Конспект урока по истории Тема"Сословный быт"
план-конспект урока (история, 7 класс) по теме

Для учителей истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_svoy.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Стародрожжановская средняя общеобразовательная школа №2 Дрожжановского муниципального района РТ

Конспект открытого урока по истории России

в 7 классе по теме «Сословный быт XVII века. Традиции и нравы»

Учитель истории и обществознания

II квалификационной категории

Ханзярова Гузалия Рифкатовна.

2011 – 2012 уч. г

Тема "Сословный быт XVII века. Традиции и нравы"

 Тип урока: изучение нового материала.  

 Форма: урок-заочная экскурсия.

   Цели: 

  1. Образовательная: ознакомление с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVII века и теми изменениями, которые происходят в повседневной жизни людей в течение столетия.
  2. Развивающая: развитие творческого мышления; формирование навыков групповой работы с текстом учебника и предметным материалом.
  3. Воспитательная: эстетическое  воспитание через знакомство с картинами известных художников, уважения  к традиционным ценностям.

Цель использования мультимедийных технологий на уроке: создание яркого, запоминающегося образа эпохи.

Оснащение: проектор, ноутбук, презентация учителя.

ХОД УРОКА

1. Организационный  момент. – Знакомство с классом.

2. Введение в тему

Слайд 1.  - Ребята, вам знакома эта картина? Кто автор, как называется? .

Перед вами знаменитая картина А.Васнецова «Мясницкие ворота»

Слайд 2.   - Давайте рассмотрим картину. Какой это город и какая эпоха? Почему вы так думаете? Опишите людей…

Столица Российского государства в XVII веке – это большой многолюдный город. Здесь живут люди разного звания и достатка. Все куда то спешат. Богатые горожане,  одетые в цветную одежду из дорогих тканей,  разъезжают  по городу в расписных возках, запряжённых несколькими парами лошадей. Горожане, чьё положение в обществе, ниже одеты попроще, они пешком преодолевают московские расстояния. Каждый день через городские ворота в столицу въезжают сотни подвод с разными припасами и товарами, приходит люд со всех сторон матушки России, да и с иноземных сторон. Здесь можно увидеть и услышать  всё самое интересное и невероятное.

-  Прочитайте эпиграф к нашему уроку

«Слава нашей стороне!
Слава русской старине!»

- Хотелось бы услышать ваши предположения, почему эпиграфом к уроку я выбрала эти строки?

……

- Итак, сегодня мы совершим экскурсию в историю. Познакомимся с сословным бытом России XVII века  традициями и обычаями того времени.

слайд № 2 Тема урока

- Как вы понимает термин быт?  (варианты)

 Быт – зто повседневная жизнь.

- Что бы вы хотели узнать о быте XVII века?

Варианты интересов учащихся.

В плане нашей экскурсии  знакомство с устройством жилища, модой, питанием и образом жизни разных сословий XVII в.

XVII век очень от нас далёк, многие постройки, предметы обихода не выдержали испытания временем.

- И где же мы можем найти следы прошлого? Где хранятся экспозиции и старинные вещи?

 Ту далёкую эпоху мы будем изучать с экспозиций русского музея им. А.С.Пушкина в Москве.

 Слайд 3.(музей ) -  И так, мы с вами идём в музей. Входные билеты – это ваши знания. Старайтесь! Покажите себя знатоками данной эпохи.

2. Актуализация  знаний. (фронтальная работа)

Вопросы каждому ряду

1. Что такое сословия?
2. Какие сословия были в России  XVII в.?
3. Назовите имя русского царя, прозвище которого «Тишайший» (Алексей Михайлович).  

- Почему он получил такое прозвище?  Его внутренняя политика,  развитие культуры появление архитектурных ансамблей

- Кто назовет самые знаменитые архитектурные сооружения, построенные при его правлении? Можете открыть учебник на странице 137… и еще раз посмотреть… 

(Теремной  дворец  московского  Кремля, Успенская церковь в Угличе, церковь Ильи Пророка в Ярославе).  Именно при нем появился русский театр.


