Сценарий интеллектуального турнира "Мы - патриоты Отечества"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Бондаренко Марина Анатольевна

Представленный сценарий турнира посвящен Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941-45 гг. Турнир можно посвятить Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим внеклассным мероприятиям историко-патриотической направленности.Это мероприятие формирует мировозрение и патриотические чувства учащихся, расширяет кругозор, развивает творческие способности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turnir.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории Бондаренко М. А.                                                                            Интеллектуальный турнир «Мы-патриоты Отечества» для учащихся 9-11 классов по истории                                                                                                                             Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Использование дидактических игр в форме турнира, КВНа, викторины и других форм позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время.  Игра  дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. В ходе исторической игры  формируется мировоззрение учащихся, патриотические чувства, развиваются творческие способности.

Представленный сценарий турнира  посвящен двум Отечественным войнам 1812 года и 1941 - 1945 годов - ярчайшим страницам в истории нашей страны.

Турнир  проводился для учащихся 10 - 11 классов и может быть посвящен  Дням воинской славы России, Дню Победы и другим внеклассным мероприятиям  историко-патриотической  направленности.

Задачи игры: закрепление и углубление исторических знаний учащихся по курсу "История России"; развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы индивидуально и в команде; развитие исторического мышления,  воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества народа.

Оборудование: портреты участников - героев Отечественной войны 1812 г. и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., альбом репродукций,  исторические настенные карты по теме,  плакаты времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., диски с записями песен военных лет и сообщением Ю.Б.Левитана о начале и окончании войны.

План проведения игры:

  1. Сообщение цели конкурса, объявление правил игры.
  2. Презентация команд и представление жюри.
  3. Командные и индивидуальные конкурсы.
  4. Подведение итогов.

Правила игры:

  1. В игре участвуют две команды.
  2. Команда по очереди выполняют задания, отвечают на вопросы.
  3. Если команда затрудняется с ответом или дает не полный ответ, право ответа переходит к другой команде.
  4. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
  5. Ответ оценивается по балльной системе.

В игре участвуют две команды: "Русичи" и "Гренадеры", с заранее приготовленными эмблемами.

Под звуки песни "Священная война" (слова В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова) начинается  действие.

Ведущий учитель: Никогда не сотрется из памяти подвиг российского народа, дважды за последние два столетия  противостоящего полчищам грозного врага - врага, прошагавшего через всю Европу, поработившего ее народы и получившего отпор только в нашей стране.

Отечественная война 1812 г. и Великая Отечественная война 1941-1945 гг... им посвящен наш интеллектуальный  турнир « Патриоты Отечества».  

Представление  команд и жюри.

1. Разминка "Блиц - вопросы" (по 1 баллу за ответ). Команды поочередно отвечают на вопросы ведущего.

  1. Что такое "рельсовая война"? ( Подрывная деятельность партизан во время Великой Отечественной войны).

2.Имя какого прославленного русского полководца носила операция по освобождению Белоруссии во время Великой Отечественной войны?  (Багратион)

3.Какой элемент военной формы был восстановлен в 1943 г.? ( погоны)

4. Где, когда состоялось самое крупное танковое сражение Великой Отечественной войны?( 12 июля 1943 года у деревни Прохоровка)

5.Как ласково называлась многоразрядная реактивная установка "БМ - 13"?                                         ( «Катюша»)

6.Однажды М.И.Кутузов сказал:"Ключ к Москве взят." О чем шла речь?                                      ( о взятии французами города Смоленска в конце июля 1812 года)

7. Когда,  связи с чем был дан первый Победный салют в годы Великой Отечественной войны? (5 августа 1943 года  в честь освобождения городов Орел и Белгород от немецких войск , завершение Курской битвы)

8.В каком месяце закончилась Отечественная война 1812 г.? ( в декабре 1812 года)

9.Кто возглавлял партизанский отряд из подростков и женщин на Смоленщине                                            в 1812г.?    ( старостиха Василиса Кожина)

10.Как называлась река, которую форсировали французы при бегстве из России? (Березина)

Ведущий учитель: Для того, чтобы выполнить следующее задание, вам нужно представить себя  современниками военных лет. Враг идет по нашей земле, его необходимо остановить!

2.Поэтому сейчас конкурс "Патриотическое воззвание к народу".                                        Команды работают 7-8 минут. На листах ватмана  цветными маркерами  они должны составить патриотическое воззвание к народу во время войны, используя предложенные опорные слова:   Отечество, страна, беда, гроза, меч, удар, враг.                                                   Жюри оценивает этот конкурс по следующим критериям:                                               патриотичность- 2 балла,                                                                                                            эстетичность оформления воззвания- 2 балла,                                                                                 убедительность и артистизм при защите -2 балла .                                                    

 Во время подготовки проекта воззвания, учащиеся-болельщики читают стихи по теме конкурса.

