Урок на тему: "Монголо-татарское нашествие на Русь."
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Курс: История России с древнейших времен до конца XVIв.

Класс: 10

Тип урока: комбинированный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok23.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 23

  1. Учитель: Варламова Елена Валериевна
  2. Курс: История России с древнейших времен до конца XVI века
  3. Тема урока: Монголо-татарское нашествие на Русь.

Тип урока: Комбинированный

  1. Цель урока: Показать героическую борьбу русского народа против монголо-татарских завоевателей.
  2. Задачи:

  1. Образовательная:

- Определить характер и особенности Монгольского государства;

- Раскрыть причины успехов завоевательных походов монголо-татар;

- Показать героический характер обороны русских княжеств;

- Выяснить историческое значение борьбы Руси против монголо-татарских завоевателей.

  1. Развивающая:

- Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом.

- Совершенствовать умения работы с картой

  1. Воспитательная:

- Способствовать формированию патриотизма, чувства гордости за свою страну.

  1. Оборудование: тетради, учебник: А.Н. Сахаров « История России с древнейших времен до конца XVI века».

  1. Методы:

- словесный,

- наглядный,

- практический.

  1. Ход урока:

  1. Орг. момент (3 мин.)

Приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку.

  1. Опрос ( 10 мин)
  1. Что такое культура?
  2. Когда появилась письменность на Руси?
  3. Кто является создателем славянского алфавита?
  4. Какие жанры древнерусской литературы вам известны? Приведите примеры.
  5. Как изменилась архитектура Руси с принятием христианства?
  6. Что такое фольклор?
  7. Кто является главным героем былин?

  1. Мотивация (2 мин.)

Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел...

Это высказывание характеризуют Русь в ХIII веке. Что же случилось на Руси?

Об этом пойдет речь на нашем уроке, тема которого «Монголо-татарское нашествие на Русь».

  1. Изложение нового материала (23 мин.)

1. Образование Монгольской державы.

В начале XIII в. монгольские племена, жив шие в Центральной Азии, вступили в период разложения ро дового строя и формирования государственности. В 1206 г. на курултае — съезде представителей монгольской знати — пра вителем Монгольской державы был провозглашен Темучин, провозглашенный  Чингисханом (великим ханом). Главным орудием его государст венной власти стала мощная и многочисленная армия, отли чавшаяся высокой организованностью и железной дисципли ной. Управляемость этого войска обеспечивалась во многом благодаря продуманному делению его на десятки, сотни, ты сячи и «тьмы» (10 000) нукеров (воинов).

Агрессивный характер Монгольского государства коренил ся не только в наличии сильной армии, но и в самом эконо мическом строе монголов, основу которого составляло коче вое скотоводство. Выпас скота требовал перемещения по большим территориям. К тому же военная Добыча становилась едва ли не единственным источником существования для многих воинов и источником обогащения для военачальников.

2. Завоевания монголов.

В 1207—1215 гг. монголы захватили Сибирь и Северный Китай, в 1219 г. начали вторжение в Среднюю Азию, а в 1222 г. — в Закавказье.

3. Битва на Калке.

Задание: Прочитайте пункт 4 на странице 153-155 и составьте схему «Битва на Калке»

31 мая 1223 г. на реке Калке состоялась первая битва рус ских дружин с монголами. Попытки князей договориться о формировании единого войска и едином управлении ни к чему не привели, это стало главной причиной жестокого по ражения южнорусских князей и половецких ханов, выступив ших против монголов.

Со смертью Чингисхана его держава распалась. В 1235 г. на курултае было принято решение о походе на Запад. Войска возглавил внук Чингисхана Батый.

4. Нашествие Ба тыя на Русь

В 1236 г. Батый вторгся в русские земли. Ранее монголо татары овладели Волжской Булгарией и подчинили своей власти все кочевые народы степи. Первым разоренным русским городом была Рязань, через шесть дней осады она была взята.

В январе 1238 г. монголы двинулись по реке Оке на Владимиро Суздальскую землю. Главное сражение произошло у Коломны, здесь погибло почти все владимирское войско, что предопределило судьбу княжества. Двигаясь дальше монголы  осадили маленькую крепость Москву, пять дней она сопротивлялась, но в конце концов была захвачена и сожжена. В начале февраля 1238г. Батый осадил Владимир и на четвертый день взял город. После разорения Владимира подобная участь постигла многие города Северо Восточной Руси. Князь Юрий Всеволодович еще до прихода неприятеля к Владимиру отправился на север своего княжества для сбора войска. На реке Сити 4 марта 1238 г. русская дружина была разбита, а князь Юрий погиб.

