Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории.
методическая разработка по истории

Баранова Лариса Владимировна

Материал содержит описание темы, творческие задания для использования на уроках истории и обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания.

В современной педагогической науке разработано несколько технологий, направленных на развитие творческих способностей личности: это "Методика коммунарского воспитания" Иванова Игоря Петровича, "Технология творческого развивающего обучения" Волкова Игоря Павловича, "Теория решения изобретательских задач" Альтшуллера Генриха Сауловича и ряд других. Они направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфические особенности.

Многие технологии сводятся к развитию творческого мышления, как необходимого условия для формирования интеллектуально развитой личности.

Но в процессе обучения истории, немаловажную роль играют и другие виды творчества: литературное, художественное, научное, музыкальное. Эти виды творчества помогают раскрыть индивидуально-личностные качества учащихся.

Научное творчество помогает учителю опираться на имеющийся у детей багаж знаний, умений, навыков, ставить перед ними поисковую творческую задачу, консультировать и использовать в учебном процессе её результаты.

Метод художественного исполнительства организует совместную деятельность учителя и учащихся на основе идейно-эмоционального освоения школьниками эстетических свойств вещей и явлений, овладения художественными средствами выражения своего эстетического понимания, чувствования и отношения к действительности.

Литературное и музыкальное исполнительство на уроках истории проявляется в выразительном изложении мыслей, чтения наизусть, драматизации, декламации, грамотном чтении.

Применение и развитие различных видов творчества в процессе обучения истории углубляет знания учащихся, вызывает интерес к процессу учения.

Для систематизации творческих уроков, заданий необходимо учителю заранее составлять планирование уроков и заданий творческого характера по темам.

Процесс развития творческих способностей на уроках истории должен быть непрерывным, проводиться не от случая к случаю, а систематически. В связи с этим в своей работе я ставлю перед собой следующие задачи для развития творческих способностей учащихся на уроках истории:

1. Использовать в дальнейшей работе педагогические технологии, способствующие творческому развитию учащихся на уроках истории.

2. Создавать условия для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.

3. Содействовать сотрудничеству и сотворчеству ученика и учителя.

4. Способствовать воспитанию общественно-активной, творческой

личности, способной преумножить общественную культуру.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема творческого развития весьма актуальна сегодня. ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки и техники. таким образом, актуальность проблемы творческого развития вытекает из самой жизненной ситуации.

Во-первых, развитие творческих способностей позволяет воспитывать инициативную, думающую, способную на творческих подход в любом деле личность.

Во-вторых, позволяет учащимся осмысливать события и явления на основе исторического анализа.

В-третьих, помогает воспитывать современное историческое сознание, развивать самостоятельное, персонифицированное мышление.

В-четвертых, развитие творческих способностей ведет к формированию интеллектуальной, гармонически развитой личности.

        Предлагаю несколько вариантов использования творческих заданий на уроках истории и обществознания.

Использование литературного творчества.

Написание хайку.

1)  Я был кем-то или чем-то

Я видел кого - то или что-то.

2) Место и действие .

(где и что делал)

3) Определите как?

( примеры текстов написанные учениками)

***

Я был листом

Растущим в лесу , давая пищу

Не желая того.

***

Я был Александром

Совершал походы на Восток.

С победой.

***

Я был облаком

Плывущим над сражением

Мне было страшно.

***

Я был солдатом

Воевал за Родину

Храбро.

Написание синквейнов.

1) Одно слово существительное или местоимение,  обозначающее объект или предмет.

2) Два слова : прилагательное или причастие.

3) Три глагола , обозначающих действия объекта.

4) Фраза из четырех слов , личное отношение автора к предмету.

5) Одно слово. Суть предмета.

( синквейны написанные учениками)

***

Учитель добрый знающий

Учит, воспитывает, помогает,

Старый друг,  лучше новых

Мастер.

   

***

Иван

Грозный ,  неуравновешенный.

Убивает, пытает, казнит.

Как зверь

Беспощадный.

***

Война

Голодная, кровавая

Стреляют, убивают, разрушают.

Нет ничего ужаснее в мире.

Страх.

Использование игровых приемов на уроках , для повторения и закрепления материала.

5 класс. Исторический диктант.

А- первобытное общество

Б - Древний Египет.

Выписать в нужный столбик  цифры, которыми обозначены слова.

