урок истории "начало правления ПетраI"
план-конспект урока (история, 7 класс) по теме

Данный урок проводится в соответствие с КТП учителя. Урок является первым, вводным уроком к новому разделу "Россия в эпоху петровских преобразовании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc66 КБ
Microsoft Office document icon prelozhenie_1.doc31 КБ
Файл prelozhenie_2.docx16.45 КБ
Файл prelozhenie_3.docx241.51 КБ
Файл prelozhenie_4.docx120.27 КБ
Office presentation icon urok_pyotr_1.ppt1.98 МБ
Файл pismennyy_istochnik_6.docx44.48 КБ
Файл istoriya_streleckogo_bunta._7.docx18.76 КБ
Файл slovar_pr_5.docx47.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Бочарова Н.М уч.истории и обществознания ;

                                        Дьяконова С.В уч русского языка и литературы

                             МБОУ г.Астрахани СОШ №24

Тема: Права человека.

Цель урока:

 1) Образовательные

Познакомить учащихся с основными видами прав человека, провозглашенных в Декларации прав человека и конституции РФ

2)Воспитывать правовую культуру  учащихся, научить ребят, что нужно жить со знанием своих прав и свобод, но помнить при этом, что у других людей такие же права.  

3)Развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, умение составлять конспект, анализировать ситуацию.

Тип урока: урок формирования знаний.

В форме: кино урока и инсценировки сказок.

Оборудование: Конституция РФ, «Всеобщая Декларация прав человека», «Конвенция о прав человека» видеосюжеты из сказок, атрибуты для инсценировки.

Понятийный аппарат: конституция, конвенция, декларация, права, свобода, обязанности.

                                     

Ход работы

  1. Организация начала урока.
  2. Вводное слово учителя.
  3. Просмотр видеосюжетов по сказкам через знакомство с правами и обязанности.
  4. Работа учащихся в тетрадях.
  5. Инсценировка сюжетов из сказки « Красная шапочка» и «Теремок»  с анализом учащихся о пробах  нарушенных в данных ситуациях.
  6. Подведение итогов, домашнее задание.

                                         

2 Вводное слово учителя.

 Проблема прав человека-принадлежность не только нашего времени. Это одна из вечных проблем сопровождающих человечество. О правах и свободах человека заговорили в 8 веке, французская революция шла под лозунгами: «Свобода, равенство, братство!» И лишь в 20 веке проблема прав и свобод получили всемирное звучание. В 1948 г. Генеральный Ассамблей ООН была принята Декларация прав человека. Права и свободы закрепляющих и основными законами государств конституции. Важность вопроса о правах и свободах, объясняется тем, что осуществление их одно из главных условий развития и благополучия человека.

Задание классу: Во время просмотра видеосюжетов и комментария их учителем записать права, свободы и обязанности гражданина.

Видеосюжеты:

Сюжеты из сказки «Буратино»

- ст.23 конституции- права неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

-ст. 43- права на образование.

-ст. 37-принудительный труд запрещен.

-ст. 27(2) (никто не должен подвергаться пыткам, насилию или унижающего человеческое достоинство обращению или наказанию).

Сказка «Приключение в Простоквашино» 

-ст. 38(2) забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

-ст.34(1) Использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Сюжет мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка»       

 -право на имя.

-ст. 42 каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

-ст. 30 каждый имеет право на обледенение.

Сказка «Дюймовочка» 

(ст. 16 Декларации) Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон мужчины и женщины, достигших совершеннолетия.

«Кот в сапогах»

 ст. 35(4)- право расследования.

«Винни Пух» 

 ст. 35 право частной собственности.  

 «Карлсон» 

 ст. 27(1) право свободного передвижения, выбор места пребывания и жительства.   

«Доктор Айболит» 

 ст. 41(1) право на охрану здоровья и медпомощь бесплатно.

«Приключение Чиполлино» 

ст.19(1) равенство прав и свобод независимости пола, национальности, расы, языка, происхождения, имущественного и должностного положения.

М/Ф «Возвращение блудного попугая» 

ст. 29 Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

5) Инсценировка сюжетов из сказок:

«Красная шапочка» 

ст. 20,25

1. Каждый имеет право на жизнь.

2.Смертная казнь за особо тяжкое преступление против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом.  

«Теремок»

 ст.25 Жилище не прикосновенно. Никто не в праве проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных Федеральным законом.

6)Подведение итогов, домашнее задание.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ  

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

        

1.Исторические условия, в которых происходит деятельность  личности.

2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

3. Интересы какого класса выражает исторический деятель?

4. Значение его личных качеств.

5. Оценка результатов деятельности исторической личности.

ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ НА СРАВНЕНИЕ

ИСТОРИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И СОБЫТИЙ.

  1. Проанализируйте события или явления, выдели линии сравнения.
  2. Определи черты сходства и различия.

          3.Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.

4. Сделай вывод из произведенного сравнения.

5. Свои действия можешь оформить в текстовую таблицу.

Линия сравнения

Общее

Различное

ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА

О ВОЙНАХ

  1. Причины и характер войны:

- основные противоречия, приведшие к войне,

- подготовка к войне, соотношение сил,

- планы сторон.

2. Ход войны (основные этапы):

- повод к войне и ее начало;

- основные этапы и главные сражения;

- окончание войны, условия мира, итоги

3. Значение войны (экономические, политические, социальные).



Предварительный просмотр:

 А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва  «История России XVI-XVIII вв»

Вентана-Граф , М. 1995 стр.217-218

«Стрелецкий бунт. Отношения со стрельцами складывались у Петра тяжело.  Царь не забыл  ни  майского бунта 1682 г., ни своего унизительного бегства в Троице-Сергиев монастырь. Незадолго до отъезда из Москвы «Великого посольства» был раскрыт заговор стрелецкого пол ковника Цыклера. Некогда близкий к Софье, он в 1689 г. перешел на сторону Петра. Однако царь не доверял ему. Оби женный Цыклер задумал убить государя. Нашлись у него единомышленники и среди высшей знати. Петр расправился с заговорщиками с неимоверной жестокостью. И вот вновь стрелецкая угроза.

Стрельцы давно были настроены против Петра. Они болез ненно переживали утрату своих привилегий, завидовали «по тешным». К тому же служба при новом царе стала гораздо тяжелее. Походы и маневры отрывали стрельцов от торгово-ремесленных занятий, которые кормили их. Все это заставляло их тосковать по старине и ненавидеть вводимые новшества.

Мятеж начался после того, как правительство во главе с «князем-кесарем» Ф. Ю. Ромодановским решило отправить че тыре стрелецких полка на охрану польской границы. Вступив в тайные сношения с царевной Софьей, стрельцы двинулись на Москву, собираясь вновь передать власть бывшей прави тельнице. У стен Новоиерусалимского Воскресенского мона стыря (на реке Истре) мятежников встретили войска под ко мандованием генерала П. Гордона и генералиссимуса* А. С. Шеина. Стрельцы, не имевшие единого руководства, были разгромлены. Начался розыск. 56 стрельцов были каз нены немедленно, до завершения розыска.

Петр, получив в Вене известие о мятеже, помчался в Россию. Первые дни он даже не делал остановок на ночлег. Бешеная скачка прекратилась, лишь, когда царю сообщили о подавлении мятежа. Вернувшись в Россию, Петр учинил новое расследо вание, стремясь выявить связи стрельцов с Софьей. Пыткам подверглись все стрельцы, служившие в мятежных полках. В октябре 1698 г. 799 стрельцов были повешены или обезглав лены. Царь сам рубил головы и заставлял участвовать в казнях своих приближенных. Тела казненных запрещено было уби рать всю осень и зиму. Московские стрелецкие полки были расформированы, стрельцов отправили служить в дальние го рода. Софью постригли в монахини и учредили за ней строгий надзор. В расправе со стрельцами проявились свойственная Петру необузданная жестокость, готовность лить кровь ради утверждения своей власти. Век был жесток. Но и на этом общем фоне беспощадность царя поражала. И это было еще одной чертой абсолютного властелина, задумавшего в короткие сроки изменить страну.

