Мастер - класс "Мифы древней греции."
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Никитина Евгения Сергеевна

Интегрированный мастер-класс учителя истории и литературы с использованием театрализованного представления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мастер-класса: «Мифы древней Греции»

Цели:

закрепить знания, полученные на уроках по истории Древней Греции, особенно по теме «Религия древних греков»,

способствовать формированию навыков свободного общения учеников на уроках,

воспитать интерес к истории и литературе, уважение к культуре и традициям других стран.

Тип урока: урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков

Методы и приемы:

словесный (рассказ учителя, беседа);

наглядный (иллюстрации, театрализованное представление);

частично-поисковый и проблемный (работа над заданиями).

Оборудование:

Учитель литературы: Прекрасная страна  –  Эллада,

Из мифов много знаю я о ней,

Но больше ничего

Так расскажи скорее мне о ней.

Учитель истории: Давай присядем средь деревьев сада,

Нет для меня страны прекрасней и родней.

Вы слышали, что в Элладе есть гора

Олимп – лесами крыты склоны,

Вершина снежная, ну а внизу жара,

И греки к той горе несут поклоны.

И верят, что на троне золотом

Царь всех богов, Зевс восседает,

Что в гневе мечет молнии и гром,

Супруга Гера рядом с ним

Покой семейный охраняет.

(На сцену выходят Зевс и Гера)

Зевс: Сильнейший из богов я – громовержец Зевс,

Делю я с братьями владычество над миром.

Владыка царства мёртвых – брат Аид,

Вот Посейдон – он повелитель моря.

Удача греков ждёт, коль мой орёл летит,

А кто разгневает меня, я посылаю горе.

Гера: Вот наши дети – Афродита, Арес и Гермес,

Афина, Аполлон, Гефест и Артемида.

Учитель литературы: Что ж, в гости к вам, позвольте Зевс и Гера прийти сегодня к нам. Готовы вы, ребята? (ответы детей)

Учитель истории: Мы с вами познакомились с древней истории прекрасной Греции и узнали много интересного о стране и людях. (Далее ученики отвечают на вопросы учителя, показывая знания, полученные на уроках).

- Как называется религия, которую исповедовали др.греки? (Язычество.)

- Что предполагает язычество? (Веру во многих богов сразу.)

- Как называлось собрание богов? (Пантеон.)

- Почему море, омывающее Грецию, называется Эгейским?

- Что явилось причиной Троянской войны?

- Кто из героев учредил Олимпийские игры?

- С именем какого бога связано зарождение театра?

- Кто из дочерей Зевса родился из его головы?

- Почему во всем Афинском акрополе росло единственное дерево? (В память о победе Афины в споре с Посейдоном. Афиняне считали, что оно выросло из копья богини)

- Объясните, можно ли послушать пение сирен и остаться в живых? (Одиссей приказал своим спутникам привязать его к мачте)

Зевс: Идемте дальше вы за мной, вас ждут серьезнее испытания. И горе будет тому кто не узнает богов Олимпа.

Учитель истории: А сейчас попробуем выполнить задание «Кто это?» Ваша задача – узнать мифологического персонажа по тем сведениям, которые о нем известны.

С колчаном бродит весь день в горах

И метко  стреляет дичь в лесах.

Ее сопровождают нимфы и наяды,

А для удач в охоте жертву принести ей надо.

(Артемида)

Из белоснежной морской пелены

Явилась на свет она – богиня любви.

ее красота людьми не забыта,

И вы догадались, что она …

(Афродита)        

Рождён был Герой слабым  и больным,

За что и сбросила она его с небес,

Хоть выжил, но остался он хромым.

(Гефест)

Любимая Зевсова дочь,

Искусна в ремёслах, коварна и зла.

Признаюсь, что в войнах повинна она,

Хоть многих героев от смерти спасла.

И выиграла в споре с самим Посейдоном,

Копьём своим землю пронзила и вот,

Оливковый сад с плодоносною кроной,

Как символ Афин им богатство несёт.

(Афина)

Зевс: Все – в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие»

Мини-проек «История олимпийских игр»

Учитель литературы: К своим богам греки относились с огромной любовью и почитанием. Скульптурными и мозаичными портретами богов украшали храмы, улицы, школы, их изображения можно было увидеть на вазах. Известные древнегреческие поэты посвящали им гимны.

- Какого древнегреческого поэта вы знаете? (Гомер.)

- С какими произведениями Гомера вы знакомы? («Илиада» и «Одиссея».)

Героев древней Греции мы можем встретить не только в произведениях Гомера. Так не будем терять времени и предоставляем на суд зрителя драмы. (Учащиеся представляют инсценировки отрывков из произведений Эсхила “Прикованный Прометей”)

Эсхил “Прикованный Прометей”

Власть: Вот мы пришли в далекий край земли,

В безлюдную пустыню диких скифов.