1-фараон, 2- дубина, 3-рубило, 4- шадуф, 5- старейшина, 6- Нил, 7- Северо- Восточная Африка, 8- гарпун, 9- племя, 10- оазис, 11- плуг, 12- мотыга.

Проверка:

А: 2, 3, 5, 8. 9, 11, 12,

Б: 1, 4, 6, 7. 10.

"Веришь ,  не веришь?"

1) Верите ли вы , что река Ганг течет в Китае?

2) Верите ли вы , что Греция расположена в Передней Азии?.

3) Верите ли вы , что Буддизм развивался в Индии, а Конфуцианство в Междуречье?

4) Верите ли вы , что железо изобрели персы?

5) Верите ли вы , что шахматы изобрели в Египте?

6) Верите ли вы , что Евфрат течет в Междуречье?

"Аукцион"

Учащимся предлагается записать в столбик слова , которые характеризуют Индию.

На работу дается пять минут времени.

Затем предлагается начальная цена : шесть слов. Кто больше?

Побеждает тот,  кто больше назовет слов.

"Хлопни верно"

Учитель произносит слова относящиеся к определенной теме , учащимся необходимо хлопнуть в ладоши в тот момент когда произносится не верное слово , относящееся к другой теме.

Зевс, Посейдон, Хеопс, Дионис, Солон, Хаммурапи, Аид, Геракл, Гефест.

Тема: Жизнь египетского вельможи

1.        Мини-диктант.

А - первобытное общество                В - Египет

Выписать в нужный столбик цифры:

Фараон1, дубина2, старейшина5, Нил6, Северо-Восточная Африка7, гарпун8, племя9, оазис10, плуг11, мотыга12.

Проверка:

А - 2, 3, 5, 8, 9, 11, 12.

В - 1, 4, 6, 7, 10.        

2.        Какой век?

А) 113 год -     , 16 год -     , 1431 год -     , 988 год -     , 705 год -    

Б) 215 год -     , 22 год -     , 1817 год -     , 875 год -     , 1114 год -    

Тема: Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1.        Вспомни слова.

ил                                фараон

оазис                        пороги

гарпун                        рубило

род                        племя

Геродот                история

2.        О чем (ком) идет речь.

А) Собрав сородичей и всех друзей

Решил он с ними поживиться.

Чужое племя он ограбил побыстрей

И с ними после боя поделился

                                   (вождь)

Б) Это предки всех слонов,

Но огромнее, лохмаче.

Для охотников, тем паче,

Нет желаннее добычи.

                                        (мамонт)

В) Он был царем,

Потом завоевал Египет.

И стал хозяином корон,

Повелевать стал всеми… (фараон)

6 класс.

Тема "Понятие средние века"

1) Вспомни из ранее изученного , что означают эти слова?

Нил, гарпун, фараон, ил, Ра, история, Геродот, Гомер.

2) определи век.

678 год-?

1132 год - ?

876 год - ?

1567 год -?

Тема : " Образование государств во Франции, Германии, Италии"

"Оком , о чем речь?"

1) Он стал первым носителем титула король. Был высокого роста, в своей жизни совершил более пятидесяти военных походов?

( Карл Великий)

2) Это первый закон франков, в данном законе отразились традиции франков?

( Солическая Правда)

3) Как называли владельца крупного земельного надела?

( феодал)

4) Распад  некогда единого государства на более мелкие территории?

(феодальная раздробленность)

5) Война происходящая в нутрии государства ?

( междоусобная)

Русь древняя и средневековая.

Что за слово?

Кирюф ( Рюрик)

Тыйба  (Батый)

Дора ( Орда)

Зьняк (князь)

Озвучь картину.

 

***

Настал долгожданный день. Дул тихий ветерок.  Лаяли собаки, нервно потряхивая шерстью. Гудела толпа возле ветхого дома. Важно ходили куры , вторили ветру птицы. Сквозь ржание лошади были слышны прощальные слова : " За все заплачено. Пора в дорогу."

1 пара- дул тихий ветер.

2пара- лаяли собаки

3 пара - голоса кур.

4 пара - голоса птиц.

5 пара - ржание лошади.

6 пара - крестьянин.



Предварительный просмотр:

« Альманах мировой науки» (Педагогические науки)

Баранова Лариса Владимировна

«Воспитание уважительного отношения к семье, семейным ценностям, как одно из приоритетных направлений в учебно- воспитательной работе школы.»

