Элективный курс "Женщины на русском престоле"
рабочая программа по истории (10 класс) по теме

Курс «Женщины на русском престоле» предназначен для учащихся 10 классов, изучающих историю на профильном уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о таком феномене в истории нашей страны как женщина-правитель.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_zhenshchiny_na__ros_perst.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Курс «Женщины на русском престоле» предназначен для учащихся 10 классов, изучающих историю на профильном уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о таком феномене в истории нашей страны как женщина-правитель. Учитывая сложность вопроса о правлении женщин в России, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется восшествие на престол той или иной правительницы, каковы причины ее ухода с политической арены, влияние ее политики на судьбу страны и отдельных людей (ее друзей и врагов). Используемые в учебном процессе учебник создает лишь общую картину по периодам правления княгини Ольги, Елены Глинской, царевны Софьи, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Правление же Екатерины I, Анны Иоанновны, Анны Леопольдовны описаны еще более схематично. Кроме того, как показывает практика, даже шести часов, которые отводятся в профильном классе на изучение деятельности императриц эпохи дворцовых переворотов, оказывается недостаточно, чтобы в  полной мере показать смысловую глубину и многоплановость рассматриваемого периода. А ведь развитие событий 1725 – 1762 гг. было таково, что в стране могла произойти смена правящей династии, Россия могла вступить на путь олигархической монархии с ограничением верховной власти. Еще меньше времени отводится изучение Руси времен регентства Ольги, при которой мог произойти переворот в духовной жизни страны.

Основная цель курса определена, исходя из современных требований к историческому образованию учащихся полной средней школы, из Концепции лицея и Программы развития лицея: углубление и развитие знаний учащихся, полученных в основном курсе истории России за счет проблемности содержания курса, расширения понятийного аппарата, выявления причинно-следственных связей явлений, раскрытия многомерности исторического процесса.

Достижению поставленной цели служат следующие задачи:

  1. расширение и углубление знаний учащихся о периодах истории России, когда во главе страны стояли женщины;  
  2. ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности женщин-правителей;
  3. через призму деятельности российских правительниц рассмотрение их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
  4. развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
  5. совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию.

Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемых эпох.

Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:

  1. проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
  2. создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
  3. наличие времени для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
  4. использование в курсе аудиовизуальных средств обучения;
  5. наличие источниковой базы;
  6. в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.

Предполагаемые результаты

Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемые периоды,  вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли женщин-правительниц в истории России, будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Все это позволит учащимся научиться давать всестороннюю характеристику изучаемой эпохи и исторической личности, разовьет навыки работы с исторической, научно-популярной, художественной и иной литературой. Также курс позволяет подробно познакомиться с биографиями современников правительниц.

В основу содержания курса положены следующие принципы:

  1. соответствие требованиям современного школьного исторического образования, в том числе концепции модернизации образования;
  2. расширение и обобщение в актуализирующем плане знаний учащихся по истории России;
  3. рассмотрение истории России как многофакторного процесса;
  4. усиление внимания к социально-психологическим аспектам исторического бытия, к изучению персоналий;
  5. формирование у учащихся умения работать с различными историческими источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности исторических событий и явлений.

Профильный курс «Женщины на российском престоле» предусматривает формирование у учащихся лицея общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для данного профильного курса в области познавательной деятельности являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, владение элементарными навыками прогнозирования.

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается: поиск нужной информации по заданной теме в документальных источниках; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

В области рефлексивной деятельности обеспечивается: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, оценивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

В области коммуникативной компетенции формируется навык  формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, участвовать в дискуссиях по историческим проблемам и др.

Алгоритм коммуникативно-познавательной совместной деятельности учителя и учащихся дает возможность выйти на новый уровень изучения истории, свободный от догм и жестких закономерностей, углубляет содержание существующих школьных учебников по истории. На основе самостоятельных работ учащихся с фактографическим и понятийным материалами курса стимулируется познавательный интерес к истории.

При профильном изучении формируются и умения, связанные с основами исторического анализа.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью тестов, эссе по основным проблемам курса.

Предлагаемый профильный курс предусматривает использование разнообразных форм организации занятий – лекции с опорой на источники, дискуссии, семинары, коллективное обсуждение вопросов и заданий к документальным материалам, подготовка сообщений и рефератов, круглый стол, написание эссе и рецензий на художественные произведения, освещающие вопрос правления женщин..

Программа сориентирована на активную самостоятельную работу обучающихся, в том числе с привлечением их знаний по литературе, обществознанию.

Подобная организация учебного процесса будет способствовать формированию у старшеклассников умений и навыков, необходимых для успешной сдачи государственных экзаменов и продолжения обучения в вузах, а также для их успешной адаптации в современном обществе.

