Великий Новгород
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Арсеньева Наталья Николаевна

Интегрированный урок История- литература - информатика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novgorod.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Господин Великий Новгород»

Цели: сформировать представление учащихся о причинах обособленности новгородской Земли. Рассмотреть исторический процесс во взаимосвязи литературы и истории.

Рассмотреть отражение в древнерусской литературе исторических событий в Новгороде.        

Научить учащихся пользоваться носителями информации при поиске сведений по истории и литературе на диске и дискете, рассматривая определенную тему.

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель информатики: Здравствуйте, садитесь!

Сегодня у нас с вами интегрированный урок информатики, истории и литературы.

Урок информационных технологий.

Тема урока. «Господин Великий Новгород».

Поэтому мы изучим эту определенную информацию различными способами.

Сначала вы будете ее исследовать как историческое событие, затем рассмотрите как оно отобразилось  в древнерусской литературе, а в конце мы с вами посмотрим как можно было изучить данную тему самостоятельно имея под рукой компьютер и программное обеспечение. А так же с помощью тестирования проверим результаты нашей с вами работы.

Итак, Господин Великий Новгород.

Учитель истории: Мы продолжаем изучение раздела феодальная раздробленность Руси. Сегодня мы познакомимся с особенностями Новгородского княжества и культурой Новгорода.

В истории Киевской Руси Новгород всегда занимал особое место. Новгород-первая столица Древней Руси, город , где по преданию начал княжить Рюрик. К Новгороду примыкали земли ближайших городов Пскова, Ладоги, Юрьева, Торжка. Быстрому укреплению Новгорода способствовало его геополитическое положение: город не испытывал набегов кочевников и находился на перекрестке  торговых путей, связывающих Западную Европу с Русью. А через нее – с Византией и Востоком. Поэтому Новгород был торгово-ремесленным центром.

Ученикам  предлагается рассмотреть «Реконструкцию - схему Новгорода». Здесь проживали ремесленники самых разных профессий. Особенно славились плотники, которые строили не только, но делали колодцы, клали мостовые, создавали большие и малые лодки для рыбаков и купцов. Много было в Новгороде сапожников и кузнецов. Археологи обнаружили множество продукции сапожников, но не нашли обуви из лыка. Значит, лапотников в Новгороде не было. Ремесленный характер города отразился и в его  топонимике. Город был поделен на концы, например, Плотницкий конец. Многие улицы получили свои названия по профессиям поселившихся здесь ремесленников - Щитная, Гончарная и т.д. Уже к Х в. город имел мощеные деревом улицы. Когда мостовая снашивалась, поверх нее настилалась новая. Археологи установили, что на холопьей улице было 25 настилов, относящихся к Х-ХV веке. Новгород имел деревянный водоотвод. Он был сооружен настолько прочно, что когда при раскопках в ХХ веке его трубы перерезали, из них пошла вода. Это выдающееся сооружение новгородских ремесленников не имело аналогов ни в Западной Европе, ни в Византии. Несомненно, ремесленники были богаче и организованнее в Новгороде, чем в других городах Руси.

Огромную роль в жизни города занимала торговля от Киева, Византии до Центральной и Северной Европы. В самом городе были иноземные дворы: Немецкий и Готский. Новгородские купцы имели свои дворы в других странах и княжествах.

Социально-экономический уклад жизни Новгорода отразился на его политическом развитии.

Государственное устройство и политика определялись могущественным новгородским боярством и сильным вечем. поэтому в Новгороде в отличие от других княжеств было не монархическое правление, а республиканское.

Высшим органом власти Новгорода было вече – народное собрание.

Учащиеся работают с историческим документом:

Раздался звук вечевого колокола, и вздрогнули сердца в Новегороде. Отцы семейств вырываются из объятий супруг и детей, чтобы спешить, куда зовет их отечество. Недоумение, любопытство, страх и надежда влекут  граждан шумными толпами на Великую площадь. Все спрашивают; никто не ответствует... Там, против древнего дому Ярославова, уже собралися посадники с золотыми на груди медалями, тысячские с высокими жезлами, бояре, люди житые с знаменами и старосты всех пяти концов новогородских с серебряными секирами. Но еще не видно никого на месте лобном,

или Вадимовом (где возвышался мраморный образ сего витязя). Народ криком своим заглушает звон колокола и  требует открытия веча. «Марфа-посадница, или покорение Новагорода» Н. М. Карамзин).

