«Недаром помнит вся Россия про день Бородина...» Игра для 8-х классов
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Леднева Наталья Михайловна

 

Внеклассное мероприятие по истории, имеющее своей  целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по  Отечественной войне 1812 года. Может быть использовано в 8-9-х классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_8-9_kl_borodino.rar20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по истории

«Недаром помнит вся Россия  про день Бородина...»

Игра для 8-х классов

Цель игры: обобщить и систематизировать знания учащихся по  Отечественной войне 1812 года.

Подготовительный этап: учащиеся получают задание: 1) вспомнить пословицы и поговорки  о Родине; 2)повторить ход сражения; 3) вспомнить фамилии русских и французских полководцев; 4) поработать с иллюстрациями, с изображением эпизодов войны.      

Ведущий. В июне 1812 года в пределы России вторглась армия «двунадесяти языков», во главе которой стоял Наполеон Бонапарт. Для нашего народа эта война стала Отечественной, в ней решалась судьба России...

Русские армии, соединившись под Смоленском, продолжали отступать. Назначенный главнокомандующим русской армией М. И. Кутузов выбрал позицию для генерального сражения близ села Бородино. Бородинское сражение навсегда вошло в историю как пример героизма русских воинов и их любви к своей стране, I а Бородинское поле стало полем русской воинской славы.

I этап игры. Разминка

Командам предлагается привести 3-5 пословиц, в которых упоминается Родина, родная сторона. Ответы:

Родина — мать, умей за нее постоять.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родная сторона — мать, а чужая — мачеха.

Любовь к родине сильнее смерти.

Кто служит родине верно, тот долг исполняет примерно.

На чужой стороне родина милей вдвойне.

Нет ничего на свете краше, чем родина наша.

Золоту старости нет, родине — цены нет.

Человек без родины — соловей без песни.

Одна у человека родная мать, одна у него и родина.

II этап игры

Подготовка к сражению

•    Задание 1

В донесении Александру I от 23 августа М. И. Кутузов отмечал, что позиция при деревне Бородино в 12 верстах вперед Можайска — одна из наилучших, которую только на плоских местах найти можно...

Объясните выбор данной позиции. Приведите не менее трех доводов.

(Ответ: высокий берег реки Колочи прикрывал правый фланг позиции, левый фланг упирался в Утицкий лес. Высоты позволяли выгодно разместить артиллерию. Лесной массив в тылу скрывал расположение резервов. Позиция закрывала новую и старую Смоленские дороги, ведущие на Москву.)

•        Задание 2

Командам раздаются карты-схемы сражения, на которые не нанесены обозначения. Задача участников игры — обозначить на схеме расположение русской армии на Бородинском поле.

В ответе обязательно пояснение терминов «редут» и «флеши».        

•        Задание 3

Охарактеризовать цели сторон в сражении.

(Ответ: цель Наполеона — разгромить в генеральном сраже нии русскую армию и заставить Россию заключить выгод ный для него мир. Цель Кутузова — измотать и остановить наступление французов и защитить Москву.)

•        Задание 4

Продолжите фразу Наполеона: «Если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову, если я захвачу Киев захватив Москву ....

(Ответ: Киев — возьму Россию за ноги, захватив Москву, я поражу ее в сердце.)

III этап игры

 Полководцы

Предлагаем ребятам прочитать приведенные стихотвор ные фрагменты и из перечня имен выбрать те, кому стихи посвящены.

Перечень имен: М. И. Кутузов, П. И. Багратион, М. Б. Бар клай де Толли, Н. Н. Раевский.

•        Фрагмент 1

Перед гробницею святой

 Стою с поникшею главой...

Всё спит кругом; одни лампады

 Во мраке храма золотят

Столбов гранитные громады

И их знамен нависший ряд.

Под ними спит сей властелин,

Сей идол северных дружин,

Маститый страж страны державной,

 Смиритель всех ее врагов,

Сей остальной из стаи славной

 Екатерининских орлов.

