Урок музейной педагогики "Великая Отечественная Война"
методическая разработка по истории по теме

Формирование целостной системы знаний о ходе,  итогах   сражения, положившего начало коренному перелому в войне в пользу ССР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_po_muzeynoy_pedagogikeakatevoy_v.i._muzey_.docx228.32 КБ

Предварительный просмотр:

Великая Отечественная война

        

Урок 2

Тема:                         СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.

                                    УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ

Цель:                        Формирование целостной системы знаний о ходе,  итогах   сражения, положившего начало коренному перелому в войне в пользу ССР;

                                     Учить ребят размышлять, анализировать исторические факты и документы, отстаивать свою точку зрения;

                                       Воспитывать чувство гордости за советских людей-  защитников Отечества, чувство глубокого патриотизма.

Образовательные  

задачи:                      

  1. Определение сущностных характеристик изучаемого

объекта;

  1. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  2. Поиск нужной информации в источниках различного типа, созданных в различных знаковых системах;
  3. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности;
  4. Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  5. Овладение основными видами публичных выступлений.

     

 Воспитательные

задачи:

  1. Воспитывать чувство гордости за советских людей-  защитников Отечества, чувство глубокого патриотизма.
  2. Воспитание нравственных черт личности.

Оборудование:     

  1. Презентация по теме: «Сталинградская битва».
  2.   Видеосюжет «Сталинградская битва» запись воспоминаний сержанта Павлова; песни 30-х годов.

Место проведения: школьный музей 302-й гвардейской стрелковой дивизии.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение учителем темы и задач урока.

         Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Он посвящен защитникам Сталинграда, героям битвы, которая положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне в пользу ССР и его союзников. И начать его мне хочется со стихотворения Ярослава Смелякова.

Упал на пашне, у высотки

Суровый мальчик из Москвы.

И тихо сдвинулась пилотка

С пробитой насквозь головы.

И, уходя в страну иную,

От мест родных невдалеке,

Он землю русскую, живую,

Сжал в костенеющей руке.

Часть отвоеванной России

Он захотел с собою взять,

И не сумели мы, - живые,

Те пальцы мертвые разжать.

И если правда будет время

Когда людей на страшный суд

Из всех земель, с грехами всеми

Трехкратно трубы призовут,

Предстанет за столом судейский

Не бог с туманной бородой,

А паренек красноармейский

Пред потрясенною толпой.

Зажав в своей ладони правой

Помятой немцами в бою,

Не символы небесной славы,

А землю русскую свою.

    Учитель: на нашем уроке присутствуют гости, которые помогут нам своими знаниями, жизненным опытом, разобраться в волнующих нас проблемах. Это – военный руководитель школы Кончаковский Ю.Б., хранительница школьного музея Добровольская Л.П., завуч школы – Шевчук В.Н., который недавно побывал в городе Волгограде.

П. Основная часть.

Эпиграф к уроку: «О, камни! Будьте стойкими, как люди!»

Ю. Воронов

Учитель:  В июле 1942 г., когда ударная группировка врага прорвалась в большую излучину Дона, началась величайшая битва второй мировой войны. Несколько месяцев в обширном районе, где Дон почти вплотную приближается к Волге, бушевало пламя непрерывных ожесточенных сражений. Немецко – фашистские генералы не жалели ничего для того, чтобы выйти к берегам Волги и закрепиться там, - ни людей, ни танков, ни самолетов, ни орудия.

Более полувека отделяют нас от Сталинградской битвы, которая стала первым значительным шагом на пути к победе. Давайте сегодня поговорим о том, КАК ЭТО БЫЛО.

  1. Просмотр фрагмента видеофильма о наступлении немцев на Сталинград.
  2. Учитель: Какой была стратегическая обстановка на советско-германском фронте весной 1942 г.?

Ответ: Куликова Т. – В конце весны 1942 г. международное и внутреннее положение Советского Союза несколько улучшилось. Антифашистский фронт продолжал расширяться и укрепляться. В январе была подписана декларация 26 стран, в которой они согласились использовать все силы и средства для борьбы против агрессивных государств и не заключать с ними сепаративного мира или перемирия. Разгром немецких войск под Москвой, срыв гитлеровских планов молниеносной войны против СССр, в значительной степени активизировали антифашистские силы во всех странах. На советско – германском фронте наступило временное затишье. Обе стороны перешли к обороне.

В Ставке, Генеральском штабе и в частях подводились итоги пройденного этапа войны, критически рассматривались и осмысливались удачные и неудачные действия войск, глубже изучалась военное искусство противника, его сильные и слабые стороны. На вооружение советских войск стало поступать больше новой танковой и авиационной техники, артиллерийского, реактивного оружия и боеприпасов. Однако, после того как было завершено зимнее наступлении, Советские Вооруженные силы пока еще сильно уступали противнику по своей численности и по технической оснащенности. Готовых резервов и крупных материальных ресурсов у нас в то время не было. Поэтому необходимо было в тылу страны сформировать новые стратегические резервы всех родов войск.

  Учитель: Как вы считаете, почему приоритетным направлением для летнего наступления 1942 г. стало именно – южное?

Ответ: Емельянова – Генерал –фельдмаршал Паулюс впоследствии так характеризовал устремления германского командования. «Главная военная операция 1942 г. должна была проводиться в районе действия группы армий «Юг». Стратегическая цель операции - захват областей Северного Кавказа, богатых нефтью. Захват кавказской нефти считался жизненно необходимым для дальнейшего ведения войны вооруженными силами Германии и ее союзниками.

Гудимова Е. – «Я хотела бы несколько уточнить. Замысел кампании был значительно шире: Завоевание Кавказа по расчетам германского командования должно было принести и ряд других существенных выгод: вовлечь Турцию в войну против СССР, лишить его связи с внешним миром через Иран, привести советский Черноморский флот к гибели  и, наконец, открыть путь гитлеровской Германии на Ближний Восток».

Учитель: Как могло случиться, что наступление немецких войск оказалось полной неожиданностью доля советского командования?

Ответ: Крылова А. – Ну, во первых противник стремился скрыть свои стратегические замыслы на летнюю кампанию 1942 г. По указанию главного командования сухопутных войск /ОКХ/ штабом группы армий «Центр» была разработана операция «Кремль». Она включала целый ряд дезинформационных мероприятий. Во – вторых, что касается оценки стратегических замыслов врага на летнюю кампанию, то Ставка и Генеральный штаб полагали, что московское направление вновь будет главным, на юге же противник нанесет вспомогательный удар, хотя данные разведки свидетельствовали об обратном. При этом учитывалось, что на центральном участке советско - германского фронта к весне 1942 г. находилась наиболее крупная группировка немецко-фашистских войск в составе 70 дивизий.

