Календарно - тематическое планирование истории 5 класс.
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) по теме

Казакова Евгения Николаевна

Планирование уроков по  Всеобщей истории в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx47.62 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   5 КЛАСС – 68 часов.

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Форма урока

Требования к уровню подготовки учащихся

(учащиеся должны знать/уметь)

Информ. сопровождение, виды здоровье-

сберегающих технологий

Дата проведения

По плану

По факту

Раздел I. Что изучает история. Пропедевтический курс  (10 часов )

1.

Что изучает история.

1

Урок изучение нового материала

Вводная лекция с элементами беседы

Уметь:         объяснять значение понятий: археология, этнография, нумизматика, геральдика;

Карта

2.

Историческое летоисчисление.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок - рассказ с элементами беседы

        объяснять значения понятий: наша эра, до нашей эры; как велся счет лет в истории; определять век и вести  подсчет исторического времени

Лента времени

3.

Источники знаний о прошлом.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок - беседа

Уметь: объяснять значение понятий: раскопки, исторические источники, факты, историческая память; определять значение исторических источников, объяснять значение понятий: иероглифы, клинопись, папирус, палеография, пергамент, берестяные грамоты;

- определять различия и сходства между разными видами письменности

Иллюстрации

4.

Письменные исторические источники

1

Комбинированный

Рассказ с элементами беседы

Уметь: объяснять значение понятий: иероглифы, клинопись, папирус, палеография, пергамент, берестяные грамоты;

- определять различия и сходства между разными видами письменности,

: объяснять значение основных понятий: керамика, сундук, гардероб, туника, кафтан. Описывать и объяснять назначение вещественных источников

Иллюстрации

5.

Вещественные исторические источники

1

Комбинированный

Урок - беседа

Уметь: объяснять значение основных понятий: керамика, сундук, гардероб, туника, кафтан. Описывать и объяснять назначение вещественных источников

Иллюстрации

6.

Историческая карта.

1

Комбинированный

Рассказ с элементами беседы

Уметь: объяснять значение основных понятий: историческая карта, стороны света, условные знаки;

ориентироваться по исторической карте, показывать необходимые объекты на карте;

-        объяснять карту, используя условные знаки; анализировать значение географических названий; находить сходства и различия исторической и географической карт

Карта, схема

7.

Происхождение имен и фамилий

1

Урок применения

ЗУН

практикум

Уметь:  объяснять значение основных понятий: родословная, генеалогическое древо, род, семья, предки, отчество; составлять родословную семьи; объяснять возникновение имен, отчеств, фамилий.

Беседа: Моя семья- здоровая семья»

8.

Гербы, флаги, гимны, государств.

1

Урок применения

ЗУН

практикум

Знать составляющие элементы государственных символов.

Уметь:         объяснять значение основных понятий: герб, флаг, гимн, штандарт;

-        определять значение государственной символики.

Иллюстрации

9

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории.

1

Урок применения

ЗУН

Рассказ с элементами беседы

Уметь   определять основные периоды всеобщей истории.

Лента времени

10

Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.

1

Повторительно-обобщающий

Урок –презентация. Работа в группах.

Уметь:  определять российскую государственную символику; характеризовать российское государство как многонациональное.

Иллюстрации

Раздел II. Жизнь первобытных людей  (6 часов)

11

Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества.

1

Урок

изучения нового материала

практикум. Работа с картой

Уметь: описывать условия существования древнейших людей; излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека

Иллюстрации, карта

12

Орудия труда, занятия первобытного человека

1

Урок –изучение нового материала

Работа с материалами учебника

Уметь: давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община;

описывать условия существования древнейших людей; излагать свое суждение по вопросу о роли труда
в развитии человека

Иллюстрации,

слайды

13

Первобытные собиратели и охотники. Родоплеменные отношения.

1

Комбинир. урок

Работа с документами.

-        Знать: определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община;

- Уметь: описывать условия существования древнейших людей; излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека

Иллюстрации,

 схемы

14

Первобытные верования. Зарождение искусства

1

Комбинир. урок

Рассказ с элементами беседы

понятия: религия, искусство, колдовской обряд, душа;

-        высказывать суждение по вопросу о причинах появления религии и искусства;

-        называть характерные черты религиозных верований первобытных охотников и собирателей

Иллюстрации,

слайды

15

Древнейшие земледельцы и скотоводы. Зарождение неравенства.

