методическая разработка итогового урока истории по теме СССР в 1953-1964 гг.
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Содержит задания типа ЕГЭ для самостоятельной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lesson.doc147.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка итогового урока по истории

Тема: СССР в 1953-1964 гг.

I. Цель урока: На основе анализа фактов и исторических событий обобщить знания учащихся о развитии СССР в 1953-1964 гг.

Задачи:

Образовательные: Определить основные направления политики, систематизировать знания в отношении событий и личности.

Воспитательные: воспитание трудолюбия, толерантности, самостоятельности и интереса к истории;

Развивающие: развитие навыков коммуникативного общения, поиска необходимой информации в нескольких источниках, формирование умения отделять существенно- важные аспекты от второстепенных, высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

II. Этапы урока:

1.  Актуализация знаний.

2.  Вводное слово учителя о целях и задачах урока.

3.  Самостоятельная работа учащихся.

III. Содержательные элементы, которые будут проверяться в ходе урока:

СССР в 1953–1964 гг.

  XX съезд КПСС и осуждение культа личности -  3.2.12 по Кодификатору ЕГЭ 2012

  Экономические реформы конца 50-х – начала 60-х гг. -  3.2.12 по Кодификатору

ЕГЭ 2012

  Внешняя политика 1953-1964 гг. -  3.2.11* по Кодификатору ЕГЭ 2012

  Особенности развития советской культуры в 1953 –1964 гг. -  3.2.16* по

Кодификатору ЕГЭ 2012

IV. Виды заданий на:

        хронологию событий  -  1.1 по Кодификатору ЕГЭ 2012

1.  Какой  из кризисов международной обстановки произошёл в 1962 году?

1)  Берлинский кризис

2)  Карибский кризис

3)  Суэцкий кризис

4)  Боснийский кризис

2.  Какая из названных дат связана со сменой высшего государственного руководства в

СССР?

1)  1960 г.

2)  1955 г.

3)  1964 г.


4)  1962 г.

3.  Восстание в Краснодаре произошло в

1)  1953 г.

2)  1961 г.

3)  1964 г.

4)  1977 г.

4.  В какой из указанных периодов существовали совнархозы?

1)  1953 – 1958 гг.

2)  1957 – 1965 гг.

3)  1960 – 1962 гг.

4)  1963 – 1964 гг.

5)  Соотнесите даты и события:

а) 1953 г.

1) попытки проведения реформ в Венгрии и ввод в страну советских войск

б) 1962 г.

2) подписание перемирия в Корее

в) октябрь - ноябрь 1956 г.

3) Берлинский кризис

г) май 1955 г.

4) Карибский кризис

5) подписание странами социалистического лагеря   Варшавского договора

        систематизацию фактов -  1.1, 1.2, 2.2  и 2.6 по Кодификатору ЕГЭ 2012

1.   Прочтите выдержки из документа и ответьте на следующие вопросы:

когда, где, в связи с чем был принят этот документ, как он называется и какое значение имел для развития страны, к какому сроку его предполагалось выполнить, удалось ли это?

«Каждая семья, включая семьи молодоженов, будет иметь благоустроенную квартиру… пользование жилищем постепенно станет бесплатным для всех граждан».

«Пользование коммунальным транспортом (трамвай, автобус, троллейбус, метро) во втором десятилетии станет бесплатным, а в конце его также станут бесплатными коммунальные услуги: пользование водой, газом, отоплением».

«Во втором десятилетии начнется переход к осуществлению бесплатного общественного питания (обедов) на предприятиях и в учреждениях и для занятых в производстве колхозников».


«Наряду с существующим бесплатным медицинским бслуживанием бесплатными станут пользование санаториями для больных, а также отпуск медикаментов».

«В городе и деревне будет обеспечено: полное и бесплатное удовлетворение потребностей населения в яслях, детских садах и площадках, в школах с продленным днем, в пионерских лагерях; массовое развертывание сети школ- интернатов с бесплатным содержанием детей; введение во всех школах бесплатных горячих завтраков, продленного школьного дня с предоставлением учащимся бесплатных обедов; бесплатное снабжение школьной одеждой и учебными пособиями».

«Сокращение рабочего дня и значительное повышение жизненного уровня всего населения создадут условия для получения высшего или среднего специального образования всеми кто желает учиться»

«Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»

2.   Какие из перечисленных событий, явлений научно-технического развития СССР

относятся к периоду 1953-1964 гг.?

А) запуск первого искусственного спутника  Земли

Б) экспорт промышленной продукции СССР в страны Запада

В) полет Ю.А. Гагарина в космос

Г) запрет на развитие кибернетики

Д) выход на трассы первого в мире реактивного пассажирского самолета ТУ-104

Е) широкое внедрение роботов и ЭВМ в промышленность

Укажите верный ответ.

1)  АВД

2)  БВГ

3)  БГЕ

4)  ГДЕ

3.   (1-й вариант) Установите соответствие между терминами, именамия,

событиями, явлениями и сферами общественной жизни 1953-1964 гг.