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная

 школа п. Малиновский»

г.п. Малиновский.

 В современном обществе очень сильно изменилось отношение к семье. Все больше женщин воспитывают детей без мужского участия, мужчины не торопятся брать на себя ответственность за семейный быт. Многие молодые люди предпочитают поддерживать связи на уровне интимно- дружеских отношений, пренебрегая существующими устоями.  Многие социологические исследования показывают, как изменилось отношение к семье. Появились однополые семьи, семьи, состоящие из одного родителя. Все это наводит на вопрос: « А нужна ли семья современному человеку?», почему он, так старательно старается нарушить сложившиеся за многие тысячелетия устои.  Для более успешного формирования семейных ценностей, в школе  проводится работа по созданию системного подхода в воспитательном и образовательном процессе. Социальным партнером в данном направлении выступают: детский сад, отделения культуры и спорта, Совет Ветеранов, церковный приход. Совместные мероприятия, позволяют проводить работу не только с учащимися, но и с родительской общественностью. В рамках реализации Программы духовно- нравственного развития и воспитания в начальной школе запланировано проведение классных часов: « Моя семья и ее традиции»; « История моей семьи»; « Мои семейные реликвии». Проведение творческих и спортивных мероприятий : « Национальности в моей семье»; « Мама, папа, Я- спортивная семья.»; « Семейное древо». Беседы о семейных ценностях проходят в рамках изучаемого предмета   «Социокультурные истоки». В среднем звене проведение  совместных круглых столов с учащимися и родителями «Встреча трех поколений»,

« Основы семейных ценностей». Введение курсов: « Азбука семьи»,  «Родословная моей семьи». Для учащихся 10-11 классов введение лектория :

 «Этика и психология семейной жизни». Ежегодно в школе проводятся конкурсы исследовательских и проектных работ , где одной из задач является формирование уважительного отношения к семье, ее традициям и семейным ценностям. Темы проектов за несколько лет: « Моя мама самая лучшая»,  «Семейные традиции», «История моей семьи», « Мой папа самый …» . Педагоги школы выступают на региональных конкурсах :  «Семья- основа государства», «За нравственный подвиг учителя», с проектами своих работ по воспитанию семейных ценностей. Традиционными становятся мероприятия, проводимые совместно с родительской общественностью и социальными партнерами в рамках празднования «Дня матери», « Дня любви и верности», фестиваль  «Дружная семейка». Совместно с учителями предметниками рассматриваются варианты работы в данном направлении на уроках литературы, истории, обществознания. На уроках истории в рамках изучения культуры и быта рассматриваются вопросы формирования семейных традиций: « Владимир Мономах «Поучение к детям», « Петр первый . Домострой», на уроках обществознания  при изучении социальной и правовой  общественных сфер. Данная система работы , позволяет изменить отношение к семье не только у обучающихся, но и у родителей. Позволяет  сократить процент детско- родительских конфликтов.

Список литературы:

1.Гребенников И. В. Основы семейной жизни// учеб. пособие. М.  Просвещение, 1991.45-49.стр 2

2.Шнейдер Л. Б. Семейная психология://учеб. пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — М., изд. 3-е.2003.



Предварительный просмотр:

Альманах мировой науки (Педагогические науки)

                                                               Баранова Лариса Владимировна

Формирование положительной мотивация на уроках истории и обществознания.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»

поселок Малиновский.

Обучение процесс сложный и интересный. Чтобы в рамках урока процесс обучения выглядел увлекательно и полезно необходимо мотивировать обучающихся. Важно  использовать способы, методы и формы обучения, позволяющие обучающемуся быть заинтересованными в процессе познания. Процесс мотивации можно разделить на несколько этапов: первичная, основная, заключительная. Первичная мотивация позволяет настроить  обучающихся на урок. Это может быть оригинальное начало урока: класс становится «Детективным агентством»  получает задание и в процессе урока добивается результатов расследования. Может быть предложена загадка, или кроссворд из основных тем урока позволяющий в течении урока ориентировать обучающихся на конечный результат. Учитель может обозначить «приз» - это не только оценка, но и медаль, сертификат, вручаемый в конце урока за качественно выполненную работу.

