Урок повторения «Происхождение славян. Их соседи и враги. Древняя Русь"
план-конспект урока истории (10 класс) на тему

Урок повторения «Происхождение славян. Их соседи и враги. Древняя Русь" в форме тестовой работы для учащихся 10-х классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок повторения «Происхождение славян. Их соседи и враги. Древняя Русь» (тестовая работа).

Цели урока:

1.Повторить и обобщить материал по теме «Древняя Русь»

2.Учить детей работать с тестами.

3.Воспитывать любовь к Отечеству, к отечественной истории.

Тестовая работа.

1.Определите последовательность княжения в Древнерусском государстве.

Время правления:

1)882 – 912            Владимир 1

2)912 – 945            Владимир Мономах

3)945 – 962            Игорь

4)962 – 972            Олег

5)972 – 980            Ольга

6)980 – 1015          Святослав

7)1019 _ 1054        Ярополк

8)1113 – 1125        Ярослав Мудрый

2. По фактам летописи определите, о каких князьях идёт речь.

«Сказал ……………… матери своей и боярам: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу я жить в Переяславце на  Дунае. Там середина земли моей»

«Когда ……………. вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых. И легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. И посылал он в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».

«Умер ………….., передав княжение своё Олегу, своему родичу, которому отдал на руки и сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал».

«В 6496 (988) году пошёл …………….. с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе».

«Отправилась …………….. в Греческую землю, и пришла к Царьграду. И увидел царь, что она прекрасна лицом и разумна».

«Сказала дружина «Пойдём, князь, с нами за данью, да и ты добудешь, и мы».

         Игорь, Рюрик, Святослав, Владимир, Ольга.

5.Выбирите характеристики, с которыми вы согласны, или сформулируйте свой собственный вывод.

1.Нововведения княгини Ольги – это месть за смерть любимого мужа.

2.Княгиня Ольга  изменила порядок уплаты дани (полюдья)

3.Княгиня определила места сбора дани и количество дани.

4.Действия княгини Ольги укрепляли Древнерусское государство.

6.Соотнесите имя языческого божества и занятия, которым это божество покровительствовало.

1.Перун                1.Бог ветра

2.Хорс                  2.Бог солнца

3.Даждьбог          3.Бог грозы

4.Стрибог             4.Богиня земледелия.

5.Макошь             5.Бог солнца, сын бога огня.

6.Велес                 6.Бог скота.

7.Выделите причины и последствия принятия христианства.

а) в обществе утверждалось неравенство, которое требовало объяснения.

б) строительство церквей, появление монастырей.

в) древнерусское государство оставалось языческой окраиной.

г) борьба с язычеством.

д) приобщение к христианству – приобщение к развитой культуре.

е) христианская религия развивала и укрепляла нравстенные устои

общества.

ё) процесс развития государственности, укрепления единства

государства.

ж) отрицательное отношение к созданию скульптурных

изображений.

з) Сохранение двоеверия на длительное время.

и) появление церковной лестницы.

к) расширение и укрепление международных связей, повышение

международного авторитета Древнерусского государства.

Причины – 1, последствия – 2.

8. Соотнесите древнерусский термин и его объяснение.

             Термин                           Объяснение

1. Мир, вервь                        1. Земли, которые получали

                                                 приближенные  князя на правах

                                                  наследственной  собственности.

2. Закуп                                 2. Община.

3. Люди                                 3. Свободный человек мужского пола.    

4. Вира                                  4. Человек, попавший в полную

                                               зависимость от господина, раб.

5. Муж                                   5. Человек, ставший должником,

                                                зависящим от заимодателя.

6. Смерд                                 6. Купец.

7. Рядович                              7. Свободное население Киевской Руси.

8. Вотчина                              8. Свободный крестьянин.

9. Холоп                                  9. Человек, заключивший договор (ряд)

                                                 о выполнении обязанностей в пользу

                                                 господина.

10. Гость                                 10. Штраф в пользу князя.

9. Определите причины и последствия феодальной

Раздробленности.

