Образовательная программа "Прошлое и настоящее г. Омска".
методическая разработка по истории по теме

Парунина Лариса Владимировна

Образовательная программа «Прошлое и настоящее города Омска» относится к краеведческой, патриотической, литературной, развивающей  направленности. Историческое краеведение является важным звеном в воспитании подрастающего поколения. Работа начинается с изучения своего поселка, города, края. Эта программа дает широкий спектр знаний по истории основания г. Омска , развития науки, культуры, быта.
В системе образования данная программа всесторонне воспитывает личность, развивает мышление, формирует мировоззрение.
Данная программа посвящена  истории родного края. Она ориентирует школьников на поиск  новых материалов, расширение источников, учит освещать события современности. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proshloe_i_nastoyashchee_goroda_omska.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ГОРОДА ОМСКА»

АВТОР-ПАРУНИНА ЛАРИСА ВЛАДИМИРОВНА

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАМЫ

Образовательная программа «Прошлое и настоящее города Омска» относится к краеведческой, патриотической, литературной, развивающей  направленности. Историческое краеведение является важным звеном в воспитании подрастающего поколения. Работа начинается с изучения своего поселка, города, края. Эта программа дает широкий спектр знаний по истории основания г. Омска , развития науки, культуры, быта.

В системе образования данная программа всесторонне воспитывает личность, развивает мышление, формирует мировоззрение.

Данная программа посвящена  истории родного края. Она ориентирует школьников на поиск  новых материалов, расширение источников, учит освещать события современности.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

История края богата различными событиями , это вызывает огромный интерес не только у взрослый , но и у детей. В городе имеется много музеев, памятных мест, исторических памятников. Изучению своей малой родины и посвящена программа « Прошлое и настоящее   города Омска».

При проведении занятий необходимо довести до сознания учащихся мысль о том, что прошлое ,настоящее , будущее родного края тесно связаны друг с другом, история это интереснейший процесс познания себя и своих предков. Незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Прошлые поколения оставили для потомков богатое наследство в области экономики, науки , культуры. Занятие способствуют выработке у учащихся научного понимания закономерностей развития общества, роли народных масс, отдельных личностей  в создании материальных и духовных ценностей.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ заключается в том, что краеведческая работа расширяет кругозор  детей , формирует их мировоззрение , воспитывает любовь к Родине, прививает интерес у ребят к краеведческой литературе , к поисковой работе , к исследованию  и анализу документов , исторических  событий на конкретном материале. Учащиеся изучают перспективы развития края. Подготовка краеведов к самостоятельной и творческой деятельности есть главная задача данной программы.

Программа может быть реализована на занятиях в школах и учреждениях дополнительного образования. В школах можно рассматривать ряд тем на факультативах, семинарских занятиях, во время проведения тематических классных часов, а также на уроках истории, географии, литературы. Практические  занятия могут стать началом исследовательской работы и реализоваться в выступлениях на научно- практических конференциях разного уровня.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

- воспитание интереса к истории родного края, понимание необходимости сохранять культурные и исторические памятники, уважение к прошлому, людям, осознанного восприятия современных проблем города и активного участия в социально - экономических и политических  процессах в нем.  

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.

  1. -данный курс расширяет кругозор по истории родного края, так как содержание школьных дисциплин не предусматривает изучение представленных данной программе тем;
  2. -отличительной особенностью программы является  ее практическая направленность, предполагающая осуществление активной практической краеведческой деятельности;
  3. -в основе программы лежит концепция интеллектуального, нравственного, эстетического развития детей.

ЗАДАЧИ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  1. сформировать у школьников основы знаний  по истории города Омска, научить их простейшим  методам поисковой  исследовательской и аналитической работы;
  2. привить интерес к краеведческой литературе, научить работать с документами, справочниками, словарями;
  3. научить писать доклад на краеведческие темы, выступать с ними.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  1. развивать кругозор школьников, область интересов, наблюдательность;
  2. развивать умения работать с краеведческой литературой, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  3. развивать способность применять теоретические знания в практической деятельности.