* Генералиссимус — высший воинский чин. Появился в XVI в. во Франции.

Многоуровневый анализ исторического документа.

-атрибуция источника;

-Как называется источник, к какому виду он относится?

-Кто является авторами этого документа?

-Попытайтесь определить место и время создания документа?

-Для чего, по-вашему создан данный документ?

-логический анализ его информации;

- О каких событиях  говорится в документе?

- К чему оно относится: к событиям повседневной жизни людей, к историческим событиям, к военным действиям, к мифологическим сюжетам?

-Какие исторические личности выведены в данном источнике?

- Какова главная идея этого документа? Что хотел (или, скорее, обязан был) сказать автор?

- Для какой эпохи характерны такие события? Для какой страны?

-Как это характеризует нравы той эпохи в России?

-Используйте новые слова и словосочетания в своем рассказе: стрельцы, стрелецкий бунт, казнь, плаха;

-локализация содержащихся сведений в пространстве и времени;

- В каком веке создан этот документ?

-Каковы место и обстоятельства создания данного произведения?

- Каковы прямые и косвенные сведения о времени, стиле, месте создания этого произведения?

-Каковы обстоятельства вовлечения данного произведения в оборот?

-На карте определите расположение происходящих событий. На территории какого государства он находился?

-критический анализ источника;

-Какова значимость этого источника как свидетельства эпохи?

-В чём ценность информации, которую несёт в себе данный документ? Или эта информация отсутствует?

-аксиологический (ценностный) анализ Текста;

- Каково отношение авторов к описываемым событиям? Они относится к ним серьезно, с сочувствием, осуждением, равнодушно, одобряет их?

-Как авторы учебника относится к царю, найдите в тексте его характеристику.

-Как авторы учебника относится к взбунтовавшимся стрельцам, найдите в тексте их характеристику.

-Как вы думаете, с какой целью авторы так подробно описывает это событие? Какие идеи они хотел донести до своих читателей?

-праксеологический анализ источника;

- Что нового помог вам этот документ узнать о царе Петре I, его характере, его внутренней политике, методах, которыми она проводилась?

- Как акцентирует этот источник  главный вопрос темы: «Что такое Петр? Чудо или чудовище»?

- Что нового вы узнали о нравах этого периода?

-Что нового вы узнали об источниках по истории России XVII века?

-Является ли школьный учебник  источником при изучении истории?

-Что еще в связи с этим источником вам  хотелось бы узнать?

-В чем ограниченность этого источника? Чем ее можно объяснить?

-Какие другие источники могут понадобиться для дополнительного изучения проблемы?



Предварительный просмотр:

Дополнительные документы и иллюстрации по теме «Петр I», которые можно использовать для самостоятельной работы (сравнения и анализа) учащихся на уроке:



Предварительный просмотр:

Система вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся с источником

(иллюстрация);

Утро стрелецкой казни.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художник 

 

Василий Суриков

Категория 

 живопись

Основа 

 холст

Техника 

 масло

Высота 

 218 см (85 7/8")

Ширина 

 379 см (149 1/4")

Год создания 

Эпоха, стиль, направление                                  

 1881

 реализм

-атрибуция источника;

-Кто, по-вашему, является автором этого произведения? К какой эпохе он (автор) принадлежит?

-Попытайтесь определить вид данного источника?

- Предположите, в какой технике создано это произведение? В каком стиле?

-  Где, по-вашему, мы можем увидеть это произведение в подлиннике? Это о чем-то говорит вам?

-логический анализ его информации;

- Что изображено на картине?

- К чему оно относится: к событиям повседневной жизни людей, к историческим событиям, к военным действиям, к мифологическим сюжетам?

- Как расположены фигуры: поодиночке или группами? Почему?

- На какие группы условно можно разделить персонажи, изображенные на этом полотне?

- Кто или что находится в центре композиции? Кто по краям?

-Какими художественными средствами автор расставляет нужные ему акценты в картине (план, перспективы, свет, цветовые эффекты, символы и т.п.)?

- Какова главная идея этой картины? Что хотел (или, скорее, обязан был) сказать художник?

- Как вы думаете, какой момент исторического события изобразил художник?   Почему именно этот?

- Во что одеты персонажи этого произведения?

- Для какой эпохи характерны такие одеяния? Для какой страны?

-Какую смысловую нагрузку несет изображенный на заднем плане собор? Как он называется? Что еще вы о нем знаете?

-Какие детали одежды, предметы, говорят нам об эпохе, когда происходят эти события?

-Как художник передал настроение картины?

-Какими художественными средствами автор  передал атмосферу стрелецкой казни? Какие цвета использовал, какие символы? Как художник использует свет? Почему именно так?

-Используйте новые слова и словосочетания в своем рассказе: стрелецкая казнь, стрельцы, Лобное место, стены Кремля, собор Василия Блаженного, телеги с колесными ободьями из железа, сбруи, молитвенная свеча, мундиры преображенцев;

-локализация содержащихся сведений в пространстве и времени;

-Где находится данное произведение?

- В каком веке создана эта картина?

-Каковы место и обстоятельства создания данного произведения?

- Каковы прямые и косвенные сведения о времени, стиле, месте создания этого произведения?

- Совпадают ли, по-вашему, место создания данного произведения и изображенные события?

 -На карте определите расположение г.Москвы. На территории какого государства он находился?

-критический анализ источника;

-Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи: чем примечателен сюжет этой картины?

-Какое ощущение от фигур стрельцов,  у вас, как у зрителей, сложилось?

-Что они вам напоминают?

-Достаточно ли полно отражено на картине это явление?

-В чём ценность информации, которую несёт в себе данное произведение живописи? Или эта информация отсутствует?

-аксиологический (ценностный) анализ Текста;

- Представьте, как это же событие могло быть изображено современным художником? В чем, на ваш взгляд, были бы различия? Чем они были бы обусловлены?

- Каково отношение автора к изображенной  на картине сцене стрелецкой казни?

Он относится к изображаемому серьезно, равнодушно, с сочувствием?

-С какой целью художник изобразил на втором плане фигуру Петра I?

-С какой целью художник изобразил рыжебородого стрельца с горящей свечой? О чем это говорит?

-Для чего на переднем плане художник нарисовал телеги?

-Существуют ли исторические,  литературные, и иные сведения об этих персонажах?

- Какую идею пытается донести художник, изображая эту сцену?

- Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи начала правления     Петра I? Истории России?

-праксеологический анализ источника;

- Что нового на основе анализа картины вы узнали о стрелецких бунтах, о характере   Петра I, об исторической обстановке этого периода?

-Чем в этом вам помогла картина В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни»?

- Как акцентирует эта картина главный вопрос темы: «Что такое Петр? Чудо или чудовище?»

- Что нового вы узнали о нравах этого периода?

-Что нового вы узнали об источниках по истории России конца XVII века?

-Является ли картина источником при изучении истории?

-Что еще в связи с этим произведением вам  хотелось бы узнать?

-В чем ограниченность этого источника? Чем ее можно объяснить?

-Какие другие источники могут понадобиться для дополнительного изучения проблемы?