         Причины                            Последствия

  1. Усиление экономической мощи отдельных русских земель..
  2. Политическая обособленность княжеств и земель.
  3. Дробление земель и княжеств.
  4. Складывание княжеских династий, их заинтересованность

в управлении своим княжеством.

     5. Натуральное хозяйство

     6. Отсутствие чётко определённого порядка престолонаследия.

     7. Ослабление обороноспособности.

     8. Развитие экономики и культуры земель и княжеств.

     9. Княжеские усобицы.

11.Выберите факты из биографии Юрия Долгорукого – А,

Андрея Боголюбского – Б, Всеволода Большое гнездо – В.

      А

      Б

      В

1. Основал города Дмитров, Звенигород.

2. Столицей княжества сделал город Владимир.

3. Привёз в Северо – Восточную Русь икону Богоматери.

4. Присвоил титул великого князя Владимирского.

5. Пригласил Святослава Ольговича в городок Москву.

6.Построил в Киеве новую  крепость с Золотыми воротами.

7. Погиб от руки бояр в своей резеденции.

8. Стремился захватить киевский престол.

9. «Хотел самовластцем быти» в своём княжестве.

10. Мог «Волгу разбрызгать вёслами, Дон шлемами вычерпать».

12.Соотнесите авторов и название произведения.

          Автор                           Название произведения

1.Владимир Мономах       1. Житие Бориса и Глеба.

2.Митрополит Иларион    2. Поучение детям.

3.Летописец Нестор          3. Повесть временных лет.

4.Неизвестный автор         4. Слово о законе и благодати.

                                             5. Слово о полку Игореве.

                                             6. Житиё Феодосия, игумена Печёрского

                                                 монастыря.

13. Соотнесите термин и определение.

              Термин                       Определение

1. Зернь                               1. Витая золотая или серебряная

                                                  проволока.

2.Финифть                          2.  Темное изображение, нанесённое на

                                                  металл.

3. Скань                               3. Стеклообразное покрытие, нанесённое

                                                 в специальные ячейки на металле и

                                                 и закреплённое обжигом.

4. Чернь                               4. Мелкие золотые, серебряные или

                                                 медные шарики, которые напаиваются

                                                на ювелирное изделие.

14.Соотнесите термин и определение.

               Термин                       Определение

1. Икона                               1. Живопись водяными красками

                                                  по сырой штукатурке.

2.Мозаика                            2. Живописное изображение

                                                  на  специально обработанной доске.

3 Фреска                              3. Изображение, выполненное из

                                                  смальты.

15. Какие человеческие качества ценили в Киевской Руси ?

  1.Копаяи яму под ближним своим въпадеться в ню.

  2.Луче малое имание с правдою, нежели мъногое богатство бес правды.

  3.Достойна верна друга язва, нежели лобзание врага.

  4.Всем угодити люто есть.

  5.Коньная хытрость на рати знаеться, а друг верен у беды.

16.Соотнесите термин и его определение.

               Термин                        Определение.

1.Крестово – купольный         1.Полукруглые выступы – пристройка

храм                                              в которой внутри храма помещался

                                                      алтарь.

2. Нефы                                     2. Тип церковного сооружения,

                                                      заимствованный из Византии.

3 Плинфа                                   3. Часть храма с окнами, над которой

                                                     возвышался купол.

4. Лопатки                                 4.Элементы внешнего убранства

                                                       храма, вертикальные утолщения

                                                       стен храма.

5.Световой барабан                 5.Полукруглые завершения прясел.

6.Апсиды                                  6.Древнерусский кирпич.

7.Закомары                               7.Продольные части, на которые

                                                     делилось помещение храма

                                                     внутренними опорными столпами.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России, 10 класс: восточные славяне, Древняя Русь ( 9 - 10 вв.)

Уроки разработаны для 10 класса.  Первый урок - вводный, в форме викторины, позволяющий выяснить знания учащихся, приобретенные в основной школе, последующие уроки посвящены темам: "восточные сла...

«Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян». Цель урока: формирование представления о расселении, быте, нравах и верованиях древних славян и их связи с природой. Задачи...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...