В твоем гробу восторг живет!

Он русской глас нам издает;

Он нам твердит о той године,

Когда народной веры глас

Воззвал к святой твоей седине:

«Иди, спасай!» Ты встал — и спас...

(А. С. Пушкин )

•        Фрагмент 2

О, вождь несчастливый!.. Суров был жребий твой:

Все в жертву ты принес земле тебе чужой.

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчанье шел один ты с мыслию великой,

И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

И тот, чей острый ум тебя и постигал,

В угоду им тебя лукаво порицал...

И долго, укреплен могущим убежденьем,

Ты был неколебим пред общим заблужденьем;

И на полупути был должен наконец

Безмолвно уступить и лавровый венец,

И власть, и замысел, обдуманный глубоко, —

И в полковых рядах сокрыться одиноко.

Там, устарелый вождь, как ратник молодой,

 Свинца веселый свист заслышавший впервой,

Бросался ты в огонь, ища желанной смерти, —

Вотще! —

(А. С. Пушкин)

•        Фрагмент 3

Когда все русское за родину стремилось,

Он двинулся с мечом — и пал — и стихнул гром.

Герой! Отечество в тебе одном

Ста тысячи сынов лишилось!

(«Русский вестник», 1812)

•        Фрагмент 4

<...> слава наших дней, Хвала! Перед рядами Он первый грудь против мечей С отважными сынами.

(В. А. Жуковский )

(Ответ: фрагмент 1 — о Кутузове; 2 — о Барклае де Толли; 3 — о Багратионе; 4 — о Раевском)

•        Игра со зрителями

Назовите не менее 5 французских полководцев, участни ков Бородинского сражения.

(Ответ: Мортье, Богарне, Коленкур, Ней, Даву, Мюрат, Бертье, Дюрок)

IV этап

Ход сражения

Командам предстоит рассказать о ходе Бородинского сражения, иллюстрируя ответы соответствующими фрагмен тами стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». Тексты стихотворения раздаем командам, обеспечивая таким образом точное воспроизведение стихотворных строк.

Пример:

Восемь атак произвели французы на Багратионовы флеши. В схватке, по большей части рукопашной, были истощены силы как той, так и другой стороны. У М. Ю. Лермонтова читаем:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...

Массированную атаку предприняли французы на батарею Раевского. Лишь к четырем часам дня она была захвачена. У Лермонтова читаем:

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Вечером Кутузов отдал приказ контратаковать французскую армию на следующий день. Однако, получив сведения о поте рях в своих войсках, изменил решение.

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять...

Вот затрещали барабаны-

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

V этап

Итоги сражения.

На этом этапе участникам игры предстоит на основе целей определить результаты битвы. В ответах команды отметят, что главных целей не добился никто. Это, однако, не принижает проявленных русскими солдатами доблести и мужества.

Наполеон бился против многих наций, но непобедимыми назвал только русских. «Из 50 данных мною сражений, — го ворил Наполеон, — это было сражение, в котором наиболее проявлено доблестей и достигнуто наименее результатов». Наполеон называл это сражение «битвой гигантов». Кутузов считал, что «сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов...».

VI этап

Военный совет в Филях

Следующий этап игры посвящен Военному совету в Фи лях. Демонстрируем иллюстрацию картины А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях».

•    Вопросы:

1.   Где состоялся Совет? Кто присутствовал на нем?

Покажите некоторых из названных военачальников на иллюстрации.