Экономика

Политика

Духовная жизнь


А- десталинизация, Б- Э.И. Неизвестный, В-волюнтаризм, Г- возведение Берлинской стены, Д-   А.И. Солженицын, Е- освоение целины, Ж- Новочеркасский расстрел,  З- семилетка, И- «кукурузная эпопея», К- абстракционизм

4.   (2-й вариант) Установите соответствие между фамилиями советских писателей и названиями их произведений. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите  выбранные цифры под

соответствующими буквами.

А) М.А. Шолохов

1) «Один день Ивана Денисовича»

Б) А.Н. Толстой

2) «Судьба человека»

В) А.А. Фадеев

3) «Петр I»

Г) А.И. Солженицын

4) «Молодая гвардия»

5) «Дни Турбиных»

        анализ исторической ситуации  -  2.4 и 2.5 по Кодификатору ЕГЭ 2012

1.   Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После смерти И.В. Сталина в 1953 г. Перед страной встала проблема выбора перспектив дальнейшего развития. Значительная часть сталинского руководства выступала за сохранение тоталитарного режима уже без Сталина.

Какие направления развития были осуществлены? (Назовите не менее трех направлений в различных сферах общества). Какие причины определили осуществление этих направлений? (Укажите не менее двух причин).

        анализ исторических версий и оценок -  2.4 и 2.8 по Кодификатору ЕГЭ 2012

Прочтите выдержки из документа и сформулируйте своё мнение об его историческом значении

«И именно в этот период (1935–1937–1938 гг.) сложилась практика массовых репрессий по государственной линии сначала против противников ленинизма – троцкистов,

зиновьевцев, бухаринцев, давно уже политически разбитых партией, а затем и против многих честных коммунистов, против тех кадров партии, которые вынесли на своих плечах гражданскую войну, первые, самые трудные годы индустриализации и коллективизации, которые активно боролись против троцкистов и правых, за ленинскую линию партии. Сталин ввел понятие «враг народа». Этот термин сразу освобождал от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека или людей, с которыми ты ведешь полемику: он давал возможность всякого, кто в чем-то не согласен со Сталиным, кто был только заподозрен во враждебных намерениях, всякого, кто был

просто оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям, с нарушением всяких норм революционной законности.»


«Мы должны со всей серьезностью отнестись к вопросу о культе личности. Этот вопрос мы не можем вынести за пределы партии, а тем более в печать. Именно поэтому мы докладываем его на закрытом заседании съезда. Надо знать меру, не питать врагов, не обнажать перед ними наших язв. Я думаю, что делегаты съезда правильно поймут и оценят все эти мероприятия. (Бурные аплодисменты.) Товарищи! Нам нужно решительно, раз и навсегда развенчать культ личности, сделать надлежащие выводы как в области идейно-теоретической, так и в области практической работы.»

Ниже приведены две точки зрения на выступление Н.С. Хрущева на ХХ съезде

КПСС:

1.   Доклад Н.С. Хрущева с разоблачением культа личности И.В. Сталина был предательским шагом  по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом.

2.   Доклад  Н.С. Хрущева имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привел к некоторым демократическим преобразованиям в СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее  трех фактов, положений, которые могут

служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

V. Характерные для данной эпохи документы, которые использовались на уроке:

1.  Из доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».

2.  Из третьей Программы КПСС, принятой на XXII съезде КПСС.

VI. Закрепляемые умения и навыки

  определять последовательность исторических событий 1.1–1.5 по Кодификатору

ЕГЭ 2012

  соотносить общие исторические процессы и отдельные факты 1.1–1.5 по

Кодификатору ЕГЭ 2012

        выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий 2.5 по

Кодификатору ЕГЭ 2012

 группировать исторические явления и события по заданному признаку 2.5 по

Кодификатору ЕГЭ 2012

 систематизировать историческую информацию на основе представлений об общих закономерностях исторического процесса 2.6 по Кодификатору ЕГЭ 2012

 выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений 2.5

по Кодификатору ЕГЭ 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка итогового урока по истории 11 класс "СССР в 1953-1964 гг."

Обобщить знания учащихся о развитии СССР в 1953-1964 гг.: ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности; экономические реформы конца 50-х – начала 60-х гг.; политика мирного сосуществования.особенности ра...

Методическая разработка итогового урока "История открытия и освоения Земли"

Итоговая работа по географии по теме «История открытия и освоения Земли» в  5 класс. Цель работы: закрепить и обобщить знания учащихся по изученному материалу, выявить уровень овладения...

Методическая разработка к уроку истории по теме: "Столетняя война"

Технологическая карта к уроку по теме: "Столетняя война"...

Методическая разработка к уроку истории по теме: "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"

Методическая разработка к уроку истории в 6 классе по теме: "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"...

Методическая разработка тематического урока истории на тему: " День начала Нюрнбергского процесса"

Урок посвящён дате - 20 ноября день начала Нюрнбургского процесса, проведён в соответствии с Программой воспитания колледжа...

Методическая разработка к уроку истории по теме: Английские колонии в Северной Америке.

Методическая разработка к уроку истории по теме: Английские колонии в Северной Америке предназначена  для слабослышащих и позднооглохших детей.  Методическая разработка содержит в себе презе...