Внеклассное мероприятие "Слава русской старине"
методическая разработка (история, 10 класс) на тему

Показ особенностей быта и традиций русского народа в игровой форме- игра "Колесо истории".Мероприятие направлено на воспитание патриотизма, чувства гордости за свой родной край, на сохранение культурной самобытности народов, на воссоздание культурных образцов жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byt_russkogo_naroda_razrabotka.docx291.58 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие  «Слава русской старине».

Автор:  учитель истории Гирфанова А.Р.,

                   

Цель: В игровой форме показать особенности быта и традиций русского народа. Познакомить с предметами быта старины, рассказать о народных традициях, воспитывать любовь к Родине.

Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма, чувства гордости за свой родной край, на сохранение культурной самобытности народов, на воссоздание культурных образцов жизни.

Формы проведения – игра «колесо истории»

Участники:  6 «А» класс, 10 «Б» класс

Оборудование и материалы: столы, силуэты карет трех цветов (красный, желтый, зеленый), ленточки трех цветов, флажки, таблички с цифрами,  каравай, блины, поднос, русские национальные костюмы, скамейка, прялка и веретено, пяльцы, рушник, утварь, компьютер, проектор, презентация.

Условия игры: приглашаются 3 участника, на грудь им прикрепляются  ленточки. Участники занимают места за каретами (партами, к которым прикреплены рисунки карет). На партах стоят флажки цвета соответствующего цвету карет. Для ответа учащиеся поднимают флажки.

Выигрывает тот, кто наберет 1500 верст – очков.

Болельщики помогают своим игрокам набрать очки.

В жюри приглашаются учащиеся старших классов или гости.

Ход мероприятия:

Ведущий 1:   Чем дальше в будущее входим,

                    Тем больше прошлым дорожим,

                     И в старом красоту находим

                     Хоть новому принадлежим.

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости!

Добрый день, ребята, сегодня мы собрались с Вами на викторину  «колесо истории», чтобы еще раз вспомнить, как жили наши предки.

Приглашаются 3 участника по одному от каждой команды, на грудь им прикрепляются  ленточки.  

Ведущий 2.Уважаемые, ребята, займите  места за каретами (партами, к которым прикреплены рисунки карет). На партах стоят флажки цвета соответствующего цвету ваших карет. Для ответа  поднимите флажок. Право ответа принадлежит участнику, поднявшему флажок первым.

Выигрывает тот, кто наберет 1500 верст – очков.

Болельщики помогают своим игрокам набрать очки.

В жюри приглашаются учащиеся и  гости.

Входит девушка в русском сарафане с хлебом и солью. Подходит к членам жюри, угощает со словами:

Девушка: Просим Вас дорогие гости по древней русской традиции отведать хлеб да соль. (звучит русская народная мелодия).

Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.

Ведущий 1.                      И обед нам не обед,

                                           Если к супу хлеба нет.

И не та на вкус картошка,

Если хлеба нет ни крошки.

 Даже каша с хлебом краше,

       Хлеб – кормилец, пища наша.

Первый тур

Ведущий 2. Почему на Руси говорили - «Без соли, без хлеба - половина обеда»? ( участники совещаются с болельщиками и отвечают на вопрос). За правильный ответ участник получает 100 верст.(слайд 2)

Ведущий 2.(слайд3) На столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка, соль была своеобразным оберегом, ведь наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил. В старину, когда господствовало натуральное хозяйство,  соль была у восточных славян едва ли не единственным покупным продуктом. Соль была очень дорога, и ее берегли. Этим объясняется и широко распространенная примета, что просыпать соль — не к добру -  последует наказание. Каравай хлеба и солонка с солью украшали свадебный стол, его дарили на новоселье, с ним приходили к новорожденному ребёнку, как с благословлением, а отправляющемуся в дорогу путнику и дорогому гостю при встрече подносили  хлеб – соль, с пожеланием  богатства и благополучия, тем самым выражали своё расположение к ним.

Второй тур

Ведущий 1: Как никакая другая русская кухня славится своими мучными и крупяными кушаниями – блинами, кашами, пирогами.

«Хороша кашка, да мала чашка» -  любили каши на Руси, а  из каких круп их готовили?  За правильный ответ участник получает 200 верст.(слайд 4)

Ведущий 1:(слайд 5) Ещё со времён средневековой древности в нашей стране возделываются рожь, овёс, пшеница, ячмень, просо, гречиха. Сегодня в нашей стране из этих злаков вырабатывают следующие виды круп: из гречихи – ядрицу и продел; из проса – пшено шлифованное; из овса – крупы: недробленую, плющеную, хлопья и толокно; из ячменя – крупу перловую и ячневую; из твердой пшеницы  при помолах вырабатывают манную крупу. Давно наши предки заимствовали навыки изготовления муки, овладели «тайнами» выпечки различных изделий из забродившего теста. Вот почему в пище наших предков существенное значение имеют пироги, расстегаи, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др.

