Китай в средние века
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Надёжкина Марина Юрьевна

Открытый урок по истории средних веков для 7 класса. Тема влючет в себя весь спектр жизни средневекового государства: политическое развитие и формирование государства, экономические реформы и их результаты, религиозное и культурное развитие страны. В разработке представлены задания для опроса домашнего задания. Задания дифференцированные, работы по карточкам, работа с картой. Для удачного проведения урока заранее ученики получают  задания и готовят слайды и подборку материалов. Работа учеников групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_kitay_v_sred_veka.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Китайское государство в средние века.

 Цель: Рассказать о процессе формирования и развития феодальных отношений в Китае после распада рабовладельческого строя. Объяснить особенности и различия феодальных отношений в Китае.

Задачи: Образовательная: Рассказать о хозяйственном развитии средневекового Китая, получить полное представление о сознании единого централизованного Китайского государства, его общественно-политического строя.

              Развивающая: На основе ранее полученных знаний учащихся развить их мыслительную деятельность.

              Воспитательная: Особо подчеркнуть начало возникновения религии, особенности развития церкви.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийная доска, компьютеры.

МПС – география, литература, история Казахстана.

                                                                       

                                                                   Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Проверка знаний уч-ся.

      1 вариант – работа с он-лайн тестом (4 человека);

      Тестовое задание для 7 класса по теме «Феодальный строй в Японии».

  1. Самые крупные феодалы Японии назывались?

А) сёгун;   В) даймё;  С) микадо;  Д) сёэн;   Е) буси.

2.  Кто такой микадо?

А) император;  В)торговец;   С) крестьянин;  Д) ремесленник;  Е) первый министр.

3. Как называется центральный остров Японии?

А) Кюсю;  В) Хоккайдо;  С) Хонсю;  Д) Сикоку;  Е) Хирадо.

4. Как назывались обедневшие самураи?

А) буси;  В) микадо; С) сёэн ;  Д) ронины;  Е) синокосё.

5. Кто из японских сёгунов завершил объединение страны?

А) Хидэёси;  В) Токугава;  С) Нобунага;   Д) Токимаса;  Е) Еритомо.

6. Почему после объединения страны в Японию был запрещён въезд иностранцев?

А) чтобы не распространялись болезни;    В) чтобы не вывозились лучшие японские товары;  С) чтобы Япония осталась непознанной страной;   Д) чтобы сохранилось феодальное общество;   Е) чтобы иностранцы не позаимствовали японские открытия.

7. Какой город Японии был самым богатым в средние века?

А) Осака;  В) Эдо;  С) Киото;   Д) Нара;  Е) Сакам.

2 вариант – указать стрелкой соответствие утверждения и термина;

Задание – указать стрелками соответствие утверждения и термина.

Правил, но не управлял                                            Токугава

Первый министр                                                         Киото

Военные люди                                                           сёгун

Наследственное землевладение                               микадо

Столица средневековой Японии                             сёэн

Династия сёгунов правившая 265 лет                    самурай

3 вариант – устный ответ домашнего параграфа (1 ученик – 1 минута ответа);

4 вариант – работа  с контурной картой на мультимедийной доске;

Задания для контурной карты:

А) указать на карте города, которые в разное время были столицей Японии;

Б) очертить район крестьянского восстания 1428 г.;

В) показать район крестьянского восстания 1532 г.

5 вариант -  вставьте недостающие данные.

   

   В 1568-….. г.г. движение за объединение страны возглавил феодал Ода ……………… За короткое время он подчинил себе центральный остров …………...  А в 1573 г. лишил власти последнего …………. династии Асикага. В 1580 г. ему удалось объединить ……………..  Японии. Самый богатый город Японии ……………… тоже был завоёван им. Дело Нобунаги по объединению страны продолжил его соратник Тоётоми ……………...  Он установил в стране сильную………………..  В 1598 г. после смерти Хидэёси к власти пришёл ………………….  Он завершил объединение страны к ……. г. и получил титул …………….  Сёгуны из династии Токугава правили ……. лет.

Проверка выполнения заданий (все правильные ответы показываются на доске).

3.Объяснение нового материала.

                                            План.

  1. Визитная карточка Китая.
  2. Политическое развитие страны.
  3. Экономика средневекового Китая.
  4. Культурное наследие страны.
  5. Религии Китая.

                                      Основные понятия.