1

Урок применения

ЗУН

Рассказ с элементами беседы

Уметь: давать определение понятий: присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя;

-        анализировать причины появления неравенства;

-сравнивать состав, социальное положение, орудия труда членов родовой и соседской общины, племени

Иллюстрации,

 схемы

16

Значение первобытной эпохи в истории человечества.

1

Повторительно-обобщающий

Контроль, коррекция и оценка знаний

Уметь: определять значение первобытной эпохи в истории человечества; описывать условия перехода от первобытности

к цивилизации: основные занятия, образ жизни, орудия труда

Кроссворд

II. Древний Восток  (16 часов)

Тема I. Древний Египет.  ( 5 часов)

17

Древний Египет:  местоположение и природные условия.

1

Изучение и первичн. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы

Уметь: показывать на исторической карте местоположение Древнего Египта; характеризовать природные условия Древнего Египта (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат); объяснять причины возникновения древнеегипетского государства

Карта,

иллюстрации

18

Занятия жителей. Земледельцы и ремесленники в Древнем Египте

1

Урок применения

ЗУН

Рассказ с элементами беседы, практикум

Уметь:  давать определение понятий: писцы, налоги;

характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп;    анализировать фрагмент исторического документа и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников

Иллюстрации,

 слайды

Беседа: «Как выжить в жарком климате?»

19

Возникновение государства. Фараон – повелитель Египта. Военные походы фараонов.

1

комбинированный урок

Урок – рассказ

Уметь: давать определение понятий: вельможи, -        характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп; раскрывать причины и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; показывать на исторической карте пути и направления военных походов;  участвовать в дискуссии по вопросу о последствиях военных походов

Карта,

иллюстрации

20

Мир человека Древнего Египта и зеркале мифов и легенд. Религия древних египтян.

1

комбинированный урок

Урок – рассказ

- давать определение понятий: миф, религия.

-        называть характерные признаки и особенности верований древних египтян;  Уметь: извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни древних   египтян

Иллюстрации,

 слайды

21

Культурное наследие Древнего Египта. Искусство древних египтян. Чему учили в древнеегипетской школе.

1

комбинированный урок

Урок – рассказ. Презентация

Уметь:  составлять описание памятников древнеегипетской культуры: архитектуры, скульптуры;          характеризовать основные достижения древнеегипетской науки и определять ее значение для мировой культуры; анализировать исторический источник «Розеттский камень», извлекать необходимый материал по данному вопросу;  определять значение появления письменности для возникновения научных знаний

Иллюстрации,

 слайды.

Беседа о взаимоотношениях в коллективе.

Тема II. Передняя Азия.  ( 7 часов)

22

Древнее Двуречье: местоположение, природные условия, занятия жителей.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний,

Практикум

Уметь: показывать на исторической карте месторасположение стран Двуречья; сравнивать географическую среду Египта и Двуречья;  высказывать суждение о схожих природных условиях и причинах образования государств в Египте

Карта,

иллюстрации

23

Возникновение государства: законы Хаммурапи.

1

Урок применения

ЗУН

практикум.

Уметь: анализировать фрагмент исторического источника «Законы Хаммурапи»;

-высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян и в жизни современных людей

Карта,

иллюстрации

24

Мифы и легенды Древнего Двуречья. Культурное наследие Древнего Двуречья

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Урок - рассказ

Уметь:  называть характерные признаки и особенности верований жителей Древнего Двуречья; извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни жителей Древнего Двуречья;  характеризовать основные достижения вавилонян;  давать описание древневавилонского письма.

Иллюстрации,

 слайды

25

Финикия: местоположение и природные условия. Занятия жителей. Культурное наследие.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Урок - рассказ

Уметь:  показывать на карте расположение Финикии и пути следования финикийских мореплавателей;

-        характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры

Карта,

иллюстрации

26

Палестина: занятия населения, библейские мифы и сказания, возникновение государства.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, прктикум, ч-поиск.

Урок - рассказ

Уметь:

- объяснять значение понятий: миф, предание, единобожие, монотеистическая религия;

- высказывать свое суждение о вкладе древних евреев в мировую культуру, основываясь на знания библейских сказаний

Карта,

иллюстрации.

