План-конспект урока в 7 классе по теме:"Смута"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

План-конспект урока « Смута»

Учитель: Ермакова В.А.

Класс: 7

Время проведения: 4 сентября 2012 года.

Учебники: История России 7 класс. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва. Просвещение. 2012 год.

Программа: История.Обществознание. 5-11 класс. Москва. Просвещение. 2012 год.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цель урока: Определить причины Смуты.

 Рассказать о правлении Бориса Годунова и Лжедмитрия.

Рассказать о восстании Ивана Болотникова и определить его характер.

Развивать активную познавательную деятельность.

Оборудование: Карта «Россия в 17 веке», портреты основных участников Смуты.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Начать изучение нового материала с напоминания ученикам о роли Бориса Годунова в управлении государством при Федоре Ивановиче.

Какие задачи стояли перед правительством Б. Годунова в это время?

Вспомнить события гибели царевича Дмитрия. Особо подчеркнуть, что со смертью Федора Иоановича  в России возникла новая, сложная ситуация: прекращение династии Рюриковичей. Важно, что вопрос о престолонаследии решался Земским собором, т.е. представителями от значительной части населения страны. Недовольство части боярства (в значительной степени это можно объяснить тем, что Годунов был не очень родовит). Кроме того, действуя очень активно, вводя своих родственников в состав боярской думы, он вызывал озлобление старого родовитого боярства, которое он оттеснял от власти. Столкновения и опала Романовых. Почему именно Романовы были недовольны воцарением Годунова? Отметить, что именно вокруг них и Шуйских концентрировались недовольные Годуновым в думе.

Охарактеризовать внутреннюю политику Годунова, отметить, что она носила популистский характер, но в то же время отвечала действительным нуждам общества и государства. Голод и нарастание нестабильности. Осветить события народных волнений, упомянуть о действиях отряда Хлопко.

3. Обратить внимание на термин Смута и на то, что причины ее находились в проблемах российского общества и государственного правления. Интервенция стала возможна лишь благодаря внутреннему кризису в России. Рассказать о появлении Лжедмитрия. Вспомнить, какие события сделали возможным появление самозванца. По возможности, рассказать вкратце о феномене самозванства  в мировой, и особенно русской истории. Первые столкновения с войском Лжедмитрия. Слабость власти Годунова. Вопрос классу: чем объяснить поразительную слабость власти Годунова? Слабость власти Годунова, распространение популярности самозванца  во многом покоились на позиции боярства, хотевшего воспользоваться затруднительной для Годунова ситуацией. Отсюда многочисленные измены бояр. Но Лжедмитрий пользовался также действительно значительной поддержкой в народе.

Выполнения задания 2 в рабочей тетради.

Рассказать о правлении Лжедмитрия  1 и  восстании  против него. Вопрос к классу: на основе материала учебника Данилова А.А. объясните, чем было вызвано восстание. Подчеркнуть негативное отношение населения к польским обычаям и нравам нового двора. Как был избран на царство Василий Шуйский? Чьим интересом отвечало его правление?

4.Осветить ход восстания Болотникова. Какие группы населения были представлены в войске Болотникова? Какие лозунги выдвигали руководители восстания? Проследите по карте направление движения восставших.

Домашнее задание:

 Данилов А.А. параграф 1, 2. дополнительные вопросы: 1. Из предыдущего курса вспомните, почему население могло не любить Бориса Годунова лично? 2. Перечислите причины начала Смуты; 3. Почему поднялось восстание против Лжедмитрия? 4. Какой характер носило восстание  Болотникова? 

Заполнить таблицу «Причины Смуты»

 

Экономические

политические

социальные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon открытый урок43 КБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.smuta_7kl.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока «Начало Смуты»

Учитель: Ермакова В.А.

Класс: 7

Время проведения: 4 сентября 2008 года.

Учебники: История России 7 класс. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва. Просвещение. 2002 год.

Программа: История. Обществознание. 5-11 класс. Москва. Просвещение. 2007 год.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цель урока: Определить причины Смуты.

 Рассказать о правлении Бориса Годунова и Лжедмитрия.

Рассказать о восстании Ивана Болотникова и определить его характер.

Развивать активную познавательную деятельность.

Оборудование: Карта «Россия в 17 веке», портреты основных участников Смуты.

Ход урока:

1. Организационный момент.

 

2. Начать изучение нового материала с напоминания ученикам о роли Бориса Годунова в управлении государством при Федоре Ивановиче.

Какие задачи стояли перед правительством Б. Годунова в это время?

Вспомнить события гибели царевича Дмитрия. Особо подчеркнуть, что со смертью Федора Иоановича  в России возникла новая, сложная ситуация: прекращение династии Рюриковичей. Важно, что вопрос о престолонаследии решался Земским собором, т.е. представителями от значительной части населения страны. Недовольство части боярства (в значительной степени это можно объяснить тем, что Годунов был не очень родовит). Кроме того, действуя очень активно, вводя своих родственников в состав боярской думы, он вызывал озлобление старого родовитого боярства, которое он оттеснял от власти. Столкновения и опала Романовых. Почему именно Романовы были недовольны воцарением Годунова? Отметить, что именно вокруг них и Шуйских концентрировались недовольные Годуновым в думе.