ВОСТИТАТЕЛЬНЫЕ:

  1. воспитывать у школьников бережное отношение к памятникам истории  и культуры, любовь к родному краю, бережное отношение к природе родного края;
  2. воспитывать активную жизненную позицию, умения применять знания  на практике;
  3. воспитывать навыки коллективного и индивидуального труда, культуры поведения.

ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ.

Программа предназначена для воспитанников 10-13 лет. Школьники в этом возрасте проявляют большой интерес родословной своей семье, истории улицы, на которой они проживают, истории города. Основные условия набора в группу: интерес и желание изучать историю родного края, согласие родителей посещать объединение.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ; Обучение в кружке продолжается 1 год. Программа по своей структуре является традиционной для общеобразовательных программ. Она дает знания воспитанникам по истории своей малой родины, а именно города Омска, в целостности и взаимной связи с историей Сибирского края и страны в целом.

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.

  1. Лекции - при изучении нового материала по темам.
  2. Практические занятия предназначены для закрепления полученных теоретических знаний.
  3. Экскурсии используются  для осуществления знакомства  с историей родного края.

Основными формами работы  являются: групповая, звеньевая, индивидуальная. Групповая форма используется при теоретическом изучении материала , практических занятиях, при проведение экскурсий. Индивидуальная форма  используется на занятиях при выполнении самостоятельной работы и проведении учебно- исследовательской работы. В целях более эффективного изучения материала программы рекомендуется  проведение занятий  по звеньевой форме работы, когда группа учащихся делится на звенья и занятия с каждым звеном проводится поочередно.

МЕТОДЫ РАБОТЫ

 Словесные методы  :

- рассказ, используется  при  объяснение  нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях;

- беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся , этот метод позволяет показать учащимся свои знания, развить эрудицию;

- объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют раскрытию абстрактного мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.

Наглядные методы.

Демонстрация и показ наглядных пособий , наглядные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность , интерес к изучаемому материалу.

Практические методы.

Работа по распознаванию объектов. Применение практических методов развивает трудовые навыки. Воспитывает самостоятельность. Помогает наиболее усвоить полученные теоретические знания.

КРИТЕРИИ ОТБОРА МАТЕРИАЛА.

  1. Научность.
  2. Значимость материала. Предлагаемая программа дает возможность применения его в повседневной жизни, при взаимодействии с людьми и окружающей средой, расширяет знания учащихся об окружающем их мире.
  3. Занимательность. Многие вопросы  изложены в форме игры. Это дает возможность с легкостью воспринимать изучаемый материал.

ОЖИДАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

-овладения  конкретно историческими  сведениями касающимися различных аспектов развития нашего региона;

-овладения  историко – биографической  информацией;

-овладения   умениями составлять аннотации, презентации, таблицы, схемы.

 -овладения   элементами исследовательских процедур, связанных с отбором, анализом, обобщением  собранных данных.

 -развитие интеллектуальных способностей и повышение уровня знаний;

-развитие навыков исследовательской деятельности;

-развитие творческих способностей и лидерских качеств;

-умение общаться со своими сверстниками;

-подготовка экскурсоводов по историческим и памятным местам города Омска.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА.

При изучении курса обучающиеся должны знать:

-основные понятия курса исторического краеведения;

-методы поисковой ,исследовательской и аналитической работы;

-родословную своей семьи.

При изучении курса обучающиеся должны уметь:

  1. -работать с краеведческой литературой, документами , архивом;
  2. -фиксировать и анализировать результаты наблюдений;
  3. -писать доклады по краеведческой тематике, выступать с ними на конференциях;
  4. -уметь записывать воспоминания о прошлом;
  5. -делать зарисовки, описание исторических объектов;
  6. -оформлять альбомы;
  7. -готовить материал для передачи в музеи.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.

