Конспект урока истории в 5 классе по теме: «Вечный город» и его жители.
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

 

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Вечный город и его жители"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vechnyy_gorod_i_ego_zhiteli.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 5 классе  по теме:

«Вечный город» и его жители.

Цель: Познакомить учащихся с условиями жизни в Римской империи,                                                                                   рассказать о строительном искусстве римлян; ознакомить учащихся со знаменитыми памятниками и сооружениями Рима и на их примере с особенностями римской культуры, показать учащимся, что римская культура имела большое значение в развитие человечества.

Оборудование :

для учащихся- учебники, тетради

для учителя– CD Всеобщая история, История Древнего мира, 5 кл., ООО «Кордис & Медиа»,2004 г. 

Ход урока.

  1. Повторение и опрос:

1.Устный опрос.

- Расскажите, что Вы знаете об императоре Нероне и его правлении?

- Кого называли в Риме «Лучший из императоров»? Почему?

      2.  Диктант.- Я зачитаю определения понятий, а Вы –назначения.

 1) Огромное сооружение, в котором зрители наблюдали гладиаторские бои. (Амфитеатр)

2)  Как назывался  союз трёх полководцев в Риме? (Триумвират)

3) Правитель, обладающий неограниченной властью и не обязанного ни перед кем отчитываться в своих действиях. (Диктатор)

4)  Торжественный въезд в Рим полководца – победителя. (Триумф)

5)  Земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет. (Колоны)

6)  Назовите имя раба, который в 74-71 годах до н.э. возглавил восстание рабов. (Спартак)

       

II. Изучение новой темы:

  1. Вводная беседа

- В каком году был основан город Рим? (753 г. до н.э.)

- Как изменилась жизнь в Римской империи во время правления императора Августа?

(Во время правления Августа в Риме прекратились гражданские войны. Это благоприятно отразилось на развитие римской литературы, искусства, культуры.)

  1. Сообщение цели урока. Запись темы в тетрадь.

- Сегодня мы поговорим об условиях жизни в Римской империи, об особенностях строительного искусства римлян, познакомимся со знаменитыми памятниками и сооружениями Рима.

- Какие памятники архитектуры Древнего Рима вам уже известны?

- Римляне прошли многовековой путь развития. Из небольшого поселения в излучине Тибра Рим превратился в столицу Средиземного моря.

      3.  Объяснение новой темы.

1) «Рим - Вечный город» рассказ учителя

        К началу новой эры Римская империя достигла своего наивысшего могущества. Значительно расширялись границы империи, постепенно в неё включались новые и новые народы. Центром этого многоязычного государства был Рим. Его называли «Вечный город», или просто город.

        Римляне всегда предавали особое значение благоустройству своей столицы. Но на рубеже тысячелетий, по приказу императоров лучшие градостроители страны перестраивали римские городские здания, мосты и акведуки – водопроводы.

2) Работа в тетрадях.

Акведук – Это водопровод для снабжения водой населённые пункты. 

         А так же фонтан, водоёмы, бани. Акведуками Рим гордился особо, в столице империи всегда была чистая и свежая вода, которая подавалась в дома граждан 11 акведуками, 2 из которых работают до сих пор.

3) Рим был огромным городом.

И дворцы и хижины строили из кирпича или камня.

- Как Вы думаете, почему до нашего времени сохранилось столько образцов древнеримских сооружений?

Для прочных сооружений Римляне использовали бетон. При сооружении здания на небольшом расстоянии друг от друга выкладывают две тонких стенки из кирпича. Пространство между ними заполняются бетоном – смесью мелких камешков и песка и заливали всё это раствором извести. Через некоторое время раствор затвердевал и стена становилась мощной почти несокрушимой.

-Посмотрите на изображение Храма императора Адриана. Что Вы видите? (Колонны)

- Скажите, а при изучении какого Древнего государства мы встречались с колоннами? (Древняя Греция)

- Или: в каком государстве римляне заимствовали колонна?

Появление в Риме зданий, фасады которых были выражены в греческом стиле.

        Запись определения  в тетради.

Фасад – наружняя сторона здания или сооружения.

4) Дома богатых римлян.

- Вход в дом

- Атрий – внутренний двор в центре дома римлян главное помещение дома.

        Сообщение учащихся.

- Столовые - Церкович К.

- Спальни  -  Ильина В.

- Так же в домах богачей вокруг колоннады располагались особые залы для бесед, библиотеки, картинные галереи и ванные

В каждом доме обязательно была кухня, к ней примыкали пекарня, прачечная, кладовая и амбары, лестницы, ведущие в комнаты рабов.

        Коридор, соединяющий главные помещение дома, обычно выходил в парк, где была потайная калитка.

5) Дома добропорядочных граждан.

6) Дома ремесленников и бедного люда.

        Работа с документом

- У Вас на столе лежит рассказ жителя Древнего Рима об улицах в квартале бедняков. (приложение 1)

Прочитайте его.