Более важная часть это основная мотивация, которая помогает усвоить новую тему.  Для изучения нового материала можно предложить учащимся ролевую игру « Пишем историческую книгу», или « Исторический альманах». Для качественного получения знаний одним из условий мотивации могут быть разноуровневые задания, позволяющие обучающимся на доступном уровне получить необходимые знания, умения, навыки.

В ходу урока учащиеся могут  выполнять задания по определённому  алгоритму, указанному в рабочих листах. Каждое задание оценивается определенным баллом, позволяющим обучающему контролировать свою оценку за работу, понимая, что набранные баллы составят итоговую оценку за урок.  Основная часть урока может содержать элементы дискуссии, мозговой штурм, групповую работу. Работа по группам и в парах позволяет повысить самооценку обучающихся,  развивает чувство сотоварищества. Обучающиеся не только совместно обсуждают выполняемые задания, но учатся слушать и оценивать ответы своих товарищей. В старших классах  проблемные методы позволяют создать атмосферу заинтересованности, увлеченности. Способствуют лучшему усвоению материала, поиск решения проблемы мотивирует обучающихся к самореализации.

Важной считается и заключительная мотивация. Каждый обучающийся должен быть оценен учителем, чтобы ребенок был мотивирован на дальнейшие уроки. В конце урока подводя итоги можно использовать оценку товарищей: Чей ответ вам понравился? Кто из товарищей лучше справился с заданием? Кто является самым ответственным? Вопросы к классу выдвигаемые педагогом должны быть положительные, обязательно нужно найти мотив для оценки каждого обучающегося, для одних это может быть положительная оценка, для других смайлик, сертификат успешности, медали: «Лучшему на уроке», « За активную работу», « За взаимовыручку»  Можно предложить цветовую оценку за выполнение задания, работу на уроке, когда обучающиеся при помощи цветовых жетонов оценивают работу товарищей. Каждый цвет обозначает определенную оценку. Оценка урока тоже мотивационна, для учителя важно, что запомнилось на уроке, поэтому в конце урока можно « украсить дерево», разместив листики с пожеланиями или оценкой урока, разместить смайлики на «лестнице успеха».

Таким образом, мотивация  позволяет не только привлечь внимание  обучающихся к уроку, но  и являться стимулом для новых поисков учителя.

Мотивационные элементы позволяют оценивать каждого обучающегося индивидуально, сделать уроки интересными и  психологически комфортными.

Список используемой литературы:



Предварительный просмотр:

Альманах мировой науки. ( Педагогические науки)                               Баранова Лариса Владимировна

Развитие исторического мышления школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»

п. Малиновский.

Историческое мышление – это умение обучающихся анализировать события, находить связь между ними , устанавливать  закономерности.  Сегодня очень важно научить, обучающихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа,  их уникальности и органической принадлежности к единому потоку исторического движения, творчески применять исторические знания.  Развитие исторического мышления школьников позволяет формировать понимание исторического прошлого в связи с тенденцией современного исторического сознания. В современном информационном обществе легко можно найти необходимую информацию, но  методы поиска должны сочетаться с правильно построенной планомерной работой учителя направленной на развитие исторического мышления, умения обучающихся самостоятельно делать выводы и открытия. Возможно проведение уроков в не классного кабинета ,  а например в  музее, на улицах города, поселка, в образовательных центрах.  Важно дать ученику возможность самому определить историческую ценность того или иного события или явления.  Уроки могут иметь дискуссионный и проектный характер. Обсуждение исторического события в дискуссионной форме позволяет  дать оценку историческому событию более полно, иногда дети делают интересные выводы и предположения, в ходе проекта  выполняется много комбинаций, которые помогают ученику отработать  методы поиска, переработать информацию, апробировать или спрогнозировать результат.  В исторической науке много методик позволяющих учащимся развивать историческое мышление. Это задания на анализ и синтез , сравнение и обобщение. Интересны задания для развития вербального  исторического воображения, например: составьте , предложения используя слова:  быт, нравы, культура; раб, хозяйство, цивилизация.   Использование на уроке проблемных заданий позволяет учителю не только развивать историческое мышление, но и дать возможность ученикам рассуждать, предполагать и выводить собственные гипотезы. Например  школьникам можно  предложить задание: природно- климатические условия Древней Греции были крайне неблагоприятными факторами для развития земледелия в этой стране. Зато Греция была достаточно обеспечена полезными ископаемыми – сырьем для ремесленного производства. Между тем сельское хозяйственный труд ценился в Греции выше , чем все остальные виды деятельности. Объясните это противоречие. Использование тестовых заданий позволяет учителю диагностировать мыслительные операции школьников: исключите лишнее слово: Рим, Вавилон, Карфаген, Иерусалим; выберите два слова , имеющих самое прямое отношение к главному слову: воин- перс, оружие, мужчина, конь, корабль.  В процессе преподавания истории учителю важно оценить интерес учащихся к предмету, это можно сделать при помощи мониторинга,  и творческих заданий : ученикам предлагается высказать свои ассоциации со словом история - это….; на каком месте среди предметов , изучающийся в этом учебном году , у тебя стоит история?; какие темы по истории тебе запомнились больше всего?; что ты можешь предложить, чтобы в новой четверти  изучении истории сделать более интересными? В рамках реализации ФГОС развитие исторического мышления строится на работе учителя по развитию универсальных учебных действий.  Умение ученика рассуждать, практически применять полученные знания позволяет учителю разнообразить формы и методы работы. Сам педагог должен владеть современными технологиями обучения и воспитания, уметь моделировать урок  с учетом сложности или доступности  изучаемой темы. Мастерство учителя во многом определяется творчеством педагога, его умением изобретать, предлагать,  оценивать. Учитель всегда находится в творческом поиске, притягивая  ученика своей деятельностью. Развитие  исторического мышления  позволяет воспитать  у обучающихся ,  гражданскую позицию и толерантное отношение ко всем событиям исторического процесса.

