Cоветский тыл в годы Великой Отечественной войне . (урок истории в 9 классе)
презентация к уроку по истории (9 класс) по теме

Чуева Галина Хабибуловна

При проведении данного урока демонстрировались презентация "Все для фронта ,все для победы", плакаты военных лет, кадры из кинофильма, благодаря чему  урок прошел на высоком эмоцианальном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii.docx25.21 КБ
Файл vse_dlya_fronta_prezentaciya.id_1914.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Уржумская основная общеобразовательная школа»

Открытый урок  по истории

9 класс

Тыл в годы Великой Отечественной войны

Учитель истории:

Чуева Галина Хабибуловна

2012 год

Тема урока: Тыл в годы Великой Отечественной войны.

Цель урока: Создать условия для изучения жизни советского тыла в годы Великой Отечественной войны, его роли  как одного из факторов победы над Германией.

Помочь учащимся осознать меры ответственности каждого труженика тыла за вклад в общее дело Великой Победы.

Развитие умений учащихся: анализа исторического документа,

 обобщения, исследовательской деятельности ,

коммуникативных навыков речевого взаимодействия,

Способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к героическому прошлому своего народа.

Содействовать воспитанию любви и гордости за свою малую Родину.

Форма урока: Изучение нового материала с использованием информационно – коммуникативных технологий.

Основные понятия: тыл, мобилизация, Государственный Комитет Обороны, доблестный труд.

Ход урока

  1.  Организационный момент.

Учитель:

 Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

       

  1. Актуализация знаний.

Учитель:

На фоне песни «Вставай, страна огромная!» и плаката «Родина – мать зовет» учитель говорит о продолжении изучения раздела, посвященного Великой Отечественной войне. ( презентация слайд 1)

Тема нашего с вами сегодняшнего урока : «Тыл в годы Великой Отечественной войны.».

Цель занятия продолжить изучение темы  «Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.» и подробно остановиться на изучении темы «Советский тыл в годы войны»

Мы сегодня с вами должны познакомиться с жизнью советского тыла, его ролью как одного из факторов победы над фашистской Германией.

 

Эпиграфом к уроку очень подходит высказывание В,О, Ключевского « В истории России войны – это тяжкий труд всего народа» ( пр. слайд 2)

В этом высказывании, на мой взгляд, кроется и проблемный вопрос, который мы должны разрешить на уроке.

                                     

План урока

Тыл в годы Великой Отечественной войны.

1. «Отечество в опасности»

                                        2. Эвакуация. Жизнь людей в тылу.

                                        3. Образование и наука.

                                        4. Деятели культуры –  фронту

                                        5. Православная Церковь в годы войны.

Учитель: 

Раскрытие проблемы морально-психологического состояния советского общества в годы войны, работа учащихся с историческими документами.  В полдень первого дня войны с обращением к народу выступил Первый Заместитель Председателя СНК, нарком Ин. Дел В,М, Молотов (первой группе предлагается изучить текст этого обращения и ответить на вопросы к тексту) (Приложение 1 )

 «3 июля1941 года по радио выступил Сталин, обращаясь к  народу с  историческим воззванием: «Братья и сёстры» В речи говорилось о необходимости единства народа перед лицом смертельной опасности.

( второй группе предлагается изучить текст этого обращения и ответить на вопросы к тексту) (Приложение2 , 3 сл.3)

Сталин называет войну, которую развязали фашисты, всенародной, Отечественной. Обращаясь к народу со словами «Братья и сестры!», Иосиф Виссарионович говорит об общей для всех беде, которая нависла над Советским Союзом. Чувство единства многонационального народа и власти в час смертельной опасности позволило забыть многие обиды и ошибки властей и мобилизовать все силы и проявить свои лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу.

Учитель: ( пл. Родина мать зовёт)

 

Начальный период войны показал, что наш многонациональный народ в час смертельной опасности способен забыть многие обиды и ошибки властей, мобилизовать все силы и проявить свои лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу.

  1. Эвакуация. Жизнь людей в тылу.

Учитель:

Угроза захвата немцами наиболее развитых промышленных районов страны потребовала организовать вывоз наиболее ценного оборудования, созданного трудом сов. Людей в первые годы пятилеток. Началась грандиозная эвакуация на Восток заводов и фабрик, оборудования, МТС,

   Предстояло в короткий срок под налётами авиации вывезти тысячи предприятий и миллионы людей. Такой практики мировая история ещё не знала. Для организации этой колоссальной работы был создан Совет по эвакуации. Уже за первые 5 месяцев войны удалось направить из прифронтовых восточных район страны более 2 тыс крупных предприятий и свыше 12 млн. человек 

Порой станки и оборудование монтировались прямо под открытым небом для того, чтобы срочно обеспечить выпуск так необходимых фронту оружия и боеприпасов  

  К станкам, вместо ушедших на фронт мужчин,  встали женщины и дети   Работали дети 12 – 13 лет по 11 12 часов в сутки. Порой дети не дотягивались до станков и им под ноги ставили ящики. Заполнение схемы «Труженики тыла»?(слайд 5-19)

Учитель:

Героические усилия советских людей не пропали даром К середине 1942 года завершился переход экономики на военный лад, а выпуск военной продукции предприятиями страны превзошёл по объёму германский.

