Фальсификация отечественной истории. Взгляд западных историков.
статья по истории по теме

 

Фальсификация отечественной истории. Взгляд западных историков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferenciya.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конференция

Фальсификация отечественной истории. Взгляд западных историков.

Тема фальсификации отечественной истории несколько раз поднималась в российских СМИ, но серьезной полемики по этому поводу так и не возникло. Почему? Скорее всего, лишь для того, чтобы на какое-то время успокоить общественное мнение.  Наше внимание быстро переключается на проблемы насущные, и вскоре  с экранов телевизоров сплошным потоком идут сообщения о насилии, коррупции, беспределе на дорогах, что помогает увести мысли соотечественников в другую сторону. Действительно, раз такие ужасающие события происходят не только в нашей стране, но и во всем мире, то до истории ли тут?

Нас уверяют, что маятник самоидентификации среднестатистического россиянина уверенно качнулся в сторону западных ценностей. Вполне возможно. Вместе с железным занавесом в конце 80-х рухнули и преграды, сдерживающие моральные нормы, присущие строителю коммунизма, свято чтущего «Моральный кодекс строителя коммунизма», заменивший рядовому россиянину Библию. В страну широким потоком хлынули наркотики, порнография, стали в открытом доступе публиковаться материалы о параллельных мирах, криптозоологии, НЛО. Пока мы взахлеб изучали запрещенные доселе материалы, в российские средства массовой информации проникли и западные историки. Они внимательно изучили нашу реакцию на новые материалы, а потом стали уверять нас в том, что советское правительство так же тщательно прятало от своего народа и многие страницы отечественной истории.

Не скрою, что какие-то материалы о нашем прошлом в том виде, в котором их преподносили советские историки, казались шитыми белыми нитками, но постепенно переписывались не только отдельные страницы истории, но и целые эпохи. От нас стали требовать извинений за каждый шаг прошлого, даже за выстраданную нами  Великую Победу прошедшей войны. И теперь российские школьники уверенно заявляют, что Сталин и Ленин были извергами пострашнее Гитлера, а во Второй мировой войне однозначными победителями стали американцы. И Красная Армия сумела вытеснить со своей территории фашистов лишь только благодаря американской помощи по ленд-лизу.

В рамках данного выступления просто невозможно дать общую картину научного исследования всех фактов фальсификации отечественной истории, но отдельные эпизоды мы вполне можем себе позволить рассмотреть.

Например, все мы прекрасно знаем, как нарастали противоречия между Центром и регионами после принятия Конституции 1993 года. Обо всех регионах вряд ли стоит говорить, остановимся на заявлениях М. Шаймиева, президента Татарстана. Ему удалось оговорить особый статус Татарстана в составе Российской Федерации, и в феврале 1994 года между Москвой и Казанью был пописан договор о разграничении полномочий. Казалось бы, после расширения базы развития подлинной государственности Татарстана вполне можно поверить в то, что инцидент окончательно исчерпан. Но почему же тогда все чаще звучат голоса о притеснениях жителей Татарстана Центром?

История взаимоотношений наших народов корнями уходит в глубокое Средневековье.  Когда заходит речь об этих трагических страницах в жизни татарского народа, часто можно слышать: «Зачем ворошить прошлое?»
На это можно ответить словами замечательного русского писателя Федора Абрамова: «Нет будущего у того народа, который не помнит своего прошлого, который лишен своей исторической памяти». Жестокость русского царя поразила немца Альберта Шлихтинга, который писал: «После взятия Казани в 1552 году город был разграблен, жителей убивали, выволакивали и обнаженные трупы складывали в большие кучи».  Что и говорить, это были печальные страницы нашей истории.

  Что же говорит об этих исторических событиях Википедия? «Взятие Казани стало следствием постепенного усиления Московского княжества, сумевшего консолидировать русские земли и не желавшего мириться с присутствием неспокойного соседа на своих южных границах, к тому же лояльного Османской империи. Борьба с Казанским ханством началась уже в 60-х годах XV века, но имела переменный успех. Обе стороны в этой борьбе объективно преследовали свои цели. Каждая смена династии в ханстве сопровождалась разорительными нападениями казанцев на русские земли. Так, в 1521, после перехода власти в ханстве от золотоордынской к крымской династии, крымцы и казанцы совершили опустошительный набег на Российское государство, дойдя до самой Москвы, чем окончательно переполнили чашу терпения российских государей. Кроме того, усиление Османской империи в Причерноморье и на Кавказе способствовало ослаблению фактически вассальной зависимости Казанского ханства от Москвы, что было чревато новым витком османской экспансии в Европу. Помимо этого, русские пленные, захваченные во время татарских набегов, продолжали продаваться татарами как сакалиба (славянские рабы) в рабство в Крым, Восточные страны и Средиземноморье.