Куликова Т. – Не нужно забывать, что особые опасения вызывали орловско-тульское и курско-воронежское направление, откуда, как предполагалось, гитлеровцы могли нанести удар по столице, обойдя ее с юго-запада. В соответствии с такой оценкой обстановки Ставка усиливала войска Западного и Брянского фронтов. Эти просчеты в оценке замыслов гитлеровцев отрицательно повлияли на ход военных действий летом 1942 г.

Учитель: Итак, Ставка и Генеральный штаб неверно определили направление главного удара противника, в летней кампании 1942 г. Результат всем известен.

Советские войска оказывая упорное сопротивление противнику, но не имея достаточно сил, отступали. Ситуация складывалась катастрофическая.

28 июля 1942 г. председатель ГКО И. Сталин издал Приказ № 227. В чем его суть?

Нефедова Н.

Верховное Главнокомандование Красной Армии приказываю:

  1. Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтами:

А) безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать  пропаганду о том, что мы можем и должны якобы отступать и дальше на восток, что от такого отступления не будет якобы вреда;

Б) безусловно снимать с поста и направлять в Ставку для привлечения к военному суду командующих армиями, допустивших самовольный отход с занимающих позиций без приказа командования фронтом;

В) сформировать в пределах фронта от одного до трех (смотря по обстановке) штрафных батальона (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины.

2. Военным советам армий и прежде всего командующим армиями:

А) безусловно снимать с постов командиров и комиссаров корпусов и дивизий, допустивших самовольный отход с занимаемых позиций  без приказа командования армии и направлять их в военный совет фронта для предания военному суду;

Б) сформировать в пределах армии 35 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизии и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь бойцам дивизии выполнить свой долг перед Родиной…

Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах, штабах.

Народный комиссар обороны И.Сталин.

Учитель: В советских очерках по истории обязательно подчеркивается, что этот приказ сыграл исключительно важную роль в укреплении духа советских воинов, в повышении стойкости обороны. Он донес до каждого подразделения суровую правду о грозной опасности.

Юрий Борисович, вы как военный человек, согласны с такой точной зрения?

        Кончаковский Ю.Б.: Я считаю, что приказ № 227 появился своевременно и несмотря на жесткий характер, в военном отношении полностью оправдал себя. За что пытаются его критиковать? За то, что приказ способствовал наведению порядка и дисциплины на фронте. Так могут рассуждать только люди, далекие от армии и ее проблем.

Учитель: Какого мнения придерживаются другие участники?

Ответ: Нечай В. – У меня несколько иная точка зрения. Я считаю, что моральный дух советских бойцов был и так достаточно высок. Вспомните тот факт, что немцы не смогли захватить Сталинград к 25 июля, как это было намечено фашистским командованием. Приказ появился 28 июля. Просто Сталин как когда-то в начальный период войны в 1941 г., хотел переложить вину за свои личные просчеты на рядовых воинов.

Сагайдук М. – А для меня этот приказ оскорблен. Он в какой-то мере, на мой взгляд, перечеркивает то мужество, героизм, которое имели место ежечасно в боях за Сталинград: на Мамаевом Кургане, Сталинградском тракторном заводе.

Учитель: Послушаем как это было. Вспоминает  сержант Павлов, который в составе 20 бойцов 59 дней защищал один из домов в Сталинграде.

Слушаем запись с воспоминаниями сержанта Павлова.

Учитель: В боях за Сталинград участвовала 302 гвардейская стрелковая дивизия, сформированная в ст. Ленинградской.  О мужестве ее воинов рассказывают члены совета музея школы, написавшие коллективный социальный проект «302 стрелковая дивизия и ее комдив Е.Ф. Макарчук в боях за Сталинград». Ребята скрупулезно работали с фондами музея, провели социологические опросы учащихся 2-6 классов, учителей; с результатами своей работы выступили перед учащимися МБОУ СОШ № 1, 2, 12, школы № 27 и гимназии муниципального образования Ленинградский район.

Климентова О.

«Меня столкнула судьба с Е.Ф. Макарчуком под Сталинградом. Я был свидетелем или слышал тут же о многом, что в моих глазах делало его живой легендой… Герой доблестный, человек великого духа и патриотизма! Это скажет вам каждый, что хоть чуть сталкивался с ним. Верю, что о Макарчуке напишут восторженные книги».

(Из письма доктора исторических наук, профессора Московского пединститута имени В.И. Ленина, В.Ф. Антонова).

Ефрем Федосеевич Макарчук родился в 1896 году в бедной крестьянской семье, в селе Ласки Овручского уезда Волынской губернии (ныне Житомирская область). С четырнадцати лет начал самостоятельно работать. В 1915 году был призван в царскую армию. В 1916 году окончил школу прапорщиков и был направлен на Западный фронт.

После Октябрьской революции Ефрем Макарчук сражался за народную власть в партизанском отряде, а затем в третьем Багунском полку 44-й стрелковой дивизии, которой командовал легендарный Н.А. Щорс. В Красной Армии за Советскую власть боролись и два брата Ефрема.

В 44-й дивизии Ефрем Федосеевич был красноармейцем, командиром взвода, роты, батальона, начальником полковой школы и помощником командира 3-го Богунского полка. В 1919 году был принят в ряды большевистской партии.

За выдающиеся заслуги перед революцией в годы гражданской войны Е.Ф. Макарчук был награжден высшей в то время наградой – орденом Боевого Красного Знамени.

В мирные годы он совершенствует свои военные знания, оканчивает высшие курсы начсостава «Выстрел».

С первых дней Великой отечественной войны Ефрем Федосеевич в действующей армии. Воинские части и соединения под командованием полковника Макарчука мужественно сдерживают натиски фашистских полчищ.

На дону Макарчук командует 91-й дивизией. Особенно ярко проявились его военные дарования в дни Сталинградской битвы. 200 суровых дней и ночей продолжалось величайшее сражение, за которым с пристальным вниманием следило все человечество. И почти все эти дни полковник Макарчук не выходил из боев.

1 августа 1942 года 48-й танковый корпус фашистов ударил по станции Зимовники. Основные наши силы ушли из поселка. В это время командующий 51-й армией генерал Т.К. Коломиец дал полковнику Макарчуку отряд, одно орудие, несколько машин и поручил держать Зимовники, так как через этот пункт получали питание три дивизии армии.

Фашисты в течении недели не могли взять райцентр Зимовники. Сводный армейский отряд Макарчука через три недели численно утроился. У фашистов было добыто много орудий, минометов, машин, пулеметов. Отряд стал грозой для захватчиков. Он завязывал злые скоротечные бои, наносил внезапные чувствительные удары по врагу, а сам выходил незамеченным и почти без потерь. Душой отряда  был  батальонный комиссар Лев Сергеевич Петросян.

Своими активными действиями, смелыми и дерзкими налетами и рейдами по тылам врага армейский отряд полковника Макарчука часто создавал впечатление у противника, что здесь в задонских, приволжских и калмыцких степях действуют крупные силы наших войск.