 

Охарактеризовать внутреннюю политику Годунова, отметить, что она носила популистский характер, но в то же время отвечала действительным нуждам общества и государства. Голод и нарастание нестабильности. Осветить события народных волнений, упомянуть о действиях отряда Хлопко.

3. Обратить внимание на термин Смута и на то, что причины ее находились в проблемах российского общества и государственного правления. Интервенция стала возможна лишь благодаря внутреннему кризису в России. Рассказать о появлении Лжедмитрия. Вспомнить, какие события сделали возможным появление самозванца. По возможности, рассказать вкратце о феномене самозванства  в мировой, и особенно русской истории. Первые столкновения с войском Лжедмитрия. Слабость власти Годунова. Вопрос классу: чем объяснить поразительную слабость власти Годунова? Слабость власти Годунова, распространение популярности самозванца  во многом покоились на позиции боярства, хотевшего воспользоваться затруднительной для Годунова ситуацией. Отсюда многочисленные измены бояр. Но Лжедмитрий пользовался также действительно значительной поддержкой в народе.

Выполнения задания 2 в рабочей тетради.

Рассказать о правлении Лжедмитрия  1 и  восстании  против него. Вопрос к классу: на основе материала учебника Данилова А.А. объясните, чем было вызвано восстание. Подчеркнуть негативное отношение населения к польским обычаям и нравам нового двора. Как был избран на царство Василий Шуйский? Чьим интересом отвечало его правление?

4.Осветить ход восстания Болотникова. Какие группы населения были представлены в войске Болотникова? Какие лозунги выдвигали руководители восстания? Проследите по карте направление движения восставших.

Домашнее задание:

 Данилов А.А. параграф 1, 2. дополнительные вопросы: 1. Из предыдущего курса вспомните, почему население могло не любить Бориса Годунова лично? 2. Перечислите причины начала Смуты; 3. Почему поднялось восстание против Лжедмитрия? 4. Какой характер носило восстание  Болотникова?  

Заполнить таблицу «Причины Смуты»

Экономические

политические

социальные

Общий педагогический анализ урока истории в 7 классе по теме « Начало Смуты»

Данного 4 сентября 2008 года.

Учитель: Ермакова В.А.

Цели урока определены учителем правильно,исходя из содержания материала и анализа педагогической ситуации.Дети могут вести исследовательскую работу, наблюдения, сравнения, опираясь на уже имеющиеся знания.

Структура урока выбрана рационально.Все структурные моменты логически вытекают один из другого и способствуют достижению целей урока.

Учитель подводит детей к самостоятельному целеполаганию.

Обобщение и контроль знаний помогают обеспечивать осознанность усвоения материала.

Данный состав элементов урока и их последовательность создают необходимые условия для достаточной продуктивности урока.

Применение различных видов развивающих заданий не может не сказаться на успешном формировании логических операций, внимания. Дети учатся рассуждать, обобщать, делать выводы.

Поисковые исследовательские методы помогают шире раскрыть индивидуальные и коллективные способности детей.

В результате индивидуальной и фронтальной работы происходят совместные открытия. А выполнение действий по образцу, по алгоритму (заполнение таблицы) позволяют отработать нужную операцию.

На уроке присутствует не только конечный контроль, но и пооперационный самоконтроль, стимулируемый учителем.

На всех этапах работы педагогическое общение заключалось в мотивации детей на процесс познания, в создании нужного эмоционального тона. Оказывалась индивидуальная помощь и поддержка.

Педагогический стиль учителя – сотрудничество, партнерство. Это позволяет учащимся быть активными сотрудниками образовательного процесса.

Заместитель директора по УВР                       А.Б. Зуева.

Председатель МО                                              О.В.Лухманова

Председатель РМО                                            А.Н.Крамм            



Предварительный просмотр:

План-конспект урока «Начало Смуты»

Учитель: Ермакова В.А.

Класс: 7

Время проведения: 4 сентября 2008 года.

Учебники: История России 7 класс. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва. Просвещение. 2002 год.

Программа: История. Обществознание. 5-11 класс. Москва. Просвещение. 2007 год.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цель урока: Определить причины Смуты.

 Рассказать о правлении Бориса Годунова и Лжедмитрия.

Рассказать о восстании Ивана Болотникова и определить его характер.

Развивать активную познавательную деятельность.

Оборудование: Карта «Россия в 17 веке», портреты основных участников Смуты.

Ход урока:

1. Организационный момент.

 

2. Начать изучение нового материала с напоминания ученикам о роли Бориса Годунова в управлении государством при Федоре Ивановиче.

Какие задачи стояли перед правительством Б. Годунова в это время?

