"Человеческие расы. Права и свободы граждан и их защита".
занимательные факты по истории по теме

Надёжкина Марина Юрьевна

Интегрированный урок истории. Подготовила учитель истории Надёжкина Марина Юрьевна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок биологии и истории подготовили: учитель биологии Сидинкина Е.Н. и учитель истории Надёжкина М. Ю. СОШ № 9 город Сарань

На тему: « Человеческие расы. Права и свободы граждан и их защита».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:  Дать основные понятия « расы», « расизм», « геноцид», « апартеид»,

                                                 « дискриминация». При помощи исторических фактов и биологичес-

                                                 ких теорий доказать несостоятельность, теорий, направленных на

                                                  попрание и умаление прав и свобод граждан.

                                                 Развитие  у уч-ся  навыков сравнивания  и умений характеризовать

                                                 факты, события, явления и делать выводы.

                                                 Воспитывать у  уч-ся чувства гуманизма и должного отношения к

                                                 историческим событиям  и биологическим теориям.

ТИП УРОКА: интегрированный, комбинированный.

МПС- история, биология, география, литература,  ЧОП, ИВТ.

ОБОРУДОВАНИЕ: географические карты, иллюстрации, портреты, компьютер, медиапроектор.

                                                              ХОД УРОКА.

ОРГ. МОМЕНТ.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧ-СЯ:

Разминка: игровое задание  « по одному слову». На тему : « Происхождение человека».

( Обсуждение нескольких  записей).

      III.       ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Вступительное слово учителя- Сидинкина Е.Н..

Вступительное слово учителя- Надёжкина М.Ю..

Работа группы- « биология».

Работа группы- «история.

                                                    Вступление

РАСИЗМ - ПСИХОЛОГИЯ, ИДЕОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА,ОСНОВЫВАЮЩАЯ НА АНТИНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ И ИДЕЯХ О ФИЗИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НЕРАВНОЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РАС. 

XX веку известны печальные примеры массового расизма. Достаточно вспомнить Гитлера, Розенберга, Геббельса, да и что далеко ходить, Сталина. Но, видимо, эти печальные примеры истории ничему не научили человечество, и в наши дни продолжают существовать печально известные неонацисты, “баркашовцы”, “противники желтой заразы” и другие. О существовании рас люди знали еще до нашей эры. Тогда же были предприняты и первые попытки, объяснить их происхождение. Например, в мифах древних греков возникновение людей с черной кожей объяснялось неосторожностью сына бога Гелиоса Фаэтона, который на солнечной колеснице так приблизился к Земле, что обжег стоявших на ней белых людей. Греческие философы в объяснениях причин возникновения рас большое значение придавали климату. В соответствии с библейской историей родоначальниками белой, желтой и черной рас были сыновья Ноя - любимый богом Яфет, Сим и проклятый богом Хам соответственно.

Существует несколько форм расизма такие как:

Геноцид - (гр. genos род + лат. сaedere убивать, букв. уничтожение рода, племени) истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, одно из тягчайших преступлений против человечества

Дискриминация - (от латинского слова - discriminatio - различие) означает

ограничение или лишение прав по признаку пола (или гендерному признаку) во всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политической,

духовной, семейно-бытовой

Апартеид (африканс apartheid раздельное проживание) крайняя форма расовой дискриминации (различение) и сегрегации (политика отделения "цветного" населения от белого) , проводимая в отношении отдельных национальных и расовых групп населения; апартеид выражается в лишении или существенном ограничении политических, социально-экономических и гражданских прав, территориальной изоляции и т.п

Одной из книг Розенберга, который один из краеугольных камней нацистского идеологического государства: «Миф XX века» . Подзаголовок: «Оценка душевных и духовных основополагающих битв нашего времени». Издательство Хоэнайхен, Мюнхен. 1935. Следовательно, всего-навсего третий год нацистского господства. А издание уже 54-е. Итого: 273 тыс. экземпляров. За два года раскупили почти 300 тыс. (Первое издание было в 1930 г., но, думается, поначалу не очень-то хватали. Кто знал балтийского немца Розенберга?) А потом спохватились и стали покупать. «Майн кампф» в торжественных случаях (включая свадьбы!) вручали как подарок. А Розенберга покупали.

