итоговый урок по теме "Эпоха Рюриковичей"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Шарипова Елена Петровна

Данный урок проводится с использованием интернета, дополняется презентацией позволяет обобщить знания и формировать умения самостоятельной работы с различными источниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Выдающиеся личности эпохи Рюриковичей»

Итоговый урок по теме «Русь IX-XVI»

Форма урока: интерактивное занятие, рассчитанное на 2 часа урок + факультатив

В ходе занятия учащиеся смогут:

характеризовать, отличать, оценивать деятельность различных государственных деятелей IX-XVI веков;

формулировать и аргументировать свою точку зрения;

анализировать предложенные материалы и делать выводы;

закрепить полученные навыки анализа источника; умения выделять главное; соотносить эпоху, деятелей и события; умение грамотно формулировать вопросы; использовать карту, как исторический источник

Основная идея урока:

Занятие является итоговым по теме, поэтому является важным, чтобы учащиеся продемонстрировали знание эпохи, событий, деятелей означенного периода  и могли оценить их  деятельность для становления и укрепления Российской государственности.

Предполагается проведение занятия в форме групповой игры, которая  является одной из интерактивных форм учебной деятельности. Класс делится на 3 группы (команды), в основе   занятия лежит идея состязательности, поэтому желательно выбрать жюри из трёх человек для фиксирования баллов и подведения итогов.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, интернет, раздаточный материал для каждой команды, портреты деятелей, презентация  с картинками  событий, картами. Урок проводится в компьютерном классе с интернетом.

Ход занятия

Вводная часть

1. Подготовительный блок - формирование команд.  Каждый ученик получает маленькую карточку с одним словом, соответствующим одному из пяти любых периодов «Эпохи Рюриковичей». (Приложение) На столах лежит табличка с названием одного из трех  периодов. (Приложение) Каждый ученик должен соотнести свою карточку с табличкой и занять место за этим столом. Далее проверяется правильность выполнения задания, ученики объясняют свой выбор, каждая группа получает соответствующее правильным совпадениям количество баллов. Ошибки исправляются, корректируется состав команд.  

 2. Мотивационный блок– определить задачи урока, сообщить идею занятия, озвучить вопросы и задания для команд,  заинтересовать учащихся в проведении данного урока.

Основная часть

На доске записаны названия конкурсов, в которых будут состязаться команды и персоналии эпохи Рюриковичей

1.Разминка: проводится небольшой тест (автор Ирина Петровна Куляшова http://www.proshkolu.ru/user/Irnika/) (7 минут), проверяющий некоторые вопросы курса. Выполняют на листе всей командой, проверяется представителями команд-соперников, баллы суммируются с баллами, полученными при формировании групп.

2. «Кто есть кто?»

 Определить по портрету (Ольга, Рюрик, Ю.Долгорукий, И.Грозный, С. Радонежский) исторического деятеля и записать пятью словами его характеристику (Приложение). Каждая группа получает один портрет, выполняет задание втайне от соперников, а затем зачитывает характеристику и  предлагает назвать личность. Портрет выводится на экран, во время ответа группы (Слайды 6-10) 

Группы могут дополнять и получать дополнительные баллы

3. «Что бы это значило?» 

На слайдах презентации представлены картинки  различных предметов, по которым учащиеся каждой команды должны угадать либо событие и кратко о нем рассказать, либо исторического деятеля, объяснив, как эти предметы связаны  с названным человеком:

12 слайд: Как писали иконы? Кто такой Андрей Рублёв?/Андрей Рублев/

13 слайд: События опричнины, бегство Курбского в Литву, переписка с Иваном Грозным /Андрей Курбский/

14 слайд: Женитьба Ивана III на византийской принцессе, последствия для русского государства /Софья Палеолог/

15 слайд: Принятие Указа об «урочных летах», его смысл /Федор Иванович/

16 слайд «Угличская драма», гибель царевича Дмитрия /Борис Годунов/

4. «Конкурс ораторов» (группой определяют, о ком идет речь, составляют рассказ, а выступает представитель, учитывается аргументированность, логичность, знание биографии, деятельности, событий и эпохи) Каждая команда получает лист, на котором напечатаны под номерами мнения о пяти разных  деятелях, в результате жеребьевки, группа получает характеристику определенного исторического деятеля с ней и работает. Необходимо согласиться или опровергнуть мнение автора:

 

а) «История вправе назвать Владимира пахарем, Ярослава же – сеятелем. Каждый из них нес свою тяжелую ношу и каждый был по-своему великим» Ю.Ф. Козлов /Об одном из упомянутых/

б) «…Не оружием, но мужеством успокоил свой народ…» /О Мономахе/

в) «… Отказываясь от совместных с католиками действий против Орды, он неожиданно становится последним властным оплотом православия, последним защитником всего православного мира. И народ понял и принял это, простив реальному Александру Ярославичу все жестокости и несправедливости, о которых сохранили множество свидетельств древнерусские летописцы.» /О Невском/

г) За своё 30-летнее правление Дмитрий сумел стать признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю»). Представление о политическом единстве Руси стало при нём совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, тем самым сделав процесс московского возвышения необратимым. /О Донском/

д) «Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным Отечеством. Н.М. Карамзин» /О Иване III/

 5. «Историческая путаница» 

На слайде 20  презентации представлена таблица, в которой перепутаны имена, факты, места, даты. Все группы одновременно начинают работу, но задание ограничено временем – 7 минут. Максимальное количество баллов получает та команда, которая восстановит большее количество соответствий

Личность

Факты

Место

Время (даты)

Игорь Старый

Получение ярлыка

Хазария

907

Олег

Захват Итиля

Древлянские земли

1510

Иван Грозный

Разграбление и сожжение Киева

Золотая Орда

1558

Андрей Боголюбский

Щит на вратах Царьграда

Византия

965

Иван Калита

Сбор дани

Псков

1169

Василий III

Война с Польшей и Швецией

Киев

945

Святослав

Расширение территории России

Ливония

1328

6. Конкурс  «Событие на карте» на слайдах презентации (слайды 22-27), а также на распечатках для команд (шесть фрагментов), представлены фрагменты карт, указывающие на конкретные события  периода  IX-XVI веков. Команды должны узнать это событие, вспомнить, кто из исторических деятелей, связан с каждым фактом  и объяснить,  на основе каких подсказок они это определили.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия: подсчитываются баллы, набранные командами, определяется группа-победитель, которой в журнал выставляются пятёрки.