Третий тур

Ведущий 2. Какие овощные культуры возделывали на Руси? За правильный ответ 200 верст.(слайд 6).

Ведущий 2. (слайд7)Не только зерновые культуры возделывали наши предки. Из древности, сквозь века дошли до наших дней и стали основными на нашем огороде такие культуры, кaк, кaпуcтa, свёкла, репа, брюква, тыква, морковь, горох, лук, чеснок. Наиболее широко применялась на Руси квашеная капуста, которую было возможно сохранять до нового урожая. Капуста служила незаменимой закуской, приправой к разным блюдам. Щи из различных видов капусты являются заслуженной гордостью нашей национальной кухни, хотя их и готовили еще в Древнем Риме, где специально выращивалось очень много капусты. Просто многие овощные растения и рецепты блюд «перекочевали» из Древнего Рима через Византию на Русь после принятия на Руси христианства. Репа в России до конца XVIII - начала XIX вв. имела такое значение, как сегодня картофель. Репу использовали повсеместно и из репы готовили множество блюд, фаршировали, варили, парили. Репу использовали как начинку для пирогов, из неё готовили квас. Репка содержит в своем составе очень ценные биохимические соединения серы, являющиеся при регулярном употреблении в пищу отличными иммуностимуляторами. Позднее репа стала выходить из употребления, но появился картофель и пословица - «Картофель – хлебу подмога», стали культивировать помидоры, огурцы. Тыква на Руси появилась в XYI веке и сразу стала популярной у крестьян благодаря своей урожайности, неприхотливости, полезности и способности к длительному хранению. Свёкла считалась исключительно целебным продуктом, с ранней весны до поздней осени употребляли в пищу и корнеплоды, и ботву растения.  

Пятый тур

Ведущий 1 . С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас стараются возродить традиции прошлого.(слайд 8)

Ведущий 2.Стоит избушка из бревна.

Её собрали без гвоздя,

Когда доставили сюда,

Тем самым, жизнь ей вновь даря.

Ведущий 1.В подслеповатые окошки,

Луч солнца глянет иногда.

Дождя, идущего вниз капли,

На крыше держит береста.

Ведущий 1. Бревно черно – прошли ведь годы,

Но нас чарует красота.

Пережила прошедшие невзгоды

И в ней жива еще душа.

Ведущий 2. Мы входим в устье той избы -

Невысоки там потолки.

Чулан в углу увидел ты,

И красный угол там вдали.

Ведущий 1.Глядит икона на входящих,

А Божий свет идёт к нам сам.

Он защитит всегда просящих,

Разделит хлеб с ним пополам.

Ведущий 2.Его в печи тут выпекали,

Само здесь сердце у избы.

Её кормилицей называли,

Стоят в духовке казаны.

Ведущий 1.Стола широкая доска,

Там в паре с ним стоит скамья.

Была тут трапеза сама,

Жила большая здесь семья.

Ведущий 2.Тут предок наш с тобою жил,

Всю жизнь, в лаптях и проходив.

Он хлебом мир весь накормил,

Богатства так и не нажив.

Ведущий 1.(слайд 9)Каким был внутренний мир русской избы?    За правильный ответ 200 верст.

Ведущий 1.(слайд10) В крестьянской избе каждый угол имел своё значение. Основное пространство  избы занимала печь (1). Печь делали из глины с добавлением в толщу камней. Русскую печь использовали для отопления, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции и освещения помещения. Разогретая печь служила постелью для стариков и малышей, здесь же сушили одежду. В теплом устье печи мыли младенцев, а если не было бани, то тут «банились» и взрослые члены семьи. На печи хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок, она лечила - в ней парились при недугах. На лавке, что рядом с печью хозяйка готовила пищу, сюда же складывались вынутые из печи хлеба. Это место в избе называлось «Печной угол» или «Бабий угол» - от устья печи до передней стены дома -  царство женщины (2), здесь стояла вся нехитрая посуда, которая была в хозяйстве, здесь она работала, отдыхала, растила детей. Рядом с печью на гибкой жерди, закреплённой на матице, висела колыбель. Здесь у самого окна всегда ставили ручные жернова – мелющее устройство (два больших  плоских камня), поэтому угол ещё назывался «Жерновым».  Парадной частью избы был «Красный угол» (3).  Как бы ни располагалась в избе печь (справа  или слева от входа), красный угол всегда находился по диагонали от неё. В самом углу всегда располагали «Божницу» с иконами и лампадой, отчего угол получил ещё название «Святого». «Задний угол» исстари был мужским (4). Здесь помещали «конник» («кутник») - короткую широкую лавку в форме ящика с откидной плоской крышкой, в нём хранили инструменты. От двери он отделялся плоской доской , которой часто придавали форму конской головы. Это было место хозяина. Здесь он отдыхал и работал. Здесь плели лапти, ремонтировали и изготавливали утварь, упряжь, вязали сети и т.д.