Учитель:

На вече избирались высшие должностные лица республики – посадник, тысяцкий, архиепископ. Князь играл роль военного руководителя, защитника рубежей. Князья призывались новгородцами на службу, за которую они получали плату. Таким образом, князь кормился из рук боярства. деятельность князя контролировал посадник. Тысяцкий осуществлял контроль за сбором налогов, участвовал в торговом суде.

Архиепископ, кроме руководства церковью, был посредником между посадником и князем, скреплял своей печатью международные соглашения. Должность была пожизненной.

В 1136 году новгородцы изгнали князя Всеволода Мстиславовича. Именно в этого времени ведет отсчет Новгород – боярская республика.

О степени грамотности новгородского населения можно судить по многочисленным берестяным грамотам. Такие грамоты не были диковинкой новгородского общества. Люди привычно пользовались ими для переписки.

Новгород писал свою собственную летопись – «Начальный свод».

Многие исторические процессы отражены в литературных произведениях.

Учитель литературы:

Эпиграф: молчат гробницы, мумии

И кости -

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы на мировом погосте.

Звучат лишь письмена.

Русские былины - это своеобразная энциклопедия народной жизни, это неиссякаемый источник горячего патриотизма и предмет нашей законной национальной гордости. недаром они вдохновляли великих русских поэтов от Пушкина до Маяковского, выдающихся русских композиторов Бородина и Римского-Корсакова, замечательных русских художников Васнецова и Сурикова. Они учили и учат беззаветно любить нашу прекрасную могучую родину.

Наряду с героическими былинами киевского цикла следует отметить бытовые сюжеты былин новгородского цикла.

Великий русский критик В.Г. Белинский писал, что новгородские былины «ключ к объяснению всей народной русской поэзии, равно как и к объяснению характера быта русского».

Наряду с былинами о Василии Буслаеве по праву стоят новгородские былины о Садко. Эти былины В.Г. Белинский справедливо считал «одним из перлов русской народной поэзии». В былинном образе Садко прекрасно выражена народная мечта о том, как вознаграждается по заслугам талантливый выходец из народа, как он торжествует над своими врагами - ограниченными, жадными себялюбивыми купцами новгородскими.

А теперь давайте попадем на пир и послушаем, о чем говорят девушки.

-        Владимир снял Чурилу с этой большины.

-        Владимир снял Чурилу с этой должности.

-        Говорила я ему в потой.

-        Говорила я ему тайно, секретно.

-        Надо мною сердце не изнести.

-        Мое сердце не успокоить.

-        Он у крестьянина живота накрал.

-        Он у крестьянина имущество украл.

-        Попахнул на плечи шубу.

-        Накинул на плечи шубу соболиную.

-        Обнизила стрелочка каменная.

-        Полетела ниже стрелочка каменная.

-        Кафтаны на молодцах голуб скурлат.

-        Кафтаны на молодцах из голубого сукна.

-        Гусли в новой горенке на стопочке.

-        Гусли висят на деревянном гвоздике в новой комнате.

-        Щи я ему из большой посуды.

-        А мы с четверга шабаш сделали.

-        А мы в четверг работу закончили

Ученик: Отличается от киевской новгородское летописание.

По гипотезе Д.С. Лихачева, после политического переворота 1136 г., в результате которого князь был выселен за пределы города и Новгород превратился в боярскую республику, открывавшая новгородский летописный свод «Повесть временных лет» была заменена «Начальным сводом», отличавшимся антикняжеским духом, что соответствовало политическим настроениям в Новгороде того времени. Летописание XII в., продолжавшее эго новое, переработанное начало рассказа о первых веках существования Руси, очень существенно отличалось от современного ему южнорусского или Владимиро-суздальского. Прежде всего, оно было подчеркнуто местным: новгородские летописцы редко и скупо говорят об общерусских событиях или событиях в других русских землях. Отсутствовала в Новгородской летописи и церковная риторика, которой отличались, как было сказано, летописи Владимиро-Суздальской Руси. Например, если там летописцы, говоря о каких-либо необычных небесных явлениях или стихийных бедствиях, обязательно стремились истолковать их в духе церковного мировоззрения, видя в них либо наказание «за грехи», либо грозное или доброе предзнаменование, то новгородские летописцы лаконичны и деловиты: рассказывая об урагане, они упоминают о сорванных крышах и утонувшем скоте, говоря о голоде, называют цену, по которой продавалась рожь.

