Методическая разработка урока по теме"Внешняя политика России в 1801—1812 гг."
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Дурова Лилия Ивановна
В данной методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта – схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта- схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc62.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc33.5 КБ
Office presentation icon prilozhenie_2.ppt472.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_4.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_5.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Внешняя политика России в 1801—1812 гг.

Цели урока:

показать международное положение России в начале века; определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны; оценить ее результативность;

развитие навыков анализа, сравнения, определение главного, работы с картой, историческим источником.

План урока:

  1.  Проверка домашнего задания.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  1. Антифранцузские коалиции.
  2. Тильзитский мир.
  3. Война  со Швецией.
  4. Обострение восточного вопроса.

            IV.     Закрепление материала.

            V.      Домашнее задание.

            VI.     Выставление оценок.

Основные понятия: коалиция; конвенция; континентальная блокада; восточный вопрос; сейм.

Основные даты: 1801 г. — добровольное вхождение в состав России Восточной Грузии; 1805 г. — формирование третьей антифранцузской коалиции; 1806 г. — формирование четвертой антифранцузской коалиции; 1804—1813 гг. — война с Ираном; 1806—1812 гг. — война с Турцией; 1807 г. — Тильзитский мир; 1808—1809 гг. — война со Швецией.

Оборудование:  ММК (проектор  - 1 шт.,  экран., компьютер -  1 шт.), рабочие листы ученика.

Используемый медиа-ресурс:    Microsoft  Word , PowerPoint. 

Требуемый уровень информационной компетенции учителя: начальные навыки пользователя компьютера программы Word, PowerPoint.

Приложение 1 – проверочные задания.

Приложение 2 – электронная  презентация.

Приложение 3 - рабочий лист ученика (пустой).

Приложение 4 - тексты.

Приложение 5 - рабочий лист ученика (заполненный).

  1. Проверка домашнего задания.

1. Понятийная мозаика.

Проверка усвоения новых понятий производится в форме взаимопроверки. Задание выполняется на отдельных листах или же включается в рабочий лист ученика.

Приложение 1. Задание 1.

2. Работа с  вопросами 1 §1.

3. Работа над вопросами 2,3 §1.

  1. Актуализация знаний.

Слово учителя

- Итак, мы выяснили,  какими были первые шаги Александра I во внутренней политике. Сегодня мы ознакомимся с направлениями его деятельности  во  внешней политике.

Приложение 2. (Слайд 1)

- Вспомните, что такое внешняя политика?  (Взаимоотношения с другими государствами).

Работа с картой. Приложение 2.  (Слайд  2)  

Обведите границы Франции к концу XVIIIвека.

- Как они изменились в первое десятилетиеXIX века?   (Территория Франции расширилась, под ее контроль попали многие государства Европы вследствие  захватнической внешней политике Франции, возглавляемой Наполеоном).

- Вспомните, как складывались отношения между Россией и европейскими державами в период царствования Павла I? (Первоначально, Россия входила во II антифранцузскую коалицию и провела ряд успешных военных операций.  Но вследствие  обострения отношений с союзниками (Австрия, Англия) вышла из воны и заключила мир с Францией).

  1. Изучение нового материала

Слово учителя

-  Сегодня на уроке мы выясним, какие направления доминировали  во внешней политике Александра I.   (Объявляется задание на урок, объясняется технология работы с листом ученика).

Задание на урок.

Выделить основные  направления внешней политики.

Определить задачи стоящие перед Россией по данным направлениям.

Определить степень реализации поставленных задач.

В ходе урока учащиеся заполняют  рабочий лист, последовательно выполняя задания и заполняя  составные части   конспекта- схемы.

Приложение 2. (Слайд 3,4)

Работа с текстом учебника. §2, п. 1 , абзац 1.

- Каковы были первые внешнеполитические шаги Александра I?  (Возобновилась торговля с Англией, отозваны казачьи части,  отправленные в Индию).

 Заполнение учащимися рабочего листа по ходу пояснений учителя.

Приложение 3.

Слово учителя

- Одновременно ухудшаются взаимоотношения России и Франции. В 1804г. Россия вступает в III антифранцузскую коалицию. В не входили  Англия, Россия, Австрия, Швеция, Неаполитанское королевство.  Апогеем  ее деятельности стало сражение под Аустерлицем  в декабре 1805г.

Приложение 2. (Слайд 5)

Работа с источником. Сражение под Аустерлицем.

 (Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994. С. 457.)

-  Определите итоги и последствия данного сражения? (Большие потери союзников.  Распад  коалиции.)

Приложение 4.  Текст 1.