 Не обошла война и наше село . Из нашего села  на фронт ушли            

не вернулись с полей сражения, не считая раненных и пропавших без вести. «Всё для фронта, всё для победы!» С этими мыслями жили и трудились наши односельчане в годы войны, проводившие на фронт сыновей, отцов . мужей .

Говоря о героических  подвигах народа, особенно хочется отметить трудовой подвиг наших односельчан. Учащиеся нашей школы проводили исследовательскую работу об истории  нашего села и жизни односельчан. Ими написана исследовательская работа: «Летопись родного села».

 О том, как жили уржумцы в те тяжёлые для страны годы послушайте  сообщение учащегося .(Из воспоминаний труженицы тыла, Дунаевой Елизаветы Максимовны)

Учитель:

Вся тяжесть в эти грозные годы легла на плечи женщин и детей Их труд  золотыми буквами вписан в героическую летопись нашей истории.

  1. Образование и наука.

   

Учитель: Военное лихолетье нанесло удар по системе образования. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий. В уцелевших часто размещались военные госпитали. О развитии науки в годы войны

(Слайды   20-23 )

Практическое задание с использованием  карты: покажите на карте районы, куда были эвакуированы научные центры и учреждения Академии наук. (Научные центры переместились на Восток – в Казань, на Урал, в Среднюю Азию.)

 Слайд 11. Закрепление п.4. Практическое задание "Проверь себя" .

Чаплыгин С.А., Келдыш М.В., Христанович С.А. -разработки в области аэродинамики

Иоффе А.Ф. - первые советские радиолокаторы

Лавочкин С.А. - первые советские самолеты-истребители

Учитель: Как мы видим советские учёные внесли огромный вклад в победу. Все основные изобретения были сориентированы на разгром врага.

  1. Деятели культуры – фронту

     Учитель: С первых дней войны деятели отечественной  культуры вносили весомый вклад в достижение победы. На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М.А. Шолохов, А.А,. Фадеев, К.М.Симонов, А,Т, Твардовский и мн. другие. Каждый четвёртый из них не вернулся с войны. Литература военного времени пользовалась большим успехом и признанием как на фронте так и в тылу. Мужество героев – блокадников было воспето в «Ленинградской поэме» О. Бергольц.

Подвиг защитников Сталинграда увековечили «Дни и ночи» К.М. Симонова.

     Для выезда на линию фронта создавались фронтовые театры. Более 40 тысяч деятелей искусства побывали на фронте за годы войны.  Самым любимым музыкальным жанром стала лирическая песня «Вечер на рейде» В. Соловьёва – Седого, «Тёмная ночь» Богословского, «В лесу прифронтовом» Блантера.

Особый зрительский успех имели фронтовые  песни артистов эстрады. Наиболее известными исполнителями лирических песен были К. Шульженко, Л. Русланова, М. Бернес.

    Если до войны советская культура помогала людям «строить и жить», то теперь она помогала им побеждать.(песня «Темная ночь» из кинофильма, слайды 24-26)

5. Церковь в годы войны.

Учитель: В годы войны церковь заняла активную позицию, пробуждая и укрепляя патриотические чувства верующих, благословляя их на ратный подвиг и трудовые свершения, но и оказала значительную помощь государству, проявила заботу об укреплении боевой мощи Красной Армии. По призыву митрополита Сергия были собраны средства на танковую колонну имени Дмитрия Донского. Священники на оккупированных территориях поддерживали связь с подпольем, партизанами, оказывали помощь мирному населению. Многие из них были убиты гитлеровцами.

 Такая позиция Церкви получила всемирную поддержку со стороны как населения, так и власти. В сентябре 1943 года состоялась встреча руководителей церкви со Сталиным, который пошёл навстречу их пожеланиям и разрешил избрать нового патриарха (им стал Сергий) образовать Священный Синод, открыть несколько духовных семинарий, освободил из заключения священников.

    Эти шаги власти были  связаны с возрождением религиозной жизни на оккупированной территории. Кроме того, государству не удалось искоренить религиозные верования крестьян, которые составляли большую часть Красной армии.

