урок истории в 9 классе Тема урока: «Все было – беды и победы…»
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Абросимова Галина Михайловна

 

Тема урока: «Все было – беды и победы…» был проведен в 9 классе по проблеме метапредметных компетенций....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_urokabedy_-_pobedy.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Все было – беды и победы…»

Цель урока: создать условия для целостного осмысления учащимися внешней политики СССР накануне ВОВ.

Задачи урока:

  1. Образовательные: создать условия для определения учащимися основных результатов внешней политики СССР в нач. 40-х гг.ХХв.
  2. Развивающие: продолжить формирование специальных умений и навыков: анализа первоисточников (исторического документа, исторической карты), осуществления учащимися самостоятельного целеполагания, способствовать активизации самостоятельной и познавательной деятельности учащихся, формирование положительной мотивации к изучению предмета, развитие аналитического мышления, пространственного воображения, грамотной устной речи.
  3. Воспитательные: способствовать воспитанию учащихся гражданской позиции в оценке прошлого своей страны.

Формирование ключевых метапредметных компетенций:

Учебных: анализа первоисточников, грамотной устной речи.

Коммуникативных: уметь работать в группах, отстаивать собственную точку зрения, приобретать опыт межличностного общения,

Толерантных: уметь разрешать проблемные ситуации неконфликтными способами,

Социальных: развивать навыки социоконструкции и социализации учащихся.

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: историческая карта «Внешняя политика СССР 30-е -50-егг.ХХв.», мультемидийный проектор, ПК.

План урока:

  1. Направления внешней политики СССР , цели, задачи.
  2. Отношения с Германией в 30-40-е гг.ХХ в.
  3. Итоги внешнеполитической деятельности СССР.

Ход занятия:

Учитель: я предлагаю назвать наш урок словами советского поэта Гордейчева В. «Все было – беды и победы…»

Вопрос: Почему поэт характеризует политику СССР в 40-е годы именно этой строкой?

( уч-ся называют – какие беды, победы, чего было больше)

Вопрос: О чем мы обычно говорим, когда знакомимся с внешней политикой?

( уч-ся: направление

              цели

              задачи

              союзники, соперники

              результаты.)

Учитель: Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, нам нужно вспомнить содержание внешней политики СССР в 30-40-егг.ХХв.

Результаты нашей работы фиксируем в таблице. В ней вы ведете записи в течение урока. Вы заполняете пустующие области по мере обсуждения материала, касающегося целей, задач, основных направлений внешней политики.

Работа по карте: - обратите внимание на карту СССР накануне ВОВ – какая внешнеполитическая цель стояла перед СССР

( защитить свои границы, оттянуть сроки начала войны с Германией)

Учитель: зачем?

( уч-ся называют и фиксируют в карте задачи: / заключение пакта с Англией, Францией весной-летом 1939г/)

Учитель: какие государства препятствовали этому? (Финляндия, Финская война)

Учитель: СССР начинает свою внешнеполитическую деятельность на западном направлении

Работа с учебником стр. 224-225.

Задание: назовите и зафиксируйте основные события и результаты деятельности СССР на данном направлении.

Учащиеся называют: присоединение Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии и т.д., часть финской территории.

Учитель: Германия продолжает готовится к войне. Что в этой ситуации могло сделать руководство СССР? Представьте на месте Сталина…

Уч-ся: Возможно договориться с Германией. ( Пакт о ненападении 1939г.- Молотов – Рибентроп). – результаты в карте

Учитель: подведем итоги

Задание для групп:

1группа – проанализировать результативность развития военной промышленности в СССР в к.30-х – нач. 40-х гг.

2 группа – обратиться к теме урока – чего больше было бед или побед.

3 группа – спрогнозировать по результатам западного направления дальнейшее течение внешнеполитических событий.

(уч-ся должны сказать – Германия продолжала готовиться к войне. У СССР не было даже союзников.

С какими силами начинать войну?).

Работа с источником: Планы СССР

Учитель: 22 июня 1941 года началась ВОВ. Началась с массового отступления Красной Армии до самой Москвы. Почему?

Задания по группам: 1. Основные уроки, извлеченные из первых крупных поражений

2. Причины массового отступления

3. Какие выводы сделал Гитлер после первых месяцев войны против СССР

( уч-ся: с СССР покончено!)

Учитель: руководство страны направляет все силы на то, чтобы остановить врага, дать ему отпор (Эвакуация, героический труд в тылу, массовый подвиг народа на фронтах)

Результаты не замедлили сказаться. Битва под Москвой.

1группа – высказывание Сталина

2 группа – высказывание Гитлера

Задание 3-й группе – за кем бы вы пошли и почему?

Учитель: а теперь обратимся к фактам:

Каков результат битвы?

В чем вы видите причины победы Красной Армии под Москвой?

Можно ли считать, что война завершилась после разгрома фашистов под Москвой? И подумайте, какие последствия имели результаты ВОВ для СССР.

Работа по учебным страницам: 257

(уч-ся: нет, т.к. ….)

Учитель: в таблицу заносим даты основных сражений в ходе ВОВ, результаты.

-259.

( уч-ся называют: - освобождение Западной Европы от фашизма,                                                              - укрепление обороноспособности СССР,

- СССР сверхдержава.

Учитель: обратимся к теме нашего урока – чего было больше – бед или побед…

Уч-ся: много было того и другого.

Учитель: ясно, что победа в ВОВ вывела СССР на новый уровень исторического развития.

Рефлексия: а теперь проверим уровень наших знаний:

( игра «крестики-нолики»).

1. Операция германской армии, ставившей конечной целью захват Москвы, имела кодовое название – «Барбаросса»    ( Х)

2. Первое крупное поражение противнику Красная Армия нанесла в сентябре 1941г. по Смоленском.   ( О ).

3. 30 июня 1941 года немецкие войска завершили окружение Минска. ( О ).

4. Центральный штаб партизанского движения возглавил П.К.Пономаренко. (Х).

5. Господствующей высотой в Сталинграде является Малахов курган. ( О ).

6. План «Ост» - осуществление колонизации оккупированных территорий. ( Х ).

7. Тегеранская конференция состоялась в июне 1944г. ( О ).

8. «Цитадель» - кодовое название контрнаступления Красной Армии под Курском. ( Х ).

9. В 1945-1946гг. Международный трибунал над нацистскими преступниками работал в Мюнхене. ( О ).

  1. Х; 2. О; 3. О; 4. Х; 5. О; 6. Х; 7. О; 8. Х; 9. О.                  

Задачи СССР в 40-е гг.ХХ в.

1.______________________________________

2.______________________________________

3.______________________________________

Направления



Противники



Союзники


Основные события













Результаты










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 6 класс. Тема урока. Взаимоотношения Церкви и государства в конце XV - начале XVI века

Урок освящае события истории Росии конца 15 - начала 16 вв. В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства ру...

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв."

КОНСПЕКТ  УРОКА ПО ИСТОРИИ   Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв." 6 класс...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"...