Новгородская летопись этого времени отличается безыскусностью стиля (здесь мы почти не найдем столь характерных для южнорусского летописания этикетных формул в духе монументального историзма), демократичностью языка, сохранившего много диалектных слов и отразившего особенности местного новгородского произношения.

Старшие новгородские летописи отразились в так называемой новгородской первой летописи в двух её редакциях (изводах). Старший извод представлен синодальным списком XIII — XIV вв. Это самая древняя из дошедших до нас рукописей с летописным текстом. Древнейшие списки новгородской первой летописи младшего извода относятся к середине XV века.

Новгородское летописание долгое время остается обособленным от летописания других русских земель, пока в XV в. новгородские своды не будут привлечены как один из источников нового общерусского летописного свода.

Однако именно новгородская первая летопись сохранила в своем составе интереснейший литературный памятник (возможно киевского происхождения) - рассказ о взятии Константинополя (Царьграда) «фрягами» (крестоносцами) в 1204 г., во время четвертого крестового похода. Составленная очевидцем событий, повесть эта является первым русским подробным сообщением о событиях в Византии, при этом повествователь оказался прекрасно осведомленным в политической подоплеке событий и со знанием дела изложил все обстоятельства осады, взятия и разграбления Константинополя.

Ученик: «Начальный свод». Около 1095г. создается новый летописный свод, который А. А. Шахматов предложил назвать «Начальным сводом» он убедительно показал, что «Начальный свод» сохранился в составе новгородской первой летописи хотя и в несколько переработанном виде. Поэтому мы с большой степенью вероятности можем вычленить из дошедшего до нас текста «Повесть временных лет» - летописного свода, созданного на основе «Начального свода», тот объем известий который принадлежал ещё этому «Начальному своду».

Составитель «Начального свода» продолжил свод Никона, доведя изложение событий с 1073г. по 1095г., и придал своему изложению в этой дополненной части особенно публицистический характер, упрекая князей за междоусобные войны, сетуя, что они не заботятся об обороне русской земли, не слушаются советов «смысленных мужей». Помимо русских источников, летописец использовал так же древнейшую русскую хронографическую компиляцию - так называемый «Хронограф по великому изложению», откуда вставил в летописный рассказ несколько фрагментов: рассказ о походе Руси на Царьград при византийском императоре Михаиле, рассказ о походе Игоря на Царьград и рассказ о чудесных знамениях, случившихся во времена сирийского царя Антиоха, римского императора Нерона и византийских императоров Юстиниана, Маврикия и Константина (под 1065 г.).

Сказание об Иоанне Новгородском. В политической и идеологической жизни Новгорода всегда большую роль играл новгородский архиепископ. Первым новгородским архиепископом (до него высшим церковный иерарх Новгорода имел сан епископа) стал Иоанн. Иоанн (в годы архиепископства - с 1165 г. по 1186 г.) пользовался большой популярностью у новгородцев как при жизни, так и после смерти, и с его именем связанно несколько легенд, возникших в разное время. Это «Сказание о битве новгородцев с суздальцами», «Сказание об обретении мощей Иоанна» и «Сказание о Благовещенской церкви».

Вывод: И если перефразировать слова Горького «Без знания прошлого нашей страны не построить светлого будущего». Давайте знать и любить древнюю литературу.

Учитель информатики: А теперь перейдём к практическим занятиям. Пройдите к рабочим местам за компьютерами. Сейчас всю информацию, которую вы рассмотрели, мы визуально повторим и дополним.

Для этого войдите в «мой компьютер» двойным щелчком, откройте окно windows, затем диск «С» перед вами энциклопедия по истории, откройте окно «Генеалогия». Здесь информация о правителе Рюрике и его портрет, изучите. Сейчас откройте раздел «культура». Рассмотрите панораму Новгорода. В хронологии. Выберите событие, которое интересует вас. Какой год вы будете рассматривать. Правильно 1021.

Хорошо, теперь сделаем вывод: как можно получить информацию, которая вам необходима?

Ученики: Пользуясь информационными технологиями, а именно дисками.

Учитель: Чтобы понять, как вы усвоили эту тему, вам предлагается ответить, на вопросы теста, которые находится на дискете.