Пояснительный текст:

Картина «Утро стрелецкой казни» была написана Суриковым в 1881 году. Действие этого произведения развернулось в центре древней столицы, на Красной площади, у Лобного места. Это в буквальном и переносном смысле средоточие русской истории. Стрелецкий бунт 1698 года, жестоко подавленный Петром I, - одно из тех событий, в котором сошлись противоречия целой эпохи. В этой исторической картине художник проявил себя, как великолепный мастер крупно-масштабного композиционного решения. Суриков показал народные массы, их переживания в момент раннего утра, во время стрелецкой казни, устроенной  Петром I в 1698 году. Главная идея картины показать зрителю не само действие казни, а предшествующие казни минуты, переживания, как самих стрельцов, так и их родственников находящихся в глубоком напряжении зная, что смерть их близких неминуема. Народ олицетворяется как главное действие картины, где отражены воистину мужественные характеры, которыми наделены стрельцы, не боящиеся гневного царя. В картине много красного цвета, который символизирует цвет пролитой крови. В картине «Утро стрелецкой казни» все цельно взаимосвязано, красиво написана колоритная одежда стрельцов, бояр и простого народа, дополняют картину телеги с колесными ободьями из железа, сбруи, архитектурный фон - собор Василия Блаженного, лобное место, стены Московского кремля, где совершаются исторические события  русской истории.  В картине можно найти черты этнографизма, бытовые и психологические акценты, портретные характеристики, но доминирует народный "хор". В композиционном плане картины сам Петр как бы находится на втором плане, его взгляд ужасен и переполнен гневом мести. Фигура Петра, изображенного наподобие конного монумента, красноречиво удалена от зрителя, хотя знаменитый поединок взглядов - царя и его антагониста, рыжебородого стрельца,- не дает забыть о том, в чьих руках поводья истории и судьба людей. Конфликт двух сил глубоко трагичен, ни одна не уступит: это конец средневековой Руси и омраченное народным горем утро новой России. Тем удивительнее воздействие третьей силы - красоты, ибо никакая тенденция не затмевает в Сурикове истинного живописца.    «Утро стрелецкой казни производит фурор. И дело даже не столько в ассоциациях с тогдашними политическими брожениями и тревогами, с крепнущим социальным противостоянием монархии — хотя этот момент, конечно, сыграл свою роль. Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого бунта 1698 года — казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I — Суриков показывает народное противодействие царским реформам. При этом противостояние народа и царя — или же, в еще более масштабном плане, русского средневековья и ранних рубежей русской новой истории — явлено в виде монументальной трагедии, причем трагедии, где ни одна из сторон не остается победителем, взаимно свидетельствуя о неразрешимости конфликта. С невиданной силой Суриков воплощает в своих образах нелинейный, полифонический характер исторического процесса.

И этот полифонизм, равноправие противоборствующих сторон составляет главное достоинство его «хоровой картины» (как называет В. В. Стасов многофигурные исторические сцены такого рода). Правда деталей, — тот же стрелец в белой рубахе с молитвенной свечой в руке. Поминая старую Москву, Суриков говорит о «черной грязи» и серебристом блеске «чистого железа» тележных колес. Подобные «грязь» и «блеск» составляют в картине органическое единство.

Архитектурный пейзаж с Василием Блаженным, который Сурикову "кровавым казался", не просто исторический фон, он композиционно увязан с движением массы. "Торжественность последних минут" художник передает не только в гордой красоте русских людей, но и в той живописной палитре, которая вобрала в себя тона рассветного неба, цвета одежд и куполов собора, узорочье дуг на телегах и даже сверкание ободьев колес. Уже в этой картине проявились замечательные достоинства Сурикова-колориста, живописные поиски которого определялись мыслями и чувствами, владевшими художником. "Когда я их ("Стрельцов") задумал, - писал Суриков, - у меня все лица сразу так и возникли. И цветовая краска вместе с композицией, я ведь живу от самого холста, из него все возникает. Помните, там у меня стрелец с черной бородой - это Степан Федорович Торгошин, брат моей матери. А бабы - это, знаете ли, у меня и в родне были такие старушки. Сарафанницы, хоть и казачки. А старик в „Стрельцах" - это ссыльный один, лет семидесяти. Помню, шел, мешок нес, раскачивался от слабости - и народу кланялся. А рыжий стрелец - это могильщик, на кладбище я его увидал. Я ему говорю: „Поедем ко мне - попозируй". Он уже занес было ногу в сани, да товарищи стали смеяться. Он говорит: „Не хочу". И по характеру ведь такой, как стрелец. Глаза глубоко сидящие меня поразили. Злой, непокорный тип. Кузьмой звали. Случайность: на ловца и зверь бежит. Насилу его уговорил. Он, как позировал, спрашивал: „Что, мне голову рубить будут, что ли?". А меня чувство деликатности останавливало говорить тем, с кого я писал, что я казнь пишу. В Москве очень меня соборы поразили. Особенно Василий Блаженный: все он мне кровавым казался. Этюд я с него писал.
И телеги еще все рисовал. Очень я любил все деревянные принадлежности рисовать: дуги, оглобли, колеса, как что с чем связано. Все для телег, в которых стрельцов привезли. Петр-то ведь тут между ними ходил. Один из стрельцов ему у плахи сказал: „Отодвинься-ка, царь, - здесь мое место". Я все народ себе представлял, как он волнуется. „Подобно шуму вод многих". Петр у меня с портрета заграничного путешествия написан, а костюм я у Корба взял.
Я когда „Стрельцов" писал - ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Кровью кругом пахнет. Боялся я ночей. Проснешься и обрадуешься. Посмотришь на картину. Слава богу, никакого этого ужаса в ней нет. Все была у меня мысль, чтобы зрителя не потревожить. Чтобы спокойствие во всем было. Все боялся, не пробужу ли в зрителе неприятного чувства. Я сам-то свят, - а вот другие... У меня в картине крови не изображено, и казнь еще не начиналась. А я ведь это все - и кровь, и казни в себе переживал. „Утро стрелецких казней": хорошо их кто-то назвал. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь.
А дуги-то, телеги для „Стрельцов" - это я по рынкам писал. Пишешь и думаешь - это самое важное во всей картине. На колесах-то - грязь. Раньше-то Москва немощеная была - грязь была черная. Кое-где прилипнет, а рядом серебром блестит чистое железо. И вот среди всех драм, что я писал, я эти детали любил. Никогда не было желания потрясти.
Всюду красоту любил. Когда я телегу видел, я каждому колесу готов был в ноги поклониться. В дровнях-то какая красота: в копылках, в вязах, в саноотводах. А в изгибах полозьев, как они колышатся и блестят, как кованые. Я, бывало, мальчиком еще, - переверну санки и рассматриваю, как это полозья блестят, какие извивы у них. Ведь русские дровни воспеть нужно!..

Дневник секретаря австрийского посольства Корба, очевидца этого события, послужил художнику основным источником фактических сведений. Однако Суриков многое изменил в соответствии со своим пониманием значения события. С глубоким художественно-психологическим расчетом изобразил он не самую казнь, а минуты, ей предшествующие. Это позволило представить в картине каждое лицо в состоянии наивысшего напряжения, еще усиливающегося при помощи психологических контрастов. За спиной рыжебородого стрельца — «злого, непокорного», в котором «пышет пламя бунта» (слова Н. М. Щекотова), — стоит сокрушенная скорбью мать, оплакивающая обреченного на казнь сына. Рядом с чернобородым стрельцом — его молодая жена, которая силится вывести его из состояния мрачного оцепенения. Крепкий старик с пышной копной седых волос положил руку на голову дочери, которая рыдает, уткнувшись в его колени. Снова и снова сильный контраст безнадежной думы и непосредственного чувства. Стоящий на телеге стрелец, которого уже торопит солдат, резко отвернулся от Петра и в низком поклоне склонился перед народом, прощаясь и у него прося прощения. Там и сям мелькают синие мундиры преображенцев. В их лицах нет ни злобы, ни ожесточения, но скорее скрытое сочувствие стрельцам. Вдали стоят любопытные и равнодушные зрители. Зато все видит и страстно переживает Петр. Зритель находит его, следя за направлением взгляда рыжебородого стрельца. Он на коне, окружен приближенными боярами и иностранцами. «Лик его ужасен». Он — воплощение гневной власти. Беспощадным взглядом смотрит Петр на стрельцов, как на остатки ненавистного прошлого.

