Открытый урок по теме: "Начало Великой Отечественной войны" 9 классс
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Михальченко Наталья Михайловна

Урок- объяснение нового материала с элементами лекции, сопровождается презентацией.

В ходе урока используется: проверка домашнего задания- работа с датами, терминами, развернутый ответ на поставленный вопрос;

объяснение нового материала, в котором присутствуют элементы самостоятельной работы учащихся с учебником, работа с тетрадью ( выписать основные дати и понятия), фронтальный опрос, как способ закрепления изученного материала. Для подготовки урока использованы: учебник " История России20 век" А.А. данилов, Л.Г.Косулина, М. Ю. Брандт, " Просвещение", 2008г., энциклопедия для детей " История России 20 век" " Аванта" 1999 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Урок-объяснение нового материала по теме:

                           Начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

                                                        история 9 класс.

Цели:

  1. Дать характеристику государства накануне войны;
  2. Оценить внешнеполитические действия советского руководства;
  3. Отметить роль предвоенных пятилеток в создании экономической базы для обеспечения обороноспособности страны;
  4. Дать характеристику событий начала войны, подвести к пониманию причин поражений Красной Армии в начале ВОВ;
  5. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;
  6. Совершенствовать навык работы над основными понятиями , историческими терминами, исторической картой.

Оборудование: карта Вторая Мировая война: боевые действия на территории СССР, презентация « Начало Великой Отечественной войны»

Оформление доски:

Основные понятия:

пакт, агрессия, денонсация, эшелонированный, Вермахт, блицкриг, «Тайфун»

Число   тема

План урока:

1

2

3

Даты:

                                                      Ход урока:

  • Орг. Момент:
  • Сообщение темы и целей урока:
  • Проверка домашнего задания:

1. Терминологическая разминка:

очаг войны, антикоминтерновский пакт, умиротворение агрессора,театр военных действий, геноцид.

2.Работа с датами:( учитель называет дату- дети событие и наоборот)

  1. март 1938г.- аншлюс Австрии со стороны Германии,

сентябрь 1938г.- Мюнхенский сговор,

1.09.1939г.- нападение Германии на Польшу ( начало Второй Мировой войны),

июнь 1940г.- поражение Франции,

7.12.1941г.- атака японской авиации на бухту Пёрл-Харбор,

1942-1943г.- коренной перелом в ходе Второй Мировой войны,

апрель- май 1945г.- Берлинская операция.

         

  1. Опишите периодизацию Второй Мировой войны.

-Подготовка учащихся к восприятию нового материала:

  1. Давайте вспомним, какие цели преследовал Гитлер, готовясь развязать войну против СССР;
  2. Существует мнение, что Сталин сам готовился нанести удар по Германии. Насколько, по вашему мнению, это было реально для СССР начала 40-х годов?

-Новый материал: (см. презентацию)

( в ходе объяснения материала учащиеся должны делать пометки в тетради и выписывать даты).

( Слайд 1- план урока)

                                                         План:

                                       1.Советско-германские отношения

                                  2.Расширение территории СССР

  1. Готовность СССР к войне
  2. Военные действия 1941 года

-Объяснение нового материала:

                                                    1.

       Давайте еще раз вспомним, какой режим установился в Германии 1933 году?

       Итак, нацисты во главе с Гитлером объявили, что не собираются выполнять статьи Версальского договора в военной области, тогда СССР заключает договор с Францией о взаимопомощи, а через некоторое время советско- чехословакский  договор, имеющий оговорку, что « условия взаимопомощи будут выполняться, если помощь жертве будет оказана со стороны Франции».

В марте 1938 года Германия захватила Австрию, следующей должна была стать Чехословакия. СССР объявил, что помощь будет оказана, даже без содействия Франции. Чехословакия ожидала помощи, но в сентябре1938 года Англия и Франция встретились с Германией и  Италией в Мюнхене, где было принято решение о расчленении Чехословакии и передаче её пограничных районов Германии-( Мюнхенский сговор).

Весной 1939 года Германия оккупировала всю страну. СССР не мог прийти на помощь Праге без согласия Варшавы. После неудачных действий в вопросе Чехословакии, начинается постепенное сближение Советского Союза с Германией.