Список литературы:

Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. Методические рекомендации учителю истории/ Москва. Владос, 2013 .

А.В. Миронов. Как построить урок в соответствии ФГОС./Волгоград. Издательство : Учитель, 2013.

Т. Черкашина.  Активизация  познавательной деятельности учащихся./Волгоград.Издательство:Учитель,2012.



Предварительный просмотр:

Альманах мировой науки ( Педагогические науки)

                                                               Баранова Лариса Владимировна

Использование методов рефлексии на уроках истории и обществознания.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»

поселок Малиновский.

Рефлексия является одним из методов внутреннего контроля на уроке. Она может проводиться как вначале урока ( начальная ), в  середине урока

 ( обобщающая), так и в конце ( итоговая). Для учителя и ученика всегда важно начало урока,  с каким настроением дети готовы воспринимать материал ,  как настроены на работу. Рефлексия в начале урока помогает эмоционально разгрузить ребенка, позволяет ему просто улыбнуться.  Рефлексия эмоционального состояния может использоваться вначале урока: перед учащимися три воздушных шарика( это могут быть гелиевые шарики  или шарики на интерактивной доске , все зависит от фантазии учителя)цвет шариков может выбираться учителем самостоятельно, важна характеристика цвета. В нашем случае  представлены шарики синего, красного, зеленого цвета. Учитель предлагает внимательно посмотреть на шарики и  мысленно выбрать цвет шарика,  который соответствует настроению ребенка. Затем учитель проводит характеристику шариков: « Ребята , кто выбрал шарик красного цвета вас сегодня на уроке ждут звездные победы( если это интерактивная доска то учитель может нажать на шарик и на экране появится звездный салют), тех кто выбрал шарик синего цвета ждет фонтан отличных оценок, а тех кто выбрал шарик зеленого цвета ждет невероятный успех ( на уроке появляется дерево успеха). В данном случае ребята настроены на положительную работу в период всего урока, причем конец урока должен подтвердить успешность детей, иначе интерес к данному типу заданий у учащихся пропадёт. Метод рефлексии можно использовать в конце изучения блока тем, раздела,  курса. Использовать можно различные варианты вопросов:

  1. Какие темы Вам понравились в данном разделе, курсе?
  2. Кто из исторических персоналий Вам больше запомнился. Почему?
  3. Что для Вас стало открытием в данном разделе, курсе?
  4. Какое  историческое событие вызвало у Вас  удивление?
  5. Как вы оцениваете свою работу при изучении данного курса или раздела, оценив свою деятельность по десяти бальной шкале?
  6. Как вы оцениваете деятельность учителя при изучении данного курса, темы , используйте для оценки десяти бальную шкалу?
  7. Какие  формы урока Вам больше нравятся ( уроки- диспуты, уроки КВН,  групповая работа, уроки – практикумы, уроки семинары, лекции?)