Однако художник отодвинул царя в глубину картины. Народ стал главным действующим лицом. Суть полотна заключается в показе того необычайного, сверхчеловеческого мужества, той непобежденной душевной силы, которыми наделены стрельцы, готовые встретить смерть. Это воистину монументальные характеры по своей несокрушимой цельности. В образах стрельцов, созданных Суриковым, зритель познает могучие силы народа, проявляющие себя в трагической обстановке. Изображение волнующейся народной толпы, в которой заметно и содержательно каждое лицо, — вот что было особой заботой художника. «Я все народ себе представлял, как он волнуется. Подобно шуму вод многих», — говорил впоследствии Суриков. Группы, состоящие из стрельцов и их семей, занимают первый план картины. Их горе изображено живыми и разнообразными чертами — жены и матери, дочери и сыновья безраздельно им охвачены. Горе уничтожило их мысли, раздавило волю. Над этим волнующимся морем фигуры самих стрельцов возвышаются, как непоколебимые утесы. Они прошли через ужасы пыток. Неумолимый ход событий превратил их в главных действующих лиц исторической драмы. Истекают последние минуты их жизни. Но ни в одном из них нет и тени раскаяния или колебания. Дело, которому они отдали свою жизнь, поставило их выше личных интересов и даже интересов семьи. Замечательно то, что в основе каждого образа картины лежит портретное изображение реального человека. Суриков сам рассказывал о том, с кого он писал рыжего или чернобородого стрельца и некоторых других персонажей. Но при этом все они вошли в самую картину бесконечно далекими от того характера, — обыденного, житейского, — какой они имели в портретных этюдах. Суриков перерабатывал эти этюды, возвышая образы стрельцов до степени типической определенности и значительности, до героических образов. Архитектурный фон картины неразрывно связан с ее содержанием. Замечательно изображен собор Василия Блаженного, купола которого срезаны верхним краем картины. Этим приемом усилено впечатление его монументальности. Силуэт собора не только объединяет собою всю композицию, но как бы представляет образ самого народа, непоколебимый, извечный. У стен храма совершается движение истории. «Все он мне кровавым казался», — говорил Суриков. Громада Василия Блаженного, Лобное место, башни и стены Кремля замыкают пространство. Во всей архитектурной обстановке есть непреложная историческая достоверность. «Стены я допрашивал, а не книги», — говорил Суриков. Картина создана на основе глубокого понимания историко-бытовой обстановки и трогательной любви художника ко всем деталям. В них Суриков видел выражение народности. Ему удалось правильно понять народный характер архитектуры Василия Блаженного, неповторимое своеобразие его форм и раскраски. Тонко прочувствованы пропорции кремлевских башен. Яркое чувство национального характера выражено в костюмах: мужских, женских, военных, и даже в таких второстепенных деталях, как дуги, сбруи, телеги. Здесь некоторые подробности приобретают особую значительность. Железо колесных ободьев сквозь налипшую на них грязь сверкает, как серебро. И это сопоставление земли, черной и вязкой, и металла, твердого, чистого и сверкающего, невольно связывается с характером героев: их высокие душевные качества, проявившиеся в ходе исторических событий, сверкают, как чистый металл. Недаром Суриков так любовно относился к этой детали, не теряющейся в сложной композиции картины. «Утро стрелецкой казни» экспонировалось на IX передвижной выставке в марте 1881 года. Еще до открытия выставки Репин писал П. М. Третьякову: «Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Все в один голос выказали готовность дать ей самое лучшее место; у всех написано на лицах, что она — наша гордость на этой выставке... Сегодня она уже в раме и окончательно поставлена... Какая перспектива, как далеко ушел Петр! Могучая картина!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Начало правления Петра I 2012 год

Слайд 2

План урока Личность Петра I Петр и Софья Сподвижники Петра I Азовские походы Великое посольство 6 . Проблема урока: Какие ассоциации вызывает у Вас это имя? Что Вы знаете об этом правителе и его делах? Каждый русский князь или царь получал по своим делам прозвище: Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый, Иван Калита, Иван Грозный, Всеволод Большое Гнездо. А вот Петру какое бы прозвише дали вы?(составление кластеров) 7. Работа в группах: 1гр)Выделить в параграфе только факты о Петре I . 2 гр)Выразить свои эмоции по поводу жизни в Петра I . 3 гр) Выделить позитивное,положительное, хорошее в Петре I . Объяснить,почему считаете, что это хорошо. Аргументируйте своё мнение. 4 гр) Нужно определить, негативное, отрицательное, плохое в Петре I . Объяснить, почему вы так считаете.

Слайд 3

Игра «Угадай, кто я» 4 1 2 3 5

Слайд 4

Детство Образование Петр получил скудное. Его учитель был дьяк Никита Зотов. Он позволял царевичу вволю лазать по чердакам, играть и даже драться с дворянскими и стрелецкими детьми. Царевич был энергичен, целеустремлен, любознателен. Любил физический труд, работал в кузнеце и плотничал. Все эти качества позволили ему многого добиться и заслужить от современников уважение и славу .

Слайд 5

Никита Зотов

Слайд 6

Село Преображенское

Слайд 7

И гры потешных войск Петра I возле села Преображенское Любимым увлечением царевича были военные игры – «потехи». Он набрал полк из своих сверстников, поэтому и прозвали полк «потешным». «Воины» были одеты в настоящую военную форму. Со временем мальчишеская забава переросла в серьезное увлечение к военным наукам.

Слайд 8

Евдокия Федоровна Лопухина – жена Петра I c 1689 г.

Слайд 9

Троице-Сергиев монастырь

Слайд 10

Сподвижники Петра I Федор Юрьевич Ромодановский

Слайд 11

Сподвижники Петра I Алексей Семенович Шеин

Слайд 12

Сподвижники Петра I Федор Алексеевич Головин

Слайд 13

Сподвижники Петра I Борис Петрович Шереметев

Слайд 14

Сподвижники Петра I Петр Андреевич Толстой

Слайд 15

Сподвижники Петра I Патрик Гордон

Слайд 16

Сподвижники Петра I Франц Лефорт

Слайд 17

Сподвижники Петра I Александр Данилович Меншиков

Слайд 18

Азовские походы 1695, 1696 – азовские походы

Слайд 22

Великое посольство (1697-1698 гг.)

Слайд 23

Великое посольство (1697-1698 гг.)

Слайд 24

Великое посольство (1697-1698 гг.) Задачи Посольства -договориться о союзе против турок -получении денежных субсидий. -закупка оружия -найм мастеров-оружейников, металлургов, опытных моряков -подписание торговый договор, по которому лорду Кармартену была продана монополия на торговлю в России табаком. Путь Великого посольства: Москва – Рига – Митава – Кенигсберг- Амстердам – Лондон –Оксфорд – Амстердам - Дрезден - Вена – Венеция –Москва

Слайд 25

Стрелецкий бунт 1698г Июнь-июль 1698г. Получив известие о начале Стрелецкого бунта Посольство вернулось в Россию. Петр сам проводил расследование. В 1698-99 казнено 1182 стрельца, 601 сослан. Следствия и казни продолжались до 1707.

Слайд 26

В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни»

Слайд 27

Итоги: 1. В борьбе за власть Петр одержал победу, Софья отстранена от престола. 2.Великое посольство стало первым шагом к начало реформ в России Д/З: определить итоги и последствия начала правления Петра I (обязательно для всех), используя полученную на уроке информацию и текст учебника(§ 1 7 ); составить кроссворд, тестовые вопросы, синквейн или текст с ошибками.