Вспомнить события гибели царевича Дмитрия. Особо подчеркнуть, что со смертью Федора Иоановича  в России возникла новая, сложная ситуация: прекращение династии Рюриковичей. Важно, что вопрос о престолонаследии решался Земским собором, т.е. представителями от значительной части населения страны. Недовольство части боярства (в значительной степени это можно объяснить тем, что Годунов был не очень родовит). Кроме того, действуя очень активно, вводя своих родственников в состав боярской думы, он вызывал озлобление старого родовитого боярства, которое он оттеснял от власти. Столкновения и опала Романовых. Почему именно Романовы были недовольны воцарением Годунова? Отметить, что именно вокруг них и Шуйских концентрировались недовольные Годуновым в думе.

 

Охарактеризовать внутреннюю политику Годунова, отметить, что она носила популистский характер, но в то же время отвечала действительным нуждам общества и государства. Голод и нарастание нестабильности. Осветить события народных волнений, упомянуть о действиях отряда Хлопко.

3. Обратить внимание на термин Смута и на то, что причины ее находились в проблемах российского общества и государственного правления. Интервенция стала возможна лишь благодаря внутреннему кризису в России. Рассказать о появлении Лжедмитрия. Вспомнить, какие события сделали возможным появление самозванца. По возможности, рассказать вкратце о феномене самозванства  в мировой, и особенно русской истории. Первые столкновения с войском Лжедмитрия. Слабость власти Годунова. Вопрос классу: чем объяснить поразительную слабость власти Годунова? Слабость власти Годунова, распространение популярности самозванца  во многом покоились на позиции боярства, хотевшего воспользоваться затруднительной для Годунова ситуацией. Отсюда многочисленные измены бояр. Но Лжедмитрий пользовался также действительно значительной поддержкой в народе.

Выполнения задания 2 в рабочей тетради.

Рассказать о правлении Лжедмитрия  1 и  восстании  против него. Вопрос к классу: на основе материала учебника Данилова А.А. объясните, чем было вызвано восстание. Подчеркнуть негативное отношение населения к польским обычаям и нравам нового двора. Как был избран на царство Василий Шуйский? Чьим интересом отвечало его правление?

4.Осветить ход восстания Болотникова. Какие группы населения были представлены в войске Болотникова? Какие лозунги выдвигали руководители восстания? Проследите по карте направление движения восставших.

Домашнее задание:

 Данилов А.А. параграф 1, 2. дополнительные вопросы: 1. Из предыдущего курса вспомните, почему население могло не любить Бориса Годунова лично? 2. Перечислите причины начала Смуты; 3. Почему поднялось восстание против Лжедмитрия? 4. Какой характер носило восстание  Болотникова?  

Заполнить таблицу «Причины Смуты»

Экономические

политические

социальные

Общий педагогический анализ урока истории в 7 классе по теме « Начало Смуты»

Данного 4 сентября 2008 года.

Учитель: Ермакова В.А.

Цели урока определены учителем правильно,исходя из содержания материала и анализа педагогической ситуации.Дети могут вести исследовательскую работу, наблюдения, сравнения, опираясь на уже имеющиеся знания.

Структура урока выбрана рационально.Все структурные моменты логически вытекают один из другого и способствуют достижению целей урока.

Учитель подводит детей к самостоятельному целеполаганию.

Обобщение и контроль знаний помогают обеспечивать осознанность усвоения материала.

Данный состав элементов урока и их последовательность создают необходимые условия для достаточной продуктивности урока.

Применение различных видов развивающих заданий не может не сказаться на успешном формировании логических операций, внимания. Дети учатся рассуждать, обобщать, делать выводы.

Поисковые исследовательские методы помогают шире раскрыть индивидуальные и коллективные способности детей.

В результате индивидуальной и фронтальной работы происходят совместные открытия. А выполнение действий по образцу, по алгоритму (заполнение таблицы) позволяют отработать нужную операцию.

На уроке присутствует не только конечный контроль, но и пооперационный самоконтроль, стимулируемый учителем.

На всех этапах работы педагогическое общение заключалось в мотивации детей на процесс познания, в создании нужного эмоционального тона. Оказывалась индивидуальная помощь и поддержка.

Педагогический стиль учителя – сотрудничество, партнерство. Это позволяет учащимся быть активными сотрудниками образовательного процесса.

Заместитель директора по УВР                       А.Б. Зуева.

Председатель МО                                              О.В.Лухманова

Председатель РМО                                            А.Н.Крамм            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

План-конспект открытого урока по английскому языку Тема: "Говорим о родственниках. Активизация лексики по теме «Семья»" по УМК «Enjoy English»: М. З. Биболетова, 6 класс

Данный план-конспект урока может помочь учителю при подготовке к уроку по теме "Семья" по УМК  "Enjoy English": М. З. Биболетова, 6 класс...

План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».

План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...

План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6

План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...

План-конспект открытого урока, 2 класс, тема: "Animals"

План конспект урока, 2 класс, учебник: Spotlight 2 (Н. И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс), тема: "I can jump!" (2 урок по теме)...

Сценарий повторительно- обобщающего урока,10 класс по теме:"Смута"

Урок повторения по теме"Смутное время" . На уроке истользуется проблемный метод....