  1. Для проверки эффективности  усвоения программного материала используются следующие  методики:
    текущий контроль;
  2. тематический контроль;
  3. зачетный практикум;
  4. собеседование;
  5. -индивидуальное тестирование;
  6. -выполнение тестовых заданий;
  7. Обобщающий  (итоговый ) контроль в форме презентации личных достижений , полученных в результате образовательной деятельности .

С учетом того что данный курс   выбирается по желанию  и с учетом  направленности познавательных интересов, целесообразно при оценке использовать – портфолио – оценку. Портфолио – это набор работ отдельного ученика, которые оцениваются на основе разработанных критериев. По результатам этой оценки судят об успешности  ученика или группы учащихся, а так же об эффективности учебной программы.  

ПРОГРАММА

68 часов

       1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ 1 часа.

Цели , задачи и содержание курса. Организация занятий.

  1. ИСТОРИЯ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ ДО 1716 ГОДА .(5 ЧАСОВ).

Теория( 4 часа.) Первые сведения об Омском Прииртышье. Причины, тормозившие строительство острога. Исторические предпосылки основания Омской крепости.  

Экскурсия к устью Оми (1 час.)

  1. ПЕРВАЯ ОМСКАЯ КРЕПОСТЬ. (7 ЧАСОВ)

Теория ( 4 часа.) Экспедиция И. Д. Бухольца в среднюю Азию. Болезни, голод в отряде И. Д. Бухольца. Возвращение отряда весной 1716 года к устью Оми. Строительство крепости на левом берегу  Оми. План Омской крепости 1745 года. Пограничная Омская крепость – порубежный опорный пункт, роль крепости в исторически закономерном, глубоко прогрессивном процессе русской колонизации Сибири. Практика (2часа.) Изготовление макета  первой Омской крепости. Работа со словарями, документами. Сочинение : «Первые  страницы истории города».

Экскурсия  (1 час). Экскурсия на место бывшей первой Омской крепости.

  1. НОВАЯ ОМСКАЯ КРЕПОСТЬ (6 ЧАСОВ).

Теория (3 часов). И. И. Шпрингер – организатор строительства второй Омской крепости. Объекты строительства. Военный Воскресный собор- первое каменное сооружение крепости. Омская Азиатская школа. Омская крепость – одно из крупнейших сооружений на востоке страны, официальный административный центр укрепленных линий Западной Сибири.

Практика( 2 часов.)  Изготовление макетов зданий второй Омской крепости, сохранившихся до наших дней.

Экскурсия(1 час). на место второй Омской крепости к Тарским и Тобольским ворота

       4.ГЕНЕРАЛ- ГУБЕРНАТОРЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ И СТЕПНОГО КРАЯ (4 ЧАСА).

Теория ( 3 часа). Генерал – губернаторы П. М. Капцевич, П. Д. Горчаков,Г. Х. Гасфорд и др. Образование Степного  генерал – губернаторства (1882г.)  с административным центром в Омске.  

  1. ОМИЧИ – УЧАСТНИКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812ГОДА(3 ЧАСА).

Теория( 3 часа). Участие в боях по защите Отечества Сибирской пехотной дивизии генерал- майора  П. Г. Лихачева. Сбор средств  для защитников Отечества.

       6.  ДЕКАБРИСТЫ В СИБИРИ.(2 часа).

Теория. События  1825 года. Деятельность декабристов в Сибири.

7.ОМСК- КУЛЬТУРНЫЙ  ЦЕНТР ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (4 ЧАСА).

Теория( 3 ЧАСА). Первая гарнизонная школа  в Омске. Омская Азиатская школа. Войсковое казачье училище. Омская учительская семинария. Первая мужская гимназия. Фельдшерская школа.

Экскурсия (1 ЧАС) к зданиям 1-й женской гимназии и 1-й мужской гимназии.

8.ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА  ОМСКА (3 ЧАСА).