Слайд 28

2012 год – стал годом истории России



Предварительный просмотр:

 

Иоганн Георг Корб (ок. 1670 — ок. 1741) был секретарем австрийского посольства И.Х. Гвариента, отправленного в Москву в 1698 г. На протяжении всего пребывания в России И.Г. Корб вел дневниковые записки, в которых фиксировал важнейшие события, происходившие в стране. И.Г. Корб первым из иностранных авторов описал Россию при Петре I. Австрийский дипломат стал свидетелем одного из самых драматических событий петровского царствования — стрелецкого восстания 1698 г. Исключительно ценным является описание И.Г. Корбом кровавого «стрелецкого розыска», находящее детальное подтверждение в русских источниках. Свидетельства И.Г. Корба использовали историки, писатели, художники, обращавшиеся к петровской эпохе. С «Дневником путешествия в Московию» был знаком великий русский живописец В.И. Суриков, изобразивший в картине «Утро стрелецкой казни» членов австрийского посольства во главе с И.Х. Гвариентом. Стоит отметить, что ради создания яркого художественного образа живописец погрешил против исторической достоверности: стрельцов, по дневниковым записям И.Г. Корба, не казнили на Лобном месте. И.Г. Корб, секретарь австрийского посольства, не только вел в своем «Дневнике путешествия в Московию» ежедневные записи, касающиеся мятежных стрельцов, но и поместил в конце дневника полноценный отчет о происшедшем. И.Г. Корб подробно изложил события стрелецкого бунта и ход последующего следственного разбирательства. Он также дал характеристики Петру I, его сподвижникам и другим государственным деятелям той эпохи.

Стрелецкий бунт. 1698. Краткое описание опасного мятежа стрельцов в Московии. И.Г. Корб. 1699

Октябрь. 1698

10. В Преображенском царь, окруженный войском, не допускавшим к нему решительно никого из посторонних, собственноручно отсек головы пятерым преступникам. Другие 230 человек поплатились смертью на виселицах за участие в мятеже. Царь, представители иноземных государей, московские бояре и большая толпа немцев были зрителями сей ужасной трагедии.

Один из стрельцов заявил, что генерал Лефорт дал повод к мятежу; поэтому стрелец был спрашиваем самим царем в присутствии [С. 97] генерала: знает ли он его, чем именно тот заслужил всеобщую ненависть и считает ли он сам справедливыми те обвинения, которые возводят на генерала? Стрелец отвечал на это, что он не знает генерала, равно как не знает наверное и того, действительно ли тот сделал то, в чем его вообще обвиняют. Он, стрелец, верил письмам, и что ему одному не приходилось разубеждать всех в неосновательности их толков о 

генерале. Когда царь потом спросил стрельца, что бы он сделал в том случае, если бы предприятие их удалось и если бы царь или сам Лефорт попались ему в руки, то тот немедля отвечал: «Зачем меня об этом спрашиваешь? Сам, чай, лучше можешь рассудить, что бы тогда было! Если бы счастье не изменило нам и мы взяли бы Москву, оставляя в стороне подобные допросы как ненужные, занялись бы боярами, да так, что всем было бы любо!» Стрелец этот, по царскому повелению, колесован главным образом за то, что дерзнул уверять, будто Лефорт уговорил царя отправиться за границу.

    330 человек, приведенных в одно время под страшную секиру, обагрили        обширную площадь кровью граждан, но граждан преступных. Генерал Лефорт и барон фон Блюмберг были также приглашены царем взять на себя обязанность палачей, но они отговорились тем, что в их стране это не принято. Сам царь, сидя верхом на лошади, сухими глазами глядел на всю эту трагедию и на столь ужасную резню такого множества людей;

Февраль 1699

       13. День ужасный, так как сегодня казнено двести человек. Этот день, несомненно, должен быть отмечен черной краской. Все были обезглавлены топором. На пространной площади, прилегающей к [С. 123] Кремлю, были приготовлены плахи, на которые осужденные должны были класть головы. Я измерил шагами длину плах и нашел, что ширина вдвое их длины. Его царское величество с известным Александром, общество которого он наиболее любит, приехал туда в карете и, проехав через ужасную площадь, остановился неподалеку от нее, на том месте, где тридцать осужденных поплатились головой за свой преступный заговор. Между тем злополучная толпа осужденных наполнила вышеозначенную площадь. Тогда царь пошел туда, для того чтобы при нем были казнены те, которые в отсутствие его составили святотатственный замысел на столь беззаконное преступление. Между тем писарь, становясь в разных местах площади на лавку, которую подставлял ему солдат, читал во всеуслышание собравшемуся народу приговор на мятежников, чтобы придать большую известность безмерности их преступления и справедливости определенной им за оное казни. Народ молчал, и палач начал трагедию. Несчастные должны были соблюдать известный порядок: они шли на казнь поочередно, на лицах их не видно было ни печали, ни ужаса предстоящей смерти. Я не принимаю за мужество подобное бесчувствие к смерти, но думаю, что это самоотвержение и презрение к жизни проистекали у них не от твердости их духа, а единственно от того, что, сознавая, как много они обесчестили себя своим ужасным преступлением, и вспоминая о жестоких истязаниях, претерпленных ими на днях, уж не дорожили более собой и жизнь им опротивела. Одного из них провожала до самой плахи жена с детьми, испуская пронзительные вопли. Прежде чем положить на плаху голову, отдал он на память жене и милым детям, горько плакавшим, перчатки и платок, который ему оставили. Другой, подойдя по очереди к плахе, сетовал, что должен безвинно умереть. Царь, находившийся от него только на один шаг расстояния, отвечал: «Умирай, несчастный! А если ты невинен, пусть вина за пролитие твоей крови падет на меня!» Кроме царя и вышеупомянутого Александра присутствовали еще некоторые из московских вельмож. Одному из них царь сказал, чтобы и он взялся за топор; а когда тот ответил, что он не имеет достаточной для этого смелости, то царь попрекнул его дураком.

По окончании расправы его царское величество изволил ужинать генерала Гордона, но был невесел и очень распространялся о злобе и упрямстве преступников, с негодованием рассказывая генералу Гордону и присутствовавшим московским вельможам о закоренелости одного из осужденных, который в минуту, как лечь на плаху, осмелился сказать царю, стоявшему, вероятно, слишком близко к плахе: «Посторонись, государь! Это я должен здесь лечь». Из 150 человек только трое, сознаваясь в преступлении и государственной измене, просили его царское величество, в присутствии которого [С. 124] давали свое показание, о прощении, а потому государь освободил их от смертной казни и простил им их преступление, так как они оказали себя достойными царской милости.

Многоуровневый анализ исторического документа.

-атрибуция источника;

-Как называется документ, к какому виду источников он относится?

-Кто является автором этого произведения? К какой эпохе он (автор) принадлежит?

-Попытайтесь определить место и время создания документа?

-Каковы, по-вашему обстоятельства создания данного документа7

 

-логический анализ его информации;

- О каких событиях  говорится в документе?

- К чему оно относится: к событиям повседневной жизни людей, к историческим событиям, к военным действиям, к мифологическим сюжетам?

-Какие исторические личности выведены в данном источнике?

- Какова главная идея этого документа? Что хотел (или, скорее, обязан был) сказать автор?

- Для какой эпохи характерны такие события? Для какой страны?

-Какие детали одежды, предметы, говорят нам об эпохе, когда происходят эти события?

-Подумайте, почему царь Петр предложил иностранцам принять участие в казни?

-Как вы думаете, почему они отказались?

-Как это характеризует нравы той эпохи в России, Западной Европы?

-Используйте новые слова и словосочетания в своем рассказе: стрельцы, стрелецкий бунт, казнь, плаха;

-локализация содержащихся сведений в пространстве и времени;

-Где находится данное произведение?

- В каком веке создан этот документ?

-Каковы место и обстоятельства создания данного произведения?

- Каковы прямые и косвенные сведения о времени, стиле, месте создания этого произведения?

- Совпадают ли, по-вашему, место создания данного произведения и описываемые события?

-Каковы обстоятельства находки и вовлечения данного произведения в оборот?

-На карте определите расположение происходящих событий. На территории какого государства он находился?

-критический анализ источника;

-Какова значимость этого источника как свидетельства эпохи?

-В чём ценность информации, которую несёт в себе данный документ? Или эта информация отсутствует?