Учитель в запасе всегда должен держать маленький сюрприз. Когда необходимо подбодрить детей , сплотить их, очень помогает метод «Дерево успеха»,  я предпочитаю срезанное сухое дерево поставленное на крестовину. Его легко можно использовать на любом уроке как истории , так и обществознания. В запасе необходимо держать несколько цветов атласной ленточки, которую легко можно разрезать по количеству учащихся, выбрав определенный цвет ( можно использовать вариант цвета используемый в приеме «Воздушные шарики), предложить детям завязать ленточки на «Дереве успеха». Методы рефлексии всегда работают если учитель стремится настроить учеников на успех и качественное восприятие материала.

Список литературы:

Заир С.И., Муштавинская И.В.// Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011, с.85-86.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// М.: Просвещение, 2009



Предварительный просмотр:

Сборник научных трудов (РИНЦ) ( Педагогические науки)                                   

                                                                                          Баранова Лариса Владимировна

Формирование универсальных учебных действий обучающихся при работе с учебником истории.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»

п. Малиновский.

Используя современные  методы обучения  нельзя игнорировать приемы и формы работы, которые практически отработаны несколькими поколениями педагогов. Современные компьютерные технологии немного отодвинули возможности использования учебника в качестве пособия для развития памяти, самоанализа, синтеза учебного материала. На самом деле  ряд заданий в ОГЭ и ЕГЭ содержат работу с текстовым материалом.  Работа с учебником позволяет производить зрительно- слуховой анализ  учебного материала, учит выразительному чтению,  смысловому пониманию исторических текстов. Важно научить ребенка пользоваться учебником, выработать план усвоения и реализации посредством учебного материала полученной информации. Универсальные учебные  действия полученные при работе с учебником истории могут использоваться учениками и на других уроках . Но ученик всегда должен знать цель своей работы и видеть конечный результат , причем имеющий оценку. Учащихся необходимо познакомить с «Памяткой по работе с учебником»: 1. Прочитайте весь параграф, составьте целостное представление об описанных в нем событиях, явлениях. 2.Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации.

3. Обратите особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи. 4. Составьте развернутый план, он облегчит подготовку домашнего задания. 5. Постарайтесь связать с материалом параграфа то, что увидели и услышали на уроке, что записали в тетради. 6. Вспомните, что вы читали по изучаемой теме, что видели в музее, в кинофильмах. 7. В случае необходимости просмотрите параграфы, изученные ранее. 8. Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал вас, обратись к словарю, энциклопедии. 9. Проверьте, знаете ли вы материал темы, перескажите его, сначала пользуясь планом, потом без него. 10. Подготовьте ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа. 11.Выполните задания, предложенные учителем.

Учителем может составляться «Карта» по работе с текстом учебника по определенной теме. Где указываются вопросы к тексту и балл, который ученик получит,  правильно выполнив  каждое задание и все задания в целом.  Рассказ учителя может сочетаться с работой по учебнику учащихся. Работа по группам весьма актуальна при работе с учебным материалом , такая форма позволяет воспитывать умения работать в коллективе,  быть внимательным к рассказу своих  коллег , высказывать свое мнение и дополнять мнение товарищей.  Сейчас в учебниках истории приводятся  очень разнообразные задания,  которые учитель может брать за основу работы на уроке. Работа с документами,  представленными в учебниках,   позволяет учащимся расширить представление об исторических событиях. Работа с иллюстрациями позволяет работать в формате эссе, мини- сочинений, использовать задания «Озвучь картину», «Опиши картину используя исторические понятия». Весьма полезно в любом классе задание « Озаглавь  части текста», « Составь тезисы  к тексту», такие задания позволяют учащимся анализировать учебный материал, видеть его тонкости. Разнообразные варианты  заданий в форме таблиц позволяют анализировать учебный материал, учат выделять главные смысловые аспекты исторических моментов.   Важным мотивом безупречной работы с учебником может стать задание  : подтвердить рассказ учителя примерами из текста учебника. Полезна и словарная работа  выполненная учащимися по учебнику: выписать новые термины, новые даты. Весьма интересна методика работы с текстом: « Мудрые совы»: учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:  Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.  Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.  Работа с учебником развивает речь, память, учит логическому мышлению.