1.Визитная карточка:  Название государства Китай переводится на русский как «срединное государство». Слово происходит от названия племени киданей, которое правило в северной части государства в то время, когда впервые стали налаживаться контакты страны с европейскими государствами. Марко Поло дал стране название Catai, когда путешествовал в Азию. Так стали называть Северный Китай. Южный Китай, завоеванный к тому времени монголами, Марко Поло назвал «южные варвары» (Manji). В английский язык слово Catai вошло как Cathai.

      Сегодня официальное название страны – Китайская народная республика (КНР). Название было изменено в 1949 году с приходом к власти коммунистической партии Китая. Форма правления в стране – социалистическая республика.

      Общая численность населения по данным 2011 года – 1, 5  млрд. чел. Это самая большая численность населения отдельно взятой страны в мире. Основную часть населения составляют этнические китайцы (самоназвание – хань) – около 92% населения. Всего в Китае проживают 56 национальностей.

      Территория Китая  9 596 960 кв. км (по величине территории Китай уступает только России, США и Канаде). Протяженность сухопутной полосы, без учета островов, 18000 км. В состав Китая входят около 5000 островов. Самые крупные острова Китая – Тайвань и Ханань.

      Столица государства – Пекин.

      Официальная денежная единица – юань.

      Государственный язык – китайский, в Гонконге также говорят на английском, а в Макао на португальском. ( мультимедийной доске представлена карта Китая, иллюстрации и основные изобретения – компас, порох, бумага, шёлк, фарфор, символ страны восходящего солнца Великая китайская стена).

2.    Политическое развитие средневекового Китая.  Группа работала во главе с Бойко Никитой. На мультимедийной доске группа представили схему-кластер. В схеме указаны правящие династии и их достижения.  Империя Тан правила в Китае около 300 лет – с 618 по 907 год. Столицей династии был город Чанань (сегодня Сиань). Наиболее блестящим представителем этой династии был преемник Гаодзу – Тайцзун (626-649). В результате ряда войн Тайцзун значительно расширил границы империи. Территория Китая, считая зависимые, вассальные от императора земли, простиралась на севере до Амура и Хингана, на юге – до Индии и Сиама, на востоке – до Кореи (которую Тайцзун также пытался захватить), на западе – почти до Ирана. Громадная империя при Тайцзуне получила черты сложной бюрократической монархии, управлявшейся многочисленными императорскими чиновниками в центре и на местах.

      При Тайцзуне были введены для чиновников специальные знания. Все чиновники были разбиты на девять рангов. Центральное управление окончательно оформилось в виде шесть ведомственных палат или министерств (министерства чинов, налогов, военное, уголовного суда, общественных работ, религиозных церемоний). На местах были назначены губернаторы. Императору удалось превратить в чиновников и местную знать, получавшую благодаря подчинению центру ряд социальных и служебных привилегий.

  3.  Вторая группа работала над темой – экономического развития страны.  При Тайцзуне была произведена поверка прав землевладения, причем значительно был увеличен фон государственных земель, на которых сидели государственные крестьяне, обложенные многими налогами и повинностями. За свой надел крестьяне обязаны были уплачивать налог зерном, налог ремесленными изделиями и, кроме того, выполнять тяжелую государственную барщину от 20 до 50 дней в году. Чиновничья знать получила во владение значительную часть земель, владения отдельных наиболее крупных чиновников превышали в десятки раз владения одной крестьянской семьи.

      Танская империя продолжала сохранять положение крупнейшего государства в Азии и при преемниках Тайцзуна. Среди них особенно выделялась покровительница буддизма императрица Ухоу (689-705). В VII-VIII вв. Китай вел интенсивную внешнюю торговлю с Арабским халифатом, Индией, Сиамом и Аннамом. Но в VIII века обнаружился уже глубокий кризис империи Тан. Крестьяне, задавленные налогами, поборами, всякого рода государственными повинностями, нищали и вынуждены были вести самый жалкий образ жизни. Частые эпидемии на почве голода уносили сотни тысяч крестьянских жизней. Группа предложила не только иллюстрации к теме, но и видеофильм путешествия по государственному пекинскому музею фарфора.