Информация для учителя

Как известно, Алексей Данилович Кившенко в работе над картиной следовал, в основном, за описанием Военного со вета в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: на картине то же расположение действующих лиц за столом (кроме Кайса рова, который у Толстого сидит на лавке рядом с Толем, а у Кившенко — стоит за спиной у Кутузова). Слева направо, «от печки»: полковник Паисий Сергеевич Кайсаров (стоящий с блокнотом у печки); фельдмаршал Михаил Илларионович Го-ленищев-Кутузов (сидящий в кресле). Далее вокруг стола по часовой стрелке: генерал-лейтенант Петр Петрович Коновни цын (положивший ногу на ногу), генерал-лейтенант Николай Николаевич Раевский (сцепивший руки в замок), генерал-лейтенант Александр Иванович Остерман-Толстой (присло нившийся к стене), генерал Михаил Богданович Барклай де Толли (закутавшийся в плащ), генерал-лейтенант Федор Петрович Уваров (держащий в руках карту), генерал Дмит рий Сергеевич Дохтуров (с циркулем в руке), генерал-майор и полковник главного штаба Алексей Петрович Ермолов (стоящий у торца стола), генерал-квартирмейстер полковник Карл Федорович Толь (сидящий спиной к зрителям, рядом с Ермоловым), генерал Леонтий Леонтьевич Беннигсен. Совет проходил в избе крестьянина Андрея Фролова. Ребята, как правило, могут назвать и показать Кутузова, Барклая де Толли, Ермолова.

2.  Какое решение было принято на Совете?

(Ответ: отступить и оставить Москву без боя, чтобы сохра нить и укрепить армию для дальнейшего противостояния)

VII этап

Герои Бородина

На этом этапе игры участникам команд предстоит рассказать о конкретном участнике сражения и объяснить, почему этих человека можно считать героем. Участники игры выступают с небольшими докладами, подготовленными дома.

VIII этап

Память народа о Бородинском сражении

Командам заблаговременно давалось задание:

Назвать 2-3 художественных полотна с изображением битвы и пожара Москвы.

В каких музеях представлены живописные произведения, изображающие Бородинское сражение, Военный совет в Филях, оставление Москвы?

Какие памятники, архитектурные сооружения посвящены событиям 1812 года?

Ответы:

Серия картин В. В. Верещагина, посвященная войне 1812 года. Среди них: «Наполеон на Бородинских высотах», «Перед Москвой, в ожидании депутации бояр (Наполеон на Поклонной горе)» и др. ПанорамаФ. А. Рубо «Бородинская битва».

Музей-панорама «Бородинская битва», музей «Кутузов ская изба», Государственный исторический музей.

Триумфальная арка в Москве, храм Христа Спасителя.

•    Игра со зрителями

Ведущий. События Отечественной войны 1812 года нашли свое отражение в русских пословицах и поговорках. Но особенно народная память выделяет Бородинское сраже ние, отступление русских войск через Москву без боя и пожар Москвы.

Задание. Привести примеры отражения этих событий в пос ловицах и поговорках. К выполнению этого задания привлекаем зрителей и наиболее активным из них начисляем баллы.

Ответы:

Шумел, горел пожар московский.

Приехал Кутузов бить французов.

За нами Москва!

Сам себя сжег француз, сам себя и поморозил: отогрелся в Москве, да замерз на Березине.

Француз вступил в Москву в гости, да оставил там свои кости.

Голодный француз и вороне рад.

Придется батюшке-Парижу расплатиться за матушку-Москву.

Командам предлагается вслух прочитать басни И. А. Кры лова «Ворона и курица» и «Волк на псарне». Какие истори ческие сюжеты легли в основу этих басен?

Ворона и курица

Когда Смоленский князь,

Противу дерзости искусством воружась,

Вандалам новым сеть поставил

И на погибель им Москву оставил,

Тогда все жители, и малый и большой,

Часа не тратя, собралися

И вон из стен московских поднялися,

Как из улья пчелиный рой.

Ворона с кровли тут на эту всю тревогу

Спокойно, чистя нос, глядит.

«А ты что ж, кумушка, в дорогу? — Ей с возу Курица кричит. — Ведь говорят, что у порогу

Наш супостат». —

«Мне что до этого за дело? —

Вещунья ей в ответ. — Я здесь останусь смело.