Слово учителя

- В 1806 г. Была создана IV антифранцузская коалиция в составе Англии, России, Пруссии и Швеции. В ответ Наполеон объявил о « континентальной блокаде Англии – запрете на всякие связи между ней и странами Европейского континента». Боевые действия не принесли успеха коалиции. После разгрома Пруссии Франция оказалась у границ России. Принимая во внимание истощение материальных, военных и людских ресурсов Александр I пошёл на переговоры с Наполеоном. Подписанный императорами в июне 1807г. договор назван Тельзитским , т.к. был подписан в г. Тельзит.

Рассказ учителя. Встреча Александра I с Наполеоном в Тильзите.

(Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994, С. 463-464)

Приложение 4.  Текст 2.

Заполнение учащимися рабочего листа по ходу пояснений учителя.

Приложение 3.

Работа с текстом учебника. §2,п. 4.

- Выделите основные пункты данного договора,  разделите  их на имеющие положительные и отрицательные  последствия для России. (Примерный ответ – Приложение 5)

Приложение 2. (Слайд 6)

- Какие направления стали главными для России после заключения Тельзитского мира?

(Борьба с Турцией, Ираном, Швецией).

Работа с текстом учебника по рядам.  1 ряд - §2 п. 5.,2 ряд- §2 п. 3,6. 3 ряд - §2 п. 3,7

Заслушивание ответов.

Заполнение учащимися рабочего листа по ходу пояснений учителя.

Приложение 3.

Приложение 2. (Слайд 7)

Слово учителя

- Тельзитский мир был недолгим.  Россия терпела из –за континентальной блокады Англии колоссальные убытки, что вызывало недовольство  общества. Франция же была недовольна тем, что Россия торгует с Англией посредством нейтральных американцев.  Создание Наполеоном Герцогства Варшавского стало явной угрозой суверенитету и территориальной целостности России.

Введенный же Россией новый таможенный тариф (высокие пошлины на предметы роскоши, поставляемые из Франции) больно ударил по казне  Франции. Стало ясным, что война неизбежна.

 - На основании заполненного Вами конспекта –схемы прошу Вас  выполнить на задания поставленные в начале урока и записать  ответы. (Примерный ответ – Приложение 6)

Заслушивание ответов.

Приложение 2. (Слайд 8)

IV. Закрепление материала.

Работа с  картой. 

- Укажите на карте направления и места основных  внешнеполитических событий.  

Приложение 2.  (Слайд 9)

- Работа с текстом.

Приложение 1.  Задание 2.    Подчеркните правильные фрагменты в тексте.

V. Домашнее задание.

§2. Вопросы к параграфу.

Работа с конспектом - схемой.

Приложение 2.  (Слайд 10)

VI.    Выставление оценок.

После выполнения задания, учащиеся сдают листы с заданиями 1 и 2. По усмотрению учителя он может оценить или вместе или по отдельности оба задания. Работая в ходе урока, у  интерактивной доски учащийся также может получить оценку. При желании  учитель может вывести среднеарифметическую оценку.

Литература

Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994, С. 463-464, 457;

Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997 ;

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., Просвещение, 2007;

Киняпина Н. С. Внешняя политика России первой половины XIX века. — М., 1963;

Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX век. – М., Вако, 2004;

Тырин С.В. и др. История Росии XIX век Рабочая тетрадь. 8 кл. – М., Дрофа,2005.  



Предварительный просмотр:

Ф.И. ученика__________________________________   класс ___________

Задание 1. Понятийная мозаика.

Соотнесите понятия и определения

 

Амнистия

А.   Течение, объединяющее сторонников пар ламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства.

Либерализм

Б.  Торжественное письменное обращение вер ховной власти к населению.

Маневр

В.  Частичное или полное освобождение от су дебного наказания, производимое верховной властью.

Манифест

Г.  Передвижение войск на театре военных дейст вий.

Задание 2. Подчеркните правильные фрагменты в тексте.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I

На внешнюю политику России в начале XIX в. большое влияние оказала рево люция, произошедшая (во Франции, в Англии, в Пруссии). Первоначально Александр I пытался сохранить нейтралитет в борьбе ряда европейских госу дарств с (Францией, Англией, Пруссией). Эту борьбу возглавляла (Россия, Анг лия, Франция). В (1801, 1803, 1804) году Наполеон провозгласил себя (импера тором, королем, директором). Он вел (захватническую, миролюбивую) внешнюю политику. России пришлось вести войны с (Францией, Англией, Пруссией) в со юзе с (Англией и Австрией, Англией и Францией, Турцией и Пруссией). Эти вой ны оказались (удачными, неудачными) для России, поэтому царское правитель ство заключило 1807 г. в (Тильзите, Аустерлице, Эрфурте) мир с (Францией, Англией, Пруссией). По договору (Наполеон, Александр) получал свободу дейст вий (в Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Африке), а (Наполеон, Алек сандр) — (на севере и юго-востоке Европы, на севере Соединенных Штатов Аме рики, в Индии). В целом договор был (выгоден, не выгоден) для России, так как она обязывалась присоединиться к континентальной блокаде, направленной против (США, Англии, Японии).