Беседа о мудрости людей.

27

Ассирийская держава. Культурное наследие Ассирийской державы.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, прктикум, ч-поиск.

Урок - рассказ

Уметь: определять причины возникновения и гибели Ассирии;  характеризовать особенности военного искусства ассирийцев;         сравнивать культуру Древнего Египта и Ассирийской державы

Карта,

иллюстрации

28

Персидская держава. Завоевания персов.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, прктикум, ч-поиск.

Урок - беседа

Уметь: показывать на карте расположение Персидской державы; раскрывать особенности государственно-административного устройства Персидской державы;

сравнивать политический строй Древнего Египта

и Персидского царства

Карта,

иллюстрации

29

Культурное наследие народов Передней Азии.

1

Применения знаний

Урок – беседа, групповая работа с документами

Уметь:

- называть основные достижения в культуре жителей государств Передней Азии;

Иллюстрации,

 слайды

Тема III. Индия и Китай. ( 4 часа)

30

Древняя Индия: природные условия, занятия жителей.

1

Комбинированный урок

Урок - беседа

Уметь:         характеризовать природно-географические условия, занятия, религиозные верования жителей Древней Индии.

Карта,

иллюстрации

31

Возникновение древних религий. Брахма. Будда. Касты в Древней Индии.

1

Урок изучения нового материала

практикум

Уметь:

-        анализировать исторический фрагмент из законов Ману и составлять описание представителей индийских каст

Иллюстрации,

 слайды

32

Древний Китай: природные условия, население. Зарождение древних религий: Конфуций.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Урок - беседа

Уметь:

-        определять особенности географических и природных условий Китая;

-        сравнивать учения Будды и Конфуция;

Беседа о воспитанности человека.

33

Возникновение государства. Империя Цинь. Культурное наследие  Индии и Китая.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

практикум

Уметь: высказывать свое суждение по вопросу о значимости конфуцианства в жизни людей Древнего Китая

Беседа: К чему приводит жадность и жестокость?

34

Повторение и обобщение. Культурное наследие древневосточных цивилизаций.

1

Урок контроля

Уметь:         определять значение культурного наследия народов Древнего Востока; описывать исторические объекты и культурные памятники; выявлять сходства и различия в культуре стран Древнего Востока

Кроссворд

III. Древняя Греция. ( 17 часов)

Тема I. Древнейшая Греция  (4 часа)

35

Древняя Греция: местоположение и природные условия. Роль моря в жизни греков.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Урок -беседа

Уметь:

-        характеризовать природно-географические условия, основные занятия древних греков и критян;

Карта,

иллюстрации

36

Древняя Греция: Критское царство. Греческие мифы критского цикла

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Урок - рассказ

Уметь:         сравнивать условия жизни, образ жизни греков и критян и жителей Древнего Египта;

Карта,

иллюстрации

37

Микенское царство. Троянская война.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний,

практикум

Уметь:         характеризовать основные события и участников Троянской войны на основе анализа документа «Миф о начале Троянской войны»

Карта,

иллюстрации

38

Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея». Религиозные верования греков. Легенды и мифы о людях и богах.

Изучение и первич. закрепл. новых знаний Практикум, ч-поисков.

Уметь:         рассказывать основное содержание поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»;

-        характеризовать основных героев поэм, сравнивать

их действия и поступки;

-        высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современности;

-        показывать на конкрет ных примерах зависимость религиозных верований людей от природы;

-        называть имена мифических богов;

-        объяснять, какие силы природы отражали боги, покровителями каких занятий считались

Картины.

Беседа о дружбе, взаимовыручке.

Тема II. Полисы Греции, их борьба с персидским нашествием  ( 6 часов)

39

Полис – город–государство: Афины. Свободные и рабы. Демос и знать в Афинах. Реформы Солона.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний Практикум, ч-поисков.

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

-        объяснять значение понятий: демос, демократия, реформы, граждане, народное собрание, ареопаг, архонты;

-        называть характерные черты политического управления полисом, положения основных групп населения полиса;

-        раскрывать причины и значение проведения реформ Солона;

- анализировать фрагмент исторического документа и давать характеристику событиям и их участникам

Иллюстрации,

 слайды.

Беседа о демократическом обществе.

