Отечественная война 1812 г. 10 класс базовый уровнь
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Данный материал содержит: Презентацию и План-конспект урока  по теме "Отечественная война 1812 г."Данный урок дается в течении 2-х часов в 10 классе на базовом уровне. (Хотя я давал и на сильном 8-м). В плане конспекте также содержится ДМК (специальным образом сформированный комплекс документов с задаиями) по теме "Причины поражения Великой армии Наполеона"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sutugin_v.a.rar2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Конкурс: Недаром помнит вся Россия…

Методическая разработка урока: Отечественная война 1812 г.  10 класс Базовый уровень.

Разработал: Сутугин Василий Александрович

Учреждение: МБОУ СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Назарово, Красноярского края


План-конспект урока по теме:

«Отечественная война 1812 г.»

Выполнил: Сутугин В.А.,

Учитель истории МБОУ СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Назарово.

Тип урока: комбинированный

Место урока: сдвоенный урок в 10 классе, в курсе история «Россия и мир». Перед ним изучалась тема «Великая Французская революция и создание империи Наполеона». Следующей темой будет «Россия в1812-1825 гг.»

Цель урока: А) Учащиеся должны узнать причины и ход Отечественной войны 1812 г., а также причины победы русской армии.

Б) Формирование навыков работы с историческим источником, его критический анализ

В) Формирование навыков самостоятельного суждения.

Оборудование: Компьютер, проектор, ДМК «Причины поражения Великой армии»

Структура урока: 1) Проверка Д/з (10 мин.)- опрос

2) Мотивация (2 мин.)

3) Изучение нового материала (65 мин.):

Урок лекция с использованием ИКТ и элементами беседы (40 мин).

Работа с ДМК (25 мин.) емонстрирую)

4) Закрепление: (10 мин.)

5) Получение Д/з, мотивация на следующий урок (3 мин.)

Ход урока:

Время

Действия учителя:

Действия учащихся:

10 мин.

Проверка Д/з:

Опрос по вопросам:

  1. Причины ВФР
  2. Этапы ВФР
  3. Итоги
  4. Приход Наполеона к власти и его политика
  5. Внешняя политика Наполеона

Отвечают на вопросы

2  мин.

Мотивация:

Итак, главная цель всей политики Наполеона?

Кто был главным соперником Наполеона в Европе?

А почему он воевал с Россией?

Какую юбилейную дату мы будем праздновать в этом году?

Её сегодня и будем изучать.

Богатство Франции, для этого и войны,

главным образом против Англии.

Требовал прекращения торговли с Англией, а Россия на это не могла пойти.

Отечественная война 1812 г.

65 мин.

Изучение нового материала:

40 мин.

Урок лекция с использованием ИКТ (Приложение №2) и элементами беседы.

А) Причины войны?

Б) Соотношение сил?

В) Планы сторон?

Г) Решение совета в Филях?

Смотрят презентацию, составляют  конспект и отвечают на вопросы.

10 мин

Работа с ДМК (Приложение №3)

Затем работа в группах:

А теперь каждая группа представит результаты работы групп: анализ каждого и-ка и основные причины на их взгляд?

Работают с ДМК: определяют, кто был автором каждого из источников, и заполняют таблицу?

Работают в группах, разбирают каждый источник: причины поражения в и-ке и можно ли доверять и-ку?

Выступают представители от групп, и представляют список причин

10 мин

5 мин.

10 мин.

Закрепление:

А теперь ребята разберём тест.

Разбирают тест

Получение Д/з

Приложение 1

Пояснительная записка (для педагога)

Автор материала (ФИО)

Сутугин Василий Александрович

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель истории и обществознания

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Назарово

Название материала

Отечественная война 1812 г.  10 класс Базовый уровень.

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.)

Текстовый документ с презентацией

Цели,

Задачи материала

Формирования у учащихся собственного представления о причинах, ходе и итогах Отечественной войны 1812г.

  1. Создать позитивную мотивацию учащихся
  2. Привлечь их внимание использованием ИКТ
  3.  Сформировать личную позицию учащихся  по ключевым вопросам темы, через использование документально-методического комплекса

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники

  1. Л.Н. Толстой «Война и мир», т. 4
  2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина учебник «История России, XIX в.»
  3. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»
  1. http://voynablog.ru 
  2. hrono.ru
  3. militera.lib.ru

Приложение №3:

1. Читаете тексты;

 2. Определяете, кто же автор каждого текста (выбираете из 2-х предложенных вариантов) и подчёркиваете в тексте, какие фразы помогли вам понять это;

 3. Заполняете первую строку таблицы;

 4. Определяете, какие причины поражения Великой армии  выделяет автор текста, заполняете вторую строку таблицы;

 5. Затем в группе обсуждаете: можем ли мы безоговорочно принять  причины, названные автором: если да, ставим «+», нет «-« , сомневаемся «?»;

 6. Затем переходим к обсуждению: представители от групп по очереди разбирают по одному тексту. Остальные слушают и выражают своё согласие или несогласие, позицию аргументируют.