В 1806—1812 гг. Россия вела (русско-иранскую, русско-турецкую, русско-шведскую) войну, которая завершилась подписанием мира в (Гюлистане, Буха ресте, Фридрихсгаме). Россия присоединила к себе (Финляндию до реки Торнео; Ганджийское, Карабахское, Ширванское, Дербентское, Кубинское, Бакинское ханства; Бессарабию). В 1813 г. (русско-иранская, русско-турецкая, русско-шведская) война закончилась подписанием мирного договора в (Гюлистане, Бу харесте, Фридрихсгаме), по которому к России были присоединены (Бессарабия; Гандоквйекое,—Карабахское, Ширванское, Дербентское, Кубинское, Бакинское ханства; Финляндия до реки Торнео).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ 1801-1812гг.

Слайд 3

Антифранцузские коалиции. Тильзитский мир. Война со Швецией. Обострение восточного вопроса . План урока:

Слайд 4

Задание на урок. Выделить основные направления внешней политики. Определить задачи стоящие перед Россией по данным направлениям. Определить степень реализации поставленных задач. Заполнить конспект – схему.

Слайд 5

Антифранцузские коалиции III коалиция 1804г. -1805гг. Англия, Россия, Австрия, Швеция, Неаполитанское королевство. Итог: Поражение коалиции при Аустерлице,1805г. Распад коалиции. IV коалиция 1806 – 1807гг. Англии, России, Пруссии и Швеции Итог: Распад коалиции. 1807г. Тельзитский мир.

Слайд 6

Тельзитский мир. Наполеон Александр I 1807г. Россия и Франция Условия: Присоединение к континентальной блокаде Англии. Создание Герцогства Варшавского. Военный союз с Францией. Возможность благоприятного завершения борьбы с Турцией, Ираном, Швецией

Слайд 7

Ближневосточный вопрос. В состав России вошли: Восточная Грузия 1804г., Западная Грузия 1803-1804гг 1804-1813 – Русско – иранская война. Итог. 1813г. Гюлистанский мир. К России присоединен Северный Азербайджан 1806-1812 – Русско- турецкая война Итог. 1812г. Бухарестский мир Россия получила Бессарабию.

Слайд 8

Основные направления внешней политики России 1801-1812гг. Западное Задачи: Борьба с Францией Итог: Не реализовано. Подготовка к войне Восточное Задачи: Укрепление позиций в Закавказье, на Черном море, Балканах Итог: Полностью реализовано. Прирост территорий .

Слайд 10

Домашнее задание §2. Вопросы к параграфу. Работа с конспектом –схемой.



Предварительный просмотр:

Внешняя политика России в 1801—1812 гг.

 Цель:  

III коалиция (состав, год):

 

 

 Итог, последствия.

 .

 Цель:  

IV коалиция (состав, год):

 

 Итог, последствия:

 

 Тельзитский мир (дата, стороны пункты).

 

«-»

  1.  

«+»

  1.  .

  Русско –шведская война (даты, итоги).

 

Закавказье

сфера  интересов:

 В состав России вошли  

(даты)

 

 

 

 1804-1813 –  

 186-1812 –  .

Название



Задачи


Итог.______________________________

Название :



Задачи




_Итог.___________________________

Основные направления  



Предварительный просмотр:

Текст I.

Сражение под Аустерлицем.

2 декабря 1805 г. недалеко от деревни Аустерлиц ив 120 км севернее

 Вены произошла кровавая битва. Наполеон лично руководил сражением с  начала и до конца. При нем были все его маршалы, четко и быстро исполнявшие указания своего полководца. Поражение союзников определилось с    первых же утренних часов боя. Умело спланировав свои действия и использовав, уязвимые стороны союзнической армии, Наполеон сумел оттес нить её к замерзшим прудам и дал приказ артиллерии бить ядрами, а лед. Лед трескался, солдаты тонули в ледяной воде. Под Аустерлицем  русско -  австрийская армия потерпела не просто поражение, а полный разгром. Союзники потеряли 15 тыс. убитыми и 20 тыс. пленными. Остатки армии, побросав почти вся артиллерию, весь обоз с провиантом и боевыми запасами, бежали. Французы из 80 тыс. потеряли меньше 9 тыс. человек.  Оба императора, Франц и Александр, покинули поле битвы задолго до 1 окончательной катастрофы. Свита, спасаясь, бросила своих высокочтимых государей. Перепуганные монархи скоро разлучились, унесенные лошадьми в разные стороны.