40

Города-государства:

Спарта.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний Практикум, ч-поисков.

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

-        сравнивать общественное и государственное устройство Спарты и Афинского государства;

-        описывать образ жизни спартанцев и илотов;

-        высказывать свое суждение по вопросу о воспитании спартанцев

Иллюстрации,

 слайды

41

Греческие колонии.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний Практикум, ч-поисков.

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

- объяснять значение понятий: стратег, фаланга, марафон, триера;

-        раскрыть причины победы греков в Марафонской битве, последствия победы Афин над персами;

-        рассказать о наиболее крупных сражениях

Карта,

иллюстрации

42

Культурное наследие Древней Греции. Олимпийские игры.

1

Применения знаний

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

-        объяснять значение понятий: атлет, Милон, пятиборье, ипподром,

-        раскрывать причины возникновения Олимпийских игр;

-        описывать ход проведения Олимпийских игр;

-        излагать свое мнение по вопросу: об отличиях Олимпийских игр древности от современных

Слайды,

иллюстрации

43

44

Греко-персидские войны

2

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Урок - рассказ

Уметь:

- объяснять значение понятий: стратег, фаланга, марафон, триера;

-        раскрывать причины победы греков в Марафонской битве, последствия победы Афин над персами;

-        рассказывать о наиболее крупных сражениях

Карта,

иллюстрации.

Беседа: Что значит- быть вместе!

Тема III. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии 4

45

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

-        раскрывать роль Афин в истории Древней Греции;

-        описывать условия существования и образ жизни жителей Афин: граждан, переселенцев, женщин, рабов;

Слайды,

иллюстрации

46

Город Афины в V веке до н.э.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, практикум

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

-        составлять описание и объяснять значение памятников Афин: Парфенон, храм богини Ники и др.

Слайды,

иллюстрации

47

Культура Древней Греции: в театре Диониса, образование афинян

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний Практикум, ч-поисков.

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

- объяснять значение понятий: педагог, гимнасия, палестра;

- называтьхарактерные черты образования в Древних Афинах;

- сравнивать воспитание афинских и спартанских мальчиков.

Слайды,

иллюстрации.

Беседа: Обучение в Древней Греции.

48

Афинская демократия в V веке до н.э.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, практикум

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

-        объяснять значение понятий: народное собрание, демократия;

-        называть характерные черты политического устройства Афин;

-        составлять характеристику Перикла

Беседа: Демократическое общество.

Тема IV. Македонские завоевания в IV веке до н.э.

2

49

Возвышение Македонии. Потеря Грецией независимости.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

- раскрывать причины подчинения Эллады Македонии;

-        показывать на исторической карте направление восточного похода Александра Македонского;

Карта,

иллюстрации.

50

Империя Александра Македонского и ее распад. Эллинистический мир.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

-        высказывать суждение и давать оценку деятельности царя Македонии Филиппа и личности Александра Великого

Карта,

иллюстрации.

51

Повторение и обобщение. Культурное наследие Древней Греции.

1

Урок контроля

Уметь:

-        определять значение культурного наследия Древней Греции;

-        описывать исторические объекты и культурные памятники;

-        характеризовать исторические личности Древней Греции

Слайды,

иллюстрации

IV. Древний Рим.

17

Тема I. Рим: от возникновения до установления госпощдства над Италией

3

52

Местоположение, природные условия и население древней Италии.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, практикум

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

-        показывать на карте местоположение Древней Италии;

-        объяснять влияние природных условий и занятия жителей, значение основных понятий;

-        описывать условия жизни древних латинян;

Карта,

иллюстрации

53

Легенды об основании Рима. Религиозные верования в Древнем Риме.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний Практикум, репродукт.

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

-        называть дату освоения Рима;

- излагать легенду об освоении Рима, соотносить содержания легенды с реальными научными знаниями об основании Рима

Слайды,

иллюстрации

54

Республика. Патриции и плебеи.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний Практикум, ч-поисков.

Урок - рассказ

Уметь:

-        объяснять основные понятия и термины;

-        сравнивать управление

в Древнем Риме и Римской республике;

-        характеризовать войско римлян

Слайды,

иллюстрации

Тема II. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

3

55

56

Войны Рима с Карфагеном.

