разработка урока в 7 классе по теме Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

На урок используется краеведческий материал. Учащимися были составлены проекты по темам, а также были использованы другие виды творческих работ (рисунки, сочинения, разыгрывание сценки из "Капитанской дочки" А.С.Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_pugachev.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 7 классе.

«Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева».

Цели урока: 1. Определить причины, особенности, последствия восстания, рассмотреть ход, причины поражения.

2. Показать, что восстание под руководством Е.И.Пугачева – самая мощная в истории феодальной России крестьянская война, которая нанесла ощутимый удар по самодержавно крепостнической системе.

3. Продолжить формирование умений работы с документами, картами.

4. Формирование уважительного толерантного отношения к позициям  различных слоев русского общества.

Дом. задание: пар. 43. По учебнику Творческая работа на выбор учащихся. Написать сочинение на тему:

План урока на доске.

1. Причины войны.

2. Основные этапы войны.

3. Особенности войны (вооружение, организация армии).

4. Движение Пугачева в Приисетье

5. Программа Пугачева.

6. Итоги и значение войны.

Опрос.

Тесты.

1. Жалованная грамота дворянству была издана

А. в 1767 г.     Б. в 1775 г.      В. в 1785 г.

2. Губернская реформа была проведена

А. в 1773 г.      Б. в 1775 г.       В. в 1783 г.

3. Предполагалось, что свод законов Российской империи подготовит

А. Вольное экономическое общество

Б. Уложенная комиссия

В. Верховный тайный совет

4. Политику Екатерины 2 называют

А. республиканской    Б. просвещенным абсолютизмом      В. жалованным абсолютизмом

5. На каких мануфактурах  в 18 в. увеличилось применение наемного труда

А. текстильной      Б. металлургической       В. оружейной.

Опрос устно (фронтальный).

1. Вспомните, каковы причины народных восстаний в первой четверти 18 в.

2. Кто участвовал в этих восстаниях?

Вам было дано задание прочитать «Капитанскую дочку». Поднимите руку, кто прочитал.

Кто автор этого произведения? Как вы думаете, о чем это произведение? На каких исторических событиях оно основано?

 

Итак, темой нашего сегодняшнего урока будет «Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева».

Мы назвали причины народных выступлений первой половины 18 в. Можете ли вы предположить, какие причины вызвали эту крестьянскую войну?

Давайте проверим наши предположения.

У вас на столах тексты под номером 1. Прочитайте их и сделайте выводы о том, кто и почему был недоволен политикой правительства.

1.1. Первая группа.

Во второй половине 18 в. значительно усилились новые черты хозяйственной жизни страны, связанные с постепенным упадком феодализма и утверждением капиталистического производства. Феодализм медленно уступал свои позиции, тормозил буржуазное развитие, а также приспосабливался к нему. В промышленности возрастающую роль играли мануфактуры. В 60-х гг.  18 в. числилось не менее 600 мануфактур, к исходу столетия эта цифра возросла в 3 с лишним раза.

Среди мануфактурных рабочих многочисленную группу составляли крепостные крестьяне, отпущенные помещиком на заработки (крестьяне-отходники). Помещики оценили этот новый источник дохода. Ведь в этом случае крестьянин в виде оброка отдавал барину часть заработанных на стороне денег.

Нужда в деньгах у барина росла быстро. Он не довольствовался простой пищей и одеждой. Дорогие явства, вина и посуда, роскошные заграничные наряды, богатые экипажи, содержание многочисленной прислуги, приемы, выезды и т.д. – все требовало больших расходов. На крестьян возлагали дополнительные трудовые и денежные повинности. Барщина достигала 4-5 дней в неделю, оброк увеличился в 3-5 раз. Крестьянские хозяйства зачастую не выдерживали подобного нажима помещиков, беднели. Идет расслоение деревни. Резкое усиление крепостнического гнета подрывало основу феодального хозяйства – крестьянский двор.

1.2. Вторая половина 18 в. – время ещё большего укрепления крепостничества. Екатерина II ознаменовала свое царствование окончательным закрепощением крестьян, предоставила дворянам право распоряжаться ими по своему усмотрению. Она щедро одарила крепостными крестьянами лиц, которые помогали ей достичь власти. Всего за 34 года своего царствования Екатерина II раздала помещикам около 800 тысяч государственных крестьян. Каждый 2-й крестьянин Великороссии был крепостным.

Власть помещиков над крестьянами была почти неограниченной: они сами судили и наказывали своих крепостных, проигрывали их в карты, меняли на собак, продавали по одиночку, целыми семьями и деревнями.

В 60-е гг. 18 в. царскими властями были изданы указы, дающие помещикам право без суда отправлять своих крепостных в Сибирь на поселение и каторгу. Позднее крестьянам было запрещено подавать жалобы на своих господ. Крестьян мучили и истязали, травили собаками, засекали до смерти.