По новейшим данным, к 1943 г. тираж «Майн кампф» достиг 9480 тыс. экземпляров, а «Мифа XX века» — почти миллиона экземпляров. Для «научной» книги — неслыханный тираж по тем временам!

Что же представлял собой «Миф XX века», посвященный «памяти двух миллионов германских героев, которые пали в первой мировой войне во имя самого существования германской расы и германского рейха, во имя чести и свободы»? Уже в посвящении — явная спекуляция на жертвах первой мировой войны, развязанной империалистами. Но такая спекуляция неплохо срабатывала в разоренной кабальным Версальским договором Германии... Итак, памяти жертв.

Книга первая. Схватка ценностей. I. Раса и душа расы. II. Любовь и честь. III. Мистика и действие.

Книга  вторая.   Сущность  германского   искусства.   I.   Расовый  идеал прекрасного. II. Воля и инстинкт. III. Объективность и субъективность. IV. Эстетическая воля.

Книга третья. Грядущий рейх. I. Миф и тип. П. Государство и пол. III. Народ и государство. IV. Нордическое немецкое право. V. Немецкая народная церковь и школа. VI. Новая государственная система. VII. Единство сущего.

Всего, включая предметный и именной указатели, 712 страниц. На этих 700 страницах Розенберг пересматривает буквально всю историю человечества. Не приводя ни единого доказательства, изображает ее как историю борьбы рас — полноценной (арийской, нордической) с неполноценными (всеми остальными). Получается весьма стройная картина: то или иное общество образует чистая раса, оно переживает невиданный расцвет (Вавилон, Индия, Египет, Греция, Рим). Но потом появляется «нечистая кровь» — сирийцы, евреи, этруски (Малая Азия, как их именует Розенберг), позднее Африка, негры, «желтые». Смешанные браки становятся нормой. Высшая раса утрачивает свою чистоту. Полукровки губят великую культуру. Мужчины теряют воинственность. Женщины легкого поведения приобретают роковую власть. Общество загнивает, потом разрушается. И на его обломках (иногда нескоро) воцаряется новая чистая раса...

                      Расовое безумие и его последствия

Расовое безумие в нацистской Германии прошло несколько стадий. Первую надо считать теоретической, подготовительной. Как говорили сами гитлеровцы, они проводили «отбор», а точнее, разделение всего парода на расово «полноценных» и «неполноценных» особей. После того как «полноценных» отобрали и «неполноценных» отделили, этих последних стали поэтапно лишать всех гражданских прав, превращать в изгоев. Ну а потом настал следующий этан — пресловутое «окончательное решение» — поголовное уничтожение, ликвидация сначала евреев. Затем расовое безумие стали распространять на многие пароды. Но все это проходило под непрерывную идеологическую трескотню. Следовало идеологически подготовить и палачей, и даже жертвы.

И безусловно, интенсивная обработка палачей в расовом духе началась задолго до того, как убийцы перешли к массовым казням, к геноциду. Как мы видели, палаческую идеологию прививали немцам и Гитлер и Розеиберг. После прихода нацистов к власти человеконенавистническую теорию следовало подробнее разработать, детализировать и довести до каждого гражданина «третьего рейха». И вот тут-то закопошились доценты и профессора, ставшие официальными консультантами и экспертами по «расовой проблеме». Наукообразные «труды» специалистов по антропологии и антропометрии, по так называемой «антропосоциологии», основоположниками которой были Гобино и Ляпуж (культ арийцев), и евгенике получили непомерно большое распространение. гигиена» требует очищения германского народа от зловредных примесей. И это было провозглашено в стране, народ которой, по словам Фридриха Ницше, «является плодом небывалого смешения и путаницы рас, быть может, даже при перевесе доарийских элементов».

  Ученый В. Йенга выражался еще выспренней: «...мы хотим идти вперед навстречу светлому будущему с нашим фюрером...» (1934 г.). Кажется на первый взгляд неясным: куда идти? Но выше мы приводили цитаты из высказываний нацистского фюрера... Т. Молли-сон в том же году говорил: «Лживый тезис о равной ценности людей, в котором нас столетиями убеждали и в который на самом деле никто не верил, создавал тем не менее предпосылку для того, чтобы мы поддерживали неполноценных, а цепных тащили назад».

