"Вавилонское царство"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Конспект урока по истории для пятого класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vavilon.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Вавилонское царство»

Подготовила: учитель истории Гаврилова Тамара Александровна

Задачи урока:

•    Выявить причины возвышения Вавилона и образования Вавилонского царства; раскрыть значение законов Вавилонского царя Хаммурапи для исторической науки, как ценного письменного источника о быте вавилонского общества, рабстве и государстве.

•    Охарактеризовать Вавилонское царство на основе первых записанных законов при царе Хаммурапи.

Основные понятия и термины:

Вавилон, деньги, Вавилония, закон, Мардук, флейта, Вавилонская башня, Вавилонское столпотворение, туника.

Хронология: 1792-1750 гг. до н. э. - правление вавилонского царя Хаммурапи. Персоналии: Хаммурапи.

План урока        
1. Образование Вавилонского государства

а) Вавилон-главный торговый центр Междуречья

б) Боги и храмы Вавилона

в) Вавилонская башня

2. Вавилон при царе Хаммурапи

а) Царь Хаммурапи

б) законы Хаммурапи

3. Быт вавилонян

а) Вавилонская семья

б) деньги

4. Рабство в Вавилонии        :          -

а) свободное население

б) источники рабства*®        :

в) положение рабов

Ход урока

1. Ребята, давайте совершим с вами путешествие из Египта в Двуречье. Какой путь мы с вами выберем? Каким транспортом будем пользоваться? Мы с вами прибыли из Египта в Двуречье. А теперь посмотрим и сравним природные условия Египта и Двуречья.

•    Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья? А сравнивать мы будем по следующим линиям:

а) климат

б) реки

в) полезные ископаемые

•    Как называются реки в Египте и Двуречье? (Обратите внимание на тот факт что в Египте одна река, а в Двуречье - две.)

•    Какие природные явления происходят с реками в этих странах?

•    Почему в Египте река Нил считалась добрым богом, а в Двуречье обе реки (особенно Тигр) считались злыми богами?

Египтянин побывав в Двуречье, рассказывал дома: - вода там течет наоборот, а лодки по ней плывут только в одну сторону. Почему он так говорил? Какой климат был в Египте и Двуречье? Что в нем особенного?

Какими полезными ископаемыми богаты эти страны?

Итак, мы выяснили, что Египет богат полезными ископаемыми, а Двуречье бедно. Какие же занятия существовали у египтян и какие у вавилонян?

Какой выход нашли вавилоняне? (Торговля.)

Для удобства торговли в Двуречье были изобретены деньги. Деньгами служили слитки серебра. Самый маленький из них - сикль - 8 грамм серебра, мина - 500 грамм далант - 30 кг. На один сикль можно было купить 250 кг зерна или три литра растительного масла.

Вывод: Основным занятием Жителей Двуречья было поливное земледелие, неслучайно правители, а особенно Хаммурапи так заботились о каналах (они забивались солью), ведь основной доход в казну приносили налоги, уплачиваемые именно земледельцами.

2. Индивидуальная работа. Выполнение задания на карточках.

а) У народов Междуречья были распространены такие пословицы и поговорки: Бедняк в долг занимает - себе забот наживает.

•    не все семьи бедняков одинаково покорны;

•    услуги приставленного к одежде одежда всегда грязна кто по-вашему создал эти пословицы-бедняки или богатые? какие выводы можно сделать на основании этих пословиц? свои ответы докажите.

б) Составьте рассказ об одном дне из жизни школьника в древнем Двуречье, чему он учился? на чем писал? за что и как был наказан?

3. Текст с ошибками

Ученикам пятого класса было дано задание, составить рассказ о путешествии египтянина в страну Шумер. Один из учеников весь вечер был занят, компьютерной игрой и совсем забыл об уроках. Только утром, собираясь в школу, он вспомнил о домашнем задании. На уроке истории он прочитал наспех составленный рассказ. Вот что у него получилось.

•     Наконец, утром после длительного пути, египетский купец Гильгамеш попал в страну Шумер. Он сразу отправился в столицу этого единого государства - город Ур. Плывя на корабле к Уру, египтянин отметил, что река Евфрат, как и Нил впадает в Средиземное море. В Уре его поразил своей красотой храм главному шумерскому богу Тоту, сложенный из белого камня, который добывали в местных каменоломнях. В столице Шумера Гильгамеш заключил выгодную сделку, о поставках в эту страну зерна из Египта в обмен на дерево, медь, камень. Эти товары были в изобилии в междуречье. Составленный договор на глиняной дощечке, шумерские купцы, как было принято у них, записали иероглифами черной краской.

4. Решение задач с классом.

а) почему миф о всемирном потопе сложился именно в Междуречье, а не в Египте?

б) В городе Уре было исследовано более 2000 гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, ожерелья, венки и прочее.

•     Какие выводы можно сделать на основании этих погребении? Объясните свое мнение.

в) В документе написано о мальчике, который опоздал на занятия, плохо учился и был наказан, за

это ударами палки. А когда он вечером рассказал об этом отцу, тот очень обеспокоился. На другой

день он пригласил учителя. Его посадили на самое почетное

место, угостили хорошим вином, потом подарили учителю нарядную одежду и надели на палец

кольцо.