ТЕОРИЯ( 2 часа). Здание  1-й Омской женской гимназии. Дворец генерал – губернатора Западной  Сибири в Омске, Драматический театр и др.

Экскурсия (1час) к любому памятнику истории.

9.ОМСКИЕ КАПИТАЛИСТЫ (2 ЧАСА)

ТЕОРИЯ (2 ЧАСА). Торгово – промышленный Омск нач. 20 века. Омские предприниматели в нач. 20 века.

10.ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ. ( 5 ЧАСОВ).

ТЕОРИЯ (2 часа) .Марьяновские бои, Восстание  22. 12. 1918года. Отступление войск Колчака на восток и вступление  в город 5-ой  Армии Тухачевского.

ПРАКТИКА(2 часа). Оформление  альбома или презентации «Гражданская война на территории Омской области».

ЭКСКУРСИЯ (1 час) в сквер «Борцов революции».

11.ОМСК И ОМИЧИ  В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.( 10 ЧАСОВ).

Теория( 3 часа). Омичи в боях за Родину. Наши земляки – Герои Советского Союза. Трудовой вклад тружеников тыла в Великую Победу над фашизмом.

Практика (5 часов).  Встречи с участниками  В. О. в , запись их воспоминаний. Презентации  «Герои  войны живут в нашей памяти».

Экскурсии (1 час). Экскурсия в Парк Победы, бульвар Победы, к памятнику Г.К.Жукову.

Самостоятельная работа 1 час. Сочинение «Живые , помните о них».

  1. СИМВОЛИКА .(4  ЧАСА).

Теория (2 часа). Герб уездного города 1785года. Герб областного города 1825года.

Герб Омска – центра Степного края и Акмолинской области 1868года. Современный герб Омска. Флаг города Омска

       13 ХРАМЫ ГОРОДА ОМСКА.(6 ЧАСОВ).

Теория( 3часа). Храмы города Омска.

Практика ( 2часа). Презентация «Культовые сооружения в городе Омске».

Экскурсия( 1) час в любой храм города.

14.  МОЯ РОДОСЛОВНАЯ ( 7 часов).

Теория (1 час). Лента времени. События прошлого и их отражение в истории моей семье.

Практика (3 часа). Обозначение на ленте времени года своего рождения, года рождения своих родных.

Самостоятельная  работ (3 часа). Сбор сведений о семье , создания генеалогического древа  семьи. Презентация  «Моя  моей семьи в  истории родного края»?

             14.Итоговое занятие.  1 ЧАС.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Список используемой литературы для педагога.

  1. А. М. Лысунов, М.Ю. Гизбрехт, А. В. Шульпин и др. Омский  Успенский Кафедральный собор. Омск 2007.
  2. Н. Изосимов. Краеведение  школах Сибири. Омск 1970.
  3. Краеведение : пособие  для учителя. Под редакцией А. В. Даринского, М.,1987
  4. Улицы города Омска: Справочник. Омск, 2001.
  5. Поисковая работа старшеклассников в школьных секциях Н.О.У.: Методические рекомендации.  Омск, 1990.
  6. 1000 знаменательных событий из истории Омска 1716-1996, Омск, 1996.
  7. Омское Прииртышье: вехи истории: Учебно- практическое пособие. Ч. 1, 2 Омск: О.О.И.П.К.Р.О., 2002.
  8. Омский Успенский кафедральный собор, Омск 2007.

Список используемой литературы для учащихся.