-аксиологический (ценностный) анализ Текста;

- Представьте, как это же событие могло быть описано современным дипломатом? В чем, на ваш взгляд, были бы различия? Чем они были бы обусловлены?

- Каково отношение автора к описываемым событиям? Он относится к ним серьезно, с сочувствием, осуждением, равнодушно, одобряет их?

-Как автор дневника относится к царю, найдите в тексте его характеристику.

-Как автор дневника относится к взбунтовавшимся стрельцам, найдите в тексте их характеристику.

-Как вы думаете, с какой целью автор так подробно описывает это событие? Какие идеи он хотел донести до своих читателей?

-праксеологический анализ источника;

- Что нового помог вам этот документ узнать о царе Петре I, его характере, его внутренней политике, методах, которыми она проводилась?

- Как акцентирует этот источник  главный вопрос темы: «Что такое Петр? Чудо или чудовище»?

- Что нового вы узнали о нравах этого периода?

-Что нового вы узнали об источниках по истории России XVII века?

-Является ли личный дневник  источником при изучении истории?

-Что еще в связи с этим источником вам  хотелось бы узнать?

-В чем ограниченность этого источника? Чем ее можно объяснить?

-Какие другие источники могут понадобиться для дополнительного изучения проблемы?



Предварительный просмотр:

Предыстория. В марте 1698 года в Москве появились 175 стрельцов, дезертировавших из 4 стрелецких полков, участвовавших в Азовских походах Петра I 1695—1696. Оставленные в Азове в качестве гарнизона стрельцы вместо ожидаемого возвращения в Москву в 1697 были направлены в Великие Луки.  Попытка московских властей арестовать в Москве их челобитчиков на полковое начальство не удалась. Стрельцы укрылись в слободах и установили связь с царевной Софьей Алексеевной, находившейся в заточении в Новодевичьем монастыре; 4 апреля 1698 против стрельцов были посланы солдаты Семёновского полка, которые при содействии посадских людей «выбили» мятежных стрельцов из столицы. Стрельцы вернулись в свои полки, в которых началось брожение.

Ход бунта. 6 июня они сместили своих начальников, избрали по 4 выборных в каждом полку и направились к Москве. Восставшие (около 4 тыс. человек) намеревались возвести на престол царевну Софью или в случае её отказа В. В. Голицына, находившегося в ссылке. Правительство выслало против стрельцов Преображенский, Семёновский, Лефортов и Гордонов полки (всего 2300 человек) и дворянскую конницу под командованием А. С. Шеина и П. Гордона.  14 июня после смотра на реке Ходынка полки выступили из Москвы. 17 июня, опередив стрельцов, войска Шеина заняли Новоиерусалимский (Воскресенский) монастырь. 18 июня в 40 верстах к западу от Москвы восставшие были разбиты.  22 и 28 июня по приказу Шеина были повешены 56 «пущих заводчиков» бунта, 2 июля — ещё 74 «беглеца» в Москву. 140 человек были биты кнутом и сосланы, 1965 человек разосланы по городам и монастырям. Срочно возвратившийся из-за границы 25 августа 1698 Пётр I возглавил новое следствие («великий розыск»). С сентября 1698 по февраль 1699 были казнены 1182 стрельца (современники называли намного большие цифры — до 7000 казненных), биты кнутом, клеймены и сосланы 601 (преимущественно малолетние). В казни участвовал сам царь и (по его приказу) бояре и «все палатные люди». Дворовые места стрельцов в Москве были розданы, строения проданы. В феврале 1700 Боярская дума приговорила к казни 42 человека, следствие и казни продолжались до 1707. В конце XVII — начале XVIII в. были расформированы 16 стрелецких полков, не участвовавших в восстании. Стрельцы с семьями были высланы из Москвы в др. города и записаны в посадские.

Описание казней. Казни стрельцов начались в Москве 10 октября 1698 года по приказу московского царя Петра. Всего было казнено около 2000 стрельцов. Пятерым стрельцам Петр І отрубил головы лично. О массовых пытках и казнях стрельцов, в том числе и с личным участием царя Петра І, пишут многие историки. Российский историк Николай Костомаров так описывает казни стрельцов и членов их семей:

Снова потом происходили пытки, мучили, между прочим, разных стрелецких жен, а с 11 октября до 21 в Москве ежедневно были казни; четверым на Красной площади ломали руки и ноги колесами, другим рубили головы; большинство вешали. Так погибло 772 человека, из них 17 октября 109ти человекам отрубили головы в Преображенском селе. Этим занимались, по приказанию царя, бояре и думные люди, а сам царь, сидя на лошади, смотрел на это зрелище. В разные дни под Новодевичьим монастырем повесили 195 человек прямо перед кельями царевны Софьи, а троим из них, висевшим под самыми окнами, дали в руки бумагу в виде челобитных. Последние казни над стрельцами совершены были в феврале 1699 года.

По сведениям российского историка Соловьева казни происходили следующим образом:

30 сентября была первая казнь: стрельцов, числом 201 человек, повезли из Преображенского в телегах к Покровским воротам; в каждой телеге сидело по двое и держали в руке по зажженной свече; за телегами бежали жены, матери, дети со страшными криками. У Покровских ворот в присутствии самого царя прочитана была сказка: «В распросе и с пыток все сказали, что было придтить к Москве, и на Москве, учиня бунт, бояр побить и Немецкую слободу разорить, и немцев побить, и чернь возмутить, всеми четыре полки ведали и умышляли. И за то ваше воровство указал великий государь казнить смертию». По прочтении сказки осужденных развезли вершить на указные места; но пятерым, сказано в деле, отсечены головы в Преображенском; свидетели достоверные объясняют нам эту странность: сам Петр собственноручно отрубил головы этим пятерым стрельцам.

Австрийский дипломат Иоганн Корб, присутствовавший на казнях дает такое описание: Эта казнь резко отличается от предыдущих; она совершена весьма различным способом и почти невероятным: 330 человек за раз, выведенные вместе под роковой удар топора, облили всю долину хотя и русской, но преступной кровью; эта громадная казнь могла быть исполнена потому только, что все бояре, сенаторы царства, думные и дьяки, бывшие членами совета, собравшегося по случаю стрелецкого мятежа, по царскому повелению были призваны в Преображенское, где и должны были взяться за работу палачей. Каждый из них наносил удар неверный, потому что рука дрожала при исполнении непривычного дела; из всех бояр, крайне неловких палачей, один боярин отличился особенно неудачным ударом: не попав по шее осужденного, боярин ударил его по спине; стрелец, разрубленный таким образом почти на две части, претерпел бы невыносимые муки, если бы Алексашка, ловко действуя топором, не поспешил отрубить несчастному голову…

Петровские преобразования производились за счёт колоссального напряжения сил практически всех сословий нашего государства и сопровождались нарастанием крепостнического гнёта. Это вызывало протест широких слоёв общества. Правление Петра Великого сопровождалось многочисленными выступлениями народных масс. Нередко эти "бунты" направлялись той частью боярства, духовенства, купечества, служилых людей, чьи интересы входили в противоречие с реформами царя-преобразователя. В первые годы царствования Петра консервативные силы группировались вокруг царевны Софьи и Милославских и в своих целях использовали недовольство стрельцов. В условиях перехода к регулярной армии стрельцы как категория служилых людей стали не нужны абсолютизму. Лишаемые былых прав и средств существования, они всё зло видели в Петре и его преобразованиях и поэтому не раз восставали. Наиболее опасным оказался мятеж 1698, вспыхнувший в отсутствие Петра. Во время пребывания его за границей в составе Великого посольства, стрельцы 4 полков, зимовавших в Азове, двинулись к столице "бить бояр" и, возможно, вернуть на престол Софью. Около Нового Иерусалима они были встречены двумя гвардейскими и Бутырским полками под начальством боярина Шеина А. и генерала Гордона П.И. Не выдержав натиска верных Петру войск, стрельцы были вынуждены сдаться. После проведенного "розыска" на восставших были обрушены казни и экзекуции: 130 стрельцов были повешены, 140 биты кнутом, а остальные отправлены в ссылку. Срочно вернувшийся из-за границы Петр потребовал пересмотра стрелецкого "розыска". По результатам нового следствия казнили 799 стрельцов. В пытках принимал и сам Петр, где он проявил крайнюю жестокость. Уцелевшие стрельцы были сосланы по разным городам. Пётр распустил стрелецкие войска. По его приказу более тысячи стрельцов было возвращено из ссылки и подверглось публичной казни. Царевна Софья, поддерживавшая восставших, была пострижена в монахини и заключена в монастырь.



