Методическая разработка экспериментального урока "Многоликая Россия"
методическая разработка (история, 10 класс) по теме

Бриченко Лариса Витальевна

ФГОС  диктует нам направление педагогического поиска в целях реализации системно-деятельностного подхода - полидисциплинарность, проектную деятельность, широкое использование ИКТ, приближение учебных ситуаций к реальным жизненным. Это особенно актуально для старшей школы.  Работать с информацией, создавать свои готовые творческие продукты, учиться работать в команде, использовать дистанционные формы обучения, публично представлять результаты своего труда. Это возможно и это необходимо. Только так можно подготовить детей да и себя тоже к неизвестному будущему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА (ИНФОРМАТИКА, ИСТОРИЯ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, ГЕОГРАФИЯ, ЛИТЕРАТУРА, КРАЕВЕДЕНИЕ)

(урок с использованием элементов современной педагогической технологии ТОГИС и метода проектов 

на основе применения системно-деятельностного подхода – 90 мин)

Авторы: учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Бриченко Лариса Витальевна, учитель информатики  высшей квалификационной категории Перфильева Наталья Николаевна

 (ГБОУ СОШ № 262 Красносельского района Санкт-Петербурга)

Предмет, класс: история России,  информатика 10 класс

Тема урока: «Россия – многонациональная империя»

Цели урока: Создать условия  эффективного использования ресурсов сети Internet и  ИКТ  для поиска, переработки, сжатия, интерпретации разнородной информации в режиме on-line, способствовать формированию ключевых компетентностей учащихся (информационной, коммуникативной, правовой, организационной)

Научить ориентироваться в ключевых проблемах межкультурного    взаимодействия    

Способствовать конвертации знаний в продукт образовательной деятельности – тематический журнал 

Задачи урока:  Обучающие: сформировать представление о главной  исторической особенности нашего государства, отраженной в Конституции РФ – многонациональном и многоконфессиональном составе населения, о сложности и многообразии понятия «Россия»,  о различных путях создания государства

Развивающие: развивать и совершенствовать навыки поиска, переработки конструктивного использования разнообразных информационных ресурсов сети Internet, преобразования и  представления информации, способствовать развитию критического мышления и правовой культуры  учащихся в области межнациональных отношений

Воспитательные: способствовать организации продуктивного реального и виртуального взаимодействия членов группы при работе на общий результат, формированию чувства ответственности  за порученное (выбранное) дело, стремления к постоянному самосовершенствованию, воспитывать коммуникативную культуру учащихся, нейтрализовать негативные (националистические) морально-нравственные установки некоторых учащихся

Коммуникативные:  наладить связи «ученик-ученик» и  «учитель-ученик» в виртуальном пространстве на основе использования e-mail, сформировать разноуровневые и разнонаправленные  рабочие группы  (сильный-слабый, активный-пассивный, оптимист-пессимист), спровоцировать  конструктивное общение, делегировать организационные полномочия выборным руководителям групп, совершенствовать  умение вести диалог (полилог), высказывать оценочные суждения, публично представлять результат своей работы

Тип урока: Экспериментальный, комбинированный (урок «открытия» нового знания +  урок рефлексии)  с использованием элементов педагогической технологии ТОГИС (технология образования в глобальной информационной сети),  методов критериального оценивания (освобождение учителя  от субъективизма, а учащихся - от оценочного пресса, который мешает проявлению познавательной активности) и метода проектов

Методы обучения: деятельностные,  проблемные,  развивающие, метод погружения, метод проектов

Используемые образовательные технологии: ТОГИС, ТРКМ, ИКТ

Предполагаемые результаты:  Надпредметные:     Эмоционально-ценностное отношение к истории своей страны, к основам конституционного строя,  формирование собственной гражданской толерантной позиции в сфере межнациональных отношений

Метапредметные:  1) формирование навыков поиска, отбора и обработки информации в соответствии с целевым назначением  создаваемого учебного (издательского) продукта – тематического журнала;   2) публичное представление (презентация) итогов своей работы,  аргументация своей точки зрения в ходе дискуссии;

Личностные:       1) совершенствование навыка публичного выступления, ведения диалога и дискуссии;  2) умение использовать соответствующий поставленной задаче стиль речи и предметно-терминологический язык, выбирать средства достижения цели;                                 3) соблюдение требований дресс-кода при работе на публику;  4) повышение ответственности за свой личный вклад в командную работу, умение работать в команде; 5) непроизвольное втягивание в посильную работу слабых учащихся, повышение их самооценки и ответственности, использование творческого потенциала одаренных детей; 6) развитие информационной компетентности и критического мышления

