«НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ».
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Шарина Инесса Богдановна

Конспект  урока по истории России в 9 классе на областном профессиональном конкурсе «Учитель года-2002»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sharina_uroki4_istoriya_rossii.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории России в 9 классе на областном профессиональном конкурсе «Учитель года-2002»

ТЕМА: «НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ».

Место данного урока в системе уроков по теме: это 1 урок в разделе   «Советский Союз во второй мировой войне (1939-1945)».

На уроке отрабатываются * знания по курсу «Внешняя политика СССР
                                              накануне второй мировой войны»;                                                                

                                          * умения самостоятельной работы, анализа
                                           исторических фактов;                                                                              

                                             *навыки аналитического мышления.

Цели: 1. Уяснить, что причинами нового советско-германского сближения явились, с одной стороны, явное нежелание стран Запада реализовать идею создания системы коллективной безопасности, а с другой, решить все свои геополитические проблемы – расширить территорию СССР до размеров Российской империи.

           2. Развивать умения учащихся самостоятельно работать с текстом учебника, анализировать исторические факты на основе изучения исторических документов.

           3. Воспитание интереса к отечественной истории.

   

Главный этап урока: * изучение новой темы.

Другие этапы урока: * постановка проблемы,

                                    * актуализация опорных знаний,  

                                    * закрепление изученного.    

Наиболее эффективные  формы  и методы: * беседа,

                                                                          * самостоятельное планирование,    

*самостоятельная работа с истори-

  ческими источниками и учебником   * рассказ учителя,

*видеофрагменты.

Тип урока: комбинированный, в технологии развивающего обучения:

                                   * проэктивная технология,                  

*мозговой штурм – групповое регенерирование идей по

 проблеме,        

                                   * выявление причинно- следственных связей.  

Оборудование: учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной « История России 20век», 9класс,

                           настенная карта «Вторая мировая война»,

                          раздаточный и иллюстративный материал,

                          журнал «Родина» 1995г.№12,  

                           видеофрагменты из кинофильма « Г.К. Жуков».

СХЕМА – ОПОРА

(создаётся на доске по ходу урока).

  ГЕРМАНИЯ                     СССР                  АНГЛИЯ, ФРАНЦИЯ        

                23 августа 1939 г.       11августа 1939г.  

договор о ненападении                         срыв переговоров    

1августа 1939г.                17сентября 1939г.                                                                  

   Польша

                 28сентября 1939г.                                                                                                      

договор «О дружбе и границах»  

 

 апр.1940г.- Дания            Западная Украина

              Норвегия              Западная Белоруссия ноябрь 1939г.    

 Май.1940г.- Бельгия          Латвия, Литва

               Голландия             Эстония, Молдавия 1940г.  

 Июнь1940г.- Франция       Советско-финская война ноябрь1939-март1940г.

  С июля1940г.- план

« Барбаросса»    

                                                                                                                             

                           22июня 1941г.

                                       ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Подготовка к изучению новой темы.

                       

                                22июня 1941г./ запись на доске/

Что это за дата? -   начало  Великой Отечественной войны. Отечественная война… Она живёт в каждом из нас. Она застряла осколками в моём дедушке, который был ранен под Ельней во время контрнаступления под Москвой. В результате этого наступления был освобождён 11января 1942г. город Киров Калужской области.

          Вы уже правнуки тех, кто выстоял и выжил в этой войне. Поднимите, пожалуйста, руки те, через историю, чьей семьи прошла война, чьи близкие воевали на фронте или трудились в тылу?(учащиеся поднимают руки).

           Да, эта война прошла через историю каждой семьи, через историю

не только нашего города, нашей страны, но и других государств.

           Чтобы понять историю той войны, надо понять не только маршалов, генералов, но и простых солдат, мирных граждан. Потому что война- это не только военные действия, поражения и победы на поле боя, но и экономика, дипломатия, национальные традиции и амбиции вождей - без них мы вряд ли поймём, что и как происходило.

            Сейчас появляется масса неизвестных ранее документов, возникает множество сложных вопросов. Ответы на них могут оказаться неожиданными. ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ТЕМ БОЛЕЕ ВОЙНА, НЕ ДЕЛАЕТСЯ В БЕЛЫХ ПЕРЧАТКАХ. /Учитель достаёт белые перчатки/

Белые перчатки - это элемент костюма дипломата, которые тоже творят историю.

             Частью какого исторического события является Великая Отечественная война?  - Второй мировой войны.    У каждого события есть своё начало… И так, ТЕМА нашего урока  

                  НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ /запись на доске/.

Чтобы изучить данную тему, какие вопросы мы с вами должны рассмотреть?

( В результате беседы учащиеся сами выделяют основные вопросы):

  1. международные  отношения  
  2. причины войны  
  3. советско-германские отношения накануне войны
  4. проследить ход исторических событий.