Шестой тур

Звучит русская народная мелодия. Входят девушки, садятся на лавку, поставленную в русской избе. (слайд 11)

Первая девушка: Вот и прошел денек, весь в трудах да заботах, а под вечер собрались мы отдохнуть.

Вторая девушка: Засиделись, может, попляшем, повеселимся, косточки разомнем?

Третья девушка:  Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник!

Четвертая девушка: Ныне гуляшки, завтра гуляшки — находишься и без рубашки! Давайте работать!

 Девушки начинают работать и поют песню: “В низенькой светелке, огонек горит, молодая пряха у окна сидит” (2 раза).

Первая девушка: А мой вот ездил на ярмарку, туески купил. Посмотрите, какой я рушник вышила! (Показ настоящего рушника, туеска).

Вторая девушка: Да у тебя и посуда красивая (обращает внимание на оформление уголка избы). Произносит пословицу “Не дом хозяина красит, а хозяин дом”.

Третья девушка: Добра твоя речь, что в избе есть печь. Печь нам мать родная. И изба жильем пахнет.

Песня:

 То не ветер ветку клонит,

 Не дубравушка шумит,

То мое сердечко стонет

 Как осенний лист дрожит.

Звучит проигрыш русской народной песни.  Девушки тем временем садятся за свои рабочие места.

Ведущий 2. Откуда возникла пословица: «Посеешь лён, а пожнёшь золото»?(слайд 12)

За правильный ответ 200 верст.

Ведущий 2.(слайд 13) Исстари на Руси возделывали лён который и кормил и одевал людей, наши предки с уважением говорили о нём: «Посеешь лён, а пожнёшь золото». Для переработки стеблей льна в волокно, из волокна в нить использовали «мялки», «трепала», «гребни», «валёк», «прялки», «самопрялки», «веретёна». Прялка была необходимым предметом крестьянского обихода: это и орудие труда, и украшение избы, и свадебный подарок. Веками технология выращивания и обработки льна оставалась неизменной. Созревший лён теребят, то есть выдёргивают из земли, причём вместе с корнями. Затем его высушивают, освобождают от семенных головок (очёсывают),  молотят, вымачивают, что позволяет отделить волокно от древесной части стебля, мнут и треплют. Трёпанный лён расчесывают и получают закрученную тонкую ленту – ровницу. Из неё долгими зимними вечерами женщины пряли льняную пряжу – скручивали в нить волокна  льна на веретенах или прялках. Во время прядения пальцы левой руки приходилось смачивать, чтобы придать нити «крепость». Прядение – довольно сложная и однообразная работа, чтобы веселее было работать, девушки собирались в какой-либо избе, там пели и вели беседы, но и о работе не забывали. Все старались работать как можно лучше, ведь по тому , какая нить получиться, будут судить о мастерстве девушки. Получив достаточное количество ниток, из них делали ткань на ручном ткацком станке. Лён на Руси выращивали не только для того, чтобы из него получать очень ценную по своим свойствам льняную ткань. Известно о том, что в древней Руси из льняной муки, получаемой из размолотых семян льна, пекли вкусный хлеб и лепёшки, льняное масло в постные дни добавляли в пищу, а жмых, после извлечения масла, шёл на корм скоту.

Седьмой тур

Ведущий 1.

Мы чуем с предками родство,

                                        Их золотое мастерство

                                         Одолевая жизни зло

                 Хотим, чтобы оно к потомкам перешло!

Ведущий 2. В чём смысл пословицы «Ремесло – не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает»? (слайд 14)За правильный ответ 200 верст.

Ведущий 1(слайд 15). ( Орудия труда, предметы домашней утвари, одежду и обувь, которыми пользовались крестьяне, должен был  кто-то создавать. Уже с древности на Руси были известны своим мастерством люди, занимавшиеся изготовлением самых разнообразных предметов. Их называли «ремесленниками». Центром ремёсел становятся города, где можно было обменять или продать всевозможные изделия. «Ремесло – не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает» гласит русская пословица. Среди крестьян выделялись люди, которые умели прекрасно работать топором. В каждый построенный дом они вкладывали не только  своё мастерство, но и душу. Об этом можно судить по избам, которые были срублены «без единого гвоздя» и стоят уже не одну сотню лет, по храмам на Русском Севере, например в Кижах. Настоящий «плотник» любил свой инструмент и бережно с ним обращался. Настоящий мастер так работал топором, что он казался продолжением рук.

Восьмой тур.

Ведущий 2.(слайд 16)«Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички – розни» - во что и как одевались на Руси?