Теперь для монголов был открыт путь на Новгород, взяв Торжок, они повернули обратно. Весна вынудила войска Батыя отступить в степи. По пути они разоряли русские земли. Наиболее упорной была оборона небольшого города Козельска, жители которого мужественно защищались. Семь недель длилась его осада, за что монголы прозвали его злым городом.

В 1239–1240 гг. Батый предпринял новый поход, обрушившись всей мощью на Южную Русь. Были захвачены и разграблены Киев и другие города, разорено Галицко-Волынское княжество. В 1240 г. отряды Батыя вторглись в страны Центральной Европы. Однако ослабленная сопротивлением русских, монгольская армия не могла выдержать борьбы с новым неприятелем.

Русский народ вел самоотверженную борьбу, но разобщенность и несогласованность действий сделали ее безуспешной. Эти события привели к установлению на Руси монголо татарского ига.

5. Монголо-татарское иго.

В 1242 г. монголы в низовьях Волги образовали новое государство – Золотую Орду (улусДжучи), входившую в состав Монгольской империи. Столицей Орды стал Сарай.

Во главе княжеств по-прежнему стояли русские князья. Только с разрешения хана Золотой Орды они имели право занимать престолы, получая на это специальные грамоты – ханские ярлыки. Кроме того, русские воины по приказу хана вынуждены были участвовать в военных действиях на стороне монголов.

Главной формой зависимости от Орды был сбор дани (ее на Руси называли ордынским выходом). Для более точного определения ее размера была проведена специальная перепись населения. Для контроля над сбором дани на Руси направлялись представители хана – баскаки. Только духовенство церковные земли были освобождены от дани. Ордынцы с уважением относились ко всем религиям мира и даже разрешали открывать православные церкви на территории Орды.

  1. Закрепление ( 5 мин)

 Блиц-опрос по понятиям:

Нойон (господин, князь) — название предводителей древних монгольских аристократических родов.

Нукеры — дружинники на службе монгольской знати в XII—XIII вв.

Тумен — высшая организационно-тактическая единица монголо-татарского войска, насчитывавшая 10 тысяч воинов. Возглавлялся темником.

 Баскаки — военная охрана сборщиков дани.

 Золотая Орда — государство, созданное в ходе монгольских завоеваний в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем.

 Ордынское иго (1243—1480 гг.) — система эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями. Установлено в результате нашествия Батыя.

 Ордынский выход — дань, выплачиваемая русскими князьями монголо-татарам.

 Ярлык — грамота на княжение.

  1. Подведение итогов и домашнее задание (2 мин)

 Вывод: В результате монгольского нашествия и установившегося ига обезлюдели  русские города, утратились многие ремесла, пришло в упадок с/х и культура, замедлилась централизация русских земель.

Выставление оценок.

Домашнее задание: п.11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории России "Монгольское нашествие на Русь", 6 класс

На уроке  организуется  самостоятельная работа учащихся по технологии индивидуализированного обучения и ИКТ. Работу условно можно разделить на 3 части.  В первой  представлен проек...

Урок в 6 классе по теме: Татаро-монгольское нашествие на Русь

Актуальность урока – воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.На этом уроке учащиеся знакомятся с нашествием Батыя на Русь   и  получают зада­ния на следующий, ...

"Монголо-татарское нашествие на Русь" (урок истории)

Урок историиможно использовать в 10 кл и в 6 кл при изучении моголо-татарского нашествия. Урок представлен в виде игры "Умники и умницы"...

Урок в 6 классе на тему: Монголо-татарское нашествие

Урок в 6 классе по ФГОС по учебнику Данилова....

Конспект урока. 6 класс. Татаро -монгольское нашествие на Русь

Урок построен на основе технологии проблемного обучения....

Рабочий лист "Монгольское нашествие на Русь. Походы Батыя на Русь"

История России с древнейших времен до нача-ла XVI в. 6 класс: методическое пособие к учебни-ку И. Л. Андреева, И. Н. Федорова / Е. В. Симоно-ва. — М. : Дрофа, ...