Эти указы делали помещиков практически безнаказанными.

 

Спросить о Дарье Салтыковой.  В это время стало известно имя Дарьи Салтыковой. Вспомните, что вам о ней известно.

1.3. Жесточайшему угнетению подверглись и «инородцы» - башкиры, татары, киргизы, удмурты, мордва, чуваши, марийцы и другие нерусские народности. Их угнетали не только чиновники, дворяне и купцы-промышленники, но и местная феодальная знать и духовенство.

Царское правительство принимало все меры, чтобы привлечь в Башкирию русских купцов и промышленников. 11 февраля 1736 г. правительство издало указ, который разрешал им занимать и осваивать башкирские земли. Купцы начали за бесценок скупать в Башкирии огромные участки земель и лесов. Так, например, симбирский купец Твердышев «купил» возле Белорецкого завода 300000 десятин сортового леса за 300 руб., т.е. за 10 десятин строевого леса платил по 1 копейке.

С 1742 г. военно-административным центром Башкирии стала крепость Оренбург.

Массовый захват башкирских земель, жестокие поборы и введение государственной монополии на соль вызвали национально-освободительное движение в Башкирии.

В тяжелом положении находились и народы Прикамского края и Поволжья. Жителей этих областей насильно обращали в христианскую веру. Горе и разорение ждали тех людей, кто не хотел креститься. Обычно такие люди, узнав о близком визите духовенства, разбегались в леса, а если кто попадался, с ним расправлялись как с преступником – били его плетьми до потери сознания, разоряли его дом, ломали окна, двери, печи…

За крещение освобождали от податей на 3 года! Подати крещеных перекладывали на некрещеных.

1.4. Положение работавших на уральских заводах крестьян (работных людей) было таким же тяжелым и бесправным, как и положение помещичьих крестьян. Особенно невыносимым были те условия, в которых жили крестьяне, приписанные к отдельным заводам и фабрикам.

Крестьянам, которые платили подушную подать казне, объявляли от имени правительства, что они освобождались от уплаты подати и взамен этого должны ежегодно отрабатывать её на заводе. Подушную подать за них в казну платили владельцы завода.

За один раз отработать все деньги не удавалось, и поэтому крестьянину приходилось являться на завод 2-3 раза в год. Каждый приписной крестьянин проводил на заводе до 260 дней в году, а подать оставалась неотработанной.

Наряду с приписными на заводах работали крестьяне, прикрепленные к заводам и фабрикам. Их называли посессионные. Они подвергались жестокой эксплуатации.

Работали на заводах и беглые люди. За малейшую провинность их арестовывали, наказывали плетьми. На многих заводах и фабриках отбывали наказание осужденные на каторжные работы.

Все это приводило к волнениям среди работных людей.

В.? Кто такие приписные, посессионные крестьяне? Что такое подушная подать? При каком царе эти понятия появились?

1.5. При переходе казаков к земледелию усилился процесс классового расслоения – выделение казацкой верхушки и обеднение массы казачества. Царь Михаил Федорович разрешил казакам за охрану границ пользоваться рекой Яиком, рыбными и звериными ловлями и солью беспошлинно.

Богатая старшинская верхушка со временем захватила рыбные промыслы, табуны лошадей и землю. Рядовые казаки утратили свои прежние вольности.

Они пожаловались на самоуправство в Военную коллегию, которая в ответ наказала 40 казаков плетьми. Казаки снова послали выборных в Петербург, им удалось подать жалобу на имя Екатерины II. Казаки писали, что вот уже 5 лет Яицкое войско не получает денежного жалования, просили восстановить их прежние вольности. Но все выборные были арестованы. Для расследования причин была создана комиссия, которая начала свою деятельность с того, что приказала наказать плетьми семерых выборных, обрить им бороды (что считалось у казаков величайшим позором) и под конвоем отослать в Оренбург. Это вызвало возмущение казаков, и они восстали. Восстание было жестоко подавлено. Несмотря на жестокую расправу, казаки не собирались покоряться.

- То ли еще будет! – говорили они.

В.? Кто и чем был недоволен?

Давайте в тетради запишем участников восстания и причины их недовольства

Участники

Причины их недовольства

1. Казаки

Наступление правительства на казачьи привилегии

2. Башкиры, народы Поволжья

Политика российского правительства в национальных окраинах

3. Работные люди

Тяжелые условия труда и сильная эксплуатация

4. Крепостные крестьяне

Сильный крепостной гнет, бесправие и эксплуатация крестьян помещиками.

 Вывешивается на доске таблица.

Вывод. Мы выяснили, что «пугачевщина» была результатом всеобщего недовольства низов своим бедственным положением.