Защита работы.

Звучит фонограмма голоса Ю. Левитана: обращение к советскому народу  22 июня 1941 года

Ведущий учитель: События войн  1812г. и 1941-1945 гг. получили достойное отражение в поэзии. Она, пропитанная грозным дыханием войны, стала боевым кличем, горячим призывом к единодушному отпору врагу.

 3. Литературный конкурс.

Команды  по жребию получают задания с отрывками произведений. Прочитав, должны ответить на вопросы: какому событию посвящено стихотворение ( 1 балл), дата этого события  ( 1 балл), кто автор и название произведения по 1 баллу.

Изведал враг в тот день немало,                                                                                                                Что значит русский бой удалый,                                                                                                             Наш рукопашный бой!..                                                                                                                                                Земля тряслась- как наши груди,                                                                                                              Смешались в кучу кони, люди,                                                                                                                           И залпы тысячи орудий                                                                                                                        Слились в протяжный вой…

 (М.Ю.Лермонтова "Бородино" - Бородинское сражение - 26 августа 1812 г.)

Мы шли в атаки неустанно.                                                                                                                           Город (ориг.- Берлин) пылал.                                                                                                                   Дымился каждый дом.                                                                                                                                          А май свечами укрывал каштаны.                                                                                                                               В разрытом парке, где  катился гром.                                                                                                       Шел жаркий бой за каждый дом и выступ,                                                                                                   Валились башни в сломанных крестах.                                                                                                             Как жаждали мы ринуться на приступ,                                                                                                 Пробиться к центру, где горит Рейхстаг!

(М. Ножкин  «Последний бой», битва за Берлин 16 апреля- 8 мая 1945 года)        

Ведущий учитель: Как важно во время военных действий вовремя получить или отправить  ценную информацию! Не менее важно умение расшифровать  полученные сведения.

4. Конкурс "Неотосланная депеша".

Приглашаются эксперты - по 2 человека от команды. Им даются бумажные ленточки с текстом.  Они должны ответить на вопросы: в связи с чем была отослана депеша, кто ее автор. (За каждый правильный ответ по 1 баллу.)

  1. "Битва была кровавая. Город   8 раз переходил из рук в руки. Враг отступил на прежнюю дорогу".( Сражение под Малоярославцем,  М. И. Кутузов  Александру 1)

  1. "6 армия окружена. Дальнейшая оборона бессмысленна. Катастрофа неизбежна. Для спасения еще оставшихся в живых людей прошу дать разрешение на капитуляцию".  (Сталинградская битва, генерал Паулюс Гитлеру.)

5. Музыкальный конкурс.

Одновременно с 4-ым конкурсом, пока эксперты работают, команды прослушивают отрывки из  музыкальных произведений военных лет и определяют их авторов и название. (За каждый правильный ответ по 1 баллу.)

Звучат:  

"Священная война"-  А.Александров,  В.Лебедев-Кумач,                                                         "Землянка" -  К.Листов,  А.Сурков,                                                                                                       "Темная ночь" -  Н.Богословский,  В.Агатов,                                                                                                   "В лесу прифронтовом" -  М.Блантер,  М.Исаковский,                                                                                       "Огонек" -  К.Листов (обработка Б.Мокроусова),  М.Исаковский,                                                                    "7-я симфония Д.Шостаковича"  ("Ленинградская").

Ведущий учитель: Война, это не только  битвы. Война – это люди, их судьбы, их вклад в победу над врагом.  Хорошо ли вы знаете наших земляков, внесших посильный вклад в дело победы над врагом?

6. Конкурс "Знаменитые наши земляки".

Получив задания, команды работают 2 минуты и должны ответить на вопрос: о ком идет речь в описании?  (За каждый правильный ответ по 1 баллу.)

1) Саратовский крестьянин, ставший солдатом,  за большое мужество и храбрость  в боях был  произведен в офицеры , неоднократно награждался орденами, медалями                                       ( 7- русских,1- прусский орден), а также  награжден золотым именным оружием.                                                                           ( солдат Яков Балмашев)                                                                                                                                        

2) Участвовал в защите Москвы от врага. Командуя группой бойцов у разъезда Дубосеково в ноябре 1941 г. на Волоколамском шоссе, произнес пламенные слова:"Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва". 24 из 30 бойцов его группы пали смертью храбрых, но враг был задержан более чем на 4 часа.                                                             (Политрук-панфиловец В.Г.Клочков - Диев.)