Ответьте на вопросы по тексту:

- Какой представилась Вам улица бедного квартала?

- Что значит выражение: «на твоем пути столько смертей, сколько открытых окон»?

- Сколько опасностей подстерегает бедняка на улице?

         Сообщение учащихся.

- Как жили бедные люди.- Виклей В.

7) Термы.

        Проведя день в духовке тесных улиц под палящим солнцем, римляне ходили мыться в термы.

Запись определения  в тетради.

Термы – римские бани.

8) Развлечения римлян.

- Как Вы думаете, почему и богатые, и бедные, все стекались в «Вечный город»?

        И богатые, и бедные стремились в Рим в надежде найти здесь жильё и занятие. Но главное что влекло сюда людей – были многочисленные развлечения.

        В Риме главным местом был форум, который являлся центром культурной жизни.

        По приказу императора Трояна была построена площадь, которая стала называться Форум Трояна. В середине находилась колонна, которая была поставлена в знак победы над даками.

        В честь военных побед площади Рима украшали триумфальными арками, статуями императоров и выдающихся людей государства.

9) Амфитеатр Колизей - ,был самым значительным по размерам и красоте сооружением Рима.

- Для чего он служил?

- Другим (центром) популярным местом развлечений был Большой Цирк, на арене которого так же проходили сражения и устраивались конские бега.

10) Одним из самых важных мест Рима был Пантеон – «Храм всех Богов».

        Это самое значительное сооружение античного мира, был построен по приказу императора Адриана в начале II в н.э.

        Он был возведён из обожженного кирпича в сочетании с бетоном. Вход в храм оформлен в виде древнегреческого портика. Пантеон увенчан куполом, похожим на половину шара. Диаметр – более 43 метра. В центре купола расположено девятиметровое отверстие, т.н. «Око Пантеона», через которое льётся свет.

III. 1) Закрепление материала. Итог урока.

- Какие сооружения Рима времён империи Вы знаете.

- Как устроены жилые дома римлян?

- Какие общественные зрелища в Риме Вам известны?

- Что Римляне подарили миру?

2) Оценивание учащихся.

Домашнее задание параграф 58, составить кроссворд используя новые слова

Приложение 1.

Документ . Житель Древнего Рима об улице в квартале бедняков:

Ранним утром бедняки покидали свои квартирки и выходили на улицу. Вот как описывает один римский житель улицу в квартале бедняков: «Один задел меня локтём, другой толкнул коленом, вот ещё какое-то бревно ударилось о мою голову, а голова стукнулась о кувшин. Мои ноги покрываются жирной  грязью. Со всех сторон меня давят ногами. Здесь толпиться сотня людей, и каждый тащит с собой свою кухонную посуду. Никому не снести такого множества огромных кастрюль и другой утвари, какое нагромождено на голове у этого маленького раба, а он, не сгибаясь, тащит всё это, да и ещё на ходу раздувает огонь в жаровне! В толпе рвётся его платье, и без того уже покрытое заплатами. А вот воз, нагруженный камнем; если ось в нём подломиться и вся эта гора свалиться в толпу, что тогда останется от этих людей… Подумай теперь о разных других опасностях, которые ожидают тебя ночью. Измерь-ка высоту домов, с крыш которых падают черепицы, способные размозжить тебе голову, а из окон верхних этажей валятся битые горшки и разные осколки! Посмотри, какие знаки и трещины оставляют они при падении на мостовой. Нужно быть совершенно равнодушным человеком, не желающим предвидеть никаких случайностей, чтобы пойти ужинать в город, не  составивши предварительно духовного завещания. На твоем пути столько смертей, сколько открытых окон. Все, что ты можешь пожелать, - это чтобы из встречных окон тебя только облили помоями».

  1. Какой представилась Вам улица бедняков?
  2. Что означает выражение: «На твоём пути столько смертей, сколько открытых окон»?
  3. Какие опасности подстерегали бедняка на улице?

Приложение 2.

        Во внутренний дворик выходили двери спален для дневного и ночного отдыха. По старому обычаю эти комнаты были небольших размеров. По старому обычаю эти комнаты были необычных размеров. В спальне не было окон, а дверь чаще всего заменялась портьерой. Перед спальней часто устраивалась маленькая комнатка, где постоянно находился раб. Он помогал хозяину готовиться ко сну и совершать утренний туалет. Кровати помещались в специальном углублении в стене.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 5 классе "Вечный город" и его жители"

Урок построен в форме виртуального путешествия по Древнему Риму....

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).

Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели:  Формирование и развитие у ребят ...

Презентация к уроку истории в 5 классе по теме Вечный город и его жители"

Презентация к уроку истории в 5 классе " Вечный город и его жители" посвящена культуре Древнего Рима....

Конспект урока в 3 классепо теме "Seasons"

Конспект урока в 3 классе по теме "Seasons"...

Конспект урока в 3 классепо теме "In the shop"

Конспект урока в 3 классе по теме "In the shop "...