 Формулируются выводы: кратко,  одним предложением характеризуется роль тех личностей эпохи Рюриковичей, о которых шла речь на итоговом занятии

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест по теме: «Русь в XIII-XV вв ».

Часть А: Задания с выбором одного правильного ответа.

1. Княжение Ивана III – государя всея Руси – относится к веку

  1) 

XII – XIII

 2) 

XIV

 3) 

XV – XVI

 4) 

XVI

2. Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо-Восточной Руси было (а)

 1) 

Рязанское княжество

 2) 

Тверское княжество

 3) 

Новгородская земля

 4) 

Суздальско-Нижегородское княжество

3.  Что из названного относится к одной из причин возвышения в XIV в. Московского княжества?

  1) 

выгодное географическое положение

 2) 

союз Москвы с Великим Новгородом

 3) 

союз московских князей с Великим княжеством Литовским

 4) 

союз московских и тверских князей против Золотой Орды

4. Прочтите отрывок из Галицко-волынской летописи и укажите событие, с которым связаны описанные в летописи факты.

«Пришло неслыханное войско, безбожные, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них Юрий Кончакович – не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты – до реки Днепра. Татары же повернули назад и пошли в свои вежи. И вот когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: “Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете”.

Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: “Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей”».

  1) 

Куликовская битва

 2) 

стояние на реке Угре

 3) 

битва на реке Калке

 4) 

сражение на реке Воже

5. Время перехода крестьян от одного владельца к другому, согласно Судебнику 1497 г., носило название

  1) 

Юрьева дня

 2) 

заповедных лет

 3) 

урочных лет

 4) 

отходничества

6. «…Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и за Псков, за все великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру», – так писал летописец о князе

  1. Андрее Боголюбском
  2. Данииле Галицком
  3. Александре Невском
  4. Владимире Мономахе.

Часть В:

В-1. Расположите имена князей в хронологическом порядке их жизни и деятельности.

        А) Дмитрий Донской

        Б) Юрий Долгорукий

        В) Даниил Московский

        Г) Иван Калита

В-2. Установите соответствие между именами современников:

1)

Иван III

А)

Хан Узбек

2)

Иван Калита

Б)

Биргер

3)

Дмитрий Донской

В)

Андрей Пересвет

4)

Александр Невский

Г)

Алексей Адашев

Д)

Марфа Борецкая

Таблички на столы для разминки

Русь XIII век «За землю Русскую»

Московское государство XV век

«Откуда есть Русская земля…»

Россия в XVI веке

Становление Древнерусского государства

Индивидуальные карточки для формирования групп

Становление Древнерусского государства X век

Русь в XIII веке. «За землю Русскую»

Московское государство XV век

«Откуда есть Русская земля…» IX век

Россия в XVI веке

Месть

Курултай

Пожилое

Варяги

Опричнина

Хазары

Биргер

Тверь

Шлёцер

Казань

Погосты

«свинья»

Шемяка

Аскольд

Заповедные лета

Мал

Козельск

Угра

Кий

Патриаршество

Перун

Батый

Софья

поляне

Угличская драма

Оценочный лист команды

Группа №---------------------------

Задания

Баллы макс.

1.

Тестовая разминка

Макс.12 б

2.

Кто есть кто?

Макс. 5 б.

3.

Что бы это значило?

Макс. 5 б.

4.

Конкурс ораторов

Макс. 5 б.

5.

Историческая путаница

Макс.7  б.

6.

Событие на карте

Макс. 9 б (0,5 балла за определение события и по 1 баллу за объяснение)

Примечание: Максимальное количество баллов за игру складывается из баллов, набранных за  конкурсы и баллов, полученных в процессе формирования команд.

  

                                       

                                             

Шарипова Елена Петровна учитель   истории МБОУ « Кировская средняя общеобразовательная школа» Кваркенский район


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок. Взаимосвязь между системами счисления. (урок семинар)

Такие уроки позволяют повысить интерес к предметам....

Фрагмент урока литературы в 5 классе. Итоговый урок по поэме А.С. Пушкина "Руслан и людмила"

Интегрированный урок литературы. Показана взаимосвязь искусства слова с музыкой и живописью....

Урок - эссе "Новое время - новые люди" (Итоговый урок по творчеству .Тургенева ,Чернышевского, Некрасова, Достоевского ).

Цель урока: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие творческих способностей культуры устной и письменной речи; формирование активной гражданской позиции....

Итоговый урок из системы уроков по акробатике.

На уроке используется метод идиомоторной тренировки, поисковопознавательный метод....

Итоговый урок из системы уроков по акробатике.

На уроке используется метод идиомоторной тренировки, поисковопознавательный метод....

Урок литературы в 5 классе. Литература XIX века. Итоговый урок.

План-конспект урока литературы в 5 классе. Проверяет знание обучающимися текстов изученных произведений; фактов биографии писателей и поэтов 19 века; литературоведческих терминов;а также навыки вырази...

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» Итоговый урок-викторина

Книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока....