Урок "Личность Петра I в оценке современников и историков"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

На уроке осуществляется комплексный подход на основе реализации инновационных образовательных технологий с использованием сетевого безпроводного компьютерного кабинета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnost_petrai_v_ocenke_sovremennikov_i_istorikov.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Личность Петра I в оценке современников и историков»

Учебные цели:

  1. сформировать в сознании суворовцев образ исторической личности Петра I: гениальной, неординарной, неоднозначной;
  2. развивать умения суворовцев собирать и анализировать материалы из различных источников, рассматривая их в конкретном историческом контексте.

Развивающие цели:

  1. развивать учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные компетентности и совершенствовать умения:                                                                                                                                                        размышлять над различными точками зрения;                                                                                                            сопоставлять аргументы;                                                                                                    подбирать факты для доказательства собственной позиции;                                                                      участвовать в дискуссии, убедительно отстаивать свою точку зрения;                                  обоснованно оценивать неоднозначность исторической эпохи и деятельность  Петра I, опираясь на теоретические знания и факты.

Воспитательные цели:

  1. воспитывать гуманизм, уважение к исторической личности;
  2. формировать толерантное отношение к другим точкам зрения;
  3. развивать нравственные, патриотические качества личности суворовцев, чувство гражданского долга;
  4. формировать у суворовцев понимание исторического прошлого в связи                                           с тенденцией современного развития России и мира.

Тип урока: урок формирования и систематизации знаний и умений.

Вид урока: семинар с элементами дискуссии.

Материально-техническое оснащение:

  1. Демонстрационно-компьютерный комплекс.
  2. Ноутбуки.
  3. Аудиовизуальная информация в виде слайдов, видеофрагментов, музыки                 и анимации.

Ход урока                                                                                                                                            Организация начала урока

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

Слово преподавателя

М.П. Мусоргский, гениальный композитор, прекрасно изобразил переломный характер петровской эпохи. Звучит  «Рассвет на Москва-реке».

Эпоха Петра I -  одна из самых ярких эпох отечественной истории. Сейчас интерес                   к личности Петра I возрастает, так как наша страна переживает сложный период.                               В девяностые годы прошлого века  государства Российского формально не существовало, фактически в стране был хаос, то же во внешней политике. А в конце 2007 года американцы назвали В.В. Путина «Человеком года» за то, что он  вернул, как они выразились, Россию на политическую карту мира, вернул ей статус мировой державы.  Впервые же  этот статус она  приобрела при Петре I.

Историческая роль Петра Великого огромна и неоднозначна. Его провозглашали национальным героем, называли антихристом, ненавистником всего русского, разрушителем,  святотатцем.        

Кто же на самом деле этот первый русский император – Великий творец                    или Великий тиран? В этом нам предстоит разобраться на уроке.

Формирование и систематизация знаний и умений

Личность Петра I

- Что в обществознании понимается  под  личностью?

- Какие факторы влияют   на  формирование личности?

Используя факторы как алгоритм, охарактеризуем личность Петра I. (Работает группа биографов).

По словам С.М. Соловьева,  «Петр Великий явился не как нечто случайное,                           но как порождение  Руси,  чувствовавшей  жгучую  потребность  нового,  потребность преобразования». Первые государи из рода Романовых сделали немало для своей страны. Они не только создали атмосферу, в которой вырос Петр I, но и наметили программу               его деятельности. Но многое предстояло сделать еще Петру I для того, чтобы Россия стала могучим  государством,  не уступающим  ни в чем  государствам   Запада.                            В этой исторической обстановке формировалась личность Петра I.

- Расскажите о  воспитании Петра I. Чем оно отличалось от воспитания царей прежних лет? (Работает группа биографов)

Петр I – фигура сложная, противоречивая. В чем это проявилось?

Петр был  не похож на своих предшественников.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник.

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

                        (А.С. Пушкин)

Реформы – это список сделанного руками Петра, а умел он многое, поэтому реформы получились разносторонними.

            - Расположите реформы в определенной последовательности по степени значимости. (Суворовцы  работают на ноутбуках, преподаватель контролирует правильность выполнения задания     на головном компьютере)

  1. Военные реформы.
  2. Экономические реформы.
  3. Реформы в области культуры.
  4. Государственные реформы.

- Можно считать, что именно в таком порядке осуществлялись реформы? Если нет, то почему? Как взаимосвязаны между собой реформы?

Одна реформа приводила к другой. Реформировать армию невозможно без реформ экономики и образования. Экономические реформы были первыми, но это не означает, что сначала были проведены все экономические, а затем все остальные. Они проводились параллельно, но первыми по значению были экономические реформы. И сегодня             для России жизненно необходимо двигаться вперед к обществу с инновационной экономикой.