Ефрем Федосеевич был буквально неистощим на боевую выдумку. Дерзким был налет наших велосипедистов на вражеский гарнизон, который ночью был полностью разгромлен. Макарчук отверг мотоциклы, которые ночью разбудили бы фашистов. А так они были взяты почти все в постелях. С трофеями и «языками» наши бойцы возвратились в свою часть.

Во второй половине августа 24-я танковая дивизия фашистов спешила в район Абганерово. Отряд Макарчука ночью «пристроился» к немецкой колоне и открыл огонь. Запылали, наезжая друг на друга, вражеские машины. Гитлеровцы в панике бросились бежать. На поле боя осталось 40 подбитых и горевших машин разных марок, 300 трупов вражеских солдат и офицеров. Отряд захватил две рации, 8 машин и важные оперативные документы.

Исключительно важные значение Макарчук придавал разведке- глазами и ушами армии. Поэтому в отряде выросли такие замечательные разведчики, как капитан Федор Паринов, лейтенант Степан Зеленский  и другие.

Отряд имел постоянную связь с командармом -51. Десятки раз в отряд прилетал и совершал посадку в тылу врага на своем «кукурузнике» ПО-2 бесстрашный летчик Савелий Гавриков. Он привозил спецзадания командарма Коломийца.

В те тяжелые дни об успешных действиях частей под командованием полковника Макарчука говорилось в сводках Совинформбюро. Блестящей операцией, связанной с именем Макарчука, является контрудар на Садовое, Сарпинского района Калмыцкой АССР 29 сентября – 4 октября 1942 года.

Суровые дни переживали в сентябре 1942 г. Сталинград. Надо было расстроить планы противника по захвату города. Стремясь ослабить натиск фашистских войск на волжскую твердыню и облегчить положение 62-й и 64-й армий, командование Сталинградского фронта организовало ряд частных операций южнее города.

План контрудара на Садовое разрабатывал Военный Совет 51-й армии. Был создан механизированный отряд в 900 человек. Отряд был усилен 8 танками, противотанковыми орудиями и дивизионом «Катюш». Темной ночью, используя внезапность, отряд проник из Ханаты через линию фронта и на автомашинах устремился на село Садовое, расположенное в 30 километрах от линии фронта.

В тылу врага поднялся страшный переполох. Наши войска за четверо суток активных действий в тылу врага разгромили 5-й и 21- й пехотные полки, 22-й артиллерийский полк, штаб 4-й румынской пехотной дивизии, уничтожили 3000 солдат и офицеров. Лишь немногим гитлеровцам удалось бежать. Были взяты большие трофеи, секретные документы, в том числе карта-схема со сроками взятия фашистами Куйбышева, Саратова, Астрахани.

Операция блестяще удалась. Враг был введен в заблуждение относительно количества наших сил и намерения командования. Фашисты вынуждены были снять две танковые дивизии с главного направления, ослабить натиск на Сталинград. Одна из таких дивизий уже действовала на окраине города, а другая подходила к нему.

Ширман И.

Маршал А.И. Еременко писал: «В успехе контрудара на Садовое велика заслуга непосредственно руководителя этой операции полковника Е.Ф. Макарчука». Армейская газета «Сын Отечества» призвала бить врага по- макарчуковски. Бойцы с гордостью называли себя макарчуковцами.

После удара на садовое Е.Ф. Макарчук был назначен командиром 302-й стрелковой дивизии, где начальником штаба был полковник Александр Харитонович Юхимчук. К командованию 51-й армией вновь приступил прибывший из госпиталя генерал – майор Николай Иванович Труфанов. Началась подготовка к историческому наступлению.

20 ноября 1942 года после мощной артподготовки Сталинградского фронта 302-я стрелковая дивизия атаковала позиции врага. Из межозерья Цаца-Барманцак на город Калач – хутор Советский устремились танкисты генерала В.Т. Вольского, которые 23 ноября встретились с танкистами Юго-Западного фронта и таким образом завершили окружение 23 дивизий и 160 отдельных частей противника. А 302-я дивизия повела наступление на город Котельниково, создавая внешний фронт наступления.

Фашистское командование для деблокады армии Паулюса создало группу армий «Дон» под командованием генерал – фельдмаршала Манштейна. Гитлеровские войска 12 декабря повели наступление из Котельниково вдоль железной дороги на прорыв кольца. Более 500 танков бросил Манштейн в бой. Чудовищная стальная армада обрушилась на поредевшую в предыдущих боях 302-ю дивизию. Обливаясь кровью, макарчуковцы цеплялись за каждый клочок советской земли. Ценой больших потерь фашистам удалось потеснить  302-ю дивизию и всю 51-ю армию на реку Мышкова. Но на помощь пришли 2-я гвардейская армия генерала Р.Я. Малиновского. 24 декабря 2-я гвардейская и 51-я армии перешли в наступление. 29 декабря был освобожден город Котельниково. Фашисты были отброшены к Зимовникам, затем к Сальску и далее к Ростову.

И в то время, когда наши войска успешно наступали на запад и добивали фашистов в «сталинградском» котле, в районе станции Куберле трагически погиб замечательный комдив Е.Ф. Макарчук. На его похоронах присутствовал весь Военный Совет 51-й армии во главе с командующим генерал - майором Н.И. Труфановым. На могиле был воздвигнут временный обелиск.

Бывший командующий Сталинградским фронтом А.И. Еременко писал: «Покидая штаб авиационного корпуса, мы получили печальную весть: вскоре после нашего отъезда из 302-й стрелковой дивизии погиб командир дивизии полковник Макарчук. Следуя на машине в один из полков, он подвергся в открытом поле нападению истребителей противника и был смертельно ранен пулеметной очередью. Погиб талантливый, мужественный командир дивизии. Для нас это было тяжелая утрата».

(«Сталинград», стр. 432).

За блестящий удар на Садовое Е.Ф. Макарчук, раненный здесь в руку, был награжден орденом Красного Знамени. Следующая награда-орден Ленина, не застала в живых героя. Жизнь комдива Макарчука – блестящий пример беззаветного служения советскому народу и Коммунистический партии, верным сыном которой он был до последнего удара своего пламенного сердца. Своей кипучей боевой деятельностью полковник Макарчук вписал яркую страницу в истории Советских Вооруженных Сил.

Дивизия, которой Е.Ф. Макарпчук командовал под Сталинградом, покрыла себя неувядаемой славой в последующих боях на советской земле и за ее пределами. Она стала называться 302-й Тернопольской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизией. Она пронесла свои победоносные знамена от берегов красавицы –Волги, от калмыцких и задонских степей до Златой Праги.

Учитель: 19 ноября 1942 г. началось историческое контрнаступление советских войск севернее и южнее Сталинграда, завершившееся капитуляцией 6-й армии Паулюса 2 февраля 1943 г. Как вы считаете, что предопределило исход битва? Какие обстоятельства привели немецкие войска к полному разгрому в районе Сталинграда и способствовали нашей исторической победе?

Ответ: Крылова А. – Как показали события, германское командование переоценило свои успехи на юге. Оно полагало, что советские войска там находятся на грани катастрофы. Гитлеровцы решили, что им удастся захватить Нижневолжский промышленный район и выйти к Волге силами только 6-й армии одной из самых боеспособных армий Германии. Она прошла по Чехословакии, Польше, Бедьгии, Югославии, всюду оставляя кровавый след. От Харькова эта армии наступала под командованием опытного генерала Паулюса. После войны бывшие гитлеровские генералы стали истолковывать это решение как один из «роковых» ошибок Гитлера. Не будь этой ошибки, утверждали они, Сталинград можно было бы взять с ходу одним ударом…

Жиренок И. – То, что сказала Аня, конечно верно, но не отражает, по-моему всей сути вопроса. В действительности, исход  событий у берегов Волги обуславливался иными причинами. Катастрофа, которая постигла здесь врага, была вызвана не отдельными ошибками гитлеровского командования, а основными его просчетами в оценке военного потенциала и жизнеспособности Советского Союза.

Якимова О. – Кстати, маршал Жуков  в своих воспоминаниях и размышлениях: «2 важнейшими предпосылками разгрома немецких войск в операциях «Уран», «Малый Сатурн» и «Кольцо» являлась умелая организация оперативно-тактической внезапности, правильный выбор направления главных ударов, точнее определения слабых мест в обороне врага. Огромную роль сыграл верный расчет необходимых сил и средств для быстрого прорыва тактической обороны, активное развитие оперативного прорыва с целью завершения окружения главной группировки противника.

Учитель: Подводя итоги всему сказанному сегодня, я хочу привести выдержку из записей воспоминаний генерал - фельдмаршала Паулюса: «Советская стратегия оказалась выше нашей. Лучшее тому доказательство – исход битвы на Волге, в результате которой я оказался в плену».

Да, значение победы под Сталинградом трудно переоценить. Но за эти стоят сотни, тысячи погибших воинов и жителей Сталинграда, не покинувших его, будучи уверенными, что город не будет сдан врагу.

Звучит музыка/магнитофон/ и учитель говорит дальше:

Один из участников Сталинградской битвы, рядовой Петр Семенов, написал в эти дни письмо домой, в котором просил всех тех, кто будет жить: «Любите, радуйтесь жизни и вспоминайте о нас».

Валерий Николаевич, совсем недавно побывал в городе – герое Волгограде и хотел бы поделиться своими впечатлениями о том, как наши люди сохраняют память о всех, кто ушел от нас в дни великой битва на Волге.

Рассказ Шевчук В.Н.

Итог урока:

Учитель: Мне хочется зачитать слова Франклина Делано Рузвельт: «От имени народа Соединенных Штатов Америки, я, говорил президент США Франклин Делано Рузвельт, вручаю эту грамоту городу Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, храбрость, сила духа и самоотверженность которых… будут вечно вдохновлять сердца всех свободных людей, их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии».

Великая Отечественная война

        

Урок 3

Тема:                         ГЕРОИЗМ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

                                   

Цель:                        Формирование целостной системы знаний об источниках победы советского народа в годы Великой Отечественной войны, героизме воинов 302-й стрелковой дивизии 51-й армии, ветеранов  микрорайона муниципального образования Ленинградский район

                                       

Образовательные  

задачи:                      

  1. Формирование познавательной, коммуникативной, личностной компетенций;
  2. Поиск нужной информации в источниках неоднородного типа, созданных в различных знаковых системах;
  3. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности;
  4. Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  5. Овладение основными видами публичных выступлений.

     

 Воспитательные

задачи:

  1. Воспитывать чувство гордости за советских людей-  защитников Отечества, чувство глубокого патриотизма.
  2. Воспитание нравственных черт личности.

Оборудование:     

  1. Презентация по теме: «Сталинградская битва».
  2.   Видеосюжет «Сталинградская битва» запись воспоминаний сержанта Павлова; песни 30-х годов.

Место проведения: школьный музей 302-й гвардейской стрелковой дивизии

Ход урока:

I. Организационный момент.

  1. Организация класса.
  2. Сообщение темы и задач урока.

         Учитель: Ребята, я думаю вы со мной согласитесь, что Великая Отечественная война – это страница не только российской истории, но и всемирной, причем отмеченная примерами массового мужества и героизма советских людей. Мне хотелось бы сегодня поразмышлять с вами по поводу утверждения: « У войны не женское лицо. Правильно ли это? Какова роль женщин, матерей, сестер в разгроме фашистской Германии. Мне хотелось бы дать каждому уроку такое имя: «У Победы – женское имя!»

  1. Основная часть.

Учитель: А вот эпиграфом к уроку мне захотелось взять слова фронтовички М. Тимофеевой: «… Когда возвращались мужья, сыновья и братья, это на женские лица ложился свет встречи, а если не возвращались тень вечной утраты не их ли касалось лиц? И сами они, наши женщины, вынесли войну на фронте и в тылу, разве не они принесли нам Победу?»

Учитель: Мы проведем наш урок в виде круглого стола, и члены совета музея, которые возглавляли проектные исследовательские группы, смогут донести до всех те сведения, которые они собрали и изучили в нашем школьном музее.

Ведущая: (Огиенко Алина)

У Победы – женское лицо! В каждой черточке этого лица – женская надежда на мир, женский труд, жажда материнства. Мало счастья выпало на долю женщин, прошедших через войну, но и крупицы счастья они берегли особо. Дождаться, встретить, поддержать, выходить.

На слайде: Низко кланяюсь священной памяти Русской Матери – Е.Ф. Степановой. Я потрясен услышанным и увиденным здесь.

Ян Цикоцкий- польский корреспондент.

Ведущая: «Прекрасен, он, сосредоточен, собран. В огне войны, в пороховом дыму он вырастает, этот женский образ.  Дочь, верная народу своему.  Под пулями, не дорожа собою, она бойцу накладывает жгут. Недаром раненный на поле боя зовет: «Товарищ девушка, ты тут?» Эти строки посвятила своим боевым подругам – военным медсестрам М.И. Чунихина – Тимофеева. И я предоставляю слово Корнован Елизавете      ( 10 кл.) и ее группе.

Пелипенко Евгений, с работой Кузьмин Сергей, Колосов Максим

О медсестрах 393 медсанбата 302 стрелковой дивизии:  Т.В. Тафт, Л.У. Михайленко, Н.П. Подновой, Н.Т. Ковалевой, Н. Барашкиной. Никто кроме женщин, не способен на это. Только она – вечная, терпеливая Труженица в холодной избе и на скудном поле. Да и к кому бы шел через войну мужчина, если не к ней? О ком помнил, на кого надеялся? К кому возвратился?

Звучит песня: «Темная ночь» на слова В. Агатова:

… Верю в тебя,

В дорогую подругу мою.