Информационные средства: авторский учебно-методический комплекс  (презентация вводного слова учителя на уроке, электронный вариант вопросов для дискуссии  в формате программы Power Point,  печатный и электронный вариант свежеизданного учебного продукта (журнала) «Многоликая Россия»

Оборудование, дополнительные условия: урок проводится в компьютерном классе, имеющем выход в Internet. Требуется 8 компьютеров для обеспечения работы групп и демонстрационное оборудование (мультимедийный проектор, экран). Группы могут работать и автономно, в разных помещениях.  Учитель должен владеть компьютером на уровне уверенного пользователя (Word,  Power Point, e-mail,  поиск в Internet).  Для продуктивной работы могут  понадобиться ассистенты – работники «издательства» (курьер), слайд-менеджер, эксперты - старшеклассники,  учителя,  родители.

Список информационных источников: Для подготовки заданий были использованы:  Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС - обучение в глобальных информационных сетях // Школьные технологии, 2000. - №5. - С. 243-248; №6. - С. 159-167.  Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2008.  Для выполнения заданий ребята используют поисковые системы Yandex и Googl.  Сайты, с которыми они могут работать,  не оговариваются заранее, обеспечивается полная свобода в выборе источника информации с целью формирования критического мышления. Ограничителем выступает критериальная оценка, требующая конкретно-исторического подхода к отбору информационных материалов и к форме их представления.

Педагогический потенциал урока: Практически безграничен, учитель может менять задания (проекты, продукты).   Возможно широкое использование межпредметных связей (литература, география, обществознание, краеведение, иностранный язык). При достаточном техническом оснащении урок, особенно его практическую часть можно озвучить фольклорными мотивами.

ПЛАН-СЦЕНАРИЙ УРОКА

I.   ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ УРОКА – 15 минут

(завершается постановкой учебно-практической задачи – создать продукт совместной деятельности  - тематический журнал «Многоликая Россия» и представить его публике  (анонсировать)

Средства, оборудование,  наглядные пособия: компьютерный класс с возможностью выхода в Internet, рабочая презентация к уроку, порядок работы группы (для каждой группы свой в напечатанном виде), с которым руководителя группы можно познакомить заранее, переслав по e-mail.

Этапы урока  задачи, содержание, время.  

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся  

Организационный

Учитель знакомит присутствующих с составом рабочих групп, ассистентами, экспертами,   целями и задачами урока, порядком работы, выводя информацию на экран.

Необходимое время  - 3 мин.

Рекомендуется заранее позаботиться о создании рабочих групп (5-7 чел.) и распределении обязанностей между членами группы, изготовлении бейджиков, регистрации e-mail. Обсудить с учителем информатики наличие у учащихся необходимых навыков работы на компьютере и в сети Internet, навыков работы с  e-mail, навыков издательского форматирования текста. Подключить к проекту в качестве консультантов коллег, к которым учащиеся могут обратиться за советом – учителей географии, краеведения, библиотекарей. Проверить и настроить рабочее оборудование, загрузить рабочие материалы.

 Приветствие,  представление экспертов, знакомство учащихся с целями и задачами урока с порядком работы (структурой урока) и критериями  оценивания результатов, запуск презентации (Презентация №1, слайды  № 1-5).

Подготовка к занятию: план представления результатов работы по проекту, распределение обязанностей в группе, составление чернового макета страниц, ознакомление с порядком обсуждения

Слайд-менеджер руководит показом

Курьер осуществляет связь с редакцией

Актуализация знаний

Необходимое время  - 6 мин.

Вступительное слово учителя:  Дорогие друзья! Наш сегодняшний урок – результат нескольких «подземных толчков». Первым толчком стало определение вами на уроке обществознания своей позиции по национальному вопросу – у ряда учащихся эта позиция оказалась интолерантной. Второй толчок – события последних дней в Петербурге. Третий – юбилейные даты 2012 года.

Краткая беседа для определения позиций учащихся по изучаемому вопросу (Презентация №1, слайды № 6-10).

Учащиеся кратко комментируют свое видение темы урока, руководствуясь  положениями из учебника, имеющимися знаниями и представлениями, жизненным опытом своей семьи.

Формулировка темы,
целей и задач урока,
постановка учебно-практической задачи.

 Необходимое время  - 6 мин.