К войне с Казанью молодого царя подталкивали и экономические причины, в первую очередь стремление беспрепятственно осуществлять торговлю по всему пространству волжского пути.

Русско-казанские отношения резко обострились в первой половине XVI века в связи со сменой династии в Казани. В 1534—1545 гг. казанцы ежегодно совершали опустошительные набеги на восточные и северо-восточные владения Русского царства. Тем не менее, в Казани имела большое влияние так называемая русская партия, формировавшаяся из представителей мордвы и других народов».

Попробуем объективно оценить данные события. В начале XIII века татарские орды были не менее жестоки со славянскими народами, они крушили и сжигали все, что встречали на своем пути. Козельск, например, они окрестили «злым городом», «обидевшись» на отчаянное сопротивление его жителей. Через три столетия Москва предприняла соответствующие меры в целях защиты собственного населения. Так стоит ли требовать извинений, спустя более пяти сотен лет, не лучше ли самим изначально повиниться? Самое примечательное, что в дискуссиях, освещавших начало  Нового времени, активно принимали участие западные историки, но вряд ли они могли быть объективными, ведь их страны не познали монголо-татарского ига. А ведь именно многострадальная Русь приняла на себя страшный удар Орды, не пропустив в Европу несметные полчища. О разорении наших народов меньше всего рассуждают западные историки, стараясь обвинить во всех грехах своего восточного соседа.

Еще одно не менее значимое военное противостояние произошло в годы Великой Смуты, ответственность за которую должна бы признать за собой польская сторона. В дореволюционной историографии за началом XVII в. прочно закрепилось название «Смута», под которым понималось «общее неповиновение, раздор меж народом и властью». Однако происхождение и причины этого явления определялись по-разному. Современники событий, деятели церкви искали первопричины этих испытаний в духовной сфере, грехе гордыни, который явился искушением самовластья, соблазнившим православный народ. Согласно этой точке зрения, Смута – это кара за безбожную жизнь и одновременно мученический венец, давший народу возможность понять силу православной веры. Н.И. Костомаров обратил внимание на социальные причины Смуты, показывая, что в ней повинны все слои русского общества, но главной причиной считал интриги папства, иезуитов и польскую интервенцию. В.О. Ключевский изучал в основном социальные аспекты Смуты. По его мнению, общество находилось в состоянии социальной неустойчивости из-за борьбы всех его слоев за лучшее для себя соотношение между обязанностями и привилегиями. С.Ф. Платонов тоже не рассматривал социальный кризис как причину и сущность Смуты. Он не считал определяющей для понимания этих явлений борьбу внутри господствующего сословия русского общества. Стоит отметить, что западные историки стремятся очиститься от исторической пыли весьма своеобразным способом, свалив всю вину за собственные преступления На ту страну, которую так и не сумели завоевать четыре столетия назад. Совсем недавно в Интернете появилось видео любопытного доклада польского историка на тему "Польский взгляд на Смутное время".
Докладчик - Доктор истории, профессор Варшавского университета Иероним Граля.
Доклад был прочитан на международной конференции «Смутное время в России в начале XVII века: поиски выхода. К 400-летию «Совета всея земли», прошедшей в июне 2012 года в Ярославле. Мне удалось частично прослушать тот же доклад, прочитанный в рамках проекта ACADEMIA ТВ канала Культура.

По мнению польского профессора, его соотечественники не предъявляли России имущественных и территориальных требований, они только хотели остановить разрушительную гражданскую войну русских. А Лжедмитрии, как уверенно заявил Иероним Граля, были русскими, и за их действия польская сторона ответственности не несет.
«Вмешательство Речи Посполитой в большую русскую Смуту закончилось фиаско — при этом не удалось достичь ни одной политической цели, зато польско-московский конфликт был выведен на новый уровень. В исторической памяти русских прочно отложились происки «польских интервентов». Впрочем, не обошлось без преувеличения — cовсем недавно
годовщина капитуляции польского гарнизона в Кремле стала поводом для национального праздника. Это, как мы полагаем, выглядит примерно так, как если бы нынешняя, третья по счету Речь Посполитая объявила бы государственным праздником 4 июля — день блистательного разгрома царских войск под Клушином в 1610 году» - таково совокупное мнение польских историков.

А почему бы и нет? Празднуйте! С таким же успехом и немцы могут объявить, что 22 июня 1941 года у них будет национальным праздником, а называться он будет «Взятие Брестской крепости». К такому звучному названию и соответствующий подзаголовок можно придумать, например: «Блистательная победа скромного фашистского полка против всей Красной Армии, скопившейся на границах Советского Союза 22 июня 1941 года». Вот только вряд ли потомкам нацистов приходило в голову отмечать свои бездарные завоевательные походы, и в то же время у поляков амбиции чрезмерно высоки, они до сих пор не могут отличить такие понятия как «интервенция» и «оборона». Почему-то так и не вспомнили польские историки, что Москва до сих пор российская, а Клушино так и не стало польским. Более того, у наших народов совершенно разные представления о «блистательных победах».