Пусть эти вопросы будут планом нашего урока, более подробно мы остановимся на советско-германских отношениях, причинах сближения СССР и Германии. Изучая тему, мы будем составлять опорную схему: я - на доске, а вы – в тетради.

             Какие события подвели мир к войне? / видео - фрагмент/.

             Какие страны в 30-е годы преследовали агрессивные планы?          

             Германия – Италия – Япония ( работа с картой).

Каким образом другие государства могли себя обезопасить, что предлагал создать Совет Безопасности? – Систему коллективной безопасности

  1. в чем ее суть? - (учащиеся рассказывают материал 1 раздела 28 параграфа).

  После заключения какого соглашения СССР начал поиски новой внешнеполитической линии? –1938 г. Мюнхенское соглашение.

После заключения Мюнхенского соглашения главы правительств Англии и Франции провозгласили наступление в Европе «ЭРЫ МИРА».

Было ли это в действительности? – Слово нашему архивариусу (сотруднику архива), которым любезно согласился стать …(называется имя ученика, с которым до урока были согласованы действия).

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: 15 марта 1939 г. – Гитлер захватил Прагу

                                            23 марта 1939 г. Мемельскую область Литвы

Германия предъявила претензии Польше о    присоединении Данцига.

Апрель 1939 г. – Италия оккупировала Албанию.

ВСЕ ЭТО ВЫНУДИЛО правящие круги Англии и Франции дать согласие на предложение СССР начать переговоры о мерах по пресечению агрессии.

Итак, слово «представителям стран». Организовывается самостоятельная работа учащихся с ДМК - поиск ответов на заранее заданные вопросы:  

*В чем принципиальное отличие позиции СССР от позиции его европейских партнеров по переговорам?

*Какую позицию занимала Польша и почему?

                                              ДМК:

Предложения правительства Великобритании о заключении совместной декларации СССР, Великобритании, Франции и Польши от 21 марта 1939 года.

          …Если европейский мир и безопасность будут затронуты любыми действиями, составляющими угрозу политической независимости любого европейского государства, наши соответствующие правительства настоящим обязуются немедленно совещаться о тех шагах, которые должны быть предприняты для совместного сопротивления.

Предложения правительства СССР от 17 апреля 1939 года.

  1. Великобритания, Франция, СССР заключают между собой соглашение сроком на 5-10 лет о взаимном обязательстве оказывать друг другу немедленно всяческую помощь, включая военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств.
  2. Великобритания, Франция, СССР обязуются оказывать всяческую поддержку, в том числе и военную помощь восточно- европейским государствам, расположенным между Балтийским и Черным морями и граничащим с СССР, в случае агрессии против этих государств.

Из меморандума английского правительства правительству Французской республики от 22 мая 1939 года:

           Представляется желательным заключить какое-либо соглашение, по которому Советский Союз придет к нам на помощь, если на нас нападут с Востока, не только с целью принудить Германию вести войну на два фронта, но также по той причине…что в случае войны важно вовлечь в нее Советский Союз.

Учащиеся отвечают на вопросы и делают вывод об отличии позиции СССР от позиции его европейских партнеров по переговорам.

11 августа 1939 года в Москву прибыли английская и французская Военные миссии, однако их руководители не имели мандатов на подписание договора.

Как вы думаете, смогут ли представители стран договориться между собой, если изначально они стоят на разных позициях и их интересы не совпадают? – учащиеся высказывают свое мнение.                                                                Переговоры заходили в тупик.

В это же время:

АРХИВАРИУС: Из шифрованной телеграммы №175 министра иностранных дел Германии фон Риббентропа германскому послу в СССР фон Шуленбергу от 14 августа 1939 года:

          Нет никакого сомнения, что сегодня германо-советские пришли к поворотному пункту своей истории…

          Кризис германо-польских отношений, спровоцированный политикой Англии…делает желательным скорейшее выяснение германо-русских отношений. В противном случае, независимо от действий Германии, дела могут принять такой оборот, что оба правительства лишаться возможности восстановить германо-советскую дружбу и совместно разрешить территориальные вопросы, связанные с Восточной Европой…

           …Имперский министр иностранных дел фон Риббентроп готов прибыть в Москву с краткосрочным визитом, чтобы от имени фюрера изложить взгляды фюрера господину Сталину…

О чем свидетельствует эта телеграмма?

  1. Гитлер предложил Сталину начать переговоры о заключении договора о ненападении и разграничении сфер влияния.
  2. Перед Сталиным стал нелегкий выбор.

Как вы думаете, к какому решению он придет и почему?

  1. обезопасить западные границы,
  2.  Д. Восток (май 39 г., Халхин-Гол),
  3. срыв переговоров Англии и Франции.

23 августа 1939 года.

СССР и Германия подписали договор о ненападении.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: перед вами текст договора, ознакомьтесь, и особое внимание обратите на дополнительный протокол к данному договору.

Почему дополнительный договор был засекречен?

Каких вопросов он касался?