«Короткий зимний день склонялся к вечеру, солнце, ярко светившее весь день, зашло, а Александр и Франц в темноте спасались от плена. Алек сандр дрожал, как в лихорадке, и плакал, потеряв самообладание. Его бы строе бегство продолжалось и в следующие дни. Раненый Кутузов едва спасся от плена».

(Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994. С. 457.)

Текст II.

Встреча Александра I с Наполеоном в Тильзите.

    Свидание императоров состоялось  25 июня и было обставлено необычайной, поразившей воображение современников условностью. Чтобы не затрагивать престижа ни той, ни другой стороны, т. е. чтобы Наполеону не

заходить на русскую  территорию, а Александру не появляться в лагере французов, посередине Немана у Тильзита был установлен огромный плот,  на нем сооружен обтянутый белым полотном павильон с фронтонами, ук рашенными вензелями Александра и Наполеона. Во втором часу дня к пло ту от противоположных берегов реки одновременно причалили две лодки, из которых вышли Александр, нарядившийся в этот знаменательный день с особой изысканностью, и Наполеон в скромном мундире и треуголке. Им ператоры скрылись в павильоне и в течение двух часов вели беседу наеди не. О содержании их разговора современники могли только догадываться.

На другой день Александр I по приглашению Наполеона посетил Тельзит. Днем оба монарха принимали парады, совершали конные прогулки и давали торжественные обеды, а вечером до глубокой ночи без свидетелей и даже без секретарей вели переговоры о судьбах своих империй и всей Ев ропы. Объективности ради следует заметить, что при этой Дипломатиче ской дуэли расчетливый и скрытный Александр показал себя более силь ным противником, чем первоначально думал о нем Наполеон.

(Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994, С. 463-464)



Предварительный просмотр:

Внешняя политика России в 1801—1812 гг.

 Цель: Борьба с Францией

III коалиция (состав, год):

1804г. Англия, Россия, Австрия, Швеция, Неаполитанское королевство.

 

 Итог, последствия.

Поражение коалиции при Аустерлице,1805г.

Распад коалиции.

 Цель: Борьба с Францией

IV коалиция (состав, год):

1806г. Англии, России, Пруссии и Швеции

 Итог, последствия:

Распад коалиции.  Тельзитский мир

 Тельзитский мир (дата, стороны пункты).

1807г. Россия и Франция

«-»

  1. Присоединение к континентальной блокаде Англии.
  2. Создание Герцогства Варшавского.
  3. Военный союз с Францией.
  4. Падение авторитета Александра I.

«+»

  1. Возможность благоприятного завершения борьбы с Турцией, Ираном. Швецией.

  Русско –шведская война (даты, итоги).

1808-1809гг. Получение Россией Финляндии и Аландских островов.

Закавказье

сфера  интересов:

 В состав России вошли  Восточная Грузия 1804г.,  Западная Грузия1803-1804гг.

(даты)

 Турция

 Иран

 Россия

 1804-1813 – Русско – иранская война.

Итог.

 1813г. Гюлистанский  мир

К России присоединен Северный Азербайджан

 186-1812 – Русско- турецкая война

Итог.

1812г. Бухарестский мир

Россия получила Бессарабию.

Название Восточное



Задачи



Укрепление позиций в Закавказье,  на Черном море, Балканах


Итог.______________________________

Полностью реализовано. Прирост территорий.

Название : Европейское


Западное


Задачи



Борьба с Францией


_Итог.___________________________

Не реализовано. Подготовка к войне

Основные направления  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". 10-й класс

Цель:1.Показать непосредственную связь улучшения внутриполитической и экономической ситуации в России с её успехами во внешней политикой; познакомить с целями, направлениями, основными событиями и ито...

Методическая разработка урона на тему "Внешняя политика СССР накануне второй мировой войны (1939 – 1945 г.г.)."

Цель урока: формирование исторических знаний о сути изменений во внешней политике СССР накануне второй мировой войны.Задачи урока:1.Обучающая-: обеспечить в ходе урока усвоение:1)факторов, повлиявших ...

Методическая разработка урока по теме: "Внешняя политика Александра I в 1801-1812гг."

В ходе урока учащиеся должы узнать, какое международное положение занимала Россия в начале XX века, определить основные задачи западного направления внешней политики....

Внешняя политика России в 1801—1812 гг.

Актуализация знаний; показать международное положение России в начале века; определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны; оценить ее результативность....

Тест "Внешняя политика России в 1801-1812 гг."

Тест "Внешняя политика России в 1801-1812 гг."...

План конспект урока по теме "Внешняя политика России во второй половине 16 века."

Разработка конспекта урока по истории России 7 класс...