Викторина "Интеллектуальный лабиринт" по теме "Русь в IX–XIV вв."
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Елена Николаевна Сидорова

 

По структуре урок повторительно–обобщающий. Урок-игра,  викторина. Учащимся предлагаются  вопросы и отрывки из документов, соответствующие цели урока.  Используются  различные методы и приёмы обучения, игровые моменты 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районный  конкурс  творческих  работ  среди  педагогов  образовательных  учреждений

Викторина "Интеллектуальный лабиринт"

 по теме "Русь в IX–XIV вв."

(обобщающий урок)

Автор: Сидорова Елена Николаевна,

учитель  истории, I кв. категория,

МОУ Дальнезакорская СОШ

  

2010 г.

Цель  урока:

закрепление пройденного материала  по  данной  теме;

расширение кругозора  учащихся  при  изучении  истории  Руси;

повышение интереса  и любознательности.

Правила игры: 

В игре принимают участие три команды.

Перед началом игры команды разыгрывают право выбора линии старта, выполняя на скорость одно и то же задание (предварительное). Команда, которая раньше других правильно выполнит задание, начинает игру первой.

“Стартовый вопрос”: основной вопрос и дополнительный, который задаётся в случае неправильного ответа на основной (после хода соперников).

Верно ответив на “стартовый” вопрос, команда выбирает тему следующего, пользуясь указателями – стрелками. В случае неверного ответа команда возвращается на исходную позицию и после хода соперников пытается ответить на дополнительный вопрос.

Команда, неправильно ответившая на все вопросы, которые она имеет право выбрать по указателям, выбывает из игры. Если одна из команд выберет путь к вопросу, на который правильно ответили их соперники, следует воспользоваться одним из резервных вопросов.

Побеждает команда, первой ответившая на один из трёх вопросов “линии финиша”.

Чтобы дойти до финиша, команда должна ответить на четыре вопроса. (5)

I.  Предварительное задание “Языческие боги”
(раздаточный материал)

Они почитают и реки, и нимф, и всякие другие божества”.

Необходимо соотнести богов:

Перун – бог грома и молнии.

Даждь – бог – бог солнца.

Стрибог – бог ветра.

Велес – бог скота.

II.  Основная  часть  игры

Схема викторины на  доске (приложение)

Основные вопросы викторины

“Стартовый вопрос” первой линии: “Откуда есть пошла Русская земля…”

“Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить, и откуда русская земля есть…”. Это слова из древнейшей летописи. Как название и кто автор? («Повесть временных лет», Нестор)

И сказали они себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. О каком событии идёт речь? (образование Древнерусского государства)

“Стартовый вопрос” второй линии: “Первые князья”

Перечислите пять первых русских князей в порядке хронологии их правления.

“Не любо мне сидеть в Киеве. Хочу жить в Переяславце на Дунае, ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага…”. Чьи это слова?

“Стартовый вопрос” третьей линии: “Шапка Мономаха”

Царь я или не царь! Помиловать или казнить… Решить или подождать… Эх тяжела ты, шапка Мономаха…”. О какой шапке Мономаха идёт речь? Кто такой Мономах? За что получил своё прозвище?

Вопросы по указателям

Восстания 

“Когда повадится волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если не убить его…”. О каком событии говорится? (полюдье, князь Игорь)

Религия

Кто по преданию, благословил московского князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву и предсказал ему победу? Имя этого церковного деятеля встречается в завещании Дмитрия Донского (Сергий Радонежский)

Законы

При каком князе было положено начало русскому письменному законодательству и как назывались русские законы того времени? (Ярослав Мудрый, «Русская правда»)

“Иду на вы”

“Он был воспитан воином, ходил легко как леопард, в походах не возил с собой ни припасов, ни котлов, ни шатров. Отправляясь воевать, посылал сказать: “Иду на вы!”. Его называли А.Македонским. Как звали князя? (Святослав)

“Десятую часть во всём…”

И сказал посланник князю: “Отдайте нам десятину во всём: в князьях, и в людях, и в конях, и в доспехах”. Отвечает князь: “Только когда нас не будет, то всё ваше будет!” О каком событии идёт речь? (нашествие Батыя)

Культура

Ярослав мудрый много внимания уделял строительству. Что было возведено в Киеве в честь жестокой сечи с печенегами?

Братоубийство

а) “Перебью всех братьев и приму один всю власть на Руси” О чём говорит летопись?

б) Назвать князей, которые погибли в борьбе за власть. Впоследствии были причислены к лику святых. (Борис и Глеб)

Нашествие с Запада

“Король собрал великую силу, начальников и епископов своих и наполнили корабли множеством полков и двинулись с великой силой… и пришёл в реку, желая в безумии своём захватить…” О каком событии говорится в отрывке? (Невская битва)

Боярская республика

Почему Новгород называли феодальной республикой?

Крещение Руси

А) почему одна из первых церквей в Киеве получила название Десятинной;

Б) “Затем послал князь по всему городу сказать: “Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб – будет мне врагом…” О каком событии говорит отрывок из летописи? (крещение Руси)

Грамотность

Назовите основоположников русской азбуки и время её появления.

Иконопись

Великий иконописец, старец Спасо-Андроникова монастыря, автор иконы “Троица”. (Андрей Рублёв)

Исторический деятель

“Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и Псков, за всё великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру. Должен был унижаться перед татарами, чтобы спасти родную землю от гибели; должен был уговаривать народ, чтобы снёс терпеливо иго…”. О каком русском полководце идёт речь?

Теория происхождения

В чём заключается суть норманнской теории?

Резервные вопросы

1. В Новгороде археологи нашли свидетельства развития грамотности в городе. Что это за находки? Почему сохранились до наших дней?

2. Кто, когда и каким образом основал Киевскую Русь?

3. Чем прославилась княгиня Ольга?

4. Обращаясь к осиротевшему народу, митрополит Кирилл сказал: “Дети мои, знайте, что уже зашло солнце Земли Русской!”. О каком князе это сказано?

5. “Дети! Не бойтесь ни рати, ни зверя, делайте мужское дело. Чтите старых людей, как отцов, любите юных как братьев… Не пропускайте ни одного человека без привета, всякому скажите доброе слово”.

6. “Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новгородские полки.
По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклоняясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь…”
О каком событии идёт речь в отрывке?

7. Кто и когда крестил Русь?

8. “…И была тишина великая на 40 лет, и перестали поганые воевать Русскую землю”. О правлении какого князя идёт речь?

III.  Подведение  итогов,  выявление  победителей

Использованная литература:

Газета для внеклассной работы. Последний звонок № 3/2004.

История России. 10 класс: Методическое обеспечение уроков. Авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2003.

Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времён до наших дней: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 1999.

Схема  чертиться  на  доске