Укучыларга патриотик тәрбия бирү
статья по истории на тему

Тарих дәресләрендә һәм иҗади эшчәнлек аша укучыларга патриотик тәрбия бирү.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы и методы успешного обучения»

Максутова Виктория Анатольевна

В процессе обучения всегда были важны два вопроса – чему учить и как учить. Следовательно, система образования, в которой подчас доминируют традиционные подходы, нуждается в решительном обновлении. И самый эффективный инструмент обучения, это привлечение учащихся к обучающим играм.

«Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий

и путь опыта - это путь самый горький»

 Конфуции.

В книге Э. Фромма "Иметь или быть" приводится такое рассуждение: "дети и подростки ленивы потому, что изучаемый материал преподносится в сухой форме и не может вызвать у них настоящего интереса, если же устранить принуждение и скуку и преподнести материал в живой и интересной форме, они обнаруживают необыкновенную активность и инициативу".

Исследованиями установлено, что пассивное усвоение учащимися ценностей человеческой культуры не может быть результативным и лишь только в деятельность личности происходит становление ценностных ориентации. Следовательно, необходимо изменить технологию обучения.

Вот уже пятый год я работаю над методической темой: «Формы и методы успешного обучения». И пришла к выводу, что самый эффективный инструмент обучения, это привлечение учащихся к обучающим играм.

Цель моей методической темы: определение, экспериментальная проверка и внедрение игровых приёмов и методов, с целью развития креативных навыков учащихся.

Задачи:

  1. Изучить достижения педагогической науки и практики по данной проблеме.
  2. Повышения качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий и методов обучения.
  3. Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.
  4. Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов по теме самообразование.

Теоретическая интерпретация опыта

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздания и условия общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  1. развлекательную;
  2. коммуникативную;
  3. самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
  4. игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности.
  5. функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  6. межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  7. социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову):

  1. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию учащегося, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
  2. творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
  3. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция; 
  4. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В каждой игре есть рамки, что нельзя и что можно. Важно указать правило игры. От нашей чёткости и лаконичности зависит исход игры.


Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.


По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики:

  1. предметные;
  2. сюжетные;
  3. ролевые;
  4. деловые;
  5. имитационные;
  6. игры-драматизации.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:

  1. различают игры с предметами и без предметов;
  2. настольные;
  3. компьютерные;
  4. с различными средствами передвижения.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в этом  возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Система работы

Можете ли вы представить двухлетнего ребёнка, который учится, неподвижно сидя целый день за партой? Конечно, нет. Ребёнок учится на практике, пробуя на вкус, на ощупь, нюхая, вертясь волчком, разговаривая, спрашивая и экспериментируя.

И скорость его обучения поистине феноменальна.

Подключите все органы чувств

Хорошие занятия всегда строятся так, чтобы удовлетворять всем индивидуальным стилям обучения.

Почти во всех системах образования самый «заброшенный» стиль обучения – идеомоторный, то есть движения (здоровье - сберегающие технологии).

Каждый преподаватель обязательно использует  в своей практике словесную стимуляцию, музыку, зрительные образы, но кроме всего этого нужно включать в образовательный процесс ещё и много действия, много движения, активное участие учеников. Даже если учащиеся относятся к ученикам - зрителям, они всё равно лучше усваивают информацию, принимая деятельное участие в процессе обучения.

Создавая свою методическую систему, я исходила, прежде всего, из следующих особенностей работы головного мозга.

        Мы запоминаем:

        10% того, что мы читаем

        20% того, что мы слышим

        30 % того, что мы видим

        50% того, что мы видим и слышим

        70% того, что мы говорим,

        90% того, что мы говорим и делаем [1]

следовательно,

        Чтобы выучить что-то быстро и хорошо, надо это

        «что-то» видеть, слышать и ощущать[2] 

Выйдите из роли лектора

Возможно, самое главное, что требуется от самого преподавателя, это выйти из роли лектора. Все лучшие преподаватели – «активаторы», ведущие, тренеры, «мотиваторы» и дирижёры.

Задача в том, чтобы создать такие условия, в которых человек проявился бы наилучшим образом.[3] 

Это условия эмоционального комфорта, которые достигаются атмосферой сотрудничества, сопричастности, сопереживания.

Готовя урок, я всегда помню: "Студент - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь".