Какие территории отходили в сферу влияния Германии (Литва, Польша), и СССР (Западная Украина, Западная Белоруссия, Восточная Польша, Прибалтика, Финляндия, Северная Буковина).

Почему данный договор был выгоден обеим странам?

Какое событие последовало?

1 сентября 1939 года началась II мировая война.

Главные причины II мировой войны вы найдете в учебнике стр.196

         (работа с текстом учебника, учащиеся называют причины).

ВИДЕОФРАГМЕНТ

Как реализовывались секретные протоколы Германией и СССР?

  1. сентябрь 39 г. – Польша
  2. апрель 40 г. – Дания, Норвегия
  3. май 40 г. – Бельгия. Голландия
  4. июнь 40 г. – Франция (запись в опорную схему).

ЗАДАНИЕ: Из учебника – раздел «Секретные протоколы в действии»

( стр. 196-197) выясните:

Когда и какие территории вошли в состав СССР?- записать в опорной схеме.

Каковы причины советско-финской войны?

Как называлась самая укрепленная линия финской обороны? (линия Маннергейма).

Когда была прорвана данная линия обороны? (февраль 1940г.).

Войсками какого фронта и под чьим командованием? (Северо-Западного, Тимошенко).

Почему, как только Франция попросила мира, СССР пошел на его подписание?

Какие территории вошли в состав СССР (Карельский перешеек с Выборгом, северное побережье Ладоги, зап. часть полуострова Рыбачий и Средний; создалось ВМБ на полуострове Ханко).

Что показала война с Финляндией?

- неподготовленность армии и государства к условиям современной войны.

Как вы думаете, что было необходимо предпринять для укрепления обороноспособности государства?

  1. увеличение бюджетных ассигнований на оборону
  2. ужесточение трудового законодательства
  3. новые виды и увеличение выпуска военной техники
  4. увеличение численности вооруженных сил

Приведите примеры из ДМК –  Какую тенденцию отражают данные факты?

( Колосков А.Г. История России.XX век.11 кл.: Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2000, с.138.

                Рост советских Вооруженных Сил в 1939-1941гг.

                                                                    На 01.01.1939г.         На 22.06.1941г.

Личный состав (тыс. чел.)                              1943                           5710

Дивизии                                                              136                            303

Орудия и минометы (тыс.)                              55,8                           115,9        

Танки (тыс.)                                                      18,4                             23,3

Боевые самолеты (тыс.)                                   17,5                             22,4

В это время в Германии  (ВИДЕОФРАГМЕНТ-план Барбаросса)

Работа по карте: показать направление ударов на СССР.

Первоначально наступление планировалось на 15 мая 1941 года, затем оно было перенесено на 22 июня 1941 года. Как был осуществлен этот план, вы узнаете на следующем уроке.

Закрепление:                              I вариант.

    - Что мы усвоили сегодня на уроке?

  1. Работа по опорной схеме (даты, страны и территории).
  2. Схематично изобразить на дополнительной карте план «Барбаросса»: основные направления ударов, расположение армий (один ученик по желанию).
  3. П – позиция – я считаю … каждый из нас должен знать историю II мировой войны и Великой Отечественной войны.

О – обоснование – потому что… она коснулась судьбы каждой семьи, моей семьи.

П – пример – например…( обратится к началу урока).

С – следствие – следовательно…мы будем изучать историю Отечества, чтобы в будущем не допустить человечество к новой мировой войне.

                                        II вариант.

Тестирование со взаимопроверкой ( прилагается).

Д/З: §30. Подготовить сообщения: примеры героизма и мужества советских людей в первые месяцы Великой Отечественной войны.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по Всеобщеи истории. 9 класс по теме Начало второй мировой войны.

Задания представлены в тестовой форме. Вопросы охватывают период с 1938- 1941 гг....

Вторая мировая война. Советско-германские отношения.

Открытый урок по истории России в 9 классе на школьном профессиональном конкурсе «Учитель года-2014»ТЕМА: «НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ».Место данного урока в системе уро...

Презентация к уроку по теме: "Предпосылки начала Второй Мировой войны"

Презентация к уроку по теме: "Предпосылки начала Второй Мировой войны"...

Методическая разработка урока по истории в 9 классе по теме "начало Второй мировой войны"

Данная разработка может быть использована для проведения урока по данной теме...

Изучение Второй Мировой войны посредством видеоматериалов. Начало Великой Отечественной войны

В настоящее время современная школа располагает богатым арсеналом информационно-коммуникативных технологий, начало чему было положено еще в девяностые годы двадцатого столетия. С тех пор это направлен...

Работа с контурной картой на уроке истории по теме «Начало Второй мировой войны. 1939-1941 г.г.»

Предмет «Всеобщая история. Новейшая история. 1914-1945 гг.» 10 классРабота с контурной картой на уроке истории по теме «Начало Второй мировой войны. 1939-1941 г.г.»Учебник...