В этот  период времени Сталин Сосредоточил все внимание на внешней политике и показал себя изощренным и коварным дипломатом. Суть его замыслов сводилась к тому, чтобы втравить Германию в войну с Францией и Англией, а потом, когда они достаточно ослабнут, двинуть в Европу многочисленную армию и разжечь пожар мировой революции.

Летом 1939 года Германия готовилась к нападению на Польшу.

11 августа- в Москве начались переговоры о заключении военного союза между Англией, Францией и СССР. Переговоры зашли в тупик, но Сталин умело использовал этот факт для давления на Гитлера, чтобы заключить с ним сделку на более выгодных условиях.

19 августа Сталин доложил о своих планах на Политбюро, а 21 августа Москва объявила о намерении принять министра иностранных дел Германии- Иоаххима фон Риббентропа.

(! интересный факт: самолет Риббентропа был обстрелян и поврежден советскими войсками ПВО, которых не успели предупредить, но в Берлине на это закрыли глаза, настолько важным было подписать соглашение с СССР.

23 августа 1939 года Риббентропом и Молотовым подписан « Пакт о ненападении», сроком на 10 лет, и секретный протокол о разграничении « сфер интересов»:

                    Германия- Западная Польша, Литва;

                   СССР- Латвия Эстония,Финляндия Бессарабия и районы восточной Польши ( Зап. Украина, Зап Белоруссия).

Обезопасив себя от Советов, Германия напала на Польшу 1 сентября 1939 года- Началась 2 Мировая война.

                                                    2.

Соглашение, подписанное в Москве, не предусматривало ввода советских войск на территории стран, оказавшихся в сфере интересов СССР. Однако 17 сентября 1939 Красная Армия вступила в Польшу под предлогом « оказания украинским и белорусским братьям по крови помощи».

В ноябре 1939 года СССР аннексировал Латвию, Литву, Эстонию, которые стали Советскими республиками.

 В июне 1940 года на территории Румынской Бессарабии была образована Молдавская ССР.

Все эти действия предпринимались Москвой с целью создания « защитного пояса», который позволил бы обезопасить территории  государства от возможного нападения немцев. Кроме того территория государства увеличилась на 200 тыс. км. кв., а население на 12 млн. человек.

 По подписанному секретному протоколу» Финляндия тоже оказалась в  « сфере интересов» СССР.

  • Как развиваются события в отношениях с Этим государством в период ноябрь 1939-март 1940? Прочитать самостоятельно стр.196-197.

1. Почему СССР был заинтересован в перенесении границ?

2. Что такое денонсация? Как вы понимаете « эшелонированная» система укреплений?

3.Почему Советский Союз был исключен из Лиги Наций?

4. Победой какого гос-ва закончились события « зимней войны»?

5. На каких условиях был подписан мирный договор с Финляндией?

6. Какие недостатки Красной Армии были выявлены в ходе этой войны?

                                                               3.

Итак, мы пришли к выводу, что « зимняя война» выявила недостатки армии, но все же Сталин готовился к вступлению в европейскую войну. Выпуск мирной продукции резко сократился. Зато разрабатываются и немедленно запускаются в производство разнообразные образцы военной техники: истребители Лавочкина и Яковлева, штурмовик Илюшина, пикирующий бомбардировщик Петлякова; легкие танки БТ, средние Т-34, тяжелые КВ.

Растет и численность армии.

Из Германии поступали сообщения о готовящемся нападении, разведчик Рихард Зорге  называл и сроки нападения, но Сталин считал что это может произойти не раньше 1942 года, поэтому приказ о приведении войск приграничных округов в боевую готовность был дан лишь в ночь на 22 июня 1941 года. В войска эта директива поступила тогда, когда немецкая авиация  бомбила советские города.

22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны, германская армия обрушилась на советскую землю.

В тот же день объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных, введено военное положение в зап. районах страны.23 июня образована Ставка Главного командования: Сталин, Молотов, Тимошенко, Будённый, Ворошилов, Шапошников, Жуков.

По численности обе армии имели примерно одинаковое количество дивизий и единиц техники.