Он же прямо говорил о непоправимом вреде смешанных браков для немецкой расы. А ведь Моллисон был директором Мюнхенского антропологического института, имевшего солидную репутацию.Ф. Штумпфль писал: «Мы должны внести свой вклад в работы о народе и расе, которую Адольф Гитлер сделал первоосновой великого дела обновления» (1934 г.). И. Кауп: «Раса и народ — основополагающие понятия национал-социалистского мировоззрения» (1935 г.). О. Фершуэр: «Национал-социалистское государство повело с небывалой силой борьбу против опасностей, угрожавших народному организму. Первой целью была борьба против расового засилья евреев» (1937 г.). И далее: «Благодаря ясному пониманию расового вопроса национал-социалистское государство открывает новую дорогу к разрешению еврейского вопроса».

Вопрос: «Почему мы верим в Германию,  фюрера?» Ответ: «Мы верим в господа бога и потому верим  Германию, которую он сотворил по своему подобию, и в фюрера, которого он нам ниспослал». Вопрос: «Кому мы должны служить прежде всего?» Ответ: «Нашему народу и нашему фюреруу Адольфу Гитлеру». Вопрос: «Почему ты послушен?» Ответ: «Щз внутреннего убеждения, из веры в Германию, в фюрера, в «движение» (нацистов.— Авт.), в охранные отряды и из верности».

   8. Расовая теория

   Важнейшими идеологическими обоснованиями, служившими фашистской диктатуре, были социальный дарвинизм, расовые теории, органическая школа в социологии. Все эти “учения” не признают специфических отличий общества от природы, для них человеческое общество – частный случай биологии.

Классы для таких теорий – группы людей с естественно обусловленными различиями, вытекающими из “борьбы за существование” . Государство – не есть форма угнетения, оно, как и классы, вечно необходимая форма устройства общества.

   Вся история – это борьба за выживание, где побеждает сильнейший. В Германии расовые теории играли особую роль. Разжиганием национальной и расовой вражды всегда занимались господствующие классы. Вообще теории о неравных классов группах можно проследить на протяжении почти всей истории человечества, таким образом оправдывалось, к примеру, рабовладение.

   Даже Аристотель “отличился” , он о рабстве писал так: “…Мужчина в сравнении с женщиной лучше её по самой природе, а женщина хуже его, потому он властвует над ней, а она подчиняется ему. Тот же закон власти и подчинения необходимо служит основанием и для определения отношений между всеми людьми. Если некоторые люди настолько разнятся от других, насколько тело разнится от души, животное от человека…., то они рабы по самой природе, и лучшая их доля их такова, чтобы жить в подчинении той же

самой власти, какой подчиняются тело и животные…Относительно пользы, которую приносят рабы и домашние животные, те и другие мало различаются между собою: своим телесным трудом они одинаково доставляют помощь во всех необходимых потребностях жизни. Природа, желая установить такое различие между свободными и рабами, делает различие и между самими телами. Тела рабов сильны, так что они могут быть употребляемы на разные работы, необходимые в жизни, а тела свободных не согбенны и не способны на такие работы. Зато свободные люди годны для политической жизни…” Читаешь, и становится противно… “.. тела рабов сильны..” , так и хочется сказать: спортом надо заниматься.

   Теория о “германской” , “арийской” расе навеяна “теорией” графа Гобино. Он являлся основателем антропологического направления в социологии. Концепцией этой “теории” является неравенство рас, как основного фактора исторического процесса, расовой борьбы, как движущей силы истории. В основе лежит, также, теория о северной расе, которая является наиболее благородным отпрыском “арийской” расы. Расовая, или “северная” теория была затем дополнена Ваше де Ляпужем. Согласно Ляпужу, носителями культуры являются только представители светловолосых, длинноголовых и голубоглазых арийцев. Этим, якобы, объясняется, что наиболее крупные культурные центры расположены в основном там, где наиболее часто встречается длинноголовое население (закон распределения городов) . А в деревнях преобладают люди с короткими головами. Ляпуж не только связал степень развития культуры с формой черепа, но и утверждал, что классовое деление общества напрямую связано со степенью длины головы.