Ведущий 2(слайд17). Труд русских мастеров – ремесленников обслуживал самые разные стороны крестьянского быта, в том числе изготовление одежды и обуви. Для крестьян главной одеждой была «рубаха», как для мужчин, так и для женщин. Считалось, что все уязвимые места человеческого тела должны были быть укрыты. У каждого были рубахи повседневные и праздничные. Повседневные только обшивали по шву и краям красной нитью, чтобы преградить дорогу злу. Праздничные рубахи богато украшались вышивкой. Считалось, что языком узора человек передаёт Богу свои просьбы. В разных районах Руси на рубаху одевали «понёву» или «сарафан», «передник» или «душегрею» , их всячески украшали. Головной убор у русских всегда являлся важной частью костюма. Девушки носили «ленты», а замужние женщины покрывали голову платком  или прятали их под кокошник, который в разных местах назывался по-разному: кика, ряска, каблучок. Мужчины носили широкие штаны – «порты» и «рубашки-косоворотки». Всю одежду подпоясывали «кушаком». На голове носили «картуз». Зимой и летом крестьяне обували на ноги «лапти». Их плели из внутренней части липовой или берёзовой коры – лыка. Лапти обычно надевали на холщовые (летом), шерстяные или суконные (зимой) подмотки («онучи»). Онучи закрепляли на ноге «оборами» - кожаными или конопляными верёвками, их прикрепляли к лаптю, обвивали ими ногу и завязывали под коленом. Плелись лапти без различия правой и левой ноги. Будничные лапти без дополнительных приспособлений имели срок годности от трёх до десяти дней. Плетением лаптей  занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей.

Ведущий1. Русским мастерицам посвещается песня «Семеновна»

Девятый тур

Ведущий 2.

 Батюшка нам сказывал

Про наряды разные,

Что носили в прежние года.

Только мы не слушали,

Затыкали уши мы,

Прав он оказался, как всегда.

Всем нравятся красавицы

В костюмах от Руси!

Ведущий 1

Спорите напрасно вы,

Нету их прекраснее,

Хоть поди весь мир исколеси.

Погляди, весь общий круг

Рад картине этой!

Весь народ у нас вокруг

Сказочно одетый.

Нет подобной красоты

Кроме, как в России,

Ведь в костюмных красках мы

Сказочно красивы.

Ведущий 2.Из элементов национальных костюмов составьте русский . Элементы костюма прикрепите на лист бумаги.  

(слайд18)За правилиный ответ 200 верст.

Десятый тур

Сцена.

Девушка вертится перед зеркалом и спрашивает служанку: «Глашка, сегодня какое число у нас»?.

Глашка:«1 сентября от Рождества Христова, барышня»!

Барышня: «Ах, боже мой! Неси мне скорее красный сарафан, красные сапожки, белила и сурьму. Ведь сегодня праздник – то какой»!

Ведущий: В  ХVI  и   XVII вв. В России этот праздник отмечался 1 сентября. В Москве все духовенство собиралось в Кремле и тысячи людей толпились на площади. Патриарх с духовенством выходил на Красную площадь, выходил  и царь в сопровождении бояр. Патриарх осенял его благословением, потом осенял крестом народ. День этот проводился русским народом очень весело.

 Ведущий 1. О каком  празднике идет речь? За правильный ответ -200 верст.

Ведущий 1. Новый год

Одинадцатый тур

Сценка. Входит девушка в русском сарафане и с блинами на подносе в класс.

Ведущий 2. Красавица-девушка, ты с чем пришла?

Девушка. С блинами, пышными пирогами да ясным солнышком!

Ведущий 2 вопрос к участникам:

О каком языческом празднике идет речь? За правильный ответ 100 верст

Ведущий 2. Масленица.( слайд 20)

Дополнительный тур

 Проводится, если никто из участников не набрал необходимое количество баллов-верст, с участником, набравшем наибольшее количество баллов.

Ведущий 1. Назовите былинных героев, изображенных на картине.(слайд 21-23)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Уральской старины сказитель"

Проблема русского национального характера в сказах П.П.Бажова....

Внеклассное мероприятие "Преданья старины глубокой""

В материале представлены задания для проведения внеклассного мероприятия по литературе для 5-6 классов....

Внеклассное мероприятие "Кубанская старина"

Разработка данного мероприятия предназначена для учащихся 6 - 8 классов коррекционной школы VIII вида. Может использоваться учителями кубановедения, а также классными руководителями при подготовке вн...

Внеклассное мероприятие "Тайны старинных узоров"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению...

«Слава русской старине»: быт и нравы русских людей XVII века. Урок-проект по курсу Истории России в 7 классе.

Конспект и презентация урока-проекта по Истории России в 7 классе. Дидактические материалы....

Карточки для проведения мастер-класса по предметам русской старины (на английском и русском языках)

Карточки для проведения мастер-класса по предметам русской старины (на английском и русском языках)...