 4.  Китайская культура периода VI-XI вв. была очень хорошо развита. Она значительно превосходила по своему развитию современную ей европейскую культуру во многих отношениях. В Китае практиковалось поливное, частью огородное земледелие. Производство риса, хлопка, чая, шелка-сырца уже тогда являлось основой китайского сельского хозяйства. В Китае добывалось много железа, меди, золота, серебра. Китайское ремесло достигло больших успехов еще в период династии Тан. Китайский фарфор, китайские шелковые и хлопчатобумажные ткани, различные железные и медные изделия составляли вместе с чаем и шелком-сырцом главнейшие предметы китайского экспорта. В Китае в XI века насчитывалось свыше 2 тыс. городов. Некоторые из них, как, например, Кантон и Ханчжоу, имели каждый по одному миллиону жителей.

      У китайцев достигла высокая развития наука. Они уже в глубокой древности знали письменность (иероглифическую), они первыми изобрели писчую бумагу. Китайцы первые же начали практиковать книгопечатание, правда, в простейшей его форме – в форме вырезывания книжного текста на деревянных досках и потом отпечатания его на бумаге. В Китае в начале VIII века зародилась официальная правительственная газета «Столичный вестник», просуществовавшая до начала ХХ века.

      Китайцы изучали математику, астрономию, географию, историю. Им принадлежит изобретение компаса и пороха. В 754 году в Китае была организована Ханьлинская Академия наук, которая является древнейшим в мире научным учреждением общегосударственного масштаба. Китай славился своими летописями. От одной Сунской империи осталось свыше 500 томов летописей. В Китае были большие библиотеки, содержавшие сотни тысяч рукописей. В ряде городов существовали высшие школы, в которых должны были обучаться будущие государственные чиновники. В экзамены на получение звания мандаринов включалось требование знания, кроме науки о государственном управлении, также философии (главным образом в форме конфуцианства) и литературы. Благодаря большому языковому разнообразию Китая, а также в результате интенсивных связей с соседними странами в Китае большое развитие получила филология, составление словарей, изучение грамматических и синтаксических форм.

      Китайская литература уже в раннее средневековье была представлена классическими произведениями. В Танский период особенно выделялись два поэта: Ли Бо (699-762) и Ду Фу (712-770). Первый был автором многочисленных лирических стихотворений, в которых отразил чисто светское, жизнерадостное, эпикурейско-материалистическое мировоззрение. Второй писал более торжественным стилем, перерабатывая в своих поэмах богатый материал народного мифологического и героического эпоса.

      Китай в средние века многое сделал для развития архитектуры и изобразительного искусства. Китайские постройки – дворцы, храмы, башни, городские ворота – отличались меньшей громоздкостью по сравнению с индийскими, легкостью и изяществом отделки. Они создавались из самого разнообразного материала – дерева, мрамора, железа. Их украшениями служили богатая резьба, фарфор, золото. Крыши императорских дворцов и домов городских богачей часто покрывались золотыми листами.

      Высокого развития в средневековом Китае достигла живопись. Помимо прекрасной станковой живописи большое распространение получило искусство рисунка, гравюры, ксилографии, выжигания по дереву и т.п. Каждый предмет домашнего обихода господствующих классов поражал своим художественным выполнением. Различные изделия из фарфора, бронзы, слоновой кости, дерева и камня создали мировую славу искусству и трудолюбию китайских мастеров-ремесленников, тративших на изготовление отдельных художественных предметов часто годы и даже десятки лет своей жизни. Эта группа показала электронную презентацию и словесную иллюстрацию в виде стихов средневекового Китая.

     5. Основные религии Китая – конфуцианство, даосизм и буддизм.

      Конфуцианство возникло в 6-5 вв. до н.э. в Китае. Оригинальное название учения – жу. Основатель учения – Конфуций. Конфуцианство поддерживает культ земли и культ предков, а также принимает Небо в качестве высшего начала. Вершина человеческого развития в конфуцианстве – достижение Дао. Дао представляет собой высшую субстанцию, заменяет собой понятие «Бог». Основной идеей конфуцианства является духовно-социальное самосовершенствование человека. Важными считаются образование, постоянное духовное развитие, почитание традиций  и установленных в обществе правил. Мораль и этика в конфуцианстве первичны, а религия вторична. Конфуцианство рационально и стремится не только указать человеку путь достижения Дао, но и уделяет внимание политике, этике, общественной жизни, стремлению к идеальному устройству общества. Конфуцианство не содержит учения о происхождении человека, но учит тому, каким с точки зрения морали должен быть человек.