А кто такой Пугачев? Алена расскажет нам его биографию. (было заранее дано задание найти биографию Е.И.Пугачёва).

Пугачев называл себя Петром III. Как вы думаете, почему он это делал?

Волею судьбы Пугачев оказывается на р.Яик. И здесь он все больше убеждается, что на Яике «скорей, чем в другом месте, его признают и помогут». Яицкие казаки переживали тяжелые времена. Все обременительней становилась казацкая служба, все сильней правительство пыталось превратить вольных казаков в солдат регулярной армии. Самозванец привлекает на свою сторону группу яицких казаков.

Восстание началось в сентябре 1773 г. Была взята Татищева крепость. К Пугачеву присоединяются работные люди уральских шахт и горных заводов. Было создано большое войско, которое хорошо организовано.

Гриша составил проект об организации пугачевского войска. (Проект)

Ход событий.

Первый этап. 17 сентября 1773 г. – 22 марта 1774 г.

Второй этап. Апрель – июль 1774 г.

Третий этап. 31 июля – сентябрь 1774 г.

Вывешивается на доске.

Войско самозванца брало одну крепость за другой. Район восстания быстро расширялся. Тогда-то власти забили тревогу. Против Пугачева двинули войска.

Тем временем Пугачев подступил к Оренбургу и начал его осаду, которая продолжалась 6 месяцев. Враги удивлялись тому мужеству, с которым сражались пугачевцы против регулярных войск. Однако в отношении к захваченным в плен дворянам они были порой очень жестоки. Посмотрите в учебнике на стр. 251 есть репродукция «Суд Пугачева». Кого судит Пугачев? Вспомните, как он обошелся с защитниками Белогорской крепости, с капитаном Мироновым и его женой Василисой Егоровной ( повесил Миронова, саблей зарубили его жену).

Мы посмотрим отрывок из фильма «Русский бунт» и потом ответим на вопросы.  Просмотр отрывка.

В -? Что мы узнаем из этого диалога? (Гринев узнает об отношении Пугачева к возглавляемому им восстанию, к своему окружению, к перспективам народной войны. Предводитель восставших испытывает чувство одиночества среди своих сподвижников, знает о своей обреченности: «Улица моя тесна, воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востром, при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». «… поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать, как начал. Как знать? Авось и удастся!» Этот диалог подчеркивает стихийность, бесплановость движения и авантюризм Пугачева. Завершает разговор калмыцкая сказка, рассказанная Пугачевым. Эта сказка раскрывает глубину пропасти между героями, показывает их мировоззрение.)

Сейчас,  ребята готовятся к следующему проекту, а  мы  немного отдохнём и  послушаем «Вальс» Георгия Свиридова к повести Пушкина «Метель». Вот в такую погоду впервые встретился с Пугачевым герой повести «Капитанская дочка» Гринев. Эта встреча оказала большое влияние на дальнейшую судьбу героя.

Сценка из «Капитанской дочки».

В -7 Каким мы видит Пугачева в этом отрывке?

(Когда Пугачев узнает об истинных причинах возвращения Гринева в Белогорскую крепость, то он решает помочь спасти бедную сироту. Он возмущен и разгневан. Значит, в душе Пугачева живет тяга к справедливости и такое характерное для народной морали желание защитить сирых и обиженных.)

 

В Оренбургском крае, на Урале, в Башкирии, в Тобольской губернии действовали отряды сподвижников Е.И.Пугачева – Иван Никифорович Зарубин-Чика, Иван Наумович Белобородов.

Жители нашего района также принимали участие в крестьянской войне под предводительством Е.И.Пугачева.

Проект «Участие жителей Исетского района в восстании» (дано задание подготовить проект заранее сильному учащемуся)

Весной 1774 г. повстанцы понесли тяжелые поражения. Пугачев из Оренбургского края ушел на Урал. Там он обращается с манифестом к восставшим.

Манифест – торжественное письменное обращение верховной власти к населению.

Давайте прочитаем отрывок из этого указа. Стр. 250 в учебнике.

В.?    Как вы думаете, можно ли назвать этот манифест «жалованной грамотой крестьянству»?

Проект «Манифесты Пугачева. Изменение взглядов» (проект составлен заранее).

(В.Ф.Антонов «Книга для чтения» стр. 192-193)

Воззвания привели к тому, что к Пугачеву примкнули не только крестьяне и работные люди, но и население Башкирии. Там восстание возглавили Кинзя Арсланов и Салават Юлаев.

Летом 1774 г. войска Пугачева отошли в Поволжье. Была взята Казань. Правительство всерьёз обеспокоилось размахом восстания и отправило сюда главные силы под командованием И.И.Михельсона. Пугачеву было нанесено тяжелое поражение. Он переправился через Волгу, где было много крепостных крестьян. Наибольший размах восстание получило у г. Царицын. Близ Черного Яра войско Пугачева было разгромлено. Сам он с небольшой группой повстанцев перебрался через Волгу, но среди его окружения возник заговор во главе с Твороговым. Казаки схватили атамана и сдали его властям.