Работа группы- « философия».

Одним из идеологов теории насилия можно считать немецкого философа Фридриха Ницше ( 1844-1900 г.г..). Он отличался сугубо индивидуальным подходом к рассмотрению политических и правовых норм, осуществил своеобразный « переворот» в философии и политических взглядах тем, что подверг пересмотру установившейся точки зрения на вещи и явления. В своих работах Ницше задаётся вопросом, чем обусловлено насилие? Ответ он даёт в своих работах: « По ту сторону добра и зла», « Так говорил Заратустра», « Воля к власти».

Прежде всего- несовместимостью интересов различных социальных групп. Несовместимость интересов классов, социальных групп заставляет их ради реализации своей воли прибегать к средствам принуждения, с их помощью преодолевать противодействие других групп.

      Насилие оправдано в том случае, когда политическая борьба ведётся против автократического режима и отсутствуют легальные возможности для действий оппозиции. Насилие является справедливым в случае отражения несправедливой вооружённой агрессии извне, при подавлении вооружённого мятежа и других насильственных действий, направленных на свержение демократического строя. В любом случае насилие должно быть направлено в жёсткие юридические и нравственные рамки:

оно должно осуществляться в строгом соответствии с демократически принятыми законами;

оно должно быть направлено непосредственно против субъектов насильственных действий, и не сопровождаться ликвидацией прав и свобод;

насилие не должно выходить за пределы общечеловеческой нравственности.

Соответственно Ницше различает 2 типа государств: аристократическое,  демократическое. Последнее им характеризуется как упадочная форма, в которой господствует « чернь». В борьбе за власть и появляются великие личности. Они чрезвычайно редки, но тем более велико их значение для истории. Цель человечества состоит именно в его совершейнниших « экземплярах»- гениях, сверхличностях. Ницше употребляет термин « сверх человек». Последний не связан никакими нормами морали. Более того, он, в известном смысле, противостоит государству, когда оно ведёт деспотизму толпы.

         Так почему многие идеи Ницше были восприняты фашизмом и именно там достигли своего апогея?  Здесь сказалась противоречивость взглядов философа, враждебное отношение к социализму, отношение к войне было также использовано, известно что Ницше относился к войне благосклонно, ведь с войной философ связывает надежды на появление новой высокой культуры: « Война для государства такая же необходимость, как раб для общества».

Работа группы- « антропология».

РАСЫ И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ На Земле уже насчитывается около 6 млрд. людей. Среди них нет, и не может быть двух совершенно одинаковых людей; даже близнецы, развившиеся из одного яйца, несмотря на огромное сходство их внешнего облика, и внутреннего строения, всегда какими-то мелкими чертами отличаются друг от друга. Наука, изучающая изменения физического типа  человека, известна под именем «антропологии» (греч, «антропос» – человек). Особенно сильно заметны  телесные различия между территориальными группами людей, удаленными друг от друга и живущими в различной естественно-географической обстановке. Деление вида Homo Sapiens на расы произошло два с половиной столетия назад. Происхождение термина «раса» точно не установлено; возможно, что он представляет собой видоизменение арабского слова «рас» (голова, начало, корень). Есть также мнение, что термин этот связан с итальянским razza, что значит «племя». Слово «раса» примерно в том смысле, как оно употребляется теперь, встречается уже у французского ученого Франсуа Бернье, который опубликовал в 1684 г. одну из первых классификаций человеческих рас.   Расы - это исторически сложившиеся группировки (группы популяции) людей разной численности характеризующиеся сходством морфологических и физиологических свойств, а также общностью  занимаемых ими территорий. Большинство ученых сходятся во мнении, что существует 3 крупных расы, которые в свою очередь распадаются на более мелкие. В настоящее время по мнению разных ученых, насчитывается 34 – 40 рас. Расы отличаются друг от друга по 30-40 элементам. морфологическим и отчасти физиологическим признакам традиционно выделяют три основные расы: европеоидную, австрало-негроидную и монголоидную (перечисляются основные внешние признаки этих рас, рис. 1).