Видя перед собой творческую личность педагога, с "горящими" глазами, способную не только чему-то научить, но и прийти на помощь, поддержать в нужную минуту, быть рядом в момент нового открытия, дает возможность студенту полностью погрузиться в творческий процесс познания, сделать всё, что он может, а часто и гораздо больше.

Обучение должно быть победным - это важное условие успеха, как преподавателя, так и студента.

Как гласит китайская пословица

        Скажи мне и я забуду.

        Покажи мне, и может быть, я запомню.

        Сделай меня соучастником, и я пойму.

Студенты могут выучить почти всё, если они танцуют, пробуют, касаются, слушают, видят и чувствуют то, что должны усвоить.[4] 

Старайтесь управлять «бессознательными» процессами

Каким бы образом ни поступала к нам новая информация - в виде изображения, звука, вкуса, ощущения или запаха - её следы хранятся не только в мозге, но и в других частях тела.

В этом смысле наше тело - это «подсознательный разум»

Включение студентов в учебную деятельность осуществляется, с помощью ролевых и дидактических игр, которые дают возможность познакомиться с менталитетом немцев и развивают положительную мотивацию изучения немецкого языка. Использование в учебном процессе страноведческой информации, освоение реалий немецкой жизни, сравнение кыргызской и немецкой действительности из разных сфер жизни: культуры, искусства и т. д. способствуют познавательной активности учащихся, расширению их коммуникативной возможности, благоприятствуют созданию положительной мотивации на уроках.

Поскольку мозг не в состоянии обращать внимание на всё, неинтересные, скучные или эмоционально - тоскливые уроки он просто не запоминает.[5] 

Поддержание постоянного интереса у студентов к тому, что происходит на занятиях, разнообразие в получении учащимися новых знаний, разные формы работы на этапах отработки и закрепления материала, возможность использования полученных знаний в своей практической деятельности, способствуют развитию познавательной активности.

Организуйте частую «смену состояний»

На парах нужно использовать частые «смены состояний», чтобы учащиеся переключались от пения к действиям, а затем к разговорам, просмотру картинок, стихам, составлению карт памяти, дискуссиям в группе.

Такое переключение преследует двойную цель:

  1. Подкрепляет информацию, передаваемую в соответствии с любыми стилями обучения.
  2. Разбивает занятие на части для более лёгкого запоминания.

И то, и другое играет большую роль в восприятии информации. Например, сейчас убедительно доказано, что на любом занятие учащиеся легче всего запоминают то, что им рассказывают в начале и в конце занятия, а также какие-то яркие примеры, которые захватывают их воображение. Регулярные «смены состояния» могут значительно увеличить количество «первых» и «последних» моментов, а также число наглядных примеров.

Например: Для повторения лексики можно показать видео фильм (не более 5 минут), потом его обсудить 2-3 минуты и переходить основной части урока. Чтобы закрепить слова по новой теме можно использовать «кластер». Эта обучающая игра развивает нелинейные формы мышления. Написав на доске ключевое слово, нужно предложить учащимся записать слова, которые приходят на ум в связи с данной темой.

Можно использовать «мозговой штурм». Мозговой штурм – это хорошо известный и широко применяемый интерактивный метод, поскольку он даёт возможность каждому принять участие в работе группы. Нужно задать вопрос или предложить проблему, которую необходимо решить, затем попросить участников высказывать свои идеи и записывать их по мере поступления. Не внося в них никаких изменений. В заключении обсуждается предложенные идеи.

Методы, направленные на обсуждение сложных вопросов и проблем:

1-й метод: Займи позицию (шкала мнений)

Этот метод полезно использовать как вводное упражнение для того, чтобы продемонстрировать разнообразие мнений по изучаемой теме, дать учащимся возможность выразить свою точку зрения и применить на практике навыки общения. Его можно также использовать в конце урока, чтобы оценить, как учащиеся поняли данную тему.

Порядок выполнения:

  1. Разместите плакаты в противоположных концах аудитории. На одном из них должно быть написано «согласен», на другом – «не согласен».
  2. Вывесьте правила проведения упражнения и обсудите их.
  3. Попросите участников встать у соответствующего плаката, в зависимости от их мнения по обсуждаемой проблеме.
  4. Произвольно выберите несколько участников и попросите их обосновать свою позицию.
  5. Попросите участников назвать наиболее убедительный аргумент, который они услышали от противоположной стороны.