Теперь изучим, как пользоваться информацией, которая хранится на дискете Откройте окно «Мой компьютер», затем диск 3,5 А. Откройте файл «тест». И перед вами вопросы по истории и литературе, нужно заполнить тестовые карточки, у вас 7-8 мин. Учитель: Выполнили тест.

Тест:

  1. Главой Новгородской республики является:

а) Владыка

б) Князь

в) Тысыцкий

г) Посадник

  1. В ХII век новгородцы приглашали по договору в качестве военноначальника:

а) Посадника

б) Князя

в) Владыку

г) Тысяцкого

  1. В период Удельной Руси боярские республики существовали в:

а) Пскове и Новгороде

б) Владимире и Киеве

в) Новгороде и Киеве

г) Новгороде и Чернигове

  1. Какие ремесленные изделия отсутствовали в Новгороде:

а) сапоги

б) лапти

в) украшения

  1. Новгородская летопись называется:

а) Повесть временных лет

б) Слово о законе и благодати

в) Начальный свод

  1. С какими землями у Новгорода были налажены торговые отношения:

а) с Византией

б) с Германией

в) с Киевом

г) верны все ответы

  1. Известные исследователь литературы древней Руси:

а) Лихачев

б) Менделеев

в) Ломоносов

г) Пушкин

  1. Куда плавал Садко:

а) Индию

б) Америку

в) Африку

г) Золотую Орду

  1. Кого считает Садко «побогаче» себя:

а) купцов новгородских

б) морского царя

в) Новгород

г) Киев

  1. Откуда освободил Иоанн беса:

а) бутылки

б) сосуда

в) рукомойника

г) кувшина


Раздался звук Речевого колокола, и вздрогнули сердца в Новгороде. Отцы семейств вырываются из объятий супруг и детей, чтобы спешить, куда зовет их отечество. Недоумение, любопытство, страх и надежда влекут граждан шумными толпами па Великую площадь. Все спрашивают; никто не ответствует... там, против древнего дому Ярославова, уже собралися посадники с золотыми на груди медалями, тысяцкие с высокими жезлами, бояре, люди житые со знаменами и старосты всех пяти Концов новгородских с серебряными секирами. Но ещё не видно никого на месте лобном, или Вадимовом (где повышался мраморный образ сего витязя. Народ криком своим заглушает звон колокола и требует открытия веча. («МАРФА - ПОСАДНИЦА, ИЛИ ПОКОРЕНИЕ НОВАГОРОДА» Н. М. Карамзин).

Сделайте карточки, их проверят. А мы повторим:

Учитель: Что нового вы узнали по информатике?

Ученики: Мы научились пользоваться информацией, хранящейся на диске и дискете.

Учитель: Каким одним понятием можно объединить диск и дискета.

Ученики: Программное обеспечение.

Учитель: Что такое программное обеспечение?

Ученики: Программное обеспечение - это совокупность всех программ, используемых компьютерами, а так же область деятельности по их созданию и применению.

Учитель: Спасибо. Теперь выйдите на рабочий стол компьютера и перейдите к рабочим местам за столами.

Учитель истории подводит итоги урока, объявляет оценки.

Домашнее задание: изобразить герб Новгородской республики, таким, каким вы его представляете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исторический кружок «Достопримечательности Великого Новгорода»

содержание кружка расширяет кругозор учащихся коррекционной школы...

Роль Великого Новгорода в становлении российской государственности

Комбинированный урок с применением ИКТ для учащихся 10 классов...

Урок истории 7 класс "Господин Великий Новгород"

Данный урок проведен в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида...

"Русь православная. Добро пожаловать в Великий Новгород" презентация-проект

проектная работа к уроку МХК, истории. Путеводитель. Собор святой Софии в Новгороде....

ТЕМА: Раздробленность на Руси . Господин Великий Новгород. Владимиро –Суздальская Русь

Тестирование по  теме "Раздробленность на Руси. Господин Великий Новгород. Владимиро-Суздальская Русь"...

Открытый урок «Золотое сечение в архитектуре Великого Новгорода»

урок объяснения нового материала по математике для 8 класса по программе дополнительного образования «За страницами учебников математики» с использованием мультимедийной презентации....

Презентация "Великий Новгород в деревянном кружеве"(Музей под открытым небом Витославлицы)

Эта презентация знакомит учащихся с лучшими образцами древнерусского деревянного зодчества: избами, церквями,мельницами, колодцами. Может быть использована на уроках развития речи, литературы при изуч...