- Молодцы, вы все получили входные билеты.

3. Объяснение нового материала

Слайд 4  - Мы с вами в зале «Русская бытовая культура XVII века»

Слайд 5 царские хоромы    Ворота с полукруглой аркой,
                                                      Холмы, луга, луга, овин.
                                                 В ограде – мрак и холод парка,
                                                    И дом невиданной красы.

Стихи Пастернака описывают  дворец  в селе Коломенском.  Этот дворец похож на сказочный.  Внутреннее убранство царских палат также поражает великолепием.

- Давайте детально рассмотрим эту красоту. Обратите внимание, как отделывались стены… 

Стены отделывались разноцветным сукном, атласом и кожей.

- Хочу добавить, что во дворце было 3000 окон на 270 комнат. В окнах вставлено стекло. Это  большая редкость. По мере усиления западного влияния появлялись голландские и немецкие картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.

Слайд 6  купеческий дом.

-  Кончено же, знать (бояре, дворяне, богатые купцы) старались  подражать царскому  быту.  Перед вами дом  купца. Эта постройка XVII в.

- Оцените достаток купца по горнице     (мебель говорит о достатке)
Слайд 7       «Московская улица XVII века». 

-Мы стоим перед знаменитой картиной «Московская улица XVII века» знаменитого художника. Назовите имя художника.

Слайд 8  Её автор – Рябушкин Андрей Петрович, русский живописец XIX века. Мастер красочных жанровых и исторических картин.

Избрав обычные эпизоды из жизни Москвы XVII века, художник сумел воссоздать далекую старину, он как бы приоткрыл страницу русской истории. Перед нами оживает характерный уголок старой Москвы…

- В чем особенность русских городов XVII века?

- Как можно описать улицу? - грязь 

- Обратите внимание на постройки… из какого материала они сделаны?... . Большинство москвичей (даже состоятельные) жили в деревянных хоромах: тепло и привычно, особенно зимой.

- По улице, высоко подобрав полы одежд, идут люди.…Какие сословия вы видите? Как их мы можем отличить? 

Молодая женщина в белом платке, красном одеянии осторожно ступает по бревенчатым мосткам, боярин восседает на вороном коне, нищий, сидя перед иконой, просит подаяние...

- Подобное художник не раз видел во многих провинциальных городах России, поэтому и смог с такой живостью, естественностью представить эту сцену на полотне.
-Если в жизни горожан можно наблюдать изменения, особенно,    к концу столетия, то крестьянская жизнь текла медленно, никаких  значительных перемен  не происходило.
  - Опишите крестьянскую избу, опираясь на картину и текст, вам нужно вставить пропущенные слова…. У какой группы получится более точный текст. (1-2 м.) 

- Вижу, затрудняетесь в подборке слов. Обратите внимание на экран, там для вас слова подсказки… (1м)

Слайд 9( крестьянская изба)- Опишите крестьянский двор и избу…

Слайд 10 крестьянская изба   (Крестьянский двор – это крытая дранкой или соломой изба, топившаяся по – чёрному, хлев для скота, сарай. Окна затянуты рыбьим пузырём или кусками промасленного холста. Обстановка довольно скудная: простые столы и лавки. В красном углу  обязательно икона, сюда усаживали   гостя. Главная часть крестьянской избы это русская печь – зимой здесь спала вся семья, т.к  это было самое тёплое место. Посуда деревянная и глиняная. Для освещения жилища использовали светец. Как правило, его вставляли в расщелину печи, а для предотвращения пожара на пол ставили корыто с водой.)

Физкультминутка - Прежде чем пойдем дальше, проведем физкультминутку. (1 мин)

 Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.  
(наклоны вперед и назад)  

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Слайд 11 - Продолжим нашу экскурсию. Перед вами ещё ряд картин. Это  картина А. Рябушкин. Семья купца -  Глядя на эти картины, догадайтесь  какой будет следующий зал для посещения?

Ученики предлагают свои варианты.

-  Мы переходим в зал «Одежда XVII века».