Предварительный просмотр:

Словарь.

Стрелецкий бунт 1698 года — восстание московских стрелецких полков, вызванное тяготами службы в пограничных городах, изнурительными походами, притеснениями со стороны полковников.

 Абсолютизм  (абсолютная монархия) - форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Расцвет абсолютизма в странах Зап. Европы в 17-18 вв. В России абсолютизм существовал в 18-нач. 20 вв.

Азов -  город в Российской Федерации, Ростовская обл., порт на р. Дон. Железнодорожная станция. 80,9 тыс. жителей (1992). Машиностроение, легкая, пищевая промышленность. Историко-краеведческий музей. В1-3 вв. н. э. на территории Азова поселение меотов, с 13 в. золотоордынский г. Азак. В14 в. венецианская и генуэзская колония (Тана). В1395 разрушен Тамерланом. С 1475 турецкая крепость. В1637 взят казаками в 1696 войсками Петра I; в России с 1739 (окончательно с 1774).

Азовские походы  1695-96 русской армии и флота во главе с Петром I во время русско-турецкой войны 1686-1700 , в результате которых был взят Азов (1696).

 Армия  - (фр. armйe). 1. все сухопутные войска государства (воен.). Красная армия. Французская армия. 2. Часть войск разного рода оружия, объединенных с стратегической целью во время войны (воен.). Первая, вторая (и т. д.) армия. Резервная армия. Дальневосточная армия. 3. Рядовые пехотные войсковые части в отличие от специальных, привилегированных - гвардии.

Бояре  1) на Руси 9-17 вв. высшее сословие феодалов. В Древнерусском государстве-потомки родо-племенной знати, старшие дружинники-вассалы и члены княжеской думы, крупные землевладельцы. Имели своих вассалов, пользовались иммунитетом и правом отъезда к другим князьям. В период феодальной раздробленности - богатейшие и влиятельнейшие феодалы, соперники княжеской власти. В Новгородской республике фактически управляли государством. С14 в. их права постепенно ограничивались князьями. При дворах великих князей ведали отдельными отраслями дворцового хозяйства (путные бояре) и управлением государственных территорий. С15 в. в Русском государстве- высшие чины служилых людей по отечеству, первые чины Боярской думы, занимали главные административные, судебные и военные должности, возглавляли приказы, были воеводами. Входили в состав аристократии. Звание отменено Петром I в нач. 18 в. в связи с ликвидацией Боярской думы и процессом реорганизации дворянства

"Великое посольство"  1697-98 России в Зап . Европу (Кенигсберг, Курляндия, Голландия, Англия, Вена) для создания антитурецкого военного союза, приглашения специалистов на русскую службу и закупки вооружения. Руководитель-Петр I (под именем Петра Михайлова). 'Великие послы': Ф. Я. Лефорт, Ф. А. Головин, П. Б. Возницын. Свита 250 человек. Подготовило почву для борьбы за Прибалтику.

Власть государственная  - организованное руководство делами общества со стороны государства и его органов (органов Г. в.). Суть Г. в. выражается в принятии актов (совершении действий), имеющих государственно-обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями, а при необходимости и принуждением со стороны государства. Г. в. распространяется на всех граждан.Г. в. осуществляется или народом непосредственно, или органами Г. в. Высшим выражением непосредственного (прямого) осуществления Г. в. самим народом являются референдум (народное голосование) и выборы органов законодательной власти - Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ, а также государственных выборных должностных лиц (Президент РФ, президенты республик и губернаторы других субъектов РФ) (см. также: непосредственная демократия).
Органы Г. в., осуществляющие власть народа, делятся на три вида: органы законодательной, исполнительной и судебной власти. А по уровням - это органы федеральные и субъектов РФ. Г. в. в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент (состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство РФ, суды РФ (существует единая судебная система РФ; ее высшими звеньями являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ). В субъектах РФ действуют органы законодательной (представительной) власти (законодательные собрания, думы и др.), исполнительной власти (президенты, губернаторы, правительства) и суды.

Власть политическая  - центральное понятие становящейся политологии как отрасли знания, учебной дисциплины. Оно фиксирует совокупность механизмов и средств, способов определяющего воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных общностей, людей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле посредством убеждения и принуждения.
Убеждение и принуждение как средство, механизмы реализации воли политически господствующей силы в реальной практике политического процесса выступают в сочетании, взаимодействии, образуют единство, которое в конкретно-исторической фазе развития может нарушаться, в результате чего превалирует метод убеждения или принуждения. В зависимости от доминирующей роли убеждения или принуждения выделяют основные формы существования и функционирования политической власти: тоталитарная, авторитарная, демократическая, базирующиеся на отношениях зависимости, независимости и взаимозависимости политических субъектов, которые, в свою очередь, порождают различные модификации этих трех основных форм.
Политическое бытие власти богаче и разнообразнее, чем другие виды общественной власти, поскольку оно системно отражает целостный социальный организм общества, имеет сложную субординационную и координационную структуру систему политических отношений.
Политическая власть структурируется по разным основаниям, в результате чего выделяются конкретные ее виды. В первую очередь, это власть политико-государственная и политико-негосударственная (власть политических партий, общественно-политических организаций и движений, власть органов местного самоуправления и т.д.). Во-вторых, каждый из институтов политической власти внутренне расчленяется на отдельные свои составляющие, элементы. Так, государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. В-третьих, выделяют разные уровни власти: федеральный, региональный и местный. В целом политическая власть сводит воедино интересы всех людей данного общества в интегральное системное качество.
Социальное назначение политической власти, ее институтов заключается в том, что она служит способом организации общества, ведения общих дел, обеспечения управления важнейшими сферами общественной и государственной жизни. Ее функционирование направлено на удовлетворение потребностей людей, повышение уровня и благосостояния жизни. Преодоления конфликтов и противоречий, создания условий для нормальной человеческой жизни, укрепления порядка и стабильности общества и государства.

Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь 

Гвардия  (ит. guardia) (дореволюц. и загр.). Прежде - специальное войско для охраны государей. || Отборные привилегированные войска.

Государство 

Двоецарствие 

Дворцовый переворот 

Династия (от греч . dynasteia-господство), ряд монархов из одного и того же рода, сменяющих друг друга по праву родства и наследования.

 

Князь1) вождь племени, правитель государства или государственного образования. В средневековой Германии князь (немецкий Furst)-представитель высшей имперской аристократии, обладавший особыми привилегиями. В странах романских языков титул князя обозначается словом prince (от латинского princeps-первый). На Руси старший из князей назывался великим князем, остальные - удельными князьями.

Консерватизм (франц . conservatism от лат. conservo-охраняю, сохраняю), совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. В ходе истории консерватизм приобретал различные формы, но в целом для него характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного, ограниченного развития. В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в требованиях реставрации старых порядков, восстановления утраченных позиций, в идеализации прошлого. Впервые термин 'консерватизм' употреблен Ф. Шатобрианом; обозначал концепции, выражающие идеологию аристократии периода Французской революции кон. 18 в. (Э. Берк, Ж. де Местер, Л. Бональд). В период утверждения капитализма консерватизм на Западе противостоял либерализму и социализму.

