Социализация одаренных детей на уроках истории и обществознания.
статья по истории на тему

 

В данной работе рассматривается проблема социализации одаренного подростка. Автором предлагаются некоторые  приемы, которые  можно использовать на уроках истории и обществознания для коррекции поведения лицеистов в социуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация одаренных детей на уроках истории и обществознания.

Е.Б. Андреева - Люксембургская

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Музыкально-эстетический лицей имени А.Г. Шнитке».

В данной работе рассматривается проблема социализации одаренного подростка. Автором предлагаются некоторые  приемы, которые  можно использовать на уроках истории и обществознания для коррекции поведения лицеистов в социуме.

Музыкально-эстетический лицей – это учебное заведение, специализирующееся на работе с одарёнными детьми. В лицее создана специальная среда, где происходит развитие творческих способностей учащихся. Задачи развития личности одаренного ребенка успешно решаются коллективом педагогов. Обучаясь в МЭЛе, ребенок попадает в ситуацию развивающего дискомфорта: когда нужна сложная, напряженная деятельность, где даже одаренному ребенку приходится попотеть. Мне же хотелось обратиться к другой проблеме: что происходит с воспитанниками МЭЛа за пределами учебного заведения. Находясь в социуме, ребенок сталкивается с другой системой ценностей, которая часто идет в разрез с его взглядами на мир. 

Многое в социальном положении одаренного человека не способствует спокойной жизни. Н.В. Гончаренко пишет, что отношения выдающейся личности и общества, породившего ее, имеют сложный характер и не сводятся к взаимоотношению восхищенной или, наоборот, завистливой и недоброжелательной толпы и стоящего над ней героя.

Одаренность  - это, прежде всего индивидуальность, а индивидуальность всегда сопротивляется, отстаивает себя, сопротивляется любому внешнему программированию.  Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Большинство исследователей согласны, что творчески одаренные люди адаптируются к обществу путем изменения, преобразования среды. Им не свойственно простое следование правилам и нормам поведения. Они не могут приспосабливаться к среде, если последняя не отвечает их потребностям. Чаще всего творческие личности «приспосабливают» среду, что называется рядом авторов новаторской (творческой) девиантной адаптацией. Нередко результаты такой адаптации оказываются очень полезными для общества в целом, но малая группа или организация, членом которых является креативный человек, всячески ограничивает его активность. Причина такой реакции не только свойственное для всех групп сопротивлении всему новому, но и личностные особенности юных дарований.

К личностным причинам, ведущим к трудностям адаптации творчески одаренных детей, относятся: депрессия, высокая тревожность (объединяющая личностный и социально индуцированный элементы), перфекционизм, низкая самооценка, эмоциональная чувствительность, стратегия избегания неудач, непослушание, раздражительность, нонконформизм, трудности саморегуляции.

Умению воспринимать себя часть общества, толерантно воспринимать идеалы и ценности других людей учит история. Начиная с пятого класса разбирая учебный материал, учитель ставит проблемные вопросы: Александр Македонский воспринимается как положительный или отрицательный персонаж истории? Перечислите качества, и поступки Македонского которые привлекают вас и те, что отталкивают.  Убийство Клита, расправа  с защитниками Тира и попытка завоевать весь мир вызывают критику учащихся, тогда задаётся вопрос: можно ли оправдать Александра? Учащиеся рассматривают ситуацию, учитывая нравы эпохи и обнаруживают, что не всегда можно использовать в оценке современные критерии. Есть ценности конкретной исторической эпохи, а есть непреходящие «вечные» ценности. Иван Калита во время восстания в Твери выступил на стороне Орды и участвовал в разгроме восставших. Калита получил ярлык на великое княжение, начинается возвышение Москвы, будущего центра объединения русских земель. Но если бы в этот момент Москва поддержала Тверь, может, иго монголо-татар  было свергнуто раньше?  Конкретно-исторический подход требует более глубокого восприятия эпохи и мотивы Калиты вызывают понимание учащихся.