Программа данного курса реализуется в первой четверти. Она рассчитана на два часа в неделю, плюс один час отводится на итоговый урок. Таким образом, общая трудоемкость дисциплины 17 часов. Программа ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, а также заложено использование таких видов контроля, как тестирование, написание эссе, рецензий. Принципы отбора содержания курса связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями учащихся.

Основное содержание

  1. Княгиня Ольга.
  2. Царевна Софья Алексеевна.
  3. Елена Глинская.
  4. Екатерина I.
  5. Анна Иоанновна и Анна Леопольдовна.
  6. Внутренняя политика Елизаветы Петровны.
  7. Внешняя Елизаветы Петровны.
  8. «Золотой век» Екатерины II (внутренняя политика Екатерины II).
  9. Великая поступь империи (внешняя политика Екатерины II).

Примерное календарно-тематическое планирование

Учебная неделя

Примерные темы

Основное содержание по темам

Количество часов

Форма урока

Форма диагностики

Характеристика основных видов

деятельности учащихся

Княгиня Ольга

Елена Глинская

Биография княгини Ольги. Ольга и Игорь. Гибель Игоря и месть Ольги. Налоговая реформа Ольги. Крещение Ольги. Ольга и ее сын Святослав. (1 час)

Биография Елены Глинской. Реформы Елены Глинской. (1 час)

Лекция с элементами беседы

Дебаты

Творческая работа

Участие в дебатах

Создание проекта

Царевна Софья Алексеевна

Екатерина I

Биография царевны Софьи Алексеевны. Регентство Софьи. Внутренняя политика Софьи. Внешняя политика Софьи. Стрелецкие бунты. Свержение Софьи (1 час)

Биография Екатерины I (Марты Скавронской). Верховный Тайный совет. А.Д. Меншиков. Преобразования в сфере науки и культуры. (1 час)

Лекция

Лекция с использованием ИКТ

Тестирование

Анна Иоанновна и

Анна Леопольдовна

Смерть Петра II и вопрос о престолонаследии. Биография Анны Иоанновны. «Кондиции». Приезд Анны Иоанновны в Россию. Дворцовый переворот 1730 г. Э.И. Бирон. Сподвижники Анны Иоанновны: Миних, А.И. Ушаков. Учреждение Кабинета Министров. Политика в отношении дворянства. Бирон и бироновщина. Культура и быт России времен Анны Иоанновны. Внешняя политика во время правления Анны Иоанновны (война за польское наследство 1733 – 1735 гг., русско-турецкая война 1735 – 1739 гг.). Недолгое правление Анны Иоанновны. (2 часа)

Лекция с использованием ИКТ

Участие в дискуссии

Внутренняя политика Елизаветы Петровны

Дворцовый переворот 1741 г. Личность Елизаветы Петровны. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны: основные категории населения и их положение, состояние сельского хозяйства, промышленности, торговли.

 (4 часа)

Лекция – 2 часа,

Семинар – 2 часа

Участие в дискуссии, в семинаре, решение проблемных задач

Внешняя Елизаветы Петровны

Русско-шведская война 1741-1743 гг.; Россия в Семилетней войне: упущенная победа.  С.Ф. Апраксин  (2 часа)

Лекция

«Золотой век» Екатерины II (внутренняя политика Екатерины II)

Личность Екатерины II. Два периода во внутренней политики Екатерины II.  «Просвещенный абсолютизм». Уложенная комиссия. Подтверждение «Манифеста о вольности дворянства».

Усиление роли Сената. Политика в отношении национальных окраин.

Политика в отношении церкви. Влияние движения Е. Пугачева на внутриполитический курс.  «Жалованная грамота дворянству». «Жалованная грамота городам». Политика по крестьянскому вопросу. Сподвижники Екатерины: Е. Дашкова, Г.А.Потемкин, Г. А.Г. и Г.Г. Орловы, Н.И. Панин.  (2 часа)

Лекция с элементами практического занятия

Участие в практической работе с документами

Великая поступь империи (внешняя политика Екатерины II)

Разделы Польши. «Восточный вопрос». Русско-турецкие войны 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг. Русско-шведская война 1788-1790 гг. Борьба с революционной Францией.

 «Полководцы Екатерины»: П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. (2 часа)

Лекция

Тестирование

Итоговое занятие

Выполнение итоговой творческой работы

Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса истории России ученик должен

знать / понимать:

  1. женщин-правительниц Руси / России X, XVII, XVIII в., их современников в России и за рубежом;
  2. основные мероприятия внутренней и внешней политики во время женщин;
  3. современные версии и трактовки феномена женского правления.