Эта вера от пули меня

Темной ночью хранила…

Радостно мне,

Я спокоен в смертельном бою

Знаю, встретишь с любовью меня,

Чтоб со мной не случилось.

Ведущая:  - Всех своих сыновей Епистиния Федоровна запомнила уходящими. Дорога из хутора бежала полем, а потом поднималась на пологий холм, откуда хорошо просматривались дом, тропинка к речке, сад. И сыновья, поднявшись по склону, оборачиваясь, всматриваясь в скорбную фигуру матери, застывшую на околице хутора… Последний взмах руки на прощанье… Так ушли ее сыновья. Ушли в бессмертие.

Я предоставляю слово Труш Анне и ее группе для презентации своей работы, посвященной материнскому подвигу Е.Ф. Степановой, А.И. Патик – Паленовой, Н.И. Кадуриной.

Итог урока:

Учитель: В майский день под цветущими яблонями собираются, увы, не все ветераны…

А те, кто приходит, немолоды. Но идет жизнь после Победы, и на женских лицах она отражается улыбкой надежды.

Что нового вы узнали ребята на уроке? Что особо тронуло душу?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 6

станицы Ленинградской муниципального образования

Ленинградский район

Краевой конкурс по музейной педагогике: «Эта память о Кубани нам с тобой нужна.» Номинация: лучший цикл уроков.

Тема: «Великая Отечественная война».

Урок № 1 «Человек на войне»

     Разработан

                                               Акатьевой Валентиной Ивановной

                                                  учителем истории МБОУ СОШ № 6

                                   муниципального образования

                     Ленинградский район

2012 год

ст. Ленинградская

Великая Отечественная война

        

Урок 1

Тема:          ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ.

Цель: сформировать представление об участии жителей Ленинградского района в Великой Отечественной войне, о боевом пути и героизме воинов 302 стрелковой дивизии; - развивать интерес к Отечественной истории.

Образовательные  

задачи:                      

  1. Формирование предметных и метапредметных компетенций;
  2. Поиск нужной информации в источниках неоднородного типа, созданных в различных знаковых системах;
  3. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности;
  4. Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  5. Овладение основными видами публичных выступлений.

     

 Воспитательные

задачи:

  1. Воспитывать чувство гордости за советских людей-  защитников Отечества, чувство глубокого патриотизма.
  2. Воспитание нравственных черт личности.

Оборудование:     

  1. Три видеофрагмента из кинофильма «Штрафной батальон»:

1.«Священник призывает к борьбе с оккупантами»; 2.«Кадры документальной немецкой хроники о событиях весны-лета 1942;

3.«Наступление советских войск» 

  1. Видеосюжет «Сталинградская битва»
  2.  Запись воспоминаний сержанта Павлова;
  3. Песни 40-х годов.
  4. газетные публикации о Великой Отечественной войне;
  5. исследовательские работы учащихся;

Место проведения: школьный музей 302-й гвардейской стрелковой дивизии

Ход урока:

I.        Организационный момент.

Звучат песни  40-х годов, по звонку на урок музыка резко выключается.

Учитель: «Вот также оборвалась мирная жизнь многих советских людей 22 июня 1941 года, когда немецкое командование приступило к осуществлению плана «Барбаросса». Тема нашего урока сегодня: «Человек на войне»: давайте поговорим о том, как воевали, за что сражались наши земляки, какие факторы определяют поведение человека на войне. На нашем уроке присутствуют гость: работник военного комиссариата, полковник Недзведский Владимир Станиславович. Мы будем рады, если он поддержит наш разговор, выскажет свое мнение».

II.        Основная чисть.

Учитель; «Давайте посмотрим видеофрагмент и подумаем, почему войну с фашистской Германией тут же назвали священной войной?»

Просмотр видеофрагмента из фильма «Штрафной батальон» со священником, призывающим к защите Родины.

Коваленко С,:

- «Почему священной? Потому, что борьба велась за независимость, за правое дело. Ранее перед битвами с захватчиками войска «освящались», то есть, как бы прикасались к священным символам Отечества - иконам, знаменам, молитвам и т.д. Все эти символы имели особое значение для верующих людей - мол, с нами Бог, он не даст нас в обиду, мы - за правое дело. Примерно так появилось убеждение, что защита Отечества - священное дело. А долг по защите Родины - священный».

Учитель:  «Наш урок проходит в музее 302 стрелковой дивизии, которая в июле-августе 1941 года была сформирована в станице Ленинградской. Здесь все говорит о мужестве, о доблести, о славе, военных судьбах, о которых нам хотелось бы сегодня вам рассказать».

Казарина Е.: о Живове Анатолии Павловиче.

-        «Еще Гай Саллюстий Криси сказал в далекой древности: «Слава, какую дают богатство и красота, скоротечна, доблесть же достояние блистательное и вечное». Эти слова, я считаю, в полной мере относятся к Анатолию Павловичу Живову. Он пошел на фронт в 19 лет. Стройный, русоволосый, с ясным открытым взглядом, скромный, застенчивый. Родом он был из села Кузьмищево, что под Калугой. В мае 1943 года ушел на фронт добровольцем. Воевал на Южном, Четвертом и Первом Украинских фронтах. Штурмовым группам 827-го стрелкового полка, несмотря на
ожесточенные атаки, никак не удавалось овладеть тюрьмой в г. Тернополе. В стенах фашисты установили амбразуры. Анатолий Живов вызвался добровольцем. Он хотел забросить гранатами, но ему этого не удалось. И тогда Живов поднялся во весь рост, повернулся к своим боевым друзьям, как бы прощаясь, кинулся навстречу огнедышащему доту. Пулемет захлебнулся. На рассвете 4 апреля 44 года связист 827   стрелкового   полка,   302   стрелковой   дивизии   Анатолий   Живов   ушел   в бессмертие».

Злоцкая Л.: о Шаликовой Клавдии Ильиничне.

А меня восхищает стойкость хрупкой девушки, почти девочки Клавы Шаликовой. Ее дом находится в Бресте, куда 22 июня 1941 года война вонзилась своим главным острием в грохоте разрывов выбегал отец и кричал матери: «Уводи детей, мы выстсрм». А уже днем мать к братишка затерялись в толпе беженцев, а она - 13-ти летняя девочка превратилась в бойца. Ее попытались отправить в тыл, но она стала санитаркой госпиталя ПГ-175. Из дивизии девочку направили в 827-й горнострелковый полк. Это произошло в селе Белозерском. Половина села - наша, половина врага. Нужно было зыбить фашистов оружейным огнем, но нет боеприпасов. Повозка со снаряжением застряла в пути. Убило лошадь. И тогда Клавдия Ильинична сказала, что достанет лошадь. Она прокралась по огородам, выскочила на лошадь и вскочила на коня. Все бойцы смотрели на нее расширенными тазами, пораженные отвагой этой девушки. 20 марта Клавдия Ильинична пошла в свой последний бой. Она была ранена, потеряла зрение. Но это не помешало ей родить сына, который стал хорошим человеком. Я полностью согласна с утверждением, что «Ничто на свете не заслуживает такого уважения, как человек, умеющий мужественно переносить несчастье».