Закованного в кандалы Е.И.Пугачева посадили в железную клетку и привезли в Москву. Он выдержал жестокие пытки и допросы. Холодным ветреным днем 10 января 1775 г. его и других предводителей восстания казнили на Болотной площади.

Разгромленные крестьянские выступления продолжались в конце 1774 – начале 1775 г. Но было ясно, что крестьянская война потерпела поражение. Подавлена она была с большой жестокостью.

Итак, восстание закончилось. Оно имеет многие общие черты с другими восстаниями. Какие? (участники, причины восстания, итоги, причины поражения)

Но у этого восстания есть свои особенности. Откройте учебник на стр. 250, найдите эти особенности. Некоторые историки за эти особенности называют восстание крестьянской войной.

В.?  Почему же восстание потерпело поражение?

Давайте запишем в тетради причины поражения восстания.

  • Раздробленность сил
  • Локальность
  • Недостаточная организованность
  • Отсутствие (или недостаточность) военной подготовки
  • Монархическая иллюзия (вера в доброго, справедливого царя). ( на доске вывешивается).

Пугачев всегда оценивался неоднозначно, но относиться к нему равнодушно и безразлично нельзя.

Как оценивали Пугачева в разные времена? Об этом нам скажут представители группы, готовившие театральный проект.

А как относится к Пугачеву Пушкин в «Капитанской дочке»?

А какое впечатление у вас оставил Пугачев?

Давайте, прежде чем подвести итог нашему уроку, познакомимся с мнением историков о Пугачевском бунте.

П.Черкасов и Д.Чернышевский считают, что «правительству Екатерины с большим трудом удалось подавить восстание. Память же о «кровавом русском бунте» крепко засела в общественном сознании России, предостерегая как от чрезмерного завинчивания гаек в государственном механизме, так и от бессилия власти».

Н.Эйдельман писал: «Восстание страшное, жестокое, взявшее много крови и неправедной, и праведной, бунт, своего не достигший, но… историки, экономисты вычислили, что, между прочим, заработная плата на уральских заводах после восстания выросла, даны были некоторые льготы разным категориям крестьян. Это не мелочь, приглядимся получше» пугачевцев победили, переказнили, но победители испугались и все же повысили плату или уменьшили оброк!»

Е.Анисимов и А.Каменский отмечали, что «восстание Пугачева, подвергшее в ужас дворянскую Россию, имело важные последствия для определения дальнейшей внутренней политики Екатерины 2. Прежде всего, императрица убедилась в глубоком консерватизме низших слоев населения империи. Во-вторых, стало ясно, что при всех издержках лишь дворянство могло быть истинной опорой трона. Наконец, в третьих, восстание наглядно продемонстрировало глубокий кризис общества и, следовательно, невозможность и далее откладывать реформы, которые следовало проводить постепенно, шаг за шагом, путем медленной каждодневной работы».

Ответьте на вопросы.  1. Что имели в виду историки, говоря, что восстание предостерегло власть «как от чрезмерного завинчивания гаек в государственном механизме, так и от бессилия власти». 2. Согласны ли вы с утверждением, что восстание привело к снижению гнета над крестьянами и работными людьми?

Сделаем вывод.  Крестьянская война 1773 – 1775 гг. в России – это бунт боли и отчаяния, когда сопротивление крепостному гнету иными формами уже более невозможно. Хотя война и была заранее обречена на неудачу, это не может умалить её значения в истории. Она явилась ярким выражением обострения классовой борьбы. Эта война по широте размаха и ожесточенности классовых столкновений не имела себе равных во всей предшествующей истории России. Она нанесла удар по вековым устоям крепостнической системы и ускорила отмену крепостного права.

Рефлексия. Продолжить предложение: На уроке я узнал, что…С урока я запомнил…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по истории на тему:Крестьянская война под предводительством Степана Разина

Конспект урока по истории России  в 7 классе на тему :Крестьянская война под предводительством Степана Разина...

Урок истории 7 класс "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева"

Разработка урока по истории 7 класс, по теме "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева"Также имеется презентация к этому уроку....

8 класс презентация по теме Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева

Перезентация поможет организовать урок самостоятельноего изучения материала учащимися по теме "Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева", показывая план работы по теме и результаты, которые...

урок"Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева"

методическая разработка к уроку "Крестьянская война под редводительством Е.Пугачева"...

Урок по теме: «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева»

Урок по теме: «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева»Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение социальные волнения, которые происходили в России. Но, прежде чем п...