Конечно, можно было бы продолжить разговор и о событиях сравнительно недавней истории, и о влиянии западных ценностей на умы современной молодежи, и о формировании основ «новой» культуры, но мы не должны забывать, что являемся воспитателями подрастающего поколения. Однако, мы не должны забывать, что наши ученики должны сформировать собственное мнение по поводу событий четырехсотлетней давности. А для этого учитель обязан в доступной форме преподнести учебный материал так, чтобы дети смогли рассмотреть и периодизацию, и позиции участников, и мнение историков разных школ, в том числе и зарубежных.

В рамках школьной программы такую работу выполнить просто невозможно, поэтому в нашей  школе работают исторические кружки по изучению отечественной истории. Дети принимают активное участие в подготовке научно-исследовательских работ, в создании презентаций, собирают материал по данному событию, классифицируют факты. В настоящее время в нашей школе ведется подготовка общегородского мероприятия, посвященного четырехсотлетнему юбилею Второго ополчения. В школе работает кружок «Кадеты» под руководством учителя ОБЖ И. И. Овсиенко, на котором учащиеся не только занимаются практической подготовкой, но и слушают лекции, посвященные страницам отечественной истории. Для чтения лекций приглашаются учителя истории.

В планах еще много задумок, интересных видов работ, где дети будут принимать самое активное участие. Это и создание собственного музея школы, и формирование клуба по реставрации исторических событий, и подготовка экскурсоводов из числа школьников, и многое другое. Но мы с вами не должны забывать, что главная наша задача – это воспитание подрастающего поколения, способного стать истинными патриотами своей Родины.

И напоследок хочется отметить, что отечественная история должна стать главным предметом в школе, а для этого нужно пересмотреть и содержание учебного материала, и методику преподавания, и схему построения уроков. В каждой школе должен быть соответствующе оформленный кабинет истории, но не в виде скучных безликих стендов, а в форме коллажа, в оформлении которого принимали бы участие сами школьники. Современные учебники истории перенасыщены информационным материалом, который просто невозможно сообщить детям на этапе изучения нового материала. Язык учебников не всегда понятен детям, т. к. тексты переполнены терминологией, которая еще не введена в активный словарь школьника.  Подчас тест учебного материала изложен слишком специфичным языком, понятным лишь узкому кругу специалистов. В течение одного урока дети иногда должны уложить в памяти более десяти единиц запоминания. Это и даты, и имена исторических героев, и новые термины. Но мы не должны забывать, что кроме истории у учащихся есть еще и другие предметы, материал которых не менее насыщен.

Конечно, подобные изменения принимаются на законодательном уровне, и очень хотелось бы быть услышанной.

Выполнила: учитель истории и обществознания МОУ «СОШ 12»  г. Ржева. Калинина.Н.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к конференции. Фальсификация российской истории

Приложение к конференции. Фальсификация российской истории...

Интегрированный урок литературы и истории "Пугачёв глазами историков и литераторов"

Пушкин изображает Пугачёва как талантливого  , смелого руководителя  крестьянского восстания,  подчёркивает его ум , сметливость, храбрость , гуманность,  связь с народом. Все...

«Почему и как западные историки переписывают историю Второй мировой войны?»

9 мая наш народ будет отмечать знаменательную дату – День Победы.Прошло 69 лет с того дня, когда мир  узнал  о Великой Победе нашего оружия, нашего духа. Пройдет еще 100, а может быть и тыся...

Экспериментальное изучение темы «Великая Отечественная война» в курсе Отечественной истории 11 класса.

Данная статья раскрывает особенности изучения такой сложной темы как "Великая Отечественная война". В статье описывается эксперимент по проведению уроков на основе деятельностного подхода к изучению и...

Историко-культурный стандарт по Отечественной истории

Создание Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной историиНеобходимость создания нового учебно-методического комплекса истории России диктуется возросшими требованиями к качеств...

Басня И.А. Крылова «Обоз» как отражение взглядов писателя на определенные события отечественной истории.

Басня И.А. Крылова «Обоз» как отражение взглядов писателя на определенные события отечественной истории....

Итоговый проект участников курсов муниципальных тьюторов по вопросам сопровождения реализации Концепции нового УМК по отечественной истории и требований историко-культурного стандарта

Итоговый проект участников курсов муниципальных тьюторов по вопросам сопровождения реализации Концепции нового УМК по истории.Методическое сопровождение педагогов по вопросам преподавания истории в св...