Вывод. Учитель:

Теперь давайте попытаемся сделать вывод, обращаясь к проблеме, которую мы ставили в начале урока.  «В истории России войны – это тяжкий труд всего народа»

-Ответы учащихся, учитель делает общий вывод

Чрезвычайные меры(Увеличение рабочего времени, отмена выходных, суровые наказания за опоздания, эвакуация и налаживание производства на Урале, подчинение жизни тыла фронту и т.д..) , предпринятые руководством страны, позволили создать экономические предпосылки коренногоперелома.

 Учитель:

Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны.

Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора.  Родина высоко оценила подвиг тружеников тыла, 199 тысячи из них было присвоено звание героев Советского Союза, более 204 тыс. награждены орденами и медалями

 Специальной медалью за добросовестный труд в ВОВ было награждено 16 млн.рабочих, колхозников, представителей интеллигенции.

  Призыв компартии «Всё для фронта, всё для победы!» был активно поддержан всем советским народом.

События ВО войны оставили в душе наших людей такой след, который вот уже многие годы не стирается. И чем дальше в историю уходят военные годы, тем ярче перед нами предстаёт Великий подвиг советского народа, отстоявшего честь, свободу и независимость своей Родины, избавившего человечество от фашистского рабства,

    Великая Отечественная война показала сущность души русского человека, глубокое чувство патриотизма, колоссальную обдуманную жертвенность. Именно русский народ победил во второй мировой войне И об этом надо помнить всегда

   Каждый из нас после сегодняшнего урока прочувствовал, как и почему пришла к нам победа… Какую цену мы за неё заплатили. Глазами потомков заглянули в прошлое, попытались встать на место наших предков, понять, что двигало ими в те далёкие дни. И совершенно прав поэт писавший:

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она как правда нам нужна.(Слайд31)

Домашнее задание: п. 31.  Написать эссе на тему: Вклад членов моей семьи в разгром врага.

Рефлексия.  

Из выступления по радио И.В.Сталина

3 июля 1941г.

Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается… Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, разрушение национальной культуры и национальной государственности  народов Советского Союза, их онемечивание, превращение в рабов… Дело идёт, таким образом, о жизни и смерти народов СССР… Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили свою работу на новый, военный лад, всё подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага…

 

Целью этой всенародной Отечественной войны является не только ликвидация опасности, нависшая над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма.

Как оценил Сталин характер войны, которую развязали фашисты?

Какой по характеру являлась эта война для советского народа?

Из выступления по радио Заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров Союза СССР и Народного Комиссара Иностранных Дел тов. В.М. Молотова

Граждане и гражданки Советского Союза!

Сегодня, в 4 часа утра, без предъявление претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах…

   Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством…

   Правительство Советского Союза выражает твёрдую уверенность в том, что всё население нашей страны, все рабочие, крестьяне, и интеллигенция, мужчины и женщины отнесутся с должным уважением к своим обязанностям, к своему труду... Весь наш Советский народ теперь должен быть сплочён и един,  каждый из нас теперь должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, достоянной настоящего Советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над фашистской Германией…

   Правительство призывает Вас все граждане и гражданки Советского Союза ещё теснее сплотить свои ряды, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя тов. Сталина.

    Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.

В чем выражает уверенность правительство Советского Союза, обращаясь ко всему Советскому народу?

Какой призыв к гражданам и гражданкам Советского Союза звучит в этой речи?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Советский тыл в Годы Великой Отечественной войны

Слайд 2

«В истории России войны - это тяжелый труд всего народа». В. О. Ключевский

Слайд 3

Обращение Сталина к народу

Слайд 4

Тыл – это половина Победы, даже больше. Маршал Г.К. Жуков День Победы был бы невозможен без героического вклада тех, кто работал в тылу. Труженики тыла относятся к поколению победителей. Это они в годы войны одержали Победу над фашизмом в тылу: строили оборонительные укрепления, выпускали танки, самолеты, оружие, боеприпасы, выращивали хлеб, одевали и кормили армию. Они работали по 16-18 часов в сутки, без выходных и отпусков. Так продолжалось долгих четыре года, в течение которых войска в достаточной мере получали продовольствие, обмундирование и все, что было необходимо. Люди, совершившие беспримерный подвиг в тылу, справедливо приравниваются в своем подвиге к воинам-победителям. Их имена заслуженно вносятся в Книгу Памяти Саратовской области. Именно труженики тыла явились тем арсеналом, который обеспечил успешное ведение войны и полный разгром немецко-фашистских захватчиков. Солдат тыла заслужил своим самоотверженным трудом вечную память. Низкий поклон тем, кто ковал Победу для фронта в тылу.

Слайд 5

Труженики тыла Рабочие оборонных и градостроительных предприятий. Изобретатели и ученые. Труженики сельского хозяйства Творческая интеллигенция: писатели, поэты, музыканты, художники.

