Урок "США в XIX веке"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Ремизова Светлана Николаевна

методическая разработка урока по всеобщей истории 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_vseobshchey_istorii.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 УРОКА ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

8 КЛАСС

Тема урока: « США в XIX веке».

Цели урока:

  1. Показать в чем проявлялась модернизация в США в XIX веке.
  2. Выяснить причины быстрого экономического развития США.
  3. Рассмотреть причины, ход и итоги гражданской войны 1861-1865 гг.
  4. Продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника как с источником новых знаний, выделять главное, анализировать документы, использовать ранее приобретенные знания, сравнивать, оценивать исторические явления, делать и слушать сообщения, решать познавательные задачи.
  5. Продолжить развитие картографических умений учащихся.

Основные понятия урока

  1. модернизация
  2. гражданская война
  3. гомстед

Оборудование урока

  1. учебник Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. «Новая история 1800-1913» 8 класс (М., «Просвещение»)
  2. карта «США в конце XVIII- первой половине XIX века»
  3. иллюстрации учебника
  4. документ «Из декларации А. Линкольна об освобождении негров-рабов. 22 сентября 1862 г.» (извлечения)
  5. мультимедийная презентация

План урока

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
  2. Изучение нового материала:
  1. Территориальные изменения США в XIX в.
  2. Экономическое развитие США в пер. пол. XIX в.
  3. Гражданская война 1861-1865 гг.
  1. Закрепление изученного материала
  2. Постановка домашнего задания.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Вопрос классу (беседа):

   На предыдущих уроках мы говорили о том, как проходил процесс модернизации в странах Западной Европы.

Вспомните, что такое модернизация? ( Изменение менее развитого общества, в ходе которого оно приобретает новые качества, свойственные более развитому обществу)

Задание:

   Сегодня на уроке мы приступаем к изучению новой темы.

Откройте учебник на с. 189. Прочитайте название главы.

   Северная и Южная Америка к началу XIX в. были в неравных условиях. США осуществляли модернизацию, формировали себя как единую нацию. Быстрое экономическое развитие страны позволило ей к концу XIX в. вступит в конкурентную борьбу со странами Европы, и в первую очередь с Великобританией.

   Латинская Америка в этот период переживала время жестоких гражданских войн и пограничных конфликтов, на континенте длительное время сохранялись черты традиционного общества.

   Изучая эту главу, мы должны будем определить сходства и различия между двумя Америками.

   Сегодня на уроке мы поговорим об особенностях развития США в XIX в.

Задание:

Учащиеся записывают тему урока.

2. Изучение нового материала.

Постановка проблемного задания

В чем проявлялась модернизация в США?

Знакомство учащихся с планом урока.

  1. Территориальные изменения США в XIX в.

Вопрос классу (беседа):

Вспомните, когда и в результате каких событий образовалось государство США?

Работа с картой

«США в конце XVIII- первой половине XIX века»

1. Какую территорию занимали США в кон. XVIII в.? ( от Атлантического океана до р. Миссиписи)

   Однако, уже к сер. XIX в. территория США расширилась до Тихого океана. Как это произошло?

2. Охарактеризуйте территориальные изменения, которые произошли в США в пер. пол. XIX в.? (Какие территории и когда были присоединены к США?)

3. Сделайте вывод: Как изменилась территория США к сер. XIX в.?

Вывод:

Территория США увеличилась в несколько раз, и западная граница стала проходить по побережью Тихого океана.

  1. Экономическое развитие США в пер. пол. XIX в.

   Быстрый рост территории США способствовал быстрому развитию экономики этой страны. Уже к 1861 г. США вышли на 4 место в мире по объему промышленного производства.

Работа с учебником,

работа в тетради

Используя текст учебника с. 109-191, определите причины быстрого экономического развития США и запишите их в тетрадь.

Причины быстрого экономического развития США:

  1. Большое количество эмигрантов из Старого Света. (Что привлекало переселенцев в США?) Эмигранты становились дешевой рабочей силой, согласной на любые, самые тяжелые условия труда.
  2. Благоприятные природные условия.
  3. Большое количество природных и земельных ресурсов. (Наличие угля, железа, нефти и меди обеспечивало промышленность необходимым сырьем)
  4. Быстрое развитие техники и совершенствование технологии производства.
  5. Потребность в развитии транспорта. (Какие средства транспорта получили развитие в США в пер. пол. XIX в.?)