- Бояре носили платья из роскошных тканей – тонких сукон, шелков, бархата и парчи. Посадские люди могли купить только дешёвые привозные ткани – кумач, бязь. Они одевались, в основном, в материи, вытканные городскими ремесленниками, а то и как крестьяне в одежду из льняного полотна,  домотканого холста, из грубошёрстного сукна – сермяги, армячины.

Слайд 12 - Думаю вам интересно узнать, как назывались элементы одежды 17 века. Встречаются довольно забавные на слух названия. Я хочу проверить вашу память. Слушая мой рассказ и рассматривая одежду того времени, вы постараетесь запомнить эти элементы… можете записывать… Записи потом пригодятся вам.

Слайд 12 Основа женской одежды всех сословий – Льняная рубаха
Подол и оплечье рубахи украшались вышивкой. Внизу широкие рукава стягивались манжетом – запястьем.
Широкий
сарафан надевали поверх рубахи. Голову незамужней девушки украшал кокошник, который оставлял открытую косу – девичью красу.
Летник – вид женской одежды. В зависимости от достатка его шили из разных материалов: от сукна до парчи.
Опашень с длинными рукавами и прорезями у плеч обычно надевали поверх летника в холодное время.  

Замужние женщины закрывали голову платком-убрусом, а зимой надевали шапку, напоминающую мужскую.
Кафтан –
 ферязь с очень длинными рукавами был основой мужской одежды. Рукава при необходимости подтягивали, собирая на руках в многочисленные складки. Ферязь была одеждой знати и она подчёркивала пренебрежение к физическому труду. Недаром в народе возникла поговорка: «Работать спустя рукава».
Охабень – верхняя уличная одежда с широкими рукавами. Отличительной чертой боярского костюма была высокая (горлатая) шапка. Такие шапки шились из горлышек куниц или черно-бурых лис и служили знаком высокого боярского достоинства.
Слайд 13 - Смотрите на экран и пишите элементы одежды по номерам….

Слайд 14 - Теперь пусть кто-то прочтет свои записи…

Слайд 15 - Можете проверить себя…

4. Закрепление изученного материала

Слайд 16 - Какие элементы мы встречаем в одежде  членов семьи купца?

7. Итог урока

- Мы с вами совершили путешествие в XVII век. Вы познакомились с повседневной жизнью разных сословий. Из той далёкой эпохи в нашу жизнь пришли некоторые пословицы. Кто запомнил ?   

«Работать спустя рукава»   т.е не прилагать усилий ведь длинные рукава  ферязя практически не позволяли что – либо делать.

Можете сказать еще какую-нибудь пословицу?

«Проще пареной репы» Что она означает сегодня? Овощи в то время парили в печке. Такой способ приготовления  не требовал большого труда.

8. Рефлексия  1. Что тебе дал этот урок?
                         2. Как оцениваешь свою работу?
                         3. Что вызвало наибольший интерес?
                          4. Были ли трудности?

Вы понимаете, ребята, что за 1 урок раскрыть эту обширную тему подробно  невозможно. Те, кто захочет узнать больше, я советую прочитать книгу русского историка Ивана Забелина «Домашний быт русских царей».

Отметки за урок.

9. Домашнее задание: параграф 19 ответы на вопросы стр 144

Крестьянский двор – это крытая   ……………..  или  …………..  изба, топившаяся по – чёрному, …………..  для скота,  сарай. Окна затянуты …………. пузырём или кусками промасленного ………………...
Обстановка довольно скудная: простые столы и лавки. В красном углу  обязательно …………. , сюда усаживали   гостя. Главная часть крестьянской избы это русская …………. – зимой здесь спала вся семья, т.к  это было самое тёплое место. Посуда …………………и ……………... Для освещения жилища использовали………….. Как правило, его вставляли в расщелину печи, а для предотвращения пожара на пол ставили корыто с водой.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории Тема "Образование державы Маурьев в Индиил"

Конспект урока по истории для учеников 5 класса к учебнику Древней истории. Автор Михайловский....