Слайд 6

Всеобщая мобилизация перевод промышленных предприятий на выпуск военной продукции мобилизация и перестройка работы транспорта мобилизация продовольственных ресурсов для снабжения армии и городов мобилизация всех средств на нужды войны

Слайд 7

Рабочий класс – фронту! С 1941 по 1944 гг. увеличилось производство самолетов в 3,3 раза авиамоторов в 5,4 раза танков в 2 раза дизельных моторов в 4,6 раза

Слайд 9

Молодежь – фронту Во втором полугодии 1941года в работу включились 360 тысяч учащихся 8-10 классов . Уже на третьем году войны доля рабочих и служащих в возрасте до 18 лет в различных отраслях промышленности составляла от 40 до 60% Мальчишки мужали. Мальчишки взрослели Им только бы жить начинать сорванцам Как их завертели такие метели, Какие, пожалуй, не снились отцам. С. Наровчатов

Слайд 10

Сбор средств Добровольная помощь трудящихся позволила направить на фронт: Более 2,5 тыс.самолетов Более 5 тыс. танков По займам и лотереям свыше 118 милрд. руб.

Слайд 11

Члены колхоза «Борьба» вносят сбережения на постройку авиаэскадрильи.

Слайд 13

Неимоверное напряжение сил крестьянства позволило обеспечить армию продовольствием, а военную промышленность — сырьем.

Слайд 14

Труженики села - фронту! 80% всей рабочей силы в деревне составили – женщины, старики и дети За 1941-1944 гг. колхозы и совхозы дали стране 4,3 миллиарда пудов зерна

Слайд 15

Как помогали фронту 12-летние дети? Победа добывалась на фронте, а оружие ковалось в тылу. Дети труженики тыла.

Слайд 16

И. П. Бардин Разработка технологий изготовления новых сортов стали для нужд танкостроения.

Слайд 17

И.В. Курчатов Разработка ядерного оружия.

Слайд 18

Константин Симонов Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.

Слайд 19

Лирическая песня Самым любим жанром в годы войны стала лирическая песня. Такие песни, как « Темная ночь», «В лесу прифронтовом», « Катюша», «Огонек», «Землянка», «Скромненький синий платок» и, конечно же, «Священная война» Александрова.

Слайд 20

Изобразительное искусство Изобразительное искусство в основном было представлено плакатами и карикатурами.

Слайд 21

Награды за труд в Великой Отечественной Войне

Слайд 22

Медаль «За трудовое отличие» Первый Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении медалью "За трудовое отличие " был подписан 15 января 1939 года В годы Великой Отечественной войны медалью было награждено б олее 44 тысяч человек Награждено 2.146.400 человек Автор проекта медали художник И.И.Дубасов

Слайд 23

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.» У чреждена указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года В соответствии с Положением о порядке вручения медали, утвержденным Секретариатом Президиума Верховного Совета СССР 21 августа 1945 года, этой медалью награждались лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, на транспорте, в совхозе, МТС не менее одного года в период июнь 1941 года - май 1945 года. Н аграждено более 16 миллионов человек ( 16 096 750). Авторы рисунка медали – художники Андрианов И.К. и Романов Е.М.

Слайд 25

Говорят, что в третьем тысячелетье Изменилось всё на огромной планете: Изменились законы, изменились понятия, Увлеченья пристрастья, виды занятий… Что другая растет молодежь и что ей Никакого нет дела до дедовских дней, Будто ей наплевать на историю в целом, Что в ней память чужда, в ней душа оскудела . Только не все это правда! Помнит нынешняя молодежь… Помнит и никогда не забудет, Потому что без памяти жизни не будет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по курсу «История Владимирского края» в 9 классе. Тема: « Дети села Урванова в годы Великой Отечественной войны»

Открытый урок по теме:"Дети села Урванова в годы Великой Отечественной войны».Пока еще живо поколение людей, переживших войну в детском возрасте и готовых об этом рассказать, мы просто не имеем п...

Презентация "Нижневартовск в годы Великой Отечественной войны" для 5-8 классов

Презентация "Нижневартовск в годы Великой Отечественной войны"  для 5-8 классов....

Презентация "Применение радиолокации в годы Великой Отечественной войны", урок физики 11 кл.

Содержание презентации раскрывает вклад ученых и конструкторов нашей страны в создании радиолокационных станций в годы Великой Отечественной войны....

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

урок истории в 9 класс "Трудовой подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны"

Это двухчасовой урок - семинар. Используется опережающее задание для каждого ученика, подготовить сообщение на заданную тему. Используется индивидуальная работа и работа в группе....

Исследовательская работа "Великая Отечественная война в истории моего класса»

Великая Отечественная война своей жестокой рукой коснулась каждой семьи. Все, кто мог, вставали на защиту нашей Родины. Среди них были наши деды и прадеды, бабушки и прабабушки. Наш долг помнить об их...