   В сер. XIX в. США выходят на первое место в мире по протяженности железных дорог.

Вопрос классу(беседа):

Какое значение для развития капитализма имело строительство дорог и развитие средств транспорта? (Развитие других отраслей промышленности: металлургии, машиностроения, вагоностроения. угольной промышленности, расширение внутреннего рынка, быстрое освоение западных территорий, развитие сельского хозяйства)

  1. Благоприятная внешнеполитическая обстановка. (У США не было опасных соседей, угрожавших ее безопасности, а это освобождало ее от излишних военных расходов)

Задание:

Сделайте вывод: какова была главная особенность экономического развития США? (Начало промышленной революции, быстрые темпы экономического развития)

Вопрос классу (беседа):

1. Вспомните, чем отличалось экономическое развитие южных штатов от экономического развития северных штатов? ( в северных штатах развивалось фермерское хозяйство и промышленность, а в южных – получило распространение плантационное хозяйство с использованием труда рабов)

2. Почему южные штаты отставали в экономическом развитии от северных? (Развитие капитализма тормозило рабство)

Задание:

Сделайте вывод: что нужно было сделать для дальнейшего развития капитализма в США?

  1. Нарастание напряженности накануне Гражданской войны.

Рассказ учителя

   Тем временем, уже в нач. XIX в. между югом, где господствовали рабовладельческие отношения,  и севером и западом с фермерскими хозяйствами, наметилось жесткое противостояние.

   Плантационное хозяйство Юга поставляло хлопок в основном на европейские. Особенно английские рынки, откуда на Юг поступала большая часть машин и оборудования. Это подрывало целостность внутреннего рынка США, ущемляло интересы предпринимателей Севера.

   Противоречия стали обостряться с присоединением новых штатов к США. Южане стремились расширить территорию распространения рабовладения и плантационного хозяйства. Это вызывало сопротивление как на Севере, так и в фермерских штатах Запада.

   Тем временем в 1854 г. В США была создана Республиканская партия, объединившая сторонников ограничения рабства.

Задание (запись в тетради и на доске):

1854 г. – образование Республиканской партии.

  Республиканская партия быстро приобрела большое влияние в северных штатах и уже в 1860 г. В качестве своего кандидата в президенты выдвинула Авраама Линкольна, который, одержав победу, стал 16-м президентом США.

Задание (запись в тетради и на доске):

Авраам Линкольн (1809 – 1865)

Сообщение учащегося

«А. Линкольн»

Вопросы классу:

  1. Лидером какой партии был А.Линкольн?
  2. Как Линкольн относился к рабству?
  3. В чем Линкольн видел спасение страны? Что конкретно он предлагал сделать?
  4. (Выступал с предложением постепенного освобождения и равенства негров в сочетании с денежной компенсацией для рабовладельцев)

Рассказ учителя

   Возможность реализации этих мер пугал южан-плантаторов, они не хотели мириться с избранием на пост президента противника рабства.

   В ответ юные рабовладельческие штаты объявили о том, что выходят из состава США и образовывают свое государство со столицей в г. Ричмонде.

   Так началась гражданская война, которая длилась с 1861 по 1865 год.

Задание (запись в тетради и на доске):

  1. гг. – Гражданская война.

  1. Гражданская война 1861-1865 гг.

Вопросы классу (беседа):

Запись в тетради

  1. Вспомните, что такое гражданская война? (Вооруженная борьба за власть между социальными группами, гражданами внутри государства)
  2. Какие силы вступили в войну друг с другом? (Буржуазия Севера, фермеры, рабочие, с одной стороны, и плантаторы Юга, с другой)
  3. Сформулируйте причины Гражданской войны.

Причины Гражданской войны:

  1. Рабство мешало развитию капитализма
  2. Борьба за западные земли между фермерами и плантаторами
  3. Борьба за власть между буржуазией Севера и плантаторами Юга
  4. Выход из состава США южных штатов
  1. Какие вопросы были главными в Гражданской войне?

( Уничтожение рабства, дальнейшая судьба западных земель, сохранение единства США)

Каждая сторона рассчитывала на молниеносный ход войны. Но жизнь распорядилась иначе, и война приняла затяжной характер. В этих условиях правительство Линкольна перешло к решительным мерам.

Комментированное чтение

Текст учебника с. 195

Вопросы классу: Какие меры были предприняты правительством Линкольна? В чем их значении?