3) Землевладелец Вольского уезда ,командир кавалерийского полка, он первым  встретил  наполеоновские полки  на берегу Немана  и сообщил командованию о вторжении Наполеона.(генерал-адъютант В. В. Орлов- Денисов)

4) Этот житель саратовской земли стал инициатором всероссийского патриотического движения трудящихся по оказанию помощи фронту. 15 декабря 1942 г. внес в фонд обороны 100 тыс. руб. личных сбережений, заказал на них боевой самолет для Сталинградского фронта и вручил его бывшему слесарю завода "Серп и молот"                                    г. Саратова военному летчику Б.Н.Еремину, дослужившему до генерал-лейтенанта. Позднее он купил еще один самолет для фронта. (Крестьянин- пасечник  Ф.П.Головатый.)

7. Конкурс "Черный ящик".

По перечисленным признакам надо определить предмет, находящийся в "черном ящике". (За правильный ответ 1 балл.)

1)

  1. Если к названию фрукта добавить гласную букву, вы получите название этого предмета.

б.   Экзотический заморский фрукт в военное время превращается в смертельное оружие.

Ответ: граната. Муляж  гранаты вынимается из ящика.

2)

  1. На этом  шуршащем  или звенящем предмете изображен один из символов государства.

б.  В военное время  этот предмет теряет свою ценность и не используется по назначению, поэтому часто заменяется натуральным обменом.

Ответ: деньги. Из ящика вынимаются бумажная купюра и монеты.                                     

8. Ведущий учитель:  Наш завершающий конкурс называется

 "Экскурсия в картинную галерею".

Сначала команда получает репродукцию картины на тему войны и определяет  автора, название картины  и  событие  войны, о котором  рассказывает картина. Затем от   каждой команды 1-2 экскурсовода знакомят всех присутствующих с подробным описанием картины, с обязательным  определением,  к какому эпизоду войны она относится, обязательно назвав дату.                                                                                                     Критерии оценивания для жюри:                                                                                                             автор картины, ее название-2 балла                                                                                                                     за историчность описания – 1 балл,                                                                                                       грамотность речи- 1 балл,                                                                                                              эмоциональность изложения - 1 балл.

Используются репродукции учебных картин                                                                                 "Защитники Брестской крепости" П.А. Кривоногов,  и                                                                                 «Военный совет в Филях»  А. Л. Кившенко.

Заключительная часть турнира.

Звучит фонограмма: Ю. Левитан читает сообщение  о взятии Берлина.                                     Ведущий: у Павла Блонского , советского психолога, педагога, историка, есть замечательные слова: « Овейте душу ребенка  героизмом и поэзией, этим вы воспитаете в нем самоотверженное нежное сердце. Побольше рассказов о героях народа, побольше истории». Ребята, мы верим, что в вашей груди  бьется сердце патриота Отечества. Сегодняшний турнир показал,  что вы знаете историю страны, чтите ее героическое прошлое. Слово предоставляется жюри.

Подведение итогов.

Команда-победительница определяется по количеству набранных баллов. Они выставляются членами жюри в течении игры. Жюри оценивает кругозор и эрудицию учащихся в целом и отдельно отмечает тех, кто отличился на всех этапах проведения игры.                                                                                                                                            Обязательное награждение  Почетной грамотой команду- победительницу  и                       Грамотой  команду- призера, занявшую  второе место.

При подготовке сценария использовалась литература                                                                          и интернет ресурсы:

1.учебник «История России XX-  начало XXI века» А. Данилов, Л. Косулина, М. Брандт. Изд-во «Просвещение» 2008-10 гг.

2. «История России  XIX век» учебно-методическое пособие для абитуриентов и старшеклассников автор Пятецкий Л. М. изд-во «Московский лицей», 2000 год.

3«История России  XX век» учебно-методическое пособие для абитуриентов и старшеклассников автор Пятецкий Л. М. изд-во «Московский лицей», 2000 год.

4.История Саратовского края с древнейших времен до наших дней, авторский коллектив под рук. проф. В. Н. Данилова. «Приволжское издательство» 2009 год, Саратов.

5. Сборник стихов о войне.  Pobeda.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Патриоты Отечества"

Внеклассное мероприятие, посвященное событиям и героям Отечественной войны 1812 г....

интеллектуальная игра "Патриоты Отечества"

интеллектуальная игра "Патриоты Отечества" посвященная юбилею Кировской области...

интеллектуальная игра "Патриоты Отечества"

интеллектуальная игра "Патриоты Отечества" посвященная юбилею Кировской области...

интеллектуальная игра "Патриоты Отечества"

интеллектуальная игра "Патриоты Отечества" посвященная юбилею Кировской области...

интеллектуальная игра "Патриоты Отечества"

интеллектуальная игра "Патриоты Отечества" посвященная юбилею Кировской области...

интеллектуальная игра "Патриоты Отечества"

интеллектуальная игра "Патриоты Отечества" посвященная юбилею Кировской области...

интеллектуальная игра "Патриоты Отечества"

интеллектуальная игра "Патриоты Отечества" посвященная юбилею Кировской области...