Военные действия ведуться Германией в соответствии плану « Барбаросса»- «молниеносная война» на трех направлениях « Север», « Центр», « Юг»

Уже через три недели враг продвинулся в глубь государства на 350- 600км, оказались разгромлены все силы первого  эшелона Красной Армии. Однако и со стороны врага были значительные потери людей и техники.

Несмотря на всю трагичность ситуации, Красная Армия смогла не только выстоять но и собрать все силы для перехода в контрнаступление на московском направлении.

  • прочитать стр.202-205.
  • Что такое « Тайфун»? Когда началось генеральное наступление немцев на Москву?
  • Как проходила Московская битва?
  • Когда началось контрнаступление Советских войск?
  • Какое значение имела победа под Москвой?
  • Какая судьба ожидала город Ленинград в случае захвата немцами?
  • Что такое Дорога жизни?
  • В каком году блокада Ленинграда была снята?
  • Почему немцам не удалось захватить Ленинград?

Домашнее задание:

-Подготовить рассказ о Московском сражении и защите Ленинграда

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начало Великой Отечественной войны

Слайд 2

План Советско-германские отношения Расширение территории СССР Готовность СССР к войне Военные действия 1941 года

Слайд 3

Краткое описание событий в Европе Март 1938г.-аннексия Австрии со стороны Германии; Сентябрь 1938г.- « Мюнхенский сговор»( расчленение Чехословакии); Весна 1938г.- Оккупация Чехословакии; 11 августа 1939го- переговоры между СССР, Англией и Францией;

Слайд 4

«Пакт о ненападении»

Слайд 6

Предложение СССР взаимного обмена территориями; Отказ Финляндии; Денонсация договора о ненападении; Ноябрь 1939- февраль «1940г.- боевые действия Территориальные претензии СССР к Финляндии удовлетворены «Зимняя война»

Слайд 7

Основные виды вооружения начала Великой Отечественной войны истребители Лавочкина и Яковлева, штурмовик Илюшина, пикирующий бомбардировщик Петлякова ; легкие танки БТ, средние Т-34, тяжелые КВ

Слайд 8

истребитель Т-34

Слайд 9

Пикирующий Бомбардировщик Петлякова ИС-2

Слайд 10

22 июня 1941 года 4 часа утра- начало Великой Отечественной войны

Слайд 11

Силы сторон

Слайд 12

Битва за Москву

Слайд 13

Оборона Ленинграда

Слайд 14

Домашнее задание: п.28-29; подготовить рассказы о битве за Москву и обороне Ленинграда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие «Чтобы помнили» посвященное Великой Отечественной войне.

Патриотическое воспитанию учащихся. Урок посвящен 70 - летию Великой Отечественной войне. Урок воспоминание с презентацией. ...

Учебно-методическая разработка урока по теме: "Начало Великой Отечественной войны"

Урок предназачен для учащихся 9-х классов. В нем характеризуется начальный период Великой отечественной войны,приводятся примеры мужества и героизма советских воинов,анализируются мероприятия,которые ...

конспект урока по теме "Начало Великой Отечественной войны".

Конспект урока по теме "Начало Великой Отечественной войны" для 9 класса по учебнику А.А.Данилова с опорным конспектом для учащихся и презентацией....

Открытый урок на тему "Начало правления Ивана Грозного.Реформы Избранной Рады"

Цели урока: 1. Дать представление о реформах, проведенных Иваном 4.2. Развивать зрительную и слуховую память посредством использования схем, карты и презентаций, путем их просмотра использования.3. Сп...

Открытый урок на тему "Начало правления Ивана Грозного.Реформы Избранной Рады"

Цели урока: 1. Дать представление о реформах, проведенных Иваном 4.2. Развивать зрительную и слуховую память посредством использования схем, карты и презентаций, путем их просмотра использования.3. Сп...

Урок по теме "Начало Великой Отечественной войны"

Сценарий урока по теме "Начало Великой Отечественной войны"...

Урок по теме "Начало Великорй Отечественной войны"

В данной публикации представлена разработа урока для обучающихся 10 класса "Начало Великой Отечественной войны". В разработке пресутствуют исторические документ, ссылки на видеофрагменты кот...