Вот ваши сестры — как хотят;

А ведь Ворон ни жарят, ни варят:

Так мне с гостьми не мудрено ужиться,

А может быть, еще удастся поживиться

Сырком, иль косточкой, иль чем-нибудь.

Прощай, хохлаточка, счастливый путь!»

Ворона подлинно осталась;

Но, вместо всех поживок ей,

Как голодом морить Смоленский стал гостей —

Она сама к ним в суп попалась.

* * *

Так часто человек в расчетах слеп и глуп.

За счастьем, кажется, ты по пятам несешься:

А как на деле с ним сочтешься —

Попался, как ворона в суп!

Волк на псарне

Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь псарный двор, —

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» —

И вмиг ворота на запор;

В минуту псарня стала адом.

Бегут: иной с дубьем,

Иной с ружьем.

«Огня! — кричат, — огня!» Пришли с огнем. Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом. Зубами щелкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть; Но, видя то, что тут не перед стадом, И что приходит, наконец, Ему рассчесться за овец, — Пустился мой хитрец В переговоры

И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум,

Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;

Забудем прошлое, уставим общий лад!

А я, не только впредь не трону здешних стад,

Но сам за них с другими грызться рад

И волчьей клятвой утверждаю,

Что я...» — «Послушай-ка, сосед, —

Тут ловчий перервал в ответ, —

Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю;

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой».

И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Ответы:

В основе басни «Ворона и курица» — рассказы москвичей, которые смогли выбраться из занятой французами Москвы, о том, что голодные французские солдаты ежедневно стре ляли ворон и варили «вороний суп».

В басне «Волк на псарне» Крылов высмеивал попытки На полеона начать мирные переговоры. Под Волком подразу мевался Наполеон, а под Ловчим — Кутузов.

•    Игра со зрителями

Ведущий. Осенью 1941 года, когда немецко-фашист ские войска рвались к Москве, у разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе герои-панфиловцы сдерживали на тиск немецких танков. Бессмертным стал призыв политрука В. Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!» А какой русский генерал в Бородинском сражении обратился к солдатам с аналогичным призывом?

(Ответ: генерал Д. С. Дохтуров. После ранения Багратиона Кутузов направил Дохтурова на Семеновские редуты с при казом «держаться до последней крайности». Тогда Дохтуров обратился к солдатам со словами: «За нами Москва! Умирать всем, но ни шагу назад!»)

Пока проводится игра со зрителями, жюри подводит итоги.

По окончании игры объявляется команда-победитель и самый активный зритель. Для победителей игры желательно за ранее придумать награды, связанные с тематикой 1812 года.

БОРОДИНО

—        Скажи-ка, дядя, ведь недаром

 Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

—        Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

 Не многие вернулись с поля...

 Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,

 Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

 Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

 И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.

 Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,

 И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

 Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,  

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

 Полковник наш рожден был хватом

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

 «Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек!

Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

 Звучал булат, картечь визжала,

 Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди;

 Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять...

Вот затрещали барабаны —

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри—-не вы.

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля,

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

1. Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!2. 7 сентября 2012 года исполнится 200 лет со дня Бородинск...

Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются  ииллюстрации....

Внеклассное мероприятие по литературе для 7-ых классов «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»

Цели  мероприятия: повышение интереса к изучению творчества М.Ю. Лермонтова;  расширение кругозора учащихся;  вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развити...

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (М.Ю. Лермонтов) Классный час, посвященный Бородинскому сражению (5 класс)

развивать у детей чувства патриотизма и гордости за свое Отечество, интереса к истории своей страны, формирования активной гражданской позиции....

Устный журнал «Недаром помнит вся Россия про день Бородина», для обучающихся 5-9 классов

Устный журнал«Недаром помнит вся Россия про день Бородина»,для обучающихся 5-9 классов...

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 9 классе «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 9 классе«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»...