Учитель: «Какие качества характера привлекли вас в этих людях?

Бондарюк Д: «Во-первых, это люди великой скромности, широкой и доброй души. На мой взгляд, иначе поступить они просто не могли: они не могут позволить себе не прийти на помощь боевым товарищам в трудную минуту; не проявить терпение и выдержку. Это люди великой нравственной красоты и силы».

Андрюшкевич Р.: о Рыковой Любови Алексеевны.

-        «А меня до глубины души взволновала судьба Рыковой Любови Алексеевны со станции Ерофей Павлович. Нет, она не воевала на фронте, она трудилась в тылу и ждала, ждала своего любимого - младшего лейтенанта Александра Тонких, который воевал  в составе  302-й  стрелковой дивизии.  Она никогда не  вышла замуж и оставалась верна ему до конца своих дней. Поисковая группа нашего музея помогла
Любви  Алексеевне  найти  могилу Александра  Тонких,  погибшего  в  районе  г. Зборова  Тернопольской  области  Украины.  По-моему такая  верность       сродни подвигу».

Учитель: «Знаете, ребята, а ведь Рита затронула сейчас очень важное. Мы привыкли считать, что на войне тот. кто с оружием в руках защищает Родину, а разве тот кто за станком, в поле трудится, не покладая рук, ради победы не на войне, тот, кто верно ждет сына, мужа, любимого. Епистиния Федоровна Степанова проводила на фронт 8-х сыновей. Родина наградила ее материнский подвиг боевым орденом. Нельзя рассматривать войну. Солдатский труд - это опасная, изнурительная каждодневная работа. Посмотрите кадры документальной немецкой хроники и подумайте, к какому периоду Великой Отечественной войны они относятся?»

Апанашенко И.: «Я думаю, что запечатлены события весны-лета 1942 года, когда из-за старательных просчетов командования на юго-западном фронте сложилось тяжелейшее положение и многие красноармейцы оказались в окружении».

Учитель: Как вы считаете, ребята, почему немцы весной-летом 1942 года главный удар наносили на юго-западном фронте?»

Волковская О.: «В конце июля 1942 года танковые и моторизованные войска противника вышли на степные просторы нашего края. Каждый его шаг оплачивался тысячами жизней солдат и офицеров. Решением Ставки Верховного Главнокомандующего создается Северо-Кавказский фронт (командующий - маршал С.М. Буденный). Противник превосходил пехотой в 1,4 раза, артиллерией в 2 раза, танками в 10 раз, авиацией в 8 раз. Под руководством краевого комитета партии принимают меры по спасению промышленного оборудования, скота, запасов зерна. В глубь страны было отправлено 10 тысяч вагонов зерна».

Учитель: «Давайте попытаемся восстановить картину оккупации нашего района».

Вассаллов М.: «Потерпев неудачу под Москвой, немцы решили нанести новый удар на юге СССР. Их манила нефть Кавказа, сталь, необходимая в «войне моторов». Для организации обороны Северного Кавказа Ставка направила маршала С.М. Буденного (который побывал и в станице Ленинградской). Буденный организовал оборону бездарно, и немцы захватили Северный Кавказ за считанные недели, несмотря на героическое сопротивление РККА. Правда, Вермахту удалось достичь перевеса в живой силе в 1,4 раза, в танках в 10, в авиации в 8, в артиллерии в 2 раза. 2 августа 1942 года казаки 17-го кавалерийского казачьего корпуса генерала Кириченко, в котором было немало уманских уроженцев, приняли первый бой с румынскими подразделениями и танковой дивизией СС «Зеленая роза» из группировки Э. фон Клейста под станицей Кущевской. Благодаря героизму казаков врага удалось остановить на 4 дня. Противник потерял в живой силе 3000 человек, 5 танков, орудия я минометы. За этот бой 17 корпус переименовали в 4 гвардейский».

Борисов М.: «Но все же противник продолжал стремительно наступать. При отходе РККА в хуторе Белом Ленинградского района мобилизовали около 100 мужчин и отправили в Краснодар, но до места приписки к воинской части они не добрались, поскольку были уничтожены почти все в колонне по пути следования. Уходя из Ленинградской, бойцы РККА сожгли архивы, взорвали телеграф, почту, железнодорожную станцию. Утро 6 августа 1942 года в станице началось с бомбежки, после которой в населенный пункт вошли оккупанты: румыны и немцы. Они установили свой порядок: всем станичникам выдали специальные паспорта, ввели комендантский час, начали формировать полицейскую часть из местного населения   ГЕМА   (гемайнде).   Отдельные   подразделения   для   несения   конной патрульной службы на улицах станицы сформировали из казачат-подростков».

Толпеев И.: «Наибольшую активность проявили русские полицейские Смирнов И.И., Ушкань (после ухода немцев, его поймали и расстреляли), Богомолов (сын уманского купца, после войны пойман в Ростове-на-Дону и расстрелян), офицер-переводчик Классин Д.И.».

Рудь М.: «Станице и главным ее улицам вернули исторические названия. Немалая часть населения встретила немцев хорошо, что удивительно, так как в 1933 году из Уманской было выселено до 80 процентов населения. Немцы вновь сформировали отделы, а бывший Ейский отдел переименовали в знак признательности в 1 Показательный Уманский. Были назначены атаманы отдела и станицы, был создан институт агрономов (управляющих). В Уманской начала работать Тайная полевая полиция, выискивая диверсантов, коммунистов и евреев. Это была армейская полицейская структура в составе Абвера, целью которой было установление первоначального порядка на оккупированных территориях».

Андрюшкевич Р.: «После Сталинградской битвы немцы начали отступать. Часть казачьего населения нашей станицы решила уйти вместе с немцами, не ожидая ничего хорошего от Советской власти».

Дроботова Т.: «В корпусе из уманцев наибольшее влияние имел майор Вермахта Чепига, бывший белоэмигрант. Он командовал 2 дивизионом 2 кавалерийского полка 1 кавдивизии и был награжден орденом Железного Креста 2 класса в 1944 и 1 класса с 1945 годах и. вероятно. «Орденом для Восточных народов» нескольких степеней с мечами. В дальнейшем уманцы вместе с казаками Стана и XV Казачьего корпуса были выданы англичанами Сталину в Лиенце (Австрия) и почти все погибли в лагерях НКВД».

Учитель:  Ребята, я хотела бы уточнить. В действующей немецкой армии сражались, в основном, казаки-эмигранты. Посмотрите на эту фотографию...

Рудь  М.: еще не забыли голод, раскулачивание, уничтожение казаков как социального слоя, разрушения церквей и гонения за веру».

Дроботова Т.: «Я думаю, что казаки воевали не с Родиной, с советской властью».