Рис. 1. Представители монголоидной, европеоидной и негроидной рас

Между представителями разных рас имеются физиологические отличия: уровень потоотделения с единицы площади кожи, показатели уровня холестерина в крови и некоторые другие. Однако они не отличаются по числу хромосом (у каждого человека их 46), уровню развития мозга, соотношению лицевого и мозгового отделов, строению стоп и рук. В смешанных браках представителей разных рас рождаются полноценные здоровые дети.

На протяжении длительного времени в антропологии господствовали представления о большой значимости основных расовых признаков и о роли естественного отбора в их формировании. Применение методов молекулярной антропологии значительно изменило представление о расах и расогенезе.

Существует три основных подхода к классификации рас:

а) без учета происхождения;

б) с учетом происхождения и родства;

в) на основе популяционной концепции.

Сейчас антропологи познакомят нас с каждой из них.

1-й антрополог. При первом подходе – без учета происхождения – выделяют три больших расы, которые, включают в себя 22 малые, часть из которых – переходные. Схема расовой классификации изображается при этом в виде круга (рис. 2). Само существование переходных рас свидетельствует, с одной стороны, о динамизме расовых признаков, а с другой – об условности деления человечества даже на большие расы. Переходные малые расы совмещают в себе не только морфологические признаки, но и генетические характеристики больших. Отсюда можно сделать вывод, что малые расы либо возникли в результате смешанных браков (гибридогенны), либо сохранили более древние черты, существовавшие еще до формирования больших рас.

Рис. 2. Расовая классификация человечества без учета происхождения рас

2-й антрополог. При подходе, учитывающем степень родства рас, их классификация изображается в виде эволюционного древа с коротким стволом и расходящимися ветвями (рис. 3). В основе этой классификации лежит выделение признаков архаичности (древних) и эволюционной продвинутости отдельных рас. Но такое разделение морфологических признаков спорно и субъективно. Как судить, продвинут признак или архаичен? И если архаичен (продвинут) – это хорошо или плохо? Например, эпикантус – кожная складка на веке. Что это – очень древний признак, который сохранился только у монголоидов и исчез у представителей других рас? Или это, напротив, новообразование, которого не было у предковых форм и которое появилось у монголоидов в связи с жизнью в условиях частых песчаных бурь? Эти вопросы показывают, как несовершенна такая классификация.

3-й антрополог. Популяционная концепция в классификации рас основывается на данных палеоантропологических исследований. Они показывают, что вплоть до верхнего палеолита практически нигде не были сформированы расовые типы человека, с которыми были бы генетически связаны современные большие расы. Например, в Сунгирском погребении (Россия) найдены останки возрастом около 26 тыс. лет. У всех черепов из этого погребения имеется мозаичное сочетание расовых признаков, они не могут быть отнесены ни к одной из современных рас. Второй пример – ископаемые скелеты Южной Калифорнии, возраст которых 21,5 тыс. лет. У них отсутствуют выраженные монголоидные черты, несмотря на то, что аборигенное население Америки – монголоиды.

Только более поздние мезолитические находки свидетельствуют о формировании у человека расовых признаков. Известны мезолитические черепа с территории Северной Америки возрастом 8–10 тыс. лет с явными признаками не просто негроидной, а малой эфиопской расы. Сходные данные получены на территории Европы и в других регионах. Все это указывает на то, что процесс формирования рас шел на рубеже верхнего палеолита и мезолита параллельно в разных регионах на фоне исходной разнородности расовых признаков.

Работа группы- « генетика».

Определение расы может звучать так: «раса – это большая популяция индивидов, у которых значительная часть генов общая и которую можно отличить от других рас по общему для нее генофонду». На основании числа аллелей, свойственных той или иной группе организмов, возможно определение генетического расстояния между ними. Оказалось, что для больших рас эта величина выражается числом 0,03. Это гораздо ниже значений, характеризующих подвиды (0,17–0,22) и тем более виды животных (0,5–0,6 и более). В животном мире генетическое расстояние, равное 0,03, соответствует отличиям местных популяций друг от друга.