- Выберите неверные ответы среди основных направлений экономической политики Петра I (работа суворовцев на ноутбуках, контроль  преподавателя).

Без экономических реформ невозможны были бы реформы военные,  вызванные Северной войной. Именно в этой войне ярко проявился полководческий талант Петра l.

Полтавское сражение привело к перелому в ходе войны. Представьте, что вы все гренадеры Новгородского полка, участники Полтавской баталии. А вот Никита, сын Михайлов, один из гренадеров, опишет эпизоды этой битвы и те чувства, которые он испытал   во время ее победоносного завершения. (Рассказ суворовца).

В Полтавской битве «русский медведь» победил «северного льва». Впечатление, произведенное на Европу этим сражением, поистине сравнимо  с  взрывом бомбы.

Все остальные реформы Петра, так или иначе, были подчинены внешней политике. Реформы изменили облик России. Но не все понимали смысл и необходимость коренных преобразований.

Оценка деятельности Петра I современниками

Петр I умело подбирал себе талантливых помощников. В его окружение входили люди знатные и не очень. Петр I давал дорогу многим незнатным людям, ставя на первое место  не «породу», а способности. Они-то и поддерживали Петра I.

- Давайте  вспомним основных сподвижников царя Петра  и те области, в которых они отличились. Угадайте исторического деятеля:

  1. Любимчик, правая рука Петра, проделал путь от сержанта Преображенского полка до генерал-фельдмаршала и генералиссимуса. А.С. Пушкин называл                      его «полудержавным властелином». (А.Д. Меньшиков)
  2. Происходил из древнего боярского рода. Полководец, дипломат. Первый из дворян получил титул графа и первым из русских военачальников произведен в генерал-фельдмаршалы. (Б.П. Шереметьев)
  3. Граф, генерал-фельдмаршал, русский дипломат. Был вторым послом Великого посольства в Европу. Первым был награжден орденом Святого Апостола Андрея Первозванного. (Ф.А. Головин)
  4. Первый канцлер России, один из наиболее близких людей Петру I. (Г.И. Головкин)
  5. Потомок шотландских королей, граф Российской империи. Ученый, военный, артиллерист, дипломат, подписавший Ништадтский мирный договор. (Я.В. Брюс)

- Кого еще из сподвижников Петра I вы запомнили?

- А кто выступал против реформ Петра I?

- Определите основные причины недовольства реформами Петра I и уберите неверные ответы (работа суворовцев на ноутбуках, контроль преподавателя).

Недовольные политикой Петра I объединились вокруг его сестры Софьи. После ее смерти по мере углубления реформ взгляды противников преобразований обратились к сыну Петра I Алексею (от первой жены Евдокии Лопухиной). Царевич Алексей также не являлся сторонником отца. Алексей демонстративно бежал за границу. Петр послал за ним в погоню, а, вернув беглеца на родину, отдал под суд Сената, который и приговорил наследника к смертной казни.

Петр ненадолго пережил своего сына. Умер в рассвете сил. Он простудился, спасая моряков с потерпевшего крушения корабля, и скончался, не успев назначить наследника.

Многие современники Петра I надеялись на то, что со смертью императора начнется движение вспять. Однако они ошиблись. Более 200 лет Россия жила под знаком Петра.   А возможно,  продолжает жить, и по сей день.

Историки о Петре I

Давайте попробуем разобраться,  как оценивали историки деятельность Петра,    насколько их мнения расходятся между собой. Послушаем группу «историков». (Суворовцы доказывают правильность точки зрения «своего» историка, а остальные заполняют таблицу).

-  На какие две группы можно разделить историков в оценке деятельности Петра?

В исторической литературе деятельность Петра оценивается далеко не однозначно: от восторженно позитивного до глубоко отрицательного. В то время как первые, стоящие на позициях западников, делают акцент на его преданности Отечеству, с гордостью называют Петра Великим творцом. Вторые, явно славянофилы по духу, в большей степени подчеркивают жестокость, насилие и критикуют за слепое перенесение опыта западной Европы на российскую почву, отзываются о Петре только как о Великом тиране.   На чьей стороне вы в споре историков о Петре Великом? Кто для вас Петр I – Великий тиран или Великий творец? (Суворовцы работают в чате, набирая слова «тиран»                         или «творец», а затем объясняют мотивы принятого решения).

Как бы ни оценивалась деятельность Петра I, одно бесспорно: Россия получила мощный импульс для дальнейшего развития и широкое международное признание.                    По образному выражению А.С Пушкина, Россия вошла в семью европейских держав                «как спущенный корабль – при стуке топора и громе  пушек».