Работа  с документом

Документ «Из декларации А. Линкольна об освобождении негров-рабов. 22 сентября 1862 г.» (извлечения) (учебник с. 197)

Вопросы к документу:

  1. Какими мотивами руководствовался Линкольн, отменяя рабство?
  2. На каких условиях отменялось рабство? (без всякого выкупа)

Рассказ учителя

   Одновременно был объявлен призыв негров в армию Севера ( к концу войны в рядах армии северян насчитывалось около 200 тысяч негров).

   Принятые меры позволили добиться северянам перелома в ходе военных действий. В апреле 1865 г. Пал последний оплот южан – г. Ричмонд.

   Так четырех летняя кровопролитная война закончилась победой северян. Но американцы очень дорого заплатили за сохранение единства страны и отмену рабства. Эта война унесла жизни более 600 тысяч человек, около 1 млн. человек были ранены. Война разделила семьи. Американцы воевали с американцами.

Вопрос классу:

Какое значение имели результаты Гражданской войны для дальнейшего развития страны?

Запись в тетради

Значение Гражданской войны:

  1. Сохранение целостности страны
  2. Отмена рабства
  3. Решение аграрного вопроса законом о гомстедах
  4. Создание условий для дальнейшей модернизации страны

Решение проблемного задания

Сделайте вывод: в чем проявлялась модернизация в США в XIX веке?

(Модернизация в США в XIX веке проявлялась в быстрых темпах экономического развития и в том, что американцам удалось сохранить целостность страны)

3. Закрепление изученного материала.

Решение тестовых заданий

I вариант.

  1. Соотнесите событие и дату:

1) Начало Гражданской войны в США

А) 1860 г.

2) принятие закона о гомстедах

Б) 1862 г.

3) Избрание Линкольна президентом США

В) 1861 г.

  1. Закон об отмене рабства был подписан в:

А) 1861 г.     Б) 1862 г.     В) 1863 г.      Г) 1864 г.

  1. Соотнесите причину и следствие.

1) избрание президентом А. Линкольна

А) дальнейшее развитие процесса модернизации

2) принятие закона о гомстедах

Б) конфликт между плантаторами-рабовладельцами  и свободными переселенцами

3) Принятие закона об отмене рабства

В) массовое участие на стороне северян негритянского населения США

4) Победа Севера в Гражданской войне

Г) развитие фермерского хозяйства

5) присоединение к США западных территорий

Д) Потеря плантаторами Юга политической власти

II вариант.

  1. Соотнесите событие и дату:

1) принятие закона об отмене рабства

А) 1860 г.

2) окончание Гражданской войны

Б) 1863 г.

3) избрание А.Линкольна президентом США

В) 1865 г.

  1. Республиканская партия была создана в:

А) 1854 г.     Б) 1855 г.     В) 1860 г.      Г) 1853 г.

     

3.   Соотнесите причину и следствие.

1) присоединение к США западных территорий

А) Потеря плантаторами Юга политической власти

2) победа Севера в Гражданской войне

Б) развитие фермерского хозяйства

3) Принятие закона об отмене рабства

В) массовое участие на стороне северян негритянского населения США

4) принятие закона о гомстедах

Г) конфликт между плантаторами-рабовладельцами  и свободными переселенцами

5) избрание президентом А. Линкольна

Д) дальнейшее развитие процесса модернизации

Постановка домашнего задания

Параграф 24, вопросы № 6-7 с. 197


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс)

При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана ...

Учебный фильм по истории средних веков "Композитор, художник и поэт IX века Туотило (и разные интерпретации его песнопения "Kyrie, Cunctipotens genitor Deus" (около 900 года))"

Туотило из монастыря Святого Галла, в других произношениях Туотилон, Тотило (англ. Tuоtilo of Saint Gall, около 850, Ирландия — около 915, Санкт-Галлен) - средневековый к...

план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс

план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...

Элективный курс "Можно ли было изменить историю XX века? История XX века через призму событий и деятельности реформаторов"

Программа элективного курса предпрофильного обучения "Можно ли было изменить историю XX века? " составлена для углубленного изуче­ния истории Отечества XX века. Курс будет расширять знания, полученные...

Презентация к уроку истории средних веков в 6 классе "Королевство франков в 6-8 веках"

Презентация содержит слайды, содержащие план урока, логические схемы, задания для самостоятельной  практической работы учащихся и для закрепления изученного на уроке. Основано на учебнике  и...

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...