Чем же можно объяснить различия между расами? Как протекала эволюция, приведшая к возникновению генетических различий между ними? Главным фактором эволюции внешних признаков (фенотипов) является естественный отбор, обуславливающий приспособление к различным условиям окружающей среды. Однако чтобы действие отбора закрепилось, необходимо наличие репродуктивной изоляции. Существовал ли исторический период, когда все человечество было разделено на три более или менее изолированные группы?

На протяжении большей части последнего ледникового периода (около 100 тыс. лет назад) громадная площадь земли была покрыта льдом. Гималаи и Алтайские горы с расположенными на них ледниками разделили Евроазиатский континент на три области, создавая тем самым условия для раздельной эволюции белых на западе, монголоидов на востоке и негроидов на юге. Современные области расселения трех больших рас не совпадают с теми областями, в которых они формировались, но это можно объяснить более поздними миграциями. По каким же признакам шел отбор? Скорее всего, это были приспособления к конкретным природно-климатическим условиям.

Физиолог. Наиболее заметное различие между расами – по цвету кожи. Большинство современных приматов имеют темную пигментацию. Возможно, что и древний человек был темнокожим. Почему же слабо пигментирована кожа европейцев и монголоидов? Существует гипотеза, согласно которой в местах их расселения произошла адаптация к низкому уровню ультрафиолетового излучения. Ультрафиолет участвует в превращении в коже человека провитамина D в сам витамин, который необходим для кальцификации костей, его нехватка приводит к рахиту. Одно из проявлений рахита – деформация таза, нарушающая роды. В условиях первобытного строя это могло породить сильное давление отбора. В районах обитания людей с высокой степенью пигментации кожи отмечается высокая интенсивность ультрафиолетового излучения. Зависимость между местом обитания и пигментацией кожи не подтверждается только в двух случаях: для эскимосов и африканских пигмеев. Обе популяции состоят из темнокожих индивидов, хотя и в арктических районах, и под пологом влажного тропического леса ультрафиолета сравнительно мало. Но в случае с эскимосами можно предположить, что они получают витамин D из печени рыбы и морских млекопитающих – основных продуктов питания.

Примерно так же, как цвет кожи, формировались и другие расовые признаки: разрез глаз, курчавые волосы. Можно предполагать, что небольшой рост и плотное телосложение эскимосов, характерный для них относительно толстый слой подкожного жира дают преимущества в холодном климате, а широкая грудная клетка южноамериканских индейцев, живущих высоко в Андах, связана с адаптацией к разреженному воздуху высокогорий.

Работа группы- « политология».

Работа группы- « юридические науки».

Тиран провозглашает свободу,

чтобы убить свободу

и при этом сохранить ее для себя.

Радиндрат Тагор,

1928 год

Так называемый метод расправы – расизм всегда был присущ тоталитарным, диктаторским режимам, тем группам и организациям, которые

   выступают против

  собственного народа. Можно сказать, что это прежде  всего метод государственного терроризма.

При дискриминации нарушается целый ряд прав человека:

Право на жизнь;

Право на свободу и личную неприкосновенность;

Право не быть подвергнутым пыткам и жестоким видам обращения или наказания

Для защиты прав человека были созданы:

Американская конвенция о правах человека;

 Европейская конвенция о правах человека;

Женевские конвенции

Африканская хартия прав человека и народов

МФПЧ- одна из первых неправительственных организации, созданных для защиты прав человека.

МКЮ регулярно готовит доклады и проводит семинары по вопросам прав человека

Статья 17

  1. Достоинство человека неприкосновенно.

 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человеческие расы

Урок биологии в 9 классе с презентацией...

презентация по географии "Человеческие расы" 7 класс

презентация к уроку географии в 7-м классе по теме "Человеческие расы"...

Элективный курс "Международная защита прав и свобод человека"

Элективный курс "Международная защита прав и свобод человека" рассчитан для 10-11 классов в качестве профильной подготовки. Курс рассчитан на 17 часов и дает представление о международном механизме за...

Презентация "Человеческие расы"

Урок "Человеческие расы" в 9 классе. Мультимедийное сопровождение содержит информационный материал и задания по теме....

Конституционные права и свободы граждан КБР

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью..... Так сказано в конституции КБР.  К сожалению не все, что написано, имеет место быть в реальности, но, тем не менее, целью нашей  ра...