Урок: "Петр I. Реформы в области управления".
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Ладанова Ольга Владимировна

Урок по теме "Петр I. Реформы в области управления" для 10 класса общеобразовательных учреждений с применением технологии уровневой диференциации, и технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravlenie_petra_1__reformy_v_oblasti_upravleniya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Правление Петра 1: реформы в области управления.

Цели урока:

  1. охарактеризовать государственные реформы Петра I,
  2. определить цель и итоги реформирования государственного управления.

Задачи урока:

Развивающие: 

  1. развивать умение делать выводы, обобщать исторический материал, работать с картой и историческим источником.

Воспитательные: 

  1. развитие чувства патриотизма и толерантности.

Обучающие: 

  1. усвоить понятия: абсолютизм, Синод, Сенат, коллегии.

Технологии:

  1. Уровневая дифференциация
  2. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых  моделей учебного процесса

Оборудование:

  1. Карта «Россия с конца XVII века до 60-х годов XVIII века (Европейская часть)»
  2. Компьютер, проектор.
  3. Видеофильм «Пётр 1»
  4. Презентация «Петр I и его реформы в оценках и суждениях» (подготовленная учениками).

Задание к данному уроку:

  1. Повторить материал по теме «Начало правления Петра 1»
  2. Подготовка презентаций по темам: «Предпосылки петровских реформ», «Реформы государственного управления» (инд. Задания — 2 человека).
  3. Подготовить тестовые задания (5) по теме  «Начало правления Петра 1»

Ход урока:

  1. Организация класса. Проверка готовности.
  2. Учитель:

Почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются по сей день. Одни восхищаются Петром «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А. С.Пушкин), «царь – просветитель». А для других он «злодей», «деспот», «тиран».

«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации»                                                                                                     В. Татищев.

«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой»                                                                                   М. Щербатов.

А как на самом деле? Сегодня нам предстоит выяснить этот вопрос. (определить свою точку зрения)

О реформах Петра 1 говорим мы с вами на сегодняшнем уроке. Давайте вспомним, как Пётр 1 стал российским царём.

  1. Работа по тестам, которые дети самостоятельно подготовили дома. 5-6 человек зачитывают вопросы с вариантами ответов. Класс отвечает. (учитель контролирует процесс, даёт оценку и вопросам и ответам)
  1. Учитель:

Запишите в тетрадь тему урока (она на доске) и вопросы к видеофильму:

  1. Какие факторы становления царя повлияли на его деятельность?
  1. смотрим видеофрагмент учебного фильма «Пётр 1» ( 7 минут)
  2. Отвечаем на вопросы.
  1. Учитель:

Реформы Петра 1  - это не блажь, а необходимость. Проблем в России к началу его правления было много. Давайте посмотрим, какие проблемы существовали в России к концу 17 века и были ли допетровские попытки их решить?

  1. Представление презентации учащегося на тему «Предпосылки петровских реформ». Обсуждение. Запись в тетрадь таблицы «Проблемы и попытки решения проблем».
  1. Учитель:

Пётр 1 провёл в России целый ряд реформ, которые касались разных аспектов жизни общества. Одним из направлений преобразовательной деятельности Петра 1 стала реорганизация системы управления государством. Что из себя представляла система управления Россией до Петра 1? (таблица в тетради)

  1. В тетрадь — содержание реформы в процессе  выступления учащегося с презентацией на тему «Реформы государственного управления». (создание второй таблицы)
  2. Давайте ещё раз назовём эти преобразования.
  1. Учитель
  1. Петровские реформы проведены ценой невероятного напряжения сил народа, поэтому нередки были восстания;  цена за реформы заплачена немалая, по некоторым оценкам в России погиб каждый десятый из 14-17 млн. Давайте вернёмся к мнениям великих людей о деятельности Петра 1. Какое из них вам ближе? Почему?
  2. Работа в группах-четвёрках (дифференцированно) . Составьте 2 тестовых задания или  приготовьте по одному аргументу в пользу каждого из высказываний. Поверка работы

Рефлексия.

- Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

1. Вместо Боярской думы был образован ............., ставший высшим правительствующим учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.

2. Вместо нескольких громоздких приказов были созданы .................., работа которых была более эффективной.

3. Вместо патриарха делами Русской православной церкви ведал .................... .

4. Страна была разделена на 8 .................., которые, в свою очередь, были поделены на провинции.

5.С принятием в 1722 году ............................, все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Она закрепила отделение воинской службы от гражданской.

1. правительствующий Сенат 2. Коллегии 3. император (царь)

4. Табель о рангах.

Д\З:

  1. Презентации на тему «Азовские походы», «Сражение у Лесной и Полтавская битва», «Военная реформа Петра 1», «Великие морские сражения северной войны», «Прутский поход» (Индивидуально)
  2. Все: выучить материал по теме урока Правление Петра 1: реформы в области управления.
  3. Индивидуально: сообщения на тему  «Соратники Петра 1» (о  Меншикове А. Д.,  Шереметеве Б. П.,  Ягужинском П. И., Лефорте Ф. Я., Головкине Г. И.

Дополнительный материал:

   

   

 Областная реформа.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока: "ПЕТР I — реформатор или тиран"

Тема урока: «ПЕТР I — реформатор или тиран...»(проблемно-исследовательская дискуссия)...

Презентация к уроку: "Петр 1"

Презентация к уроку: "Петр 1". Отрицательные стороны....

Презентация к уроку: "Петр 1 - реформатор или тиран"

Презентация к уроку: "Петр 1 - реформатор или тиран"...

Открытый урок "Петр Великий".

На этом уроке в присуствие гостей была раскрыта тема, посвященная основателю Санкт-Петербурга - Петру I....

К уроку Петр Первый

Презентация,созданная коллегой, но очень интересная для нас всех...

Открытый урок "Петр I:движение вперед или..."

Открытый урок по истории для  обучающихся системы НиСПО...

Методический урок: "Петр I и его время"

     Цели:1.     Побудить учащихся к проведению самостоятельной эмпирической и поисковой работы с историко – художественной литературой об эпохе Петра Великог...