В ходе урока наша главная задача состоит в том, чтобы сформировать свое ценностное аргументированное отношение к современным историческим реалиям нашего государства, связанным с многонациональным и многоконфессиональным характероми населения, уходящим корнями вглубь истории и определить или скорректировать свои гражданские позиции. Но прежде чем приступить к обсуждению темы, мы с вами выполним практическое задание – выпустим в свет тематический журнал «Многоликая Россия», используя навыки, которые вы получили на уроках информатики (Презентация №1, слайды № 11-17)

Учащиеся занимают рабочие места за компьютерами и приступают к выполнению задания. Выполненные задания они отправляют по e-mail  в «редакцию» и готовятся к представлению своей работы по каждому заданию.

II.   ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УРОКА – 30 мин.

Учителя выступают в роли консультантов, сопровождая  самостоятельную деятельность учащихся. Рабочие группы определяют рубрики для своих страниц, ищут в сети Internet необходимый материал, «сжимают» текст, форматируют его, подбирают иллюстрации, оформляют страницы в соответствии с техническими требованиями и отправляют по e-mail в «редакцию». Члены редакции готовят оформление обложки, составляют содержание, компонуют тематический журнал, распечатывают и брошюруют страницы. Курьер «доставляет» журнал «подписчикам» - экспертам. В оставшееся время готовятся к презентации своих страниц.

III.   ПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ ЧАСТЬ УРОКА – 30 минут

Учителя выступают в роли ведущего (способного задавать неудобные вопросы), координатора  и комментатора происходящего. Эксперты оценивают работу групп согласно критериям оценочного листа.  

Организационный момент

2 мин.

Учитель разъясняет порядок выступления групп: каждая группа в течение 7 минут в форме пресс-конференции представляет свою часть проекта, после представления в течение 3 минут отвечают на вопросы слушателей и экспертов.

Готовят материалы для представления

Презентация результатов работы. Необходимое время  - по 10 мин. для каждой группы.

Объявляет очередную группу. Совместно комментируют выполненное группой задание,  как по содержанию, так и по техническому исполнению. Задают при необходимости уточняющие вопросы, руководят ходом пресс-конференции, следят за соблюдением регламента.

Представляют свою часть проекта. Страницы выводятся на экран. Отвечают на вопросы.

III.   ДИСКУССИОННАЯ  ЧАСТЬ УРОКА – 15 минут

Дискуссия

Необходимое время  - 9 мин.

Ведет дискуссию с аудиторией по современным проблемам межнациональных отношений. Презентация № 2, слайды № 1-11.

Отвечают на «неудобные» вопросы, делают выводы, высказывают оценочные суждения.

Предъявление культурного образца

Необходимое время  - 3 мин.

В качестве культурного образца предъявляет тексты  гимнов СССР и РФ,  статьи Конституции РФ (преамбула, ст.3, 26-29), позитивные морально-нравственные установки учащихся класса.

Отвечают на главный проблемный вопрос урока об отношении к России.  Что она для вас «тюрьма народов», «полигон экстремизма», «братский союз» или???

Эмоциональный срез урока

Необходимое время  - 2 мин.

Предоставляет слово руководителям групп для эмоциональной оценки проделанной в ходе двух уроков работы.

Благодарит за работу на уроке.

Называют эпитеты к словосочетанию сегодняшний урок

Домашнее задание

Выводит на экран слайд с указанием домашнего задания: Ss  46-47, статьи Конституции РФ по теме урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока. "Регионы России" 8 класс

Повторительно-обощающий урок в 8 классе по теме "Регионы России"...

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

Методическая разработка «Экспериментальная деятельность в рамках взаимосвязи музыкально-теоретических дисциплин и инструментального музицирования в классе скрипки»

Несмотря на очевидную актуальность, данная проблема еще далеко не в полной мере нашла свое теоретическое решение и практическое применение в традиционных системах преподавания скрипки и сольфеджио в Д...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Методическая разработка «Театральное искусство России 19-20х веков, на примере творчества Ф.И.Шаляпина. Многоканальная модель».

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о театральном искусстве России 19-20х веков. Задачи урока:-Воспитать эмоциональный отклик у учащихся-Создать условие для понимания взаи...

Методическая разработка урока "Города России"

Вашему вниманию предлагается методическая разработка открытого урока по немецкому языку на тему "Города России"....

методическая разработка урока религии России на тему "Вероучение Иисуса Христа"

Данная разработка урока может быть использована и на уроках религии России , и на уроках истории. Оккрытый урок по данной теме был проведен на районном семинаре "Духовно-нравственное развитие учащихся...