Кремль, древнейшая часть Москвы, сосредоточие православных, государственных, военных и культурных святынь русского народа. Городок возник на Боровицком холме-мысе при впадении р. Неглинной в Москву-реку не позднее к. XI в.

Крепостное право (крепостничество), форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. В России закреплено Судебником 1497; указом о заповедных годах (конец 16 в.), в котором запрещался переход крестьян от одного землевладельца к другому в Юрьев день (осенний); указом об урочных годах, устанавливавшим 5-, 15-летние и другие сроки сыска беглых крестьян (90-е гг. 16 в.); Соборным уложением 1649. Крепостничество (особенно в последней четверти 17 - 1-й четверти 19 вв.) отличалось крайне жестокими условиями (постепенное лишение крепостных почти всех гражданских прав, купля и продажа их без земли, разлучение родителей с детьми, установление ответственности помещиков за истязания лишь в случае смерти крепостного и т.д.). Отменено крестьянской реформой 1861. Крепостное право известно у некоторых народов Западной Европы (в частности, у немцев восточной части Германии с 16 в.).

Купечество1) социальный слой, занимающийся предпринимательством главным образом в области торговли. Известно в древнем мире (Карфагене, Др. Греции, Риме, эллинистических государствах и др.). В период раннего средневековья развивалось в арабских странах, Индии, Китае, в 11-12 вв.-Зап. Европе (особенно в Венеции, Генуе, городах Ганзы), а также в России, главным образом в сфере внешней, а с 16 в. и внутренней торговли. После Великих географических открытий распространило торговую деятельность на страны Америки, Азии, Африки, созданы большие торговые компании: английские (1600-1858), нидерландские (1602-1798), Ост-Индские, Российско-Американские (1799-1868). В16-18 вв. купечество соединяло торговые и кредитно-ссудные операции с предпринимательством в промышленности.2) Законодательно оформленное в 1775 в России городское торгово-промышленное сословие, пользовавшееся личным и хозяйственными привилегиями, обязанное уплатой налогов в казну. Гильдейское купечество до 1898 пользовалось преимущественным правом на занятия предпринимательством. Упразднено 10(23).11.1917.

Монастырь (греч. жилище монахов) - 1. Община монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии он находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри назыв. ставропигиальными). Управление монастырем осуществляет наместник (в чине архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри назыв. лаврами. Около монастырей на некотором расстоянии в более пустынном месте устраивались скиты для монахов, стремящихся к уединению. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине и затем распространились по всему христианскому миру. На Руси первый монастырь, Киево-Печерский, появился в XI в.. 2. Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадлежавших) общине монахов.

Монах (греч. monachos). Член церковной общины, давший обет вести в монастыре аскетическую жизнь по установленным церковным правилам.

Народность- исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. В современной литературе идет дискуссия о признаках и соотношении народности и нации.

Общество - в широком смысле- совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле- исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (напр., общество, противопоставленное государству, у Гегеля).

Патриарх (греч . patriarches-родоначальник),

Подмётные письма

Полк1) воинская часть различных родов войск; организационно самостоятельная тактическая и административно-хозяйственная единица. Впервые появился в нач. 16 в. у ландскнехтов (regiment), в России-в нач. 30-х гг. 17 в. (полки иноземного строя). 2) На Руси с 10 в. название отрядов, выставлявшихся княжествами и городами; в 13-17 вв. части боевого порядка действующей армии, которая делилась на 5-7 полков: передовой, большой, правой (левой) руки и др. 3) Войсковая и административно-территориальная единица на Украине в 16-18 вв.

"Потешные"

Преображенское

 Приказы1) органы центрального управления в России 16-нач. 18 вв. 2) Местные органы дворцового управления в 16-17 вв. 3) Название стрелецких полков в 16-17 вв.

Регентство - в монархических государствах временное коллегиальное (регентский совет) или единоличное (регент) осуществление полномочий главы государства в случае вакантности престола, малолетства, продолжительной болезни, недееспособности или длительного отсутствия монарха.

Реформа-  (от латин. reformo - преобразую). Изменение в устройстве чего-н., сделанное в целях улучшения; преобразование. Реформа кредитной системы или в кредитной системе.  Изменения в законодательном и государственном устройстве, произведенные правительственной властью без нарушения основ существующего государственного строя.

  Свято-Троицкая Сергиева Лавра

  Служилые люди - в Русском государстве 14-нач. 18 вв. лица, находившиеся на государственной службе. С сер. 16 в. делились на служилых людей 'по отечеству' (бояре, дворяне, дети боярские), владевших землей с крестьянами, имевших юридические привилегии и занимавших руководящие должности в армии и государственном управлении, и служилых людей 'по прибору' (стрельцы, пушкари, затинщики, городовые казаки и т. п.), набиравшихся из крестьян и посадских людей; получали денежное и хлебное жалованье и освобождались от государственных налогов и повинностей.

Сословие- социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классический образец сословной организации-феодальная Франция, где с 14-15 вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со 2-й пол. 18 в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. С развитием капиталистических отношений происходит разрушение сословий, однако сословные традиции сохраняются и в некоторых современных обществах.

Ссылка- вид уголовного наказания - удаление осужденного из места его жительства с обязательным поселением в определенной местности. В России применялись по суду или в административном порядке, главным образом в отношении лиц, обвинявшихся в политических преступлениях. Сложилась в 16-17 вв., наибольшее распространение получила в 19-нач. 20 вв.

Стрельцы -  в Русском государстве 16-нач. 18 вв. служилые люди, составлявшие постоянное войско; пехота, вооруженная огнестрельным оружием. Изначально набирались из свободного сельского и городского населения, затем их служба стала пожизненной и наследственной. Получали жалованье деньгами, хлебом, иногда землей. Жили слободами и имели семьи, занимались также ремеслами и торговлей. Стрельцы были активными участниками Московского восстания 1682 и Стрелецкого восстания 1698. Стрелецкое войско упразднено Петром I с созданием регулярной русской армии.

Хованщина

 Царь-  Название монархов в некоторых странах.

Персоналии.

Петр I Алексеевич,  российский император; Корб, Иоганн Георг, австрийский дипломат; Гордон, Петр Иванович (Патрик Леопольд), русский военный деятель, генерал и контр-адмирал; Плещеев, Федор Федорович, стольник, сержант Преображенского полка; Шеин, Алексей Семенович, боярин, генералиссимус; Лефорт, Франц Яковлевич, адмирал, сподвижник Петра I;  Голицын В.В.  Голицыны  Иван V  Матвеев А.С.  Нарышкины  Софья Алексеевна  Суриков В.И.  Фёдор Алексеевич 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока: "Итоги правления Ивана 4"

Тема урока «Россия в  XVI  веке»10 классИспользуемые технологии: групповая технология, учебно-исследовательская деятельность.Цели урока:1)      подвести итог п...

презентация к уроку истории "Правление Ярослава Мудрого"

Внутренняя и внешняя политика Князя Ярослава Мудрого. Материал преминим при изучении нового материала или закреплении домашнего задания в 6 классе....

конспект урока: "Начало правления ПетраI"

консект урока по истории " Начало правления ПетраI" предназначен для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы-интернат VIIIвида.цель: показать, что начало правления Петра I ознаменовалось в...

Презентация к уроку истории "Правление Владимира Святославовича"

Данная презентация может быть использована при изучении истории России в 6 классе по теме : "Принятие Христианства"...

Тема урока: "Начало правления Николая II"

Конспект урока по истории "Начало правления Николая II". Урок проводится  в  коррекционной школе 8 вида и  предназначен для учащися 9 класса. Урок построен в соответствии с   ...

Урок "Внешняя политика ПетраI.Северная война."

Аттестационное задание по истории на тему "Внешняя политика ПетраI.Северная война"урок разработан в компетентностном подходе.Прилагаются задания(КОЗ), презентация к уроку....