Оформление религиозного даосизма произошло во время поздней династии Хань: Чжан Даолин (34 — 156) основал школу Небесных Наставников  и стал её первым патриархом. Во второй половине II века предпосылкой популярности даосизма стало Восстание Жёлтых повязок 184—204: Третий Небесный наставник Чжан Лу смог получить в управление территорию в горах провинции Сычуань, которая стала первым даосским теократическим государством. Даосское государство потерпело поражение от Цао Цао в 215 и прекратило своё существование.

В литературе (включая китайскую) нередко обсуждается возможность заимствований положений даосизма из индийской философии, или наоборот, перенесения даосизма в Индию и основание там буддизма.  Указывается также сходство с китайской философией индийской концепции  безликого Абсолюта, эманация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с которым (уйти от феноменального мира) было целью брахманов. Этот вопрос неоднократно ставился в различных даосских школах. Однако детальное исследование отвергает гипотезу прямого заимствования

Лао-цзы не мог принести в Индию философию, с которой там были знакомы не менее чем за пятьсот лет до его рождения. В своей конкретной практической деятельности даосизм в Китае мало чем напоминал практику брахманизма. На китайской почве рационализм одолевал любую мистику, оттеснял её на периферию общественного сознания, где она только и могла сохраняться. Так случилось и с даосизмом. Хотя в даосском трактате «Чжуан-цзы» (IV—III вв. до н. э.) говорится о том, что жизнь и смерть — понятия относительные, акцент сделан на жизнь и то, как её следует организовать.

В эпоху Тан правительство поощряло даосизм: в 666 г. была официально признана святость автора древнекитайского трактата – канонического сочинения даосизма Лаоцзы (IV-III вв. до н.э.), в первой половине VIII в. учреждена даосская академия. Одновременно усиливались гонения на буддизм и утверждалось неоконфуцианство, которое претендовало на роль единственной идеологии, обосновавшей общественную иерархию и соотносившей ее с понятием личного долга. Группа учащихся продемонстрировала созданный ими видеофильм и представила интересную информацию.

Заключительное слово учителя.

    История средневекового Китая представляет собой калейдоскоп событий: частую смену правящих династий, длительные периоды господства завоевателей, как правило, приходивших с севера и очень скоро растворявшихся среди местного населения, восприняв не только язык и образ жизни, но и классический китайский образец управления страной, оформившийся в танскую и сунскую эпохи. Ни одно государство средневекового Востока не смогло достичь такого уровня управляемости страной и обществом, какой был в Китае. Не последнюю роль в этом сыграла политическая замкнутость страны, а также господствовавшее в среде управленческой элиты идейное убеждение об избранности Срединной империи, естественными вассалами которой являются все прочие державы мира.

Но и китайское общество не было свободно от противоречий. И если побудительными мотивами крестьянских восстаний часто оказывались религиозно-мистические убеждения или национально-освободительные идеалы, они как правило тесно переплетались с требованиями социальной справедливости. Можно сказать, что китайское общество не было таким замкнутым и жестко организованным, как, например, индийское. Предводитель крестьянского восстания в Китае мог стать императором, а простолюдин, выдержавший государственные экзамены на чиновничью должность, мог начать головокружительную карьеру.

Закрепление пройденного материала. Написать пятистишие со словом Китай.

Д/З парг. 26 вопрос 1.

Подведение итогов урока.

КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 акимата города Сарани»

Разработка открытого урока по всемирной истории по теме «Китайское государство в средние века».  7 класс.

                                                                                                                      Подготовила

                                                                                                     учитель истории

                                                                                                     Надёжкина М.Ю..

                                                                 Сарань

                                                                2012 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Китай в Средние века. Презентация к уроку истории в 6 классе.

Данная презентация предназначена для изучения политических, культурных и общественых сфер жизни Средневекового Китая. Презентация разработана на основе УМК Агибалова Е. В., Донской Г. М. "История сред...

Китай в Средние века.

Китай в Средние века....

Китай, Япония, Африка в средние века.

Представлен алгоритм изучения данной темы, задания для самостоятельной работы по группам. Задания  составлены в соответствии с материалом учебника История средних веков, авторы Бойцов М.А., Шукур...

Проверочная работа по истории средних веков 6 класс "Культура Западной Европы в средние века"

Данная проверочная работа позволяет педагогу проверить знания учащихся по главе IX учебника "История средних веков" - "Культура Западной Европы в Средние века"...