урок по теме "Прмчины гражданской войны и интервенции в Росссии"
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Кузнецова Татьяна Львовна

данной разработкой урока можно воспользоваться в 9 и 11 классах, учитывая возрастные особенности учащихся, к уроку можно подготовить презентацию с иллюстративным материалом и перечисленными сведениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_9.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории 9(11) класс по теме:                                                                                                                             «Причины гражданской войны и иностранной военной интервенции»

Цель урока - в соответствии с ФГОС создать условия для усвоения исторического материала по теме «Гражданская война и иностранная военная интервенция»  с тем, чтобы обеспечить возможность учащимся осмыслить историческое значение деятельности людей, выявить в событиях новейшей истории многообразие социальных ситуаций и ролей, знать пути преодоления социальных конфликтов, уяснить основные этапы и тенденции истории России, мотивы и результаты деятельности разных слоев населения. В итоге учащиеся должны знать и уметь формулировать: причины гражданской войны, интервенции, их участников.                                      Продолжить работу над развитием учебно-информационных умений (работа с документом, умение анализировать, выделять главное, использовать разные источники знаний)                                                                                     Дальнейшее развитие нравственных и коммуникативных качеств личности                           

Форма урока: комбинированный урок.

  Оборудование: Карта: «Гражданская война в России 1918-1921гг.», учебник «История России» авторы:  Данилов, Косулина (9), Шестаков(11-профильный),  Н.В.Загладин и Симония(11-базовый),  компьютер,  проектор, экран.                                                                                                                                   Основные понятия: гражданская война, интервенция.    

План урока: 1. Причины Гражданской войны.                                                                                                                  2. Интервенция: причины, участники, последствия.                                                        3. Выступления с сообщениями о Таганроге в годы гражданской войны.

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя: Гражданская война – это трагедия для всего народа, всей страны. Здесь все виновны в насилиях, разрушениях. Это самая страшная война. В войне между странами виден враг. Он пришел незвано на твою землю, его надо уничтожать. В Гражданской войне по-иному. Бывшие друзья становятся врагами, брат идет против брата, отец против сына, сын против отца. Поэтому любая гражданская война кровавое пятно в истории пережившей её страны. Увы, не была исключением и Россия. Гражданская война охватила всю страну. Эпиграфом к нашей теме  могут служить строки из стихотворения Роберта Рождественского, которые родились после посещения поэтом кладбища во Франции, на котором похоронены многие участники «белого движения»: «Я прикасаюсь ладонью к истории,
Я прохожу по Гражданской войне». Стихотворение М. Волошина                               « Гражданская Война»:                                                                                                                                   «И здесь и там между рядами                                                                                      Звучит один и тот же глас:                                                                                                  Кто не за нас, тот против нас,                                                                                                            Нет безразличных, правда с нами!                                                                                 А я стою один меж них                                                                                                                В ревущем пламени и дыме                                                                                                И всеми силами своими                                                                                                            Молюсь за тех и за других.                                                                                   На доске написаны цифры – 35% бывших царских офицеров служили в РККА (среди них дворяне С.Лазо, М.Тухачевский, Н. Шапошников, генерал Брусилов и другие); 45% бывших царских офицеров служили в белой армии  (среди них внук крепостного А. Деникин, сын крестьянки и простого казака Л.Корнилов, у Колчака были два рабочих полка)

- Так почему же началась братоубийственная  гражданская война?            Беседа по изученному материалу:                                                                            1.Чем закончился октябрьский переворот в Петрограде в октябре 1917 г.?                                                                                                                            2.Как отреагировало на это событие население России?                                                 3. Какие мероприятия провели большевики, прийдя к власти?                              4.Какова была судьба Учредительного собрания?                                                          5. Что такое продовольственная диктатура?                                                                     Сделайте вывод о причинах гражданской войны, после ответв обобщение и запись в тетрадь:   Основные причины Гражданской войны:                            - Борьба буржуазии и помещиков за власть и собственность против пришедших к власти в октябре 1917г.  Большевиков и их социальной опоры – пролетариата и беднейшего крестьянства.                                                                   - Крах демократической альтернативы после разгрома Учредительного собрания.                                                                                                                                                         - Экономическая политика большевиков в деревне  весной – летом 1918г.        - Брестский мир и его последствия.                                                                                       –Стремление возродить великую Россию, будущее которой видели по разному (Б. Васильев об этом сказал: « Белая Россия воевала во имя восстановленя буржуазной законности, красная - во имя законности социальной; белые видели идеал в парламентской буржуазной республике, красные поворачивали на неизведанный умозрительный путь грядущего «царства» социализма».                                                                                                                                     Была еще и третья сила – «зеленые» - крестьяне, которые, зачастую , воевали и с теми и с другими.(на доске рисуем треугольник – объясняя, что

«красные»»»

        

«белые»

«зеленые»

Гражданская война была «войной всех против всех» )                                          

Что такое интервенция и почему она началась?  (Интерве́нция (лат. interventio — вмешательство) — военное, политическое или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другой страны, нарушающее её суверенитет). Предлогом для начала интервенции стало подписание Брестского мира. А что на самом деле? Учитель перечисляет сведения: в 1918г. интервенты вывезли из Украины  2млн. пудов сахара, 22 тыс. вагонов с продовольствием, 100 тыс. голов крупного рогатого скота, 100тыс. лошадей; 1919г. с Дальнего Востока – 3млн. шкурок, 14 млн. пудов сельди, из Таганрога немцы вывезли оборудования на 100 тыс. золотых рублей; этот список можно продолжать. После ответов ребят делаем вывод и записываем в тетради.                                                                  Причины  интервенции:                                                                                                     - Предотвращение экономических потерь (последствия национализации собственности, возможные финансовые потери, связанные с отказом выплачивать долги), захват  географических зон влияния, использование российских ресурсов.                                                                                                     - Участие в подавлении российской революции и свержении большевистского правительства, помощь противникам большевиков.  Выступления учащихся с подготовленными сообщениями «Немецкая оккупация 1918г. Таганрога», «Красный десант»                                         Вывод: Итак, мы можем сказать, что захват власти большевиками ознаменовал собой переход гражданского противостояния в новую вооруженную фазу – гражданскую войну.

Подведение итогов – оценка участия в уроке. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: «Гражданская война и военная интервенция в России», 11 класс, социально-гуманитарный профиль

На уроке даётся общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне.Учащиеся должны выяснить предпосылки и специфические черты Гражданской войны в России, рассмотрет...

Блок уроков по теме ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ 1918-1921 г.г.

Блок уроков по теме ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ 1918-1921 г.г.материал показывает форму подачи знаний ученикам....

Конспект открытого урока истории в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция"

Конспект открытого урока по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция". Конспект включает подробный материал для урока с элементами краеведения. Это вызывает у детей повышенны...

методическая разработка урока "Гражданская война и интервенция"

Аннотация Данный урок реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9, 11 классов.В процессе деятельности учащиеся находят ответы на проблемные вопросы, обобщаю...

Презентация к уроку "Гражданская война и интервенция"

Презентация является наглядным материалом к уроку "Гражданская война и интервенция", который реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9;11 классов...

План-конспект урока по истории России Тема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9

План-конспект урока по истории РоссииТема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...

Урок по истории "Гражданская война и интервенция"

Урок по истории по теме "Гражданская война и интервенция"...