Список используемой литературы:

1.Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова « Методические рекомендации учителю истории». М.,2012.106 с.

2. .Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова «Методика преподавания истории в школе».М.2012.89с.



Предварительный просмотр:

- «Альманах мировой науки» ( Педагогические науки)

Баранова Л.В.

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, как одно из эффективных средств повышения качества образования в рамках реализации ФГОС.

-Муниципальное бюджетное

 общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная

 школа» поселка Малиновский.

 В рамках реализации новых идей в образовании важно сохранить степень индивидуализации в подходах  к обучению ребенка,  правильно оценить  степень его готовности воспринимать знания, обобщать их, сохранить устойчивый интерес к предмету и в целом к процессу обучения. Большую роль здесь играют  индивидуальные образовательные маршруты . Индивидуальный образовательный маршрут может выстраиваться совместно учителем и родителями  на учебный год, а может быть выстроен учителем для каждого урока и конкретного ученика. Если мы ведем речь об индивидуальном образовательном маршруте ученика на учебный год, то здесь важно как учителю, так и родителю определиться: Что хочет ребенок? Где он готов себя проявить? Зачем ему это нужно и для чего? Индивидуальный образовательный маршрут может включать:  профильные предметы, элективные курсы, занятия с репетиром, кружки и спортивные секции, посещение клубов по интересам.  Индивидуальный образовательный маршрут может включать в себя мероприятия внеурочной деятельности ( участие в конкурса и концертах, спортивных соревнованиях).   Правильно составленный  индивидуальный образовательный маршрут ставит  определённую планку перед учащимся и позволяет достигнуть определённого  уровня. Важно обозначить цель индивидуального образовательного маршрута ,  правильно  сбалансировать нагрузку ученика.  Для каждого ученика оформляется маршрутный лист, где указывается время посещения занятий, количество часов,  результаты работы, подпись преподавателя.  Учитель предметник на уроке может использовать методику составления индивидуального образовательного маршрута  в рамках урока. Это позволяет отследить уровень   обученности каждого учащегося , выявить пробелы и наметить пути их реализации. Для  изучения темы урока учитель заранее готовит маршрутные листы, учитывая индивидуальные особенности ученика. На маршрутных листах выстраивается траектория изучения темы, указываются баллы за правильно выполнение задание. Учащихся в ходе выполнения задания анализирует свою деятельность и выставляет баллы за работу. Учитель,  проверяя работу ученика , оценивает правильность выполненных заданий, корректирует баллы проставленные учеником. Разработанная таким образом маршрутная карта самостоятельной работы ученика выполняет две функции: - Служит моделью процесса изучения конкретного модуля, отражая цели и последовательность работы, особенности технологии обучения, результаты, которые должны быть, достигнуты; формы их текущего контроля и итоговой проверки. - Является основой для организации индивидуального образовательного маршрута ученика, предоставляя ему возможность в системе воспринимать все особенности работы с данным модулем. Таким образом , индивидуальный образовательный маршрут учащегося является стимулом успешности и продвинутости ученика на каждой ступени образования.

Список литературы:

1.Декина, Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. - 2004. - №6. - С.46-47.

2.Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. - 2008. - №3. - С.53-58.

3.Зубарева, Е. Обучение по индивидуальным учебным планам / Е.Зубарева, Т. Кузнецова, О. Аникеева// Народное образование. - 2006. - №5. - С.91-98.

4.Зубарева, Е. Школьное расписание…для каждого ученика / Е. Зубарева //Народное образование. - 2009. - №4. - С.205-208.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории

В презентации отражена работа учителя истории по развитию творческих способностей школьников....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории. Представленная статья дает представление о том, как организовать работу учащихся на уроках истории, чтобы в процессе выполнения заданий шло...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории

Представлена система деятельности по развитию творческих способностей учащихся через внедрение игровых технологий...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод...

Проектная технология как эффективный метод развития творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС ООО.

Для меня как учителя истории и обществознания в моей работе самое главное это, как ученик размышляет, сопоставляет, анализирует, критически относится к историческим, социальным фактам и событиям. Для ...

« Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания»

      Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях с...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания.

В современной педагогической науке разработано несколько технологий, направленных на развитие творческих способностей личности: это "Методика коммунарского воспитания" Иванова Игоря Петрович...