•     Подумайте, чем был обеспокоен отец ученика? Почему он принимал учителя как высокого гостя и делал ему дорогие подарки?

5. Работа с линией времени

Отметьте на линии времени период правления Хаммурапи.

Как вы думаете, могли ли быть современниками египетский фараон Хеопс и вавилонский царь Хаммурапи? Для ответа отметьте на линии времени даты связанные с деятельностью Хеопса и Хаммурапи.

6. Рассказ учителя.

Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, или как говорили сами вавилоняне - Баб-илу что означало - врата бога. Под властью Вавилона объединилось все Двуречье. (Давайте найдем этот город на карте.) Наивысшего расцвета Вавилон достиг при царе Хаммурапи. О нем сохранилось не так много сведении, но он оставил о себе память в законах, доставленных по его приказу. Изучая обществознание, мы с вами сталкивались с этим понятием, давайте вспомним, что оно означает? Законы были высечены на базальтовом столбе. На основе этих законов мы можем с уверенностью говорить, что Хаммурапи был видный и дальновидный государственный деятель, который прекрасно понимал, что благополучие государства зависит от благополучия подданных. Вавилон был самым большим городом передней Азии. Его улицы были четко распланированы. Город украшали величественные ворота. Около ворот находился царский дворец с висячими садами, которые считались одним из чудес света. В центре Вавилона возвышалась девяностометровая храмовая башня (страница 77). С башни жрецы наблюдали за движением звезд и планет. В легенде, рассказывающей о строительстве башни, говорится, что народы говорившие тогда на одном языке начали строительство огромной башни, по которой можно было бы взобраться на небо. Но бог разгневался на людей за их дерзость - и смешал языки строителей. Перестав понимать друг друга, они не смогли закончить строительство и разбрелись по всей земле. Вавилоняне сохранили многое из богатого наследия шумеров. Шумерский язык использовался ими при совершении религиозных обрядов, также сохранились астрономия, математика, медицина, клинопись, в том числе и приемы храмовой архитектуры. Давайте сравним изображение храмов на странице 69 и 77.

•     Как называется такой тип храмов?

•    С какой целью строились пирамиды в Египте и зиккураты в двуречье?

•     Почему египетские пирамиды хорошо сохранились до наших дней, а от зиккуратов двуречья остались небольшие холмы?

8. Подумайте, почему царь заинтересован в сохранении плотин и ограждает общинников от разорения?

Считаете ли вы справедливым этот закон царя Хаммурапи?

"Если человек украдет имущество храма или царя, его должно убить Статья 16 "если человек украдет раба или рабыню, его должно убить" - Почему за кражу раба и за кражу вещи наказывали одинаково?

Статья 117" если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года; на четвертый год должно отпустить их на свободу".

•     Подумайте, почему царь запретил делать бедняков рабами на всю жизнь? Надпись на стелле с законами Хаммурапи: "Я начертал мои слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого. Я дал сиять справедливости в стране".

•     Что в законах Хаммурапи вам кажется справедливым? Что несправедливым?

9. Закрепление пройденного материала.

земледельцы появились в Египте и Двуречье почти одновременно. В чем причина того, что единое государство возникло в Двуречье значительно позже чем в Египте?

Почему в Двуречье раньше чем в Египте появились деньги? Как они выглядели?

Хаммурапи много и успешно воевал, но в предисловии к своим законам он хвалился не победами а своей справедливостью. Притворялся он или говорил то, что думал?

Итог. Краткая характеристика темы урока.

Город Вавилон, благодаря выгодному расположению на пересечении торговых путей между южным и северным Двуречьем превратился в главный торговый центр. Образовалось Вавилонское государство которое достигло наивысшего расцвета в

годы правления царя Хаммурапи 1792-1750 гг. до н. э. Хаммурапи составил первый в истории человечества свод законов вырезанный на базальтовом столбе. 282 раздела законов Хаммурапи, в которых рассматриваются всевозможные случаи судебного разбирательства, рисуют нам полную картину жизни людей Вавилонского царства.

Подведение итогов. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ново вавилонское царство

Урок поистории Древнего мира на тему "Ново вавилонское царство" с презентацией....

классный час "Царство Закон, царство Беззаконие"

Детям о законе. Дать понятие терминов "закон" и "беззаконие", показать роль закона в обществе....

Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»

План-конспект урока «Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»»          Цель урока: предоставить возможность учащимся обобщать и систематизир...

Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"

Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...

Конспект урока по ФГОС "Законы Вавилонского царства"

Конспект урока для 5 класса составлен по требованиям ФГОС. Указаны цели, технологии, технологическая карта урока, задания. Тема "Законы Вавилонского царства"...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме «Законы Вавилонского царства»

В технологической катре описаны деятельность учителя, деятельность учеников, этапы урока, формирование УУД, планируемые результаты....

Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Вавилонское царство. "

Данный урок комбинированного типа представляет собой практическую работу с источниками с элементами технологии критического мышления и занимает промежуточное место в изучении темы Древний Восток....