Деятельность  Ивана Грозного, Петра I, Николая II, Иосифа Сталина на семинарских занятиях, уроках – судах рассматривается учащимися в различных аспектах. Как жилось в эту эпоху людям, как они воспринимали происходящее, какие цели преследовали правители, какие методы использовали, Что происходило в это время в других странах.  История дает обширный материал для формирования умения видеть проблему под разными углами зрения, формирует понимание, что одновременно могут существовать различные подходы, зависящие от уровня знаний, менталитета, социальных стереотипов господствующих в обществе. При этом учителю не следует самостоятельно делать выводы, приводить современные аналогии, у учащихся должен формироваться жизненный опыт, привычка не «рубить с плеча», а находить разумный компромисс.

Центральным элементом адаптации, свидетельствующим о ее нарушении, у любого человека является ощущение тревоги. Однако, у творческого человека тревожность как личностная черта непосредственно связана с его креативностью и реализацией творческого потенциала. Для творческой личности адаптация означает не подавление в себе тревоги, а признание ее конструктивных сил и преодоление ее в творчестве.

Изучая в историческом контексте достижения ученых, деятелей искусства находим подтверждение тому, что переломные моменты истории, во время личных неурядиц и проблем, они находили эмоциональный выход в творческой деятельности. Примером может служить работа ученых в сталинских шарашках, когда забывалось происходящее вокруг, и только азарт, жажда творческого поиска могли привести к озарению, бесконечным экспериментам и открытию.

Курс обществознания  в 7 классе полностью посвящен человеческим взаимоотношениям, личности подростка, его проблемам. Авторы учебника Кравченко А.И., Певцова Е.А. доверительно и просто рассказывают о психологии подростка, приводят примеры сложных жизненных ситуаций, в которых оказывались успешные сегодня взрослые. Дж. Добсон, известный специалист в области педагогики пишет о своей юности:

«Я рос в атмосфере любви, у меня никогда не возникало неприятностей из-за учебы в школе за исключением двух лет, с которыми связаны тяжелые переживания. Однако, как ни странно, именно социальный опыт этих лет, по сравнению с любым другим периодом моей жизни, внес наибольший положительный вклад в формирование моего характера и индивидуальности. Моя способность к сопереживанию, желание добиться успеха в жизни, подавление чувства неполноценности, моя способность устанавливать контакты с подростками – все эти качества сформировались в период, полный юношеских переживаний». Понимание значимости жизненных трудностей для формирования личности нацеливает ребёнка на упорную работу, а не стремление найти «легкий» путь.

Часто родители одаренных детей питают неоправданно большие надежды на то, что их ребенок достигнет одинаково высоких результатов почти во всех отраслях, с которыми он сталкивается. И, безусловно, они уверены в том, что их сын или дочь обязательно должны быть отличниками. В результате у ребенка развивается «комплекс отличника», при котором любое снижение отметок воспринимается в семье, да и самим ребенком, как драма. Ряд специалистов полагает, что высокая одаренность и даже гениальность «выпадают» на долю примерно одного человека из тысячи родившихся. В зависимости от меры благоприятности условий социализации, особенно на ранних возрастных этапах, эта предрасположенность развивается в той степени, которая делает ее носителей высокоодаренными людьми, примерно у одного человека из миллиона родившихся. А действительно гением становится лишь один из десяти миллионов, имевших соответствующие задатки. И как здесь не вспомнить письмо Д.С. Лихачева «Искусство ошибаться».

«…Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. Упал и встает, быстро вступая снова в танец, и ведет этот танец так, точно падения и не было. Это искусство, огромное искусство.

Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. Да, именно красиво».

Список использованной литературы.

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420с.

2. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. – 432с.

3. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном/Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – М.: Дет. лит., 1989. – 238 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными учащимися на уроках истории и обществознания.

Система работы с одаренными учащимися по истории и обществознанию. Цель работы: обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности....

Педагогическое сопровождение одаренных детей на уроках истории и обществознания

Чтобы эффективно реализовать современные стандарты общего образования в основной школе, в школе должна быть выстроена хорошая система поиска и поддержки талантливых учеников, а также их сопровождение ...

Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время

Статья о формах  работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время...

Основные направления образовательных технологий в работе с одаренными детьми на уроках истории и обществознания

Приоритетный национальный проект "Образование" предполагает поддержку инициативной, талантливой молодежи. Выявление одаренных детей является важным направлением образовательной политики наше...

Мастер-класс "Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания"

Представленный материал о работе педагога по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках и во вне урочной деятельности по истории и обществознанию...

Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания

Основные принципы работы с одаренными детьми...

Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время

Особенности, формы и методы работы с одаренными детьми....