Твоя теперь обязанность, Гефест,

Приказ отца исполнить – к горным кручам

Вот этого злодея приковать.

Гефест: О Власть и Сила! Воля Зевса вами

Исполнена, вам дела больше нет.

Но как решусь я бога, мне родного,

К скале, открытой бурям, приковать?

Власть: Вяжи скорей, а то отец увидит,

Как от труда увиливаешь ты.

Гефест: Ты видишь: вот для рук его оковы.

Власть: Вложи в них руки, молотом могучим

Ударь сильней и пригвозди к скале.

Гефест: Ну вот, одна рука прибита прочно.

Ты видишь нестерпимое для глаз.

Власть: Я вижу: он наказан по заслугам!

На ребрах пояс крепче затяни.

Гефест: Без приказаний! Знаю сам, что нужно.

Власть: Нет, я велю. Приказываю громко:

Спустись и ноги в кольца заключи.

Гефест: Ну что ж, готово: дело небольшое.

Пойдем: опутан он железной сетью.

Власть: Теперь дерзай и у богов кради

 Священный их огонь. Посмотрим, как

 Тебя избавят люди от мучений.

Учитель литературы: Узнали ли вы сюжет? Какой миф лег в основу этой трагедии? Что такое трагедия?

Какие особенности древнегреческого театра вы можете отметить, просмотрев этот отрывок? (ответы детей)

Учитель истории: Объявляется конкурс «Будущие писатели».   За 4 минуты вы должны дописать миф используя слова подсказки.

В одной из древнегреческих легенд рассказывалось о том, как началась -----война. Три самые прекрасные греческие богини: богиня мудрости---, царица богов--- и богиня любви--- поспорили между собой, кому из них достанется яблоко, на котором было написано «Прекраснейшей». Рассудить богинь должен был царевич по имени--- .он отдал яблоко богине любви. За это она обещала ему любовь самой красивой женщины на Земле. Эту женщину звали---. Она была женой греческого царя по имени---. Богиня любви разбудила в сердце прекрасной женщины любовь к царевичу, и влюбленные вместе бежали в Трою. Тогда оскорбленный муж созвал всех царей Греции и предложил им идти войной на Трою.

Троянская

Афина

Гера

Афродита

Парис

Елена

Агамемнон

Рефлексия:

Синквеин (взять любого бога)

Ученик 1: Древние греки, античные греки,

Многим прославились греки навеки.

Даже порой удивленье берет:

Ну до чего знаменитый народ!

Ученик 2: Храбро с врагами они воевали,

Мудрые мифы они создавали,

С детства знакомы любому из нас

И Прометей, и Геракл, и

Ученик 3: древние греки моря бороздили,

Время для спорта они находили,

И Олимпийские игры они

Тоже придумали в давние дни!

Ученик 4: Строили греки театры и храмы

Ставили греки комедии, драмы

А посмотрите теперь, каково

Было скульптурное их мастерство!

Ученик 5: Ну а всего поразительней, братцы,

То, что мы с ними могли б изъясняться!

«Физика», «космос», «медуза», «стратег»-

Понял бы мигом слова эти грек!

Ученик 6: Скажешь: «асфальт», «стадион» и «динамо» -скажешь ты это по-гречески прямо!

«Библиотека», «театр», «берилл» -так, между прочим, и грек говорил!

Учитель истории: Видите, какое богатое наследство оставили нам древние греки!

Учитель литературы: Нам предстоит еще много открытий. До новых встреч с героями Древней Эллады!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие. Греция. Мифы древней Греции.

Познакомит с культурой Древней Греции. Помочь оценить красоту художественных образов древнегреческих мифов. Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

Конспект внеклассного мероприятия "Греция. Мифы древней Греции"

Познакомить воспитанниц с культурой Греции. Помочь оценить воспитанницам красоту художественных образовдревнегреческих мифов.Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ « Какого цвета Греция?» (Знакомство с географией и природными условиями Древней Греции). 5 класс

Общая характеристика урокаТип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;Цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала;Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осм...

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм,  работа с толковым словарем, знаком...

ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». «Религия Древней Греции»

ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». Урок № 5 «Религия Древней Греции»«Современные подходы в преподавании истории и обществознания»...

мастер-класс в 5 классе "Древняя Греция ".

Масстер-класс  изучения новой темы " Древняя Греция"на основании работы с историческим источником.Основу изучения истории составляют исторические источники . И цель проведения мастер-кл...

Методические материалы к мастер-классу: «Тайны, секреты и хитрости в изучении истории и культуры Древней Греции»

Методические материалы к мастер-классу: «Тайны, секреты и хитрости в изучении истории и культуры Древней Греции»...