Урок: "Петр I. Реформы в области управления".
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Урок по теме "Петр I. Реформы в области управления" для 10 класса общеобразовательных учреждений с применением технологии уровневой диференциации, и технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravlenie_petra_1__reformy_v_oblasti_upravleniya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Правление Петра 1: реформы в области управления.
Цели урока:
- охарактеризовать государственные реформы Петра I,
- определить цель и итоги реформирования государственного управления.
Задачи урока:
Развивающие:
- развивать умение делать выводы, обобщать исторический материал, работать с картой и историческим источником.
Воспитательные:
- развитие чувства патриотизма и толерантности.
Обучающие:
- усвоить понятия: абсолютизм, Синод, Сенат, коллегии.
Технологии:
- Уровневая дифференциация
- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного процесса
Оборудование:
- Карта «Россия с конца XVII века до 60-х годов XVIII века (Европейская часть)»
- Компьютер, проектор.
- Видеофильм «Пётр 1»
- Презентация «Петр I и его реформы в оценках и суждениях» (подготовленная учениками).
Задание к данному уроку:
- Повторить материал по теме «Начало правления Петра 1»
- Подготовка презентаций по темам: «Предпосылки петровских реформ», «Реформы государственного управления» (инд. Задания — 2 человека).
- Подготовить тестовые задания (5) по теме «Начало правления Петра 1»
Ход урока:
- Организация класса. Проверка готовности.
- Учитель:
Почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются по сей день. Одни восхищаются Петром «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А. С.Пушкин), «царь – просветитель». А для других он «злодей», «деспот», «тиран».
«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» В. Татищев.
«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» М. Щербатов.
А как на самом деле? Сегодня нам предстоит выяснить этот вопрос. (определить свою точку зрения)
О реформах Петра 1 говорим мы с вами на сегодняшнем уроке. Давайте вспомним, как Пётр 1 стал российским царём.
- Работа по тестам, которые дети самостоятельно подготовили дома. 5-6 человек зачитывают вопросы с вариантами ответов. Класс отвечает. (учитель контролирует процесс, даёт оценку и вопросам и ответам)
- Учитель:
Запишите в тетрадь тему урока (она на доске) и вопросы к видеофильму:
- Какие факторы становления царя повлияли на его деятельность?
- смотрим видеофрагмент учебного фильма «Пётр 1» ( 7 минут)
- Отвечаем на вопросы.
- Учитель:
Реформы Петра 1 - это не блажь, а необходимость. Проблем в России к началу его правления было много. Давайте посмотрим, какие проблемы существовали в России к концу 17 века и были ли допетровские попытки их решить?
- Представление презентации учащегося на тему «Предпосылки петровских реформ». Обсуждение. Запись в тетрадь таблицы «Проблемы и попытки решения проблем».
- Учитель:
Пётр 1 провёл в России целый ряд реформ, которые касались разных аспектов жизни общества. Одним из направлений преобразовательной деятельности Петра 1 стала реорганизация системы управления государством. Что из себя представляла система управления Россией до Петра 1? (таблица в тетради)
- В тетрадь — содержание реформы в процессе выступления учащегося с презентацией на тему «Реформы государственного управления». (создание второй таблицы)
- Давайте ещё раз назовём эти преобразования.
- Учитель
- Петровские реформы проведены ценой невероятного напряжения сил народа, поэтому нередки были восстания; цена за реформы заплачена немалая, по некоторым оценкам в России погиб каждый десятый из 14-17 млн. Давайте вернёмся к мнениям великих людей о деятельности Петра 1. Какое из них вам ближе? Почему?
- Работа в группах-четвёрках (дифференцированно) . Составьте 2 тестовых задания или приготовьте по одному аргументу в пользу каждого из высказываний. Поверка работы
Рефлексия.
- Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.
1. Вместо Боярской думы был образован ............., ставший высшим правительствующим учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.
2. Вместо нескольких громоздких приказов были созданы .................., работа которых была более эффективной.
3. Вместо патриарха делами Русской православной церкви ведал .................... .
4. Страна была разделена на 8 .................., которые, в свою очередь, были поделены на провинции.
5.С принятием в 1722 году ............................, все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Она закрепила отделение воинской службы от гражданской.
1. правительствующий Сенат 2. Коллегии 3. император (царь)
4. Табель о рангах.
Д\З:
- Презентации на тему «Азовские походы», «Сражение у Лесной и Полтавская битва», «Военная реформа Петра 1», «Великие морские сражения северной войны», «Прутский поход» (Индивидуально)
- Все: выучить материал по теме урока Правление Петра 1: реформы в области управления.
- Индивидуально: сообщения на тему «Соратники Петра 1» (о Меншикове А. Д., Шереметеве Б. П., Ягужинском П. И., Лефорте Ф. Я., Головкине Г. И.
Дополнительный материал:
Областная реформа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока: "ПЕТР I — реформатор или тиран"
Тема урока: «ПЕТР I — реформатор или тиран...»(проблемно-исследовательская дискуссия)...
Презентация к уроку: "Петр 1"
Презентация к уроку: "Петр 1". Отрицательные стороны....
Презентация к уроку: "Петр 1 - реформатор или тиран"
Презентация к уроку: "Петр 1 - реформатор или тиран"...
Открытый урок "Петр Великий".
На этом уроке в присуствие гостей была раскрыта тема, посвященная основателю Санкт-Петербурга - Петру I....
К уроку Петр Первый
Презентация,созданная коллегой, но очень интересная для нас всех...
Открытый урок "Петр I:движение вперед или..."
Открытый урок по истории для обучающихся системы НиСПО...
Методический урок: "Петр I и его время"
Цели:1. Побудить учащихся к проведению самостоятельной эмпирической и поисковой работы с историко – художественной литературой об эпохе Петра Великог...