Сагайдук В.: «Н.С. Хрущев вспоминал про июль 42-го: среди военных были «нехорошие настроения»... Отступаем, потому, что солдат не чувствует, за что он должен воевать, за что он должен умирать. Взять первую мировую войну... Он воевал за Россию, но он воевал и за свой дом. А сейчас все общее, все колхозное. Поэтому, мол, нет стимула... Никита Сергеевич, вспоминая, эти настроения осуждает. Но важно его замечание: если кое-кому, кто сейчас носит довольно высокие воинские звания, напомнить, что вот такие-то были рассуждения, то они, наверное, возмутятся и скажут, что это клевета. К сожалению, подчеркивает Хрущев, это было...»

Учитель: «Что определяет поведение человека на войне?»

Манжилевский А,: «Прежде всего, защита социалистического Отечества являлась конституционной обязанностью, делом всего народа. Я хотел бы обратить ваше внимание на Устав внутренней службы вооруженных сил. Мы сейчас говорили о правовых документах, регулирующих поведение военнослужащего. Но мне кажется, многое на войне зависело от самого человека, его жизненных, нравственных принципов».

Сосновая Е.: «Мое мнение таково: у каждой из воюющих сторон была, наверное, своя правда. И понять в чем-то по-человечески, их можно, но простить тех, кто перешел на сторону врага, я все же не могу. Потому, что каждый из них делал свой нравственный выбор самостоятельно. Свыше 10 тысяч родных, близких проводили жителей нашего района на фронт. Более половины из них не вернулось обратно, отдав жизни за Родину».

Учитель: «Кстати сказать, Катя Казарина рассказала о подвиге А. Живова, а ведь есть и наш земляк, повторивший подвиг Александра Матросова?»

Трояновская Е.: « Рассказ  о М. Рогове, уроженце станицы Ленинградской, который повторил подвиг Александра Матросова»

Желдакова Н.: «В годы войны наши земляки участвовали в отрядах движения сопротивления в странах восточной и центральной Европы. Среди них Григорий Поликарпович Пономарев. Он сражался с фашистами на территории Франции и был награжден одной из высших наград - орденом «Почетного  легиона». А также трудный и длинный фронтовой путь прошел солдат Михаил Трофимович Черный. Война застала его в Латвии, на границе. В 1942 году получил тяжелое ранение и попал в плен. Затем концлагерь. В Италии бежал из плена и попал в 7-ю Интернациональную бригаду, в которой был и отряд русских, бежавших из концлагеря. Здесь и воевал с врагом, пока не перешли к союзникам».

Сосновая Е.: «В период оккупации в Ленинградском районе действовали партизаны. По заданию южного штаба партизанского движения в район забросили группу сопротивления. Существовал и маленький отряд из местных жителей под названием «Область Кубани», Однако крупных боевых действий партизаны не вели - это было сопряжено с рядом трудностей: сложность партизанской войны в зимних условиях степной местности: спешность отступления рабочих крестьян Красной Армии и недостаточная подготовленность диверсионных групп ввиду этого; поддержка частью населения немецкой власти и антикоммунистического настроения этой части. Партизанской группой руководил М. Бойко, комиссаром ее был А.Ф. Ступников. В групп также входили И.Ф. Кущ, Е.А. Быкова, А.М. Кузьменко  и другие. Отряд действовал на территории района, но имел небольшую подпольную организацию в станице. Главной задачей было распространение сводок Совинформбюро, советских газет, листовок. К удачным акциям партизан можно отнести ликвидацию старосты, уничтожение расстрельных списков, спасение колхозного скота от вывоза в Германию и советских военнопленных у станицы Крыловской (часть из них влилась в отряд)».

Проскура О.: «Я хочу привести данные, любезно предоставленные мне в архивном отделе Ленинградского района. За 1943 - 1944 годы Ленинградский район дал стране и фронту более 1000 вагонов хлеба, 4550 тонн молока, 1300 тонн мяса, более  950000 яиц. На строительство танковой колонны и санитарного поезда красноармейцами было внесено 1 млн. 121 тыс. 939 рублей. Трудящиеся дали в займы государству 1 млн. 102 тыс. 435 рублей. Собрали и отправили на фронт много теплых вещей и других подарков».

Итог урока.

Учитель: «У Бориса Горбатова в очерке «Солдатский труд», есть такие строки: Надо волю иметь необыкновенную, надо силу иметь богатырскую, чтобы ежедневно, в любую погоду и днем и ночью, без отдыха идти с боями по этой проклятой грязи, преследовать врага, когда он бежит, ломать его оборону, когда он сопротивляется и гнать прочь его, гнать прочь с нашей земли до конца».

Председателю организационного комитета

краевого конкурса по музейной педагогике

Заявка.

Решением муниципального органа управления образования на краевой конкурс по музейной педагогике представляются материалы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район для участия в номинации «Лучший цикл уроков».

02.03.2012 года                            

Директор школы                                                                   А.Д. Шевченко

Визитная карточка школьного музея

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район.
  2. Музей 302 Краснознаменной ордена Кутузова стрелковой дивизии.
  3. Дата основания 09 мая 1985 г.
  4. Создан по инициативе ветеранов 302 стрелковой дивизии 51-й армии, которая формировалась на территории Ленинградского района в июле-августе 1941 года.
  5. 353741, Краснодарский край, Ленинградский район, станица Ленинградская, ул. Западная, 36; тел.: (886145) 5- 83-59, www. uo – len. narod. ru.; www. school 6 – len. narod. Ru
  6. Руководитель музея: Акатьева Валентина Ивановна, учитель истории
  7. Паспортизация отсутствует

 

Описание системы работы школьного музея

Музей - дело тонкое, сложное, но те, кто посвятил ему жизнь, не могут без него.

Современный мир трудно представить себе без музеев. Они уже давно и прочно вошли в наш быт.

С тех пор как началось осознание человечеством своего места в окружающем мире, оно пыталось определить свои исторические корни, обозначить этапы и перспективы своего движения в пространстве и времени. Реальными вехами развития становились материальные и духовные памятники его действительности. Со временем была осознана потребность сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных экспонатов.

Однако проблема «выживания» школьных музеев актуальна и сегодня. Многие из них, просуществовав несколько лет, закрывались: либо по причине недостающих кабинетов для организации учебного процесса, либо из-за отсутствия пополнения фондов, либо вследствие скудности материальных средств, выделяемых на нужды средних общеобразовательных учреждений.

Нашему же школьному коллективу удалось не только сохранить, но в 2005 году и реконструировать музей, который существует более 26 лет.

Создавая наш школьный музей, мы понимали, что основной его социокультурной функцией является коммуникация - процесс общения, передачи информации, в «собирании под видом старых вещей душ отошедших» и в воспитании на этой основе живущих, образование в своей совокупности живой нити истории.

Профиль нашего музея - изначально военно-патриотический. Его девизом стали слова К. Рокоссовского: «Очень трудно научиться любить живых, если не умеешь хранить память павших».