  1. Ю. П.  Бережной, И. А. Городов и др. Их именами названы улицы Омска. Омск, 1988.
  2. Омская старина. Историко  – краеведческий альманах. Второй выпуск. , Омск 1993.
  3. П.П. Вибе , А. П. Михеев .Омский историко  – краеведческий словарь.  М, 1994.
  4. Памятники истории и культуры города Омска. /Составитель и научный руководитель П. П. Вибе/Омск 1995.
  5. И.Г. Деветьярова. Старый Омск/Почтовая открытка рубежа 19- 20 веков/ Омск 1991.
  6. М. П. Журавлёв. Путеводитель по  Омску, Омск 1992.
  7. М. П. Журавлёв. Омск : вчера , сегодня ,завтра. Омск 1993.
  8. А. К. Касьян, И. Н. Новиков, История Омской области, Омск 1978.
  9. М. К. Юрасова. Омск. Очерки истории города. Омск, 1983.
  10. Д. И. Карбышев в Омске, Омск , 1990.
  11. А.Г. Киселев Миней Мариупольский и другие ( 50 Омских капиталистов) ,Омск 1995.

Так как  план:::::::::::::::::::::::::::::::::: поэтому в  учебном процессе   целесообразно использовать  ряд тем.

  1. Так  учащиеся 5-11 классов изучают историю своей семье и составляют родословную (тема № 14). Приложение № 1.
  2. Особое внимание в школе уделяется поисковой работе(тема № 11).Учащиеся  нашей школы  собирали  информацию  о родных , участвовавших в Великой Отечественной войне. При реконструкции   школьной Комнаты Боевой Славы  зимой 2010 года эта информация была использована при оформление экспозиции «Память сердца жива» Приложение № 2.
  3. В комнате Боевой Славы храниться «Книга Памяти», созданная учащимися. Приложение № 3
  4. Результаты поисковой работы были представлены  на областном фестивали искусств «Либеровская весна», посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне». Приложение № 4
  5. О поисковой работе был снят сюжет телекорпорацией АКМЭ, который вышел в эфир 22. 06. 2010 года,  а в июне 2010 года  в «Домашней газете» была опубликована статья «О подвигах героя узнала вся школа». Приложение № 5.
  6. В Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Детский Экологический Центр» используется программа «Прошлое и настоящее города Омска». Приложение № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно- исследовательская работа по теме: «Календарные праздники и традиционная обрядность российских немцев Омского Прииртышья в сохранении календарной обрядности российскими немцами села Солнцевки Исилькульского района Омской области ».

Календарные обрядности и связанные с ними обряды являются одним из древнейших и интереснейших пластов народной культуры. Календарь как организующая сила хозяйственной, культурной, обрядовой жизн...

ОМСКИЕ ОБЛАСТНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ «Традиционные ценности и современный мир» Духовно-нравственное воспитание в семье и общеобразовательном учреждении через реализацию учебного курса ОРКСЭ

         Большое значение в формировании духовно-нравственного воспитания обучающихся имеет преподавание комплексного учебного курса  ОРКСЭ, который...

Об организации краеведческой работы в бюджетном образовательном учреждении города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 126»

Не секрет, что любовь к Родине начинается с любви к своему дому, семье, городу, краю, то есть к «малой родине».  Краеведческая работа в школе рассматривается как основа воспитания гражданина и па...

Положение "Требования к одежде обучающихся Муниципального образовательного учреждения «Новоселецкая ООШ» Таврического муниципального района Омской области.

Это положение, разработано для того, чтобы поддержать в школе дисциплину и порядок, устранить различие в одежде детей, обеспечить нормальное функционирование учебно- воспитательного процесса  в М...

Омск-прошлое и настоящее.

На своих уроках я использую проектную методику. В данном проекте был использован краеведческий материал.Цель проекта:Формирование у учащихся патриотического отношения к своему родному краю.Театральная...

Рабочая образовательная программа по биологии для 6 класса БОУ г.Омска «СОШ№ 108»

Рабочая  образовательная программа по биологии  для 6 класса БОУ г.Омска «СОШ№ 108» рассчитана на 1 час и составлена в  соответствии  с: - Федеральным государствен...

«Краеведение в школе. Прошлое и настоящее города Омска»

Краеведение в школе – это связь с жизнью, с современностью, с окружающей реальной действительностью; это использование таких активных методов обучения, как исследовательский, экскурсионный...