уметь:

  1. составлять характеристику исторической личности;
  2. искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах;
  3. работать с текстами различных стилей, понимать их специфику;
  4. различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения, гипотезы и теории;
  5. уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  6. устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  7. пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, презентаций результатов познавательной деятельности;
  8. создавать собственные образовательные продукты с использованием мультимедийных технологий;
  9. участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;
  10. владеть основными видами публичных выступлений.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
  2. определения и объяснения своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям;
  3. определения собственной позиции по отношению к явлениям прошлого и современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  4. использования навыков исторического анализа получаемой извне информации;
  5. поиска, анализа, интерпретации и использования исторической информации;
  6. изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях;

владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной.

Критерии и нормы оценок обучающихся

Критерии оценки определяются образовательным стандартом, являются различными для устных и письменных работ, существуют в пятибалльной системе. Шкала оценки разрабатывается для каждой работы.

Литература

  1. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 2002.
  2. Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб., 1997.
  3. Безвременье и временщики: Воспоминания об эпохе дворцовых переворотов. Л., 1991.
  4. Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях / РАН. СПб., 1997.
  5. Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 1991.
  6. Буганов В.И. Екатерина I // Вопросы истории. 1994. № 11. C. 39 – 49.
  7. Васильева Л.Н. Жены русской короны. М, 1999.
  8. Волкова И.В., Курукин И.В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVII – XX вв. // Вопросы истории. 1995. № 5 – 6. С. 40 – 62.
  9. Империя после Петра: 1725 – 1765 / Я. Шаховский, В. Нащокин, И. Неклюев. М., 1998.
  10. История России в лицах и датах. М., 1995.
  11. Ключевский В. О. Исторические портреты. М. , 1993
  12. Курукин И.В. Анна Леопольдовна // Вопросы истории. 1997. № 6. С. 28 – 40.
  13. Курукин И.В. Дворцовый переворот 1741 года: причина, «технология», уроки // Отечественная история. 1997. № 5. С. 3 – 22.
  14. Курукин И.В. Из истории складывания режима «бироновщины» // Отечественная история. 2003. № 2. С. 3 – 19.
  15. Левин Л. Виват, матушка Елизавета! // Родина. 1999. № 3. С. 38 – 42.
  16. Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М., Школьная пресса, 2002.
  17. Наумов В.П. Елизавета Петровна // Вопросы истории. 1993. № 5. С. 51 – 72.
  18. Павленко Н.И. Личность императрицы // Родина. 1994. № 2. С. 26 – 32; 1994. № 5. С. 27.
  19. Павленко Н.И. Анна Иоанновна // Родина. 1993. № 12. С. 79 – 85; 1994. № 1. С. 45 – 49.
  20. Павленко Н.И. Анна Леопольдовна // Родина. 1994. № 6. С. 36 – 42.
  21. Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 2004.
  22. Павленко Н.И. Елизавета Петровна // Родина. 1994. № 7. С. 74 – 78; 1994. № 9. С. 58 – 67; 1994. № 10. С. 57 – 63.
  23. Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862–1917 гг. М., 1997.
  24. Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.
  25. Платонов С.Ф. Время Елизаветы Петровны (1741 – 1761 гг.) // Лекции по русской истории. Петрозаводск, 1996. С. 645 – 654.
  26. Плотников А.Б. Ограничение самодержавия в России в 1730 г.: идеи и формы // Вопросы истории. 2001. № 1.
  27. Седов С.А. Попытка государственного переворота 1730 года в России // Вопросы истории. 1998. № 7. С. 47 – 63.
  28. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1997.

Аудиовизуальные средства обучения:

  1. Фильмы из цикла «История государства Российского»: «Царевна Софья», «Анна Иоанновна», «Елизавета Петровна», «Екатерина Великая».
  2. Фрагменты фильма «Тайны дворцовых переворотов».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Программа элективного курса по русскому языку в 8 классе «Русские языковые афоризмы (пословицы, поговорки и крылатые выражения)»

Знание особенностей происхождения русских пословиц, поговорок и крылатых выражений, внимание к их стилистическим оттенкам поможет учащимся не только правильно употреблять эту категорию языковых ...

элективный курс по русскому языку в 9 классе "секреты русского словообразования"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования» для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: о...

Элективный курс по русскому языку "Секреты русской орфографии", 5 класс

Данный элективный курс имеет практическую направленной, т.к. его целью является развитие орфографической зоркости и отработка навыков грамотного письма. Курс рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неде...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку"Русское правописание: орфография" для учащихся 10 класса

Программа  базируется на программно- методических материалах по русскому языку С.И.Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа", М., 2001г.)...

Элективный курс по русскому языку «Секреты русского словообразования»

 Рабочая  программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования»  для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...