Личность Петра вызывала к жизни множество произведений художественного творчества. Репродукции картин А. Кившенко, И.Е. Репина, Н.Н. Ге, В.И. Сурикова                         и работы скульпторов были представлены на уроке в слайдах. Звучала музыка                          М.П. Мусоргского. В художественной литературе к личности Петра I обращались                    Д.С. Мережковский, А.К. Толстой.

В царствовании Екатерины II Петру Великому воздвигнут памятник «Медный всадник»  французского скульптора  Этьена  Фальконе.

Не случайно рядом на слайде поместили портрет А.С.Пушкина. Его можно назвать поэтом, воспевшим Петра, ведь прадед Пушкина Абрам Петрович Ганнибал был крестником Петра  и его сподвижником. Глядя на памятник, как не вспомнить пушкинские строки:                            

 «О, мощный властелин судьбы!

 Так ли ты над самой бездной,

 На высоте, уздой железной

 Россию поднял на дыбы?»

Реформы Петра I и сейчас приносят плоды. В настоящее время популярность Петра I в России остается необычайно большой. Пример этого поистине великого человека                   до сих пор вдохновляет лидеров Российского государства.

То, что создано было Петром, осталось на благо Отечества. Отпевавший Петра I в Петропавловском соборе архиепископ хорошо выразил эту мысль в своем надгробном слове:

«Каковую он Россию свою сделал, такова и будет:

 сделал добрым любимую, любимая и будет,

 сделал врагам страшную, страшная и будет,

 сделал ее на весь мир славною, славная и быть не перестанет».

 Информация о задании на самоподготовку

  1. § 44 (3) читать, таблицу доработать.
  1. Индивидуальное задание (устно).

Кто для меня Петр I: Великий тиран или Великий творец?

 Подведение итогов урока

Комментирование оценок, качественный анализ работы взвода.


Литература

  1. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России конец XVII – XIX в.                                         -  М.:  Просвещение, 2003.
  2. Человек и общество. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой.                         -  М.: Просвещение, 2003.
  3. Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен                       до  конца XIX в. – М.: ВАКО, 2002.
  4. Алексеев С.П. Петр I: Рассказы. – М.: Дрофа, 1998.
  5. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – С- Пб.: Наука, 1989.
  6. Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории.                                          –  М.: Просвещение, 1995.
  7. Валишевский К. Петр Великий. – М.: Квадрат, 1999.
  8. Вяземский Е.Е. История России с древнейших времен до наших дней.                                   - М.: Махаон, 2005.
  9. Жадько Е.Г.  Сто великих династий. – М.: Вече, 2001.
  10. Калюжная А.Д.  Занимательные страницы истории Отечества.                                              - С- Пб.: Тригон, 2001.
  11. Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: Эксмо, 2002.
  12. Кищенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных. – М.: Дрофа, 1996.
  13. Крюков Д. Великие полководцы. – М.: Эксмо, 2003.
  14. Павленко Н.И. Петр Великий. – М.: Пресс, 1997.
  15. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. – М.: Правда, 1989.
  16. Сто человек, которые изменили ход истории. Петр I. Выпуск №2, 2007.
  17. Интернет – ресурс http://ru.wikipedia.org

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-расследование: «Эпоха Ивана Грозного в оценках современников». 10 класс

Урок:по форме – урок-игра;по характеру деятельности – проблемно-диалогический с элементами образовательной системы «Школа 2100»;по ведущему методу – урок-размышление....

План-конспект, презентация и самоанализ урока истории в 10 классе на тему: «Личность Петра I»

План-конспект урока истории в 10 классеразработал Сысоев Дмитрий ВладимировичУчитель МБОУ «Свияжской СОШ ЗМР РТ»Тема: «Личность Петра I»с презентацией к немуи самоанализом (с приложениями и...

урок по литературе "Повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка. Истоки формирования личности Петра Гриднева"" 8 класс

Тема урока: «Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Петра Гринёва.      (8 класс)  Учитель русского языка и литературы Жуков Алексей Иванович ...

разработка урока истории в 10 классе "Оценка деятельности Петра I"

10 класс. Цель: Сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только суще­ственно повысило эффективность государственного управления, но и послужило гл...

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников....

Методическая разработка занятия по доп.образованию для обучающихся 11-12 лет Тема: Образ Петра Первого - талантливого военачальника, политического деятеля, реформатора глазами современников и историков

Данный урок о Петре Первом сложен тем, что историческая личность правителя России весьма противоречива. Требуется не только тщательный отбор материалов с учётом возраста детей, но и выбор образователь...

Личность Петра Первого в исторической оценке (350 лет со дня рождения Петра Первого)

Личность Петра Первого в исторической оценке (350 лет со дня рождения Петра Первого)...