Основные фонды посвящены воинам 302-й Тернопольской Краснознаменной ордена Кутузова стрелковой дивизии, которая формировалась в июле - августе 1941 года в станице Ленинградской.

По нашему мнению, он изначально должен был стать и стал центром патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения не только в микрорайоне, но и во всем Ленинградском районе, способствуя формированию мировоззрения и системы ценностей, консолидации ученического и учительского коллективов, социализации и развитию творческой активности личности, формированию национального, регионального самосознания. Чтобы обеспечить максимальное выполнение всех его функций, был образован Совет музея, созданы 3 лекторские группы, объединение «Память».

Совет - это генератор всех интересных и значимых дел. В его составе действует фондовая, социологическая, аналитическая, юридическая группы и пресс-служба. Основа нашей работы - собрание музейных экспонатов общим количеством 1740. Поэтому фонды - сердце, от функционирования которого зависит вся работа. Основной фонд насчитывает 1490 экспонатов, вспомогательный - 250. При организации фондов мы учитываем, что они должны содержать профильные музею предметы, постоянно и целенаправленно пополняться, быть научно организованы. Фондовая группа проводит своевременную обработку и регистрацию музейных предметов, книги поступлений и картотеки.

Социологическая группа под руководством психолога школы изучает музейную аудиторию, ценностные ориентации различных возрастных групп учащихся, особенно восприятия ими экспозиции, мотивы посещения музея, дает рекомендации по расширению форм работы музея.

Юридическая группа изучает постановления правительства, указы президента о ветеранах, проводит опрос ветеранов, проживающих в микрорайоне, и представляет анализ полученных данных на Совете музея.

Социологический опрос среди ветеранов микрорайона:

1.   Считаете    ли     вы    достаточным     жизненный    уровень     ветеранов    Великой Отечественной войны?

Да  Нет Затрудняюсь ответить

2.   Владеете ли вы необходимой информацией по правам ветеранов?

 Да     Нет    Неполностью

3.   Считаете ли вы, что органы пенсионного обеспечения достаточно компетентны в этих вопросах?

Да  Нет  Затрудняюсь ответ

Да         Нет

5.   Нуждаетесь ли вы в помощи со стороны учащихся школы?

4.   Испытываете ли  вы на себе непродуманность каких-то вопросов, связанных с социальной защитой ветеранов?

Да         Нет

6.   Каково на ваш взгляд влияние ветеранов на нравственное становление молодежи?

 Патриотизм

 Знание истории

Уважение к старшему поколению

Пресс-служба ежегодно разрабатывает цикл радиопередач «Мы славим мужество и подвиг ваш, герои...», решает вопросы связи с общественностью, размещений публикаций в местных печатных органах.

Аналитическая группа составляет план работы музея, координируя действия всех его структур.

Оформление «Книги Памяти»

жителей микрорайона

 Сбор информации о ветеранах ВОВ (фарватер

«Память»)

 Помощь нуждающимся

ветеранам и престарелым

гражданам но хозяйству

Экскурсионные

уроки мужества в

музее школы

Сбор

материала «Мои

родные в годы ВОВ»

Классные часы,

встречи с интересными

люди

Творческие

конкурсы

Выпуск стенгазет,

боевых листков к

празднику

 Спортивные праздники, посвященные Дню Победы

 Организация тематических

праздников


Особое место в деятельности школьного музея занимают экскурсии:

-  «Об  истории  создания  музея  302-й  Тернопольской  Краснознаменной  ордена
Кутузова стрелковой дивизии и ее боевом пути»;

- «Войны священные страницы навеки в памяти людской»;

- «Подвиги отцов - в наследство сыновьям» из цикла «История моей семьи»;
-  «Человек на войне»...

Изучая возможности расширения своей деятельности, музей все чаще использует новые   формы   работы.   Среди   них   большое   место   занимают   праздники:   военно-

исторические, литературные, фольклорные, календарные (ежегодно 18 мая на заседании отмечаем День музея, подводя итоги его деятельности за учебный год).

Визитной карточкой музея, видимой для посетителей, является наша экспозиционно-выстовочная работа. Если экспозицию мы используем как стационарную публикацию музейных предметов, то выставку рассматриваем как временную, связанную либо с представлением новых поступлений в музейные фонды, либо с отчетом о деятельности музея за определенный срок с откликом на знаменательные события. Поэтому выставки проводим тематические, фондовые, отчетные.

В последние годы больше внимания стали уделять истории школы: учителям и выпускникам, истории родной станицы, т.е. придали музейной работе многопрофильность. Вся работа строится таким образом, чтобы ученические коллективы через своих ребят в совете музея, в группе «Память» знали как можно больше о его деятельности, вовлекались в орбиту интересных и нужных школьных дел: работали в микрорайоне, готовили классные часы, подбирали материалы для уроков.

Таким образом вместо механического соединения музея и школьного коллектива возникает творческое содружество, создается единая музейнообразовательная среда.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 6

станицы Ленинградской муниципального образования

Ленинградский район

Краевой конкурс по музейной педагогике: «Эта память о Кубани нам с тобой нужна.» Номинация: лучший цикл уроков.

Тема: «Великая Отечественная война».

Урок № 2 «Сталинградская битва»

   Разработан

                                         Акатьевой Валентиной Ивановной

                                                  учителем истории МБОУ СОШ № 6

                                   муниципального образования

                     Ленинградский район

2012 год

ст. Ленинградская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 6

станицы Ленинградской муниципального образования

Ленинградский район

Краевой конкурс по музейной педагогике: «Эта память о Кубани нам с тобой нужна.» Номинация: лучший цикл уроков.

Тема: «Великая Отечественная война».

Урок № 3 «Героизм советских людей»

   Разработан

                                         Акатьевой Валентиной Ивановной

                                                  учителем истории МБОУ СОШ № 6

                                   муниципального образования

                     Ленинградский район

2012 год

ст. Ленинградская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории "Отечественная война 1812 года".

Конспект урока, небольшой самоанализ, презентация....

Урок - игра "Великая Отечественная война" для 9 класса

Урок в форме командной игры на знание событий внешней и внутренней политики СССР в годы Великой Отечественной войны,  деятельности исторических личностей, наградной системы в годы войны, отр...

Разработка урока на тему: "Отечественная война 1812г"

Разработка интегрированного урока(история и литература)....

Конспект урока « Итоги Великой Отечественной войны. Война и судьбы людей»

Тема урока: «А нам нужна всего одна Победа, одна на всех....

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Урок литературы в 5 классе. Лермонтов М.Ю. "Бородино". Вводный урок по истории Отечественной войны 1812 года.

Урок по теме М.Ю.Лермонтова "Бородино" требует исторического экскурса в историю  России. Даный урок с презентацией поможет учащимся познакомиться с событиями Отечественной войны 1812 го...

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...