Открытый урок "Правление Ивана Грозного"
методическая разработка (история, 10 класс) по теме

Открытый урок "Правление Ивана Грозного"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_pravlenie_ivana_groznogo.rar402.06 КБ

Предварительный просмотр:

           Открытый Урок « Правление Ивана Грозного»

План урока

Цель: рассмотреть становления российского

централизованного государства в  XVI b.

Задачи урока

  1. Охарактеризовать личность, взгляды и политику Ивана IV.
  2. Охарактеризовать органы власти централизованного Российского государства, как сословно-представительной монархии.
  3. Показать особенности формирования сословий российского общества в  начале XV – XVI bв..
  4. Проанализировать политику опричнины, ее итоги и последствия, спровоцировавшие кризис государства и общества.

Оборудование

  1. Карта
  2. Портрет Ивана Грозного
  3. Таблица
  4. Карточки задания

а)  схема органов государственного  управления

б)  сословия российского общества

в)  что мы знаем / что мы узнаем нов

г)  список групп

5.  Презентация

Ход урока

Вводное слово учителя.

1.Прежде чем начать разговор о правлении Ивана Грозного давайте заполним первую колонку таблицы.

Что мы знаем о Иване Грозном?

Что нового узнали на уроке?


2.Мало найдется в отечественной истории периодов, которые привлекали бы к себе столь стойкий интерес, как время царствования Ивана Грозного. Пожалуй, только петровское и сталинское правления могут соперничать с этой эпохой популярности. Эпоха Ивана Грозного, кровавая, наполненная блеском лат и звоном боевого оружия, звучащая криками из застенков - какой вызов бросает она ученым. Лучшие историки России пытались дать правильную оценку мрачному и героическому правлению первого русского царя, объяснить причудливое переплетение противоречивых исторических событий, встроить ее в поток русской и европейской истории. Иван IV Васильевич венчался на царствие в 1547г в 16 лет. Опираясь на «Избранную раду» Курбский, Адашев,  Сильвестр и др. Иван IV провел реформы с целью укрепления центральной власти:

  1. Упорядочил систему управления страной
  2. Принял Судебник 1550г.
  3. Провел военную реформу
  4. Сформировал приказную систему
  5. Учредил Земский собор (1549г.)

Сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть все эти преобразования, проводимые в России XVI.

1.Послушаем сообщение о Иване Грозном

(сообщение и презентация  подготовлены учащимся)

2.Рассмотрим систему  управления страной созданной в царствование Ивана Грозного

Работа в группах по карточкам и учебникам.

Царь(государь

Боярская дума

Земский собор

Приказы

Казна                                                                        Дворец

Когда возникли и какие функции выполняли эти органы власти?

3.Беседа учителя. В 1550г. был принят новый судебник («Юрьев день», ограничивал финансовые привилегии монастырей, усилил роль царя в принятии новых законов)

Важные изменения произошли в армии. Ядром армии стали дворянские полки и новые подразделения - стрелецкие полки.

4.  В эпоху создания централизованного государства в русском обществе многое изменилось. У сословий,  существовавших в России были признаки присущие сословиям западного общества (Какие сословия там существовали?) Но были и свои особенности.

Работа в группах. Cоставляем схему «Сословия российского общества XVI»

5.Опричнина (беседа учителя)

Отвечаем на вопросы:

А) что являлось главной целью политики опричнины?

Б) какие результаты имела политика опричнины?

Заполняем вторую часть таблицы

6, Подведение итогов

Что мы знаем о Иване Грозном?

Что нового узнали на уроке?


Карточка 1.

Система управления страной

Царь (государь) 1547 г.

издавал законы, командовал войсками, возглавлял суд

Боярская дума

совещательный орган, обсуждались хозяйственные, дипломатические и  военные вопросы

Земский собор (1549 г.)

-сословно-представительный орган власти

Приказы

новые органы власти, ведавшие конкретными государственными делами

I.

.

1497г. - принят новый судебник - общерусский свод закон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"

Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"...

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.

Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....

Открытый урок на тему "Начало правления Ивана Грозного.Реформы Избранной Рады"

Цели урока: 1. Дать представление о реформах, проведенных Иваном 4.2. Развивать зрительную и слуховую память посредством использования схем, карты и презентаций, путем их просмотра использования.3. Сп...

Открытый урок на тему "Начало правления Ивана Грозного.Реформы Избранной Рады"

Цели урока: 1. Дать представление о реформах, проведенных Иваном 4.2. Развивать зрительную и слуховую память посредством использования схем, карты и презентаций, путем их просмотра использования.3. Сп...

Технологическая карта открытого урока по истории в 6 классе на тему: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»

Технологическая карта открытого урока по истории в 6  классе на тему: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»...

Методическая разработка открытого урока по истории по теме "Правление Ивана Грозного"

Правление Ивана Грозного,годы правления,внешняя и внутренняя политика....