отвечают на вопросы к документу.

    Работают с учебником.

    Записывают в словарь

    Записывают в словарь

    Составляют схему

    Записывают в словарь

    Выполняют письменную работу..

    .

    Записывают домашнее задание.

    ДОКУМЕНТ №1

    ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ 

    (Извлечение)

    “…Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами,  другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ…”

    ДОКУМЕНТ №2

    Вопросы к документу:

    1. Какие сведения о внешнем облике славян дает нам источник?
    2. Что говорит автор об одежде восточных славян?

    Прокопий Кесарийский о славянах и антах.

    “Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.”

    ДОКУМЕНТ №3

    Вопросы к документу:

    1. Какие сведения о вооружении славян дает нам источник?
    2. Что мы узнаем о тактике славянских воинов?
    3. С какими военными хитростями восточных славян знакомит нас источник?

    Маврикий Стратег о славянах.

    “Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно переживают они пребывание в воде, так часто некоторые их числа остающихся дома, будучи настигнуты внезапным нападением погружаются в пучину вод. При это они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии). А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде…

    Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но труднопереносимые (с места на место). Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом…

    Не имея над собою главы и враждуя друг с другом они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают в противном случае обращаются в бегство, не спеша померяться с силами неприятеля в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманит противника...”


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Восточные славяне

    Открытый урок проведенный на конкурсе "Учитель года" по теме "Восточные славяне" в 6 классе по истории России с древнейш...

    Восточные славяне

    Урок изучения нового материала с использованием технологии проблемного обучения и ИКТ.Учащиеся получают  представле...

    Восточные славяне

    Урок Истории России 6 класс. Восточные славяне. Разработка урока....

    Восточные славяне в древности

     Цели урока:1.Сформировать у учащихся общее представление о предках славян, их занятиях, религии.2.Формировать умен...

    Восточные славяне и их соседи

    Открытый урок по истории в 6-м классе по теме "Восточные славяне и их соседи". Ход урока: I. Организационный м...

    урок истории " Восточные славяне" 6 класс

    Данный урое - это первый урок при изучении темы "Восточные славяне". Урок комбинированный. На этапах урока применяются п...

    Технологическая карта и методическая разработка к уроку в 6 классе "Восточные славяне" по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»

    Данная разработка предназначена для проведения комбинированного урока в 6 классе по курсу «История Отечества с древнейши...

    Интегрированный урок истории и географии "Восточные славяне и их соседи"

    Интегрированный урок истории и географии "Восточные славяне и их соседи".  Во время урока ученики имеют возможность...

    Подготовка к ЕГЭ "Восточные славяне"

    Тематический тест для подготовки к ЕГЭ по истории...