2-ой метод: Занятия-семинары

Занятия-семинары – особые занятия уже потому, что на рабочем месте студентов, кроме привычных учебников, лежат новые, впервые (возможно), увиденные. Лежат их творческие и исследовательские работы, рефераты. На семинаре мы имеем возможность сосредоточить внимание студентов на вопросах, ранее не обсуждавшихся. На семинаре студенты учатся выступать перед аудиторией. Такая форма занятий создаёт атмосферу сотрудничества и позволяет решать вопрос дифференцированного подхода к учащимся.

3-й метод: Дискуссия

Учащиеся будут логически рассуждать, решать проблемы и принимать решения. Это упражнение способствует развитию творческого начала, глубокому осмыслению проблем и, одновременно, укрепляет социальные связи между участниками.

Порядок проведения:

  1. Выберите тему для дискуссии. Удостоверьтесь, что выбранная тема – актуальный вопрос общественной жизни и представляет интерес для учащихся.
  2. На занятие разбейте учащихся на пары и дайте им задание сформировать своё отношение к одной из противоположных точек зрения.
  3. Попросите две пары учащихся, отстаивающие противоположные точки зрения, доказательно изложить их друг другу. Заранее определите временные рамки этой свободной дискуссии.
  4. Подведите итоги дискуссии со всей группой.

Повторение, оценка и празднование побед

Даже очень хорошие студенты не будут постоянно осознавать, «что они знают то, что знают». Один из способов помочь им в этом – использовать в конце занятия быстрые переброски мяча. Игра облегчит повтор всей наиболее важной информации, которую они получили за день.

В конце занятия не забывайте похвалите всю группу за старательность.

Таким образом, привлечение учащихся к обучающим играм, это очень эффективный инструмент обучения. Способность студентов к обучению возрастает в несколько раз. Через игровые навыки у учащихся развивается память, воображение, логика, мышление. Учащиеся быстрее и легче воспринимает новую информацию. Для этой цели используются игры, обсуждения и сценки.

Игровая методика:

  1. Стимулирует творческую деятельность и импровизацию. У студента есть возможность себя самореализовать, он может добавлять что-то от себя. Творческая деятельность - от слова творить, это свободная деятельность.
  2. Стимулирует активность, кто лучше, кто умнее, кто быстрее, чей ответ более полный, более интересней. И всё это на эмоциях.
  3. Нельзя заигрываться. Игровую форму можно использовать при введении новой лексики, при объяснении новых тем, при закреплении пройденного материала, или даже при контрольном опросе. Но не нужно играть всю пару.  

В результате пяти лет работы над формами и методами успешного обучения удалось добиться следующих результатов:

  1. возрос интерес к изучению немецкого языка, что подтверждает активное участие на занятиях;
  2. удалось преодолеть у учащихся языковой барьер;
  3. возрос уровень сложности самостоятельных и контрольных работ по немецкому языку

Литература:

Самоучитель «240 обучающих игр» Тони Стокуэлла (Лихтенштейн)


[1] 1Вернон А. Магнезен

[2] 2 Тони Стоквел «Теория и практика ускоренного обучения»

[3] 3 Фредерих У.Смит «Книга о мудрости лидера»

[4] 1 Джоан Хьюстон

[5] 1 Лауна Эллисон «Какую роль играет мозг в обучении?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Матур әдәбият әсәрләренә нигезләнеп укучыларга әхлакый - патриотик тәрбия бирү алымнары.

Научная работа на Республиканскую научно - практическую конференцию....

Татар теле һәм әдәбияты дәресләрендә патриотик тәрбия бирү.

Татар теле һәм әдәбияты дәресләрендә патриотик тәрбия бирү....

Татар теле һәм әдәбияты дәресләрендә патриотик тәрбия бирү.

Татар теле һәм әдәбияты дәресләрендә патриотик тәрбия бирү....

Яшь буынга патриотик тәрбия бирүдә матур әдәбиятның роле

Мәкаләдә яшь буынга патриотик тәрбия бирү юнәлешләре күрсәтелә. Патриотик тәрбия бирүдә матур әдәбият әсәрләрен куллануның әһәмияте бирелә...

Музей педагогикасы һәм патриотик тәрбия

             Бүгенге көндә яшь буынны патриотик рухта, сугышчан, революцион,хезмәт традицияләре,ватан тарихына хөрмәт белән карау рухында тәрбияләү мөһи...