2

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы Практикум

Уметь:

-        характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия;

-        объяснять значение основных понятий;

-        давать характеристику полководцам: Ганнибалу, Сципиону

-        рассказывать о римских завоеваниях в восточной части Средиземноморья;

-        объяснять значение основных понятий;

-        раскрывать последствия, итоги завоеваний Римом восточной части Средиземноморья

Карта,

иллюстрации

57

Рабство в Древнем Риме. Восстание рабов.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы Практикум

Уметь:         объяснять основные понятия;          описывать положение рабов в Древнем Риме;         рассказывать о гладиаторских боях

Карта,

иллюстрации

Тема III. Гражданские войны в Риме

4

58

59

Гражданские войны в Риме. Крупнейшее в древности восстание рабов.

2

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, практикум

Урок - рассказ

Уметь:

-        объяснить основные понятия;

-        раскрывать причины и итоги гражданских войн, суть земельного закона братьев Гракхов;

-        анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов

Карта,

иллюстрации

60

От республики к империи.

1

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника

Уметь:

-        описывать восстание рабов в Риме;

-        раскрывать причины, ход, результат восстания;

-        давать характеристику Спартака;

-        высказывать свое мнение о значении восстания Спартака

Слайды,

иллюстрации

61

Г.Ю. Цезарь. Установление императорской власти.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний Практикум, ч-поисков.

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

-        объяснять основные понятия, суть диктатуры Цезаря;

-        раскрывать причины возвышения Цезаря;

-        анализировать деятельность Цезаря как диктатора Рима;

-        извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы;

-        работать с историческим источником

Слайды,

иллюстрации

Тема IV. Римская империя в первые века нашей эры.

5

62

Римская империя: территория, управление, императоры, соседи Римской империи.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

-        показывать на исторической карте территорию Римской империи;

-        описывать жизнь соседей Римской империи;

-        анализировать деятельность Октавиана и раскрывать особенности его правления

Карта,

иллюстрации

63

Возникновение и распространение христианства

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

-        объяснять значение основных понятий;

-        рассказывать о жизни и деятельности христиан;

-        объяснять суть Христианского учения;

-        сравнивать учение христианства с другими религиями

Слайды,

иллюстрации

64

Расцвет Римской империи. Правление Траяна.

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний, практикум

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

-        объяснять значение основных понятий;

-        анализировать деятельность императора Трояна;

-        сравнивать положение колона и раба;

-        рассказывать о развитии ораторского, строительного искусств;

Слайды,

иллюстрации

65

Культура и быт Древнего Рима

1

Изучение и первич. закрепл. новых знаний,практикум

Рассказ с элементами беседы

Уметь:

-        описывать повседневную жизнь римлян;

-        составлять описание памятников древнеримской культуры: архитектуры, скульптуры;

-        определять роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки

Слайды,

иллюстрации

Тема V. Падение Западной Римской империи  (2часа)

66

Раздел Римской империи на Западную и Восточную.

1

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника

Уметь:         объяснять основные понятия;         характеризовать деятельность Константина; рассказывать о переменах в положении христиан;

Карта,

иллюстрации

67

Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

1

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника

Уметь:  объяснять значение основных понятий;  рассказывать о борьбе римлян с варварами;

-объяснять причины распада Римской империи

Карта,

иллюстрации

68

Культурное, политическое  наследие Древнего Рима

1

Обобщение и систематизация

Уметь:         анализировать культурное, политическое развитие Древнего Рима; описывать основные памятники культуры;

-сравнивать цивилизации Греции и Рима

Слайды,

иллюстрации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно -тематическое планирование1 класс (с плаванием)

данное календарно - тематическое планирование основано  комплексной программе В.И.Ляха,А.А Зданевича включает в себя уроки плавания...

Календарное планирование 5 класс по биологии

материал содеожит развернутое планировыание по биологии 5 класс с указанием УУД  учащихся...

Календарно-тематическое планирование11 класс.

Поурочное планирование по алгебре и началам анализа 11 калсс, 2 часа в неделю...

Календарные планы 5 класс

Календарные планы за 5 класс...

Календарное планирование 2 класс

Календарное планирование в формате Exel...

календарный план. 5 класс

календарно тематическое планирование...

календарный план. 5 класс

календарно тематическое планирование...