  1. Наполеон чувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной позе фехтовальщика остановился в Москве и вместо шпаги противника увидал поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам (как будто существовали какие-то правила для того, чтобы убивать людей). Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что русским высшим по положению людям казалось почему-то стыдным драться дубиной, а хотелось по всем правилам стать в позицию en quarte или en tierce , сделать искусное выпадение в prime  и т. д., — дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.…»

Писатель/историк

  1. …едва проходит шесть месяцев от вступления его в Наши пределы и где он? Где войска его, подобные туче нагнанных ветрами черных облаков? Рассыпались, как дождь. Великая часть их, напоив кровью землю, лежит, покрывая пространство Московских, Калужских, Смоленских, Белорусских и Литовских полей. Другая великая часть в разных и частых битвах взята со многими Военачальниками и Полководцами в плен, и таким образом, что после многократных и сильных поражений, напоследок целые полки их, прибегая к великодушию победителей, оружие свое пред ними преклоняли. Остальная, столь же великая часть, в стремительном бегстве своем гонимая победоносными Нашими войсками, и встречаемая морозами и голодом, устлала путь от самой Москвы до приделов России, трупами, пушками, обозами, снарядами, так что оставшаяся от всей их многочисленной силы самомалейшая, ничтожная часть изнуренных и безоружных воинов, едва ли полумертвая может придти в страну свою, дабы к вечному ужасу и трепету единоземцев своих возвестить им, коль страшная казнь постигает дерзающих с бранными намерениями вступать в недра могущественной России.»

Иностранец/россиянин

Современник/потомок

  1. «… и начались пожары. Французам стало жарко. Они сняли с себя платье и в дезабилье вышли на улицу.

       Не успели они сделать пяти шагов, как стукнул мороз и уложил на месте добрую половину французов.

      Оставшиеся в живых еле добежали до своих квартир и, наскоро одевшись, попросили есть.

      Но, увы! Тут оказалось, что русские уезжая, забрали с собой весь хлеб.

      Осталось одно сено, но не было между французами г-жи Нордманъ-Северовой, чтобы сварить им из сена бульон, курицу и компот.»

Сатирик россиянин/историк иностранец

  1. «…Несколько дней раздача провианта становится весьма беспорядочной: сухари все вышли, вина и водки нет ни капли, люди питаются одной говядиной, от скота отнятого у жителей и окрестных деревень. Но и мясо надолго не хватает, так как жители при нашем приближении разбегаются и уносят с собою все, что только могут взять и скрываются в густых, почти неприступных, лесах…

…Собранные мною около города большие стада скота отбиты неприятельскими легкими отрядами, а оставшиеся отправлены мною в г. Красный. Даже отряды наших войск, расположенные в окрестностях города, принуждены спасаться от русских разъездов в самом городе. Подвоз продуктов из деревень прекратился, и два наших транспорта, с 65 нагруженными фурами и 150 лошадьми, у нас отбиты…»

Россиянин/иностранец

Современник/потомок

  1. Сообщая о сущности флангового маневра царю, Куту зов до конца не раскрывал его суть. Он писал 16 сентября из деревни Жилино: «С армиею де лаю я движение на Тульской дороге. Сие приведет меня в состояние… прикрывать пособия, в обильнейших наших губерниях заготовленные. Всякое другое направление пресекло бы мне оные, равно и связь с армиями Тормасова и Чичагова…».

В такой сложной обстановке совершать подобного рода маневры никому из полководцев до Кутузова ещё не приходилось. По замыслу и осу ществлению фланговый маневр явился выдающимся до стижением военного искусства, одно проведение которого могло бы дать Кутузову славу гениаль ного полководца. Кроме того, менял ся и сам характер боевых действий: вместо оборонительных они становились наступательными.

Историк/писатель

  1. «…Хитрая лиса – Кутузов – меня сильно подвел своим фланговым маршем»

Иностранец/россиянин

№1

№2

№3

№4

№5

№6

Автор

Причины поражения

Отметки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"

Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....

"Отечественная война 1812 года" ("1812 елгы Ватан сугышы")

8 класста яңа теманы өйрәнү дәресе. Схема, презентация, милли-региональ компонентлардан файдаланылды....

Россия в начале 19 века. Отечественная война 1812 10 класс История

Россия в начале 19 века. Отечественная война 1812 10